УДК 378.961.3/.4 : 378.14
ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ С IV НА V КУРС
Доценты В. В. Ермаков, В. Н. Додонов и Г. Н. Соболевский
ф * ь •
Санитарно-гигиенический факультет I Московского ордена Ленина медицинского1
института им. И. М. Сеченова
В нашем институте уделяется постоянное внимание улучшению качества практического обучения студентов, разрабатываются новые формы и совершенствуются методы производственной практики.
Ввиду того что в течение многих лет после окончания IV курса студенты нашего института в отличие от студентов некоторых других медицинских институтов проходят комплексную клинико-гигиеническую практику, представляющую наибольшую сложность, мы считаем возможным поделиться опытом, накопившимся за время ее проведения.
Что характерно для этой практики? Прежде всего то, что студенты в процессе ее закрепляют знания, полученные при изучении клинических, теоретических и гигиенических дисциплин на предшествующих курсах, углубляют и совершенствуют приемы и методы самостоятельного обследования больных. Одновременно они проводят самостоятельную работу по текущему санитарному надзору в пределах тех разделов гигиенических дисциплин, которые были пройдены ими на предыдущих курсах.
Для руководства студентами на местах основные клинические кафедры (терапевтические, хирургические, акушерства и гинекологии) выделяют ежегодно ассистентов, освобождая их от выполнения непосредственных обязанностей с 27/У по 2/УШ. С марта по май деканат обычно проводит с ними несколько совещаний для обсуждения вопросов работы на базах. Особое внимание обращается на необходимость систематической проверки студентов, оказание практической помощи лечебным учреждениям в их повседневной деятельности.
Одно совещание с ассистентами-клиницистами проводится совместно с кафедрами коммунальной гигиены и гигиены питания; здесь даются организационные и методические указания по вопросам, связанным с выполнением студентами индивидуальных заданий по гигиеническим дисциплинам.
В марте—апреле ассистенты предварительно обследуют больнич-но-поликлинические объединения, знакомятся с постановкой в них лечебного дела, с условиями бытового устройства студентов (жилище, питание). К середине апреля отдел производственной практики обычно имеет уже полную характеристику всех баз (данные о количестве коек, сведения о кадровом врачебном составе, об изменениях в течение года и т. д.). Повторно обследуют базы ассистенты в конце мая, когда в больницах проводятся производственные совещания с врачебным составом. " 11
Следует заметить, что подготовку руководителей практики из врачей на местах, вернее, повышение их квалификации, институт осуществляет, организуя для этого ежегодные декадники, а также предоставляя этим врачам рабочие места в своих клиниках и лабораториях. Важное значение имеет и лекционная консультативная работа сотрудников института в тех учреждениях, где студенты проходят производственную практику. • :: .
Производственную практику студенты обязаны проходить в лечебных учреждениях, прикрепленных к институту; прохождение практики по месту их жительства разрешается только в исключительных случаях. В связи с этим распределение студентов-практикантов явля-
6* 83
ется очень трудным делом. Деканату и отделу производственной практики приходится вести большую разъяснительную работу среди студентов, и в этом серьезную помощь оказывают студенческие партийные, профсоюзные и комсомольские организации.
Все студенты, отъезжающие на практику, обеспечиваются необходимой литературой и инструктивно-методическими материалами. Продолжительность производственной практики в соответствии с учебным планом 8 недель (48 рабочих дней); начинается она с 6/У1 и заканчивается 31/УП. Студенты работают в качестве субординаторов: по терапии — 3 недели, по хирургии — 3 недели и по акушерству (родильный дом и женская консультация) — 2 недели.
Практические занятия студентов по клиническим дисциплинам складываются из ежедневной работы в стационаре и в соответствующих кабинетах поликлиники (консультации) и в известной мере в оказании внебольничной помощи (помощи на дому). Кроме того, они во время практики несут дежурства в стационаре по терапии, хирургии и акушерству в качестве помощника дежурного врача.
Работая на правах субординаторов, каждый студент выполняет все обязанности, предусмотренные программой производственной практики, принимает участие в оказании первой помощи больным с острыми терапевтическими и хирургическими заболеваниями, в родильном доме наблюдает патологические роды, учится, как производить кесарево сечение, накладывать шипцы и т. д. Кроме того, практиканты работают и непосредственно на производстве, проводят «Дни здоровья», повседневно организуют санитарное просвещение наседения ,и т. п.
Гигиенический раздел практики включает в себя выполнение студентами индивидуальных заданий по коммунальной гигиене и гигиене питания. В частности, студент должен дать санитарно-гигиеничес-кую. оценку больницы, в которой он проходит практику, и провести санитарное обследование системы ее водоснабжения, внести предложения по устранению обнаруженных недочетов (если таковые встретятся).
Что касается гигиены питания, то студенты обязаны дать санитарно-гигиеническую оценку пищевого блока лечебного учреждения, оценить питание больных в больнице и в особенности рацион курируемого больного. Санитарно-гигиеническая оценка пищевого блока является обязательной в каждом индивидуальном задании. Каждому практиканту для выполнения индивидуальных заданий по коммунальной гигиене и гигиене питания выдаются оценочные таблицы и схемы са-
-
дштарного обследования перечисленных выше объектов.
Проходя производственную практику, студенты, помимо лечебной д санитарно-гигиенической работы, участвуют также в профилактических мероприятиях, совещаниях, научных и клинико-анатомических конференциях, проводимых больницами.
Понятно, что ассистенты-руководители, практики, являющиеся клиницистами, не могут квалифицированно обеспечить консультацию студентов по гигиеническим дисциплинам. Поэтому к ним для организационно-методического руководства производственной практикой по вопросам гигиены прикрепляются ассистенты и доценты кафедр гигиены питания и коммунальной гигиены; они дважды выезжают на соответствующие базы, первый раз в начале практики и второй — в середине ее. Следует заметить, что при составлении календарного плана практики мы обычно раньше выделяли фиксированные дни для выполнения заданий по коммунальной гигиене и гигиене питания. Однако часть студентов использовала их как дополнительные выходные дни,', поэтому мы вынуждены были отказаться от этого. Отдельным студентам — членам студенческих научных кружков — по рекомендации кафедры предоставляется возможность выполнять индивидуаль-• ^
ные задания; об этом заранее ставятся в известность ассистенты-руководители практики. Все индивидуальные задания по коммунальной гигиене и гигиене питания после окончания производственной практики передаются для проверки и оценки на профильные кафедры.
По опыту прошлого студенты, получившие неудовлетворительную оценку за выполнение индивидуальных заданий по гигиене питания, представляли очень краткие описания пищевого блока больницы, без критических замечаний и предложений. Гигиеническая оценка питания больного не содержала рекомендаций и отличалась конспективностью. Таких студентов заставляли переделывать индивидуальные задания в период работы на семестре.
Производственная практика студентов оценивается нами по пятибалльной системе с учетом оценок, полученных ими за клиническую и гигиеническую практику. Знания студентов по гигиеническим дисциплинам оценивались в прошлые годы только по отчетным документам. В нынешнем году мы предполагаем отказаться от такой оценки и перейти к новой системе: ассистент-гигиенист при повторном выезде на базу в присутствии и при активном участии врачей больницы и санэпидстанции будет принимать у каждого студента выполненную работу и на месте разбирать ее.
Такое собеседование с квалифицированным специалистом-гигиенистом принесет большую пользу студенту-практиканту и будет способствовать повышению квалификации практических врачей санэпидстанции, послужит укреплению связи преподавания с практикой.
Весьма желательно, чтобы, находясь на практике в лечебно-про-филактических учреждениях, студенты привлекались к участию в общественной жизни; это будет-иметь большое воспитательное значение, для них.
В заключение следует отметить, что студентов во время прохождения ими производственной практики целесообразно зачислять на оплачиваемые должности. Это повысит их ответственность за порученное дело, значительно укрепит трудовую дисциплину среди них.
• •
Поступила 10/У1 1964 г.
Л т ь
• ' 1
• ••
# • •
I *