Научная статья на тему 'О СТАТЬЕ И.А. АРНОЛЬДИ «ХИМИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ»'

О СТАТЬЕ И.А. АРНОЛЬДИ «ХИМИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СТАТЬЕ И.А. АРНОЛЬДИ «ХИМИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ»»

Как же организовано преподавание коммунальной гигиены в Карагандинском медицинском институте? Кафедра у нас существует 3 года, однако она неплохо оснащена и накопила некоторый опыт. В преподавании лекционного курса у нас нет каких-либо особенностей по сравнению с другими институтами. Что касается практических занятий, то часы между разделами распределены так: водоснабжение—36 часов, санитарная охрана водоемов—28 часов (VIII семинар), планировка населенных мест — 28 часов, санитарная очистка —8 часов, санитарная охрана атмосферного воздуха — 24 часа и гигиена жилых и общественных зданий—36 часов (IX семестр).

Перед началом каждого раздела преподаватель (в течение часа) знакомит студентов с содержанием работы по предупредительному и текущему санитарному надзору, относящемуся к данному разделу, с методическими и инструктивными материалами и дополнительной литературой, которые должны быть использованы слушателями в процессе работы. Заранее студентам на руки (каждому в отдельности) выдаются подробные методические указания (разработанные кафедрой) для выполнения практических заданий. В дальнейшем преподаватель обеспечивает систематический контроль за ходом выполнения задания, дает консультации, проверяет усвоение теоретического материала и результаты.

При такой системе более 4/s всех часов практических занятий затрачивается на самостоятельную работу студентов (по индивидуальным заданиям), которая проводится как в лаборатории кафедры, так и на коммунальных объектах города. Нередко на практических занятиях проводятся совместные обсуждения результатов работы студентов, например при санитарной экспертизе проектов водоснабжения, канализации, планировки населенных пунктов, после обследования некоторых объектов и т. п. При таких обсуждениях студенты за короткий срок знакомятся с различными вариантами решения вопроса, с которыми санитарному врачу приходится сталкиваться в своей деятельности. Обычно студенты с большим интересом и живо участвуют в подобных обсуждениях.

На кафедре создан научно-студенческий кружок. Тематика научных работ студентов частично связана с научной тематикой кафедры, частично носит научно-практический характер и вытекает из практических запросов городской и областной санэпидстанций. Результаты таких работ направляются на соответствующую санэпидстанцию, затем совместно с врачом по жилищно-коммунальной гигиене на том или ином объекте или в управлении организуются доклады студентов. Все научные работы студентов были доложены на научно-студенческих конференциях института и одна — на I Республиканской научно-студенческой конференции (на иностранном языке).

Перед началом производственной практики декан совместно с заведующими кафедрами инструктирует студентов; им выдаются на руки планы, схемы обследований, планы тематических заданий. Преподаватели гигиенических кафедр 2—3 раза выезжают на места, где студенты проходят производственную практику, для их проверки. По окончании практики студенты представляют документацию о выполнении плана по каждому профилю. На основании данных проверки на местах, характеристики, представленной главным врачом санэпидстанции, изучения документации и личной беседы со студентами кафедра выставляет им зачет (дифференцированный).

Для повышения квалификации санитарных врачей области на базе кафедры проводятся семинары и декадники. В свою очередь это способствует улучшению организации и проведения производственной практики студентов на базах.

В заключение хочется поддержать предложение о созыве совещания заведующих кафедрами коммунальной гигиены. Такие совещания в прошлом практиковались.

В преподавании гигиенических дисциплин еще немало неразрешенных вопросов. Поэтому обмен опытом работы в этой области вызывает большой интерес у преподавателей гигиенических кафедр, в связи с чем освещение данного вопроса на страницах журнала заслуживает одобрения.

Поступила 7/XII 1965 г.

УДК 613.63:613.95«

О СТАТЬЕ И. А. АРНОЛЬДИ «ХИМИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ»1

Е. И. Люблина (Ленинград)

В своей статье И. А. Арнольди, ссылаясь на А. В. Логинова, Л. А. Тиунова, А. О. Лойта и И. В. Олюнина, указывает на возможность повышения устойчивости к токсическим веществам при повторных воздействиях или адаптации к физическому фактору (гипоксии). Правда, в дальнейшем автор говорит о повышенной чувствительности и недостаточности механизмов адаптации у подростков, однако читателя не

1 Гигиена и санитария, 1965. № 11, стр. 98.

оставляет впечатление, что ему пытаются внушить мысль о безопасности некоторых ядов. Как же обстоит дело в действительности?

Один из упомянутых в статье авторов — И. В. Олюнин — вместе со мной во II томе руководства по гигиене труда в разделе «Острые и хронические отравления и привыкание к промышленным ядам» отмечает, что привыкание к парам органических растворителей обнаруживается в эксперименте лишь при определенных режимах воздействий, тогда как при других конкретных условиях вместо привыкания выявляется повышение чувствительности к яду. В заключении раздела нами написано: «Выявление привыкания к промышленному яду не может рассматриваться как свидетельство прекращения действия последнего, наоборот, оно говорит о наличии значительного влияния на организм, заставляющего последний напрягать свои защитные функции и механизмы».

В работе Е. И. Люблиной, Н. А. Минкиной и М. Л. Рыловой 1 показано, что привыкание животных к тем же органическим растворителям, с которыми экспериментировал И. В. Олюнин, сопровождается снижением функциональной активности надпочечников. Длительный эксперимент с парами бензина в концентрациях, составляющих для животных приблизительно ту же долю пороговой, какую составляет предельно допустимая концентрация для человека, подтвердил предположение, что привыкание к яду — лишь одна из стадий реакции, которая позднее сменяется повышением чувствительности к нему. Даже такой малотоксичный яд, как бензин, при выдерживании режима, способствующего привыканию к нему, и при использовании его в малых концентрациях приводит с течением времени к неблагоприятным последствиям.

Нет никаких доказательств безопасности для подростков промышленных ядов в концентрациях, равных '/з предельно допустимых, в том числе и ядов, не обладающих специфическим действием и не являющихся сильно токсичными.

Кроме того, на производстве вполне возможны кратковременные выбросы, которые особенно опасны, так как известно более вредное действие яда при резких колебаниях концентраций, чем при действии его в постоянной средней концентрации.

Подростки — это будущее страны. Рисковать их здоровьем нельзя, тем более что для них хватит работы и без контакта с вредными газами.

Поступила 24/1 1966 г.

1 Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.