гических, эпидемиологических и паразитологических лабораториях 10 санитарно-эпидемиологических станций Тбилиси. На V курсе (июль) — практика по текущему санитарному надзору: студенты работают в качестве исполняющих обязанности санитарных врачей в санитарно-эпидемиологических станциях по коммунальной, промышленной, пищевой, и школьной санитарии по 5 дней, остальные 6 дней — в качестве исполняющих обязанности эпидемиологов по прививочному и дезинфекционному делу.
На VI курсе — практика по предупредительному санитарному надзору в Республиканской санитарно-эпидемиологической станции в качестве исполняющих обязанности санитарного врача (все вопросы предупредительного санитарного надзора Грузинской ССР сосредоточены в Республиканской санитарно-эпидемиологической станции), по 15 дней — по коммунальной, промышленной, пищевой, школьной санитарии и 15 оставшихся дней в качестве исполняющих обязанности эпидемиолога в районных санитарно-эпидемиологических станциях Тбилиси и на станции особо опасных инфекций.
Со стороны соответствующих кафедр-осуществляются методическая помощь и повседневный контроль из расчета 3 часа на академическую группу.
По каждому разделу программы студент имеет согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией календарные сроки и планы работы, в соответствии с которыми он работает и ведет дневник практики.
Приходится сожалеть о том, что пока в условиях Грузии нельзя посылать студентов санитарно-гигиенического факультета на все виды производственной практики в районные санитарно-эпидемиологические станции периферии, где им в основном и придется работать, так как сельские санитарно-эпидемиологические станции пока еще недостаточно хорошо оснащены1.
Поступила 19/ХП 1962 г.
# Ъ Ъ
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В. Н. Додонов, А. А. Каспаров
Из I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова
Большой размах промышленного и жилищного строительства, расширение сети детских учреждений, усиление борьбы за ликвидацию инфекционных заболеваний в стране придают особую важность подготовке квалифицированных специалистов по разным профилям гигиенических дисциплин. В этой связи весьма актуален вопрос о содержании и методике производственной практики студентов санитарно-гигиенического факультета, тем более что решается он в различных институтах по-разному.
На санитарно-гигиеническом факультете нашего института после нескольких лет исканий относительно стабилизировалась методика и определилось содержание производственной практики.
1 Соображения автора, подсказанные особенностями санитарно-гигиенического факультета с очень ограниченным контингентом студентов и в специальных условиях Грузии, не вполне отвечают опыту других санитарно-гигиенических факультетов. — Ред.
Мы отказались от практики студентов младших курсов в санитар-Но-противоэпидемических учреждениях, как не оправдавшей наших ожиданий. Специализировать ее по гигиеническому профилю для студентов первых трех курсов нецелесообразно потому, что они еще почти Незнакомы с гигиеническими дисциплинами. Вследствие этого такая практика носила бы примитивный характер, что неблагоприятно отразилось бы на формировании правильного мировоззрения будущего санитарного врача.
В течение первых 3 лет учения практические занятия студентов лечебного и санитарно-гигиенического факультетов проводятся у нас одинаково. По окончании III курса те и другие в течение месяца проходят фельдшерскую практику в больницах города.
Руководство производственной практикой студентов III курса санитарно-гигиенического факультета возложено на кафедры пропедевтической терапии и общей хирургии. Они выделяют необходимое количество ассистентов, проверяющих пригодность и готовность баз и осуществляющих систематический контроль за ходом практики. После ее окончания ассистенты совместно с врачами больниц проводят итоговые конференции, на которых оцениваются результаты работы практикантов. Поэтому лишь с IV курса производственная практика студентов санитарно-гигиенического и лечебного факультетов проводится раздельно. Кроме клинической практики по терапии, хирургии и акушерству, студенты-гигиенисты проводят самостоятельную работу по текущему санитарному надзору, гигиене питания и коммунальной гигиене в пределах тех частей курса, которые были ими уже изучены.
Производственная практика после IV курса продолжается 8 недель и проводится на базе районных больниц Московской и Тульской областей. Студенты работают субординаторами в терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических отделениях этих больниц в соответствии с графиком, составленным ассистентом, руководителем практики. Работая на правах помощника ординатора, каждый студент курирует одновременно 4—5 больных, выполняя все обязанности, предусмотренные программой.
Лечебной практике студентов санитарно-гигиенического факультета после IV курса мы придаем исключительное значение. Врач-гигиенист должен иметь не только теоретическое, но и практическое представление о работе врача-клинициста, так как без хорошей клинической подготовки невозможно формирование высококвалифицированного врача-гигиениста.
Не менее важна, однако, и практика по гигиене питания и коммунальной гигиене. По коммунальной гигиене, например, студентам поручается выполнить различной сложности задания: обследовать и описать систему водоснабжения лечебного учреждения, дать гигиеническую оценку качества питьевой воды и т. д. По гигиене питания студенты проводят санитарно-гигиеническую оценку пищевого блока, делают анализ питания больных, вносят свои предложения и замечания по устранению обнаруженных недостатков. Основным объектом для выполнения заданий по гигиене питания являются пищевой блок той больницы, где студенты проходят практику, или же пищевые блоки других лечебных учреждений, имеющихся в районе.
На каждой базе работает в среднем 5—6 студентов, к которым прикреплены ассистенты, выделенные для руководства практикой. Естественно, что ассистенты-клиницисты не могут обеспечить консультацию по гигиеническим вопросам.
Поэтому для консультации мы стали привлекать и ассистентов гигиенических кафедр.
Задания по коммунальной гигиене и гигиене питания студенты выполняют самостоятельно на основе методических разработок, таблиц
и схем, предложенных соответствующими кафедрами. Закончив практические занятия, студенты наряду с дневниками по терапии, хирургии и акушерству представляют в отдел производственной практики выполненные в письменной форме задания по гигиене питания и коммунальной гигиене.
По окончании V курса студенты проходят летнюю производственную практику в течение месяца на базе сельских районных и городских санитарно-эпидемиологических станций Московской и Тульской областей. К этому времени они в основном теоретически подготовлены уже по всем гигиеническим дисциплинам, и практика носит общесанитарный характер, имея целью дать студентам навыки работы санитарного врача и эпидемиолога. За время производственной практики студенты V курса исполняют обязанности санитарного врача под руководством главного врача санитарно-эпидемиологической станции и асисстента-куратора, назначаемого институтом из числа сотрудников гигиенических кафедр факультета; практически работают в санитарно-бактериологи-ческой лаборатории санитарно-эпидемиологической станции; выполняют индивидуальные тематические задания по одному из гигиенических профилей.
На каждой из базовых санитарно-эпидемиологических станций проходит практику группа из 3—5 студентов. К ассистенту-куратору гигиенических кафедр прикрепляется несколько санитарно-эпидемиологических станций, причем руководитель практики перед ее началом проверяет готовность баз к приему студентов, а в период практики систематически контролирует ход ее проведения, оказывает консультативную помощь студентам. Работая на санитарно-эпидемиологической станции, студенты овладевают формами, содержанием и методами работы санитарного врача, знакомятся с порядком ведения документации, с организацией и содержанием текущего и предупредительного санитарного надзора, методами работы с санитарным активом, овладевают лабораторными исследованиями.
Каждый- студент выполняет индивидуальное задание по одной из отраслей гигиены или по эпидемиологии. Перечень тем и схемы выполнения таких заданий разрабатывают профильные гигиенические кафедры. Задания выполняются на следующие темы: санитарное обследование промышленного предприятия,, расследование случаев профессиональных заболеваний, планировка и благоустройство рабочего поселка, санитарная характеристика местных очистных сооружений, организация мероприятий по борьбе с гельминтами в районе, особенности эпидемиологии дизентерии в детских учреждениях за последние 2—3 года, обследование детского учебно-воспитательного учреждения или пионерского лагеря, расследование вспышек пищевых отравлений, анализ инфекционной заболеваемости в районе и т. д. Тема выбирается совместно прикрепленным преподавателем, студентом и главным врачом санитарно-эпидемиологической станции. В конце практики выполненное в письменной форме задание представляется вместе с дневником ассистенту-куратору.
На 12-м семестре весь выпускной курс в соответствии с желаниями студентов, рекомендацией и возможностями кафедр делится на несколько частей. Студенты весь срок практики самостоятельно работают на санитарно-эпидемиологической станции города или в качестве врачей по промышленной гигиене или по гигиене питания, коммунальной, школьной гигиене, или по эпидемиологии. В каждой группе санитарно-эпидемиологической станции работает по 3—4 студента под руководством, с одной стороны, ассистентов-кураторов, выделенных гигиеническими кафедрами и кафедрой эпидемиологии, а с другой — старших врачей групп санитарно-эпидемиологической станции — эпидемиологов и гигиенистов.
Как и во время производственной практики, после V курса при работе на 12-м семестре студенты обязательно выполняют задания на научно-практическую тему. Выбор темы производится самим студентом, ассистентом-куратором и врачом санитарно-эпидемиологической станции с учетом нужд района. Выполняя тематические задания, студенты используют не только метод санитарного описания, но в большинстве случаев широко прибегают к лабораторно-инструментальным, статистическим, физиологическим и другим методам исследования.
Не менее 2 раз за время практики кафедры на своих конференциях заслушивают сообщения отдельных студентов, работающих по профилю кафедры, о ходе их работы, о наиболее интересных случаях из практики. В конце 12-го семестра в присутствии врачей санитарно-эпидемиологической станции и ассистентов-кураторов студенты отчитываются о проделанной работе и докладывают результаты наиболее интересных научно-практических работ.
Таким образом, производственная практика студентов санитарно-гигиенического факультета I Московского медицинского института органически связана в единое целое со всеми другими элементами учебного процесса, носит комплексный характер, усложняется и специализируется по мере увеличения объема знаний студентов и является неотделимым элементом подготовки квалифицированного врача-гигиениста.
Мы надеемся, что опыт, накопленный в этой области нашим институтом, будет учтен при разработке единой системы производственной практики на санитарно-гигиенических факультетах, ибо рациональное совмещение лечебной и санитарно-гигиенической практики наиболее целесообразно и оправдано в процессе подготовки высокообразованного санитарного врача.
Поступила 3/1У 1963 г.
# # й-
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Санитарный врач А. А. Смоляк, ассистент А. С. Розенфельд
Из санитарно-эпидемиологического отдела Междуреченской районной больницы Вологодской области и Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Летом 1962 г. в Междуреченскую районную больницу Вологодской области прибыли для прохождения 2-месячной практики два студента IV курса Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института. Один месяц предназначался для практики по пищевой и жилищно-коммунальной санитарии, 1 месяц — для лечебной. Это соответствует степени подготовки студентов.
Деятельность санитарного врача в сельских условиях имеет свои особенности. Одна из них состоит в том, что работник сельской санитарно-эпидемиологической станции или отдела, выезжая в различные населенные пункты района, нередко весьма отдаленные, не ограничивается выполнением тех или иных видов санитарной работы, но и осуществляет все неотложные санитарные, противоэпидемические, организационные и просветительные мероприятия. Руководствуясь этими соображениями, мы поручили студентам в качестве основного задания по санитарной практике выехать в один из крупных лесных поселков (Ту-ровец), изучить санитарные условия жизни его населения, провести обследования ряда объектов в порядке текущего надзора и организовать осуществление первоочередных санитарных мероприятий.