Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ '

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ »

Как и во время производственной практики, после V курса при работе на 12-м семестре студенты обязательно выполняют задания на научно-практическую тему. Выбор темы производится самим студентом, ассистентом-куратором и врачом санитарно-эпидемиологической станции с учетом нужд района. Выполняя тематические задания, студенты используют не только метод санитарного описания, но в большинстве случаев широко прибегают к лабораторно-инструментальным, статистическим, физиологическим и другим методам исследования.

Не менее 2 раз за время практики кафедры на своих конференциях заслушивают сообщения отдельных студентов, работающих по профилю кафедры, о ходе их работы, о наиболее интересных случаях из практики. В конце 12-го семестра в присутствии врачей санитарно-эпидемиологической станции и ассистентов-кураторов студенты отчитываются о проделанной работе и докладывают результаты наиболее интересных научно-практических работ.

Таким образом, производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета I Московского медицинского института органически связана в единое целое со всеми другими элементами учебного процесса, носит комплексный характер, усложняется и специализируется по мере увеличения объема знаний студентов и является неотделимым элементом подготовки квалифицированного врача-гигиениста.

Мы надеемся, что опыт, накопленный в этой области нашим институтом, будет учтен при разработке единой системы производственной практики на санитарно-гигиенических факультетах, ибо рациональное совмещение лечебной и санитарно-гигиенической практики наиболее целесообразно и оправдано в процессе подготовки высокообразованного санитарного врача.

Поступила 3/1У 1963 г.

# # й-

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Санитарный врач А. А. Смоляк, ассистент А. С. Розенфельд

Из санитарно-эпидемиологического отдела Междуреченской районной больницы Вологодской области и Ленинградского санитарно-гигиенического

медицинского института

Летом 1962 г. в Междуреченскую районную больницу Вологодской области прибыли для прохождения 2-месячной практики два студента IV курса Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. Один месяц предназначался для практики по пищевой и жилищно-коммунальной санитарии, 1 месяц — для лечебной. Это соответствует степени подготовки студентов.

Деятельность санитарного врача в сельских условиях имеет свои особенности. Одна из них состоит в том, что работник сельской санитарно-эпидемиологической станции или отдела, выезжая в различные населенные пункты района, нередко весьма отдаленные, не ограничивается выполнением тех или иных видов санитарной работы, но и осуществляет все неотложные санитарные, противоэпидемические, организационные и просветительные мероприятия. Руководствуясь этими соображениями, мы поручили студентам в качестве основного задания по санитарной практике выехать в один из крупных лесных поселков (Ту-ровец), изучить санитарные условия жизни его населения, провести обследования ряда объектов в порядке текущего надзора и организовать осуществление первоочередных санитарных мероприятий.

Выполнение этого задания требовало некоторой подготовки студен тов. Поэтому перед выездом в лесной поселок студенты в течение 2 недель практиковали в санитарно-эпидемиологическом отделе по методике санитарного обследования жилищно-коммунальных и пищевых объектов, а также совершенствования техники отбора проб и анализа питьевой воды, молочных продуктов и хлеба. Кроме того, студенты должны были подготовиться к выполнению отдельных других заданий (освоить методику бактериологического исследования на дифтерийное и кишечное бациллоносительство).

В середине июля бригада в составе заведующей санитарно-эпидемиологического отдела врача А. А. Смоляк, двух студентов и лаборанта выехала в поселок Туровец, расположенный в 70 км от районного центра вниз по р. Сухоне. Поселок представляет собой центральную усадьбу Большедворского лесоучастка. В нем около 3000 жителей. Население поселка трудится на лесоучастках, на лесном складе и сплавном рейде.

На протяжении 10 дней студенты изучали генеральный план и другие проектные материалы (поселок новый), провели санитарное обследование жилых домов и общежитий, участковой больницы, яслей и детского сада, бань, продовольственных магазинов, полевых кухонь столовых и других объектов. По материалам участковой больницы произведен анализ общей и инфекционной заболеваемости населеня.

Вместе с лаборантом-бактериологом практиканты произвели у детей яслей и детского сада анализы на кишечное бациллоносительство. Троих детей, у которых были обнаружены дизентерийные палочки Флекснера, направили для лечения в районную больницу. Студенты провели эпидемиологическое обследование очагов дизентерийной инфекции, а затем дезинфекцию в этих очагах.

Условия труда и питания студенты изучали не только на центральной усадьбе, но и на участке мастеров (в 35 км от поселка Туровец), на сплавном рейде и лесном складе. Подробно была изучена организация хозяйственно-питьевого водоснабжения в поселке и на производственных участках. На каждый источник водоснабжения был составлен санитарный паспорт, взяты пробы для химического и бактериологического анализа.

За время пребывания в поселке студенты провели с населением много просветительных бесед и прочли лекции на темы: «Лечебное питание при заболеваниях желудочно-кишечного тракта» (для больных, находившихся на лечении в участковой больнице), «Профилактика гнойничковых заболеваний кожи» (для рабочих на мастерском участке), «Как предупредить заразные кишечные заболевания» (в поселковом клубе), «Дизентерия и борьба с ней» (для персонала детских учреждений).

Летняя санитарная практика, несомненно, способствовала приобретению студентами необходимых навыков работы, помогла им составить конкретное представление об условиях работы в сельских условиях. По возвращении в Ленинград студенты выступили на заседании кружка студенческого научного общества с докладом на тему «Планировка, застройка, благоустройство крупного лесного поселка и санитарные условия жизни его населения».

Следует, однако, отметить, что у студентов-практикантов отсутствовала достаточная теоретическая подготовка. Это объясняется тем, что ко времени выезда на практику они по программе института полностью заканчивают лишь курс гигиены питания, а курс коммунальной гигиены проходят на одну треть, что касается гигиены труда и эпидемиологии, то эти дисциплины изучаются ими только на V курсе.

Поступила 25/ХП 1962 г.

# # #

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.