УДК 615.712.34-09»
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПАРАХЛОРФЕНИЛИЗОЦИАНАТА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
И. Н. Фролова
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний. Горький
Парахлорфенилизоцианат (ПХИЦ), представляющий собой кристаллическое вещество с резким раздражающим запахом, является промежуточным продуктом в производстве парахлорфенилдиметилмочевины (монурона)—гербицида на основе фосгена. Сведений о его токсичности в литературе не найдено.
Действие ПХИЦ на организм мы изучали в опытах на 152 белых мышах, 22 белых крысах и 4 кроликах. Экспериментальные исследования показали, что ПХИЦ токсичен для лабораторных животных при ингаляционном пути поступения и введении через желудочно-кишечный тракт, но при нанесении на кожные покровы он мало токсичен. Так, при поступлении через органы дыхания среднесмертельная концентрация ПХИЦ для белых мышей составляет 0,053 + 0,0034 мг/л (0,061 н-0,045 мг/л). Пороговая концентрация его для кроликов по изменению характеристик безусловного рефлекса оказалась равной 0,003 мг/л, причем отмечено удлинение времени развития рефлекторного мышечного напряжения. Опыты с ингаляционным поступлением исследуемого вещества мы проводили динамическим методом. Концентрации его в воздухе затравочных камер определяли по методике, разработанной в Горьковском институте гигиены труда и профзаболеваний канд. хим. наук А. А. Беляковым.
Картина острой интоксикации ПХИЦ характеризовалась первоначальным раздражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз, сопровождавшимися общим возбуждением животных. Мыши беспрестанно метались по эксикатору, подпрыгивали, ударяясь о его крышку, терли мордочки лапками. Продолжительность периода возбуждения (5—15 мин.) зависела от величины концентрации изученного вещества. Затем состояние возбуждения сменилось угнетением: мыши становились, неподвижными, редко меняли свое местоположение. Дыхание было затруднено. При вдохе подопытные животные открывали рот. В акте дыхания принимали участие мышцы грудной клетки и живота. По окончании опыта (через 1—2 часа) состояние некоторых животных улучшалось, дыхание их нормализовалось. Животные, у которых одышка отмечалась более длительное время, погибали на 1—5-е сутки после опыта. Основная масса животных погибала в более поздние сроки (на 10, 15, 25-й день). При вскрытии павших животных обращало на себя внимание наличие отека легких, который был более выражен при гибели животных в более ранние сроки (табл. 1).
Таблица 1
Сроки гибели подопытных животных при однократном действии ПХИЦ и их
легочные коэффициенты
Концентрация ПХИЦ (в мг.'л) Срок гибели (в днях) Число животных Погибло (в %) Легочный коэффициент
1 3 5 10 15 20 25 30
0,090 1 4 2 1 2 10 100 От 33 до 40
0,070 _ _ 1 1 — 2 3 1 10 80 » 15 » 23
0,048 — — — — 2 1 1 — 10 40 » 15 » 19
0,040 2 1 — 10 30 » 7 » 11
0,020 10 0 » 7 » 10
На 10, 15, 25-й день после отравления, по данным канд. мед. наук Г. А. Вознесенской, в легких животных обнаруживались признаки пневмонии, бронхита, облите-рирующего бронхиолита и множественные нагноения. В паренхиматозных органах наблюдались резчайшие дистрофические изменения (жировая и зернистая дистрофия печени, почек и мышцы сердца). Поскольку пары ПХИЦ оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей, мы определили пороговые концентрации его по раздражающему действию. Этот порог для кроликов, определяемый по изменению частоты дыхания при 40-минутной экспозиции, соответствовал 0,0018—0,0020 мг/л. Порог раздражающего действия для людей при одноминутной экспозиции был равен 0,0008 мг/л. Испытуемые жиловались на неприятные ощущения в глазах.
Возможность кумулятивного эффекта выявилась в опытах с повторными затравками мышей при концентрациях, равных 0,02 мг/л при 2-часовой экспозиции. Живот-
ные теряли в весе, у них пропадал аипегнг, у никоторых мышей появлялась одышка. С 7-го дня затравок подопытные животные стали погибать. В течение 45 дней затравок из 11 мышей погибло 6. Легочный коэффициент колебался от 15 до 20. Изменения во внутренних органах были те же, что и при однократных опытах.
Нами были проведены также опыты, во время которых изучалось воздействие ПХИЦ в течение 4 месяцев, по 4 часа в день (кроме воскресных и праздничных дней). Концентрации, определяемые каждый час, составляли в среднем 0,0014 мг/л для мышей и 0,0012 мг/л для крыс. В этих условиях у животных выраженная интоксикация не развилась.
В начале затравочного периода первые 5—10 мин. у мышей отмечалось беспокойство, раздражение. В дальнейшем этого не выявлялось. В течение 2-го и 3-го месяцев наблюдалось отставание в весе подопытных мышей от контрольных.
Таблица 2
Средний прирост веса мышей и крыс (в % к исходному)
Время наблюдения (в месяцах)
Животные 1-й 2-й 3-й 4-й
М±т
Мыши подопытные контрольные 108±2,6 Р>0,05 103±2,5 96,5+2,3 Р=0,05 105 + 3 97,8+2,5 Р-0,05 105+4 107+2,9 Р>0,05 108+4
Крысы подопытные контрольные 109+ 1,9 />>0,05 108+1,03 120+1,5 Р>0,05 121+0,92 122+2,6 Р>0,05 121 + 1,4 130+2,1 Р>0,05 130+1,6
К концу 4-го месяца подопытные животные по весу не отличались от контрольных (табл. 2). При проведении пробы с принудительным плаванием подопытные мыши двигались в воде дольше, чем контрольные (71,9 ± 13 мин. — время плавания подопытных животных; 32,5±8,5 мин. — время плавания контрольных, Р=0,02).
Альтернативная обработка весовых коэффициентов позволила установить достоверную разницу этих величин для селезенки щитовидной железы (Р<0,05). Патогисто-логическое исследование органов забитых животных не выявило изменений, связанных с действием ПХИЦ.
При введении этого вещества per os среднесмертельная доза его была равна 0,53+0,014 г/кг (0,56-ь0,50 г/кг). Интоксикация при таком пути введения продукта характеризовалась вялостью животных, снижением их веса. Погибали они в течение 2 недель после однократной затравки.
При однократном нанесении ПХИЦ на кожу животных он не оказывал токсического эффекта, но при повторных аппликациях наблюдались явления легкого дерматита (гиперемия и сухость), которые после прекращения опытов очень быстро исчезали. Из 4 лиц, имевших контакт с ПХИЦ при проведении опытов, у одного появлялись покраснение и сухость кожи на тыльной поверхности рук в области большого и указательного пальцев и запястья с наружной и внутренней стороны. Эти явления сопровождались сильным зудом, приводившим к нарушениям кожного покрова в связи с расчесами. Все явления исчезли по прекращении работы с парами ПХИЦ. Отсюда следует, что, очевидно, нельзя исключить возможности развития повышенной чувствительности к парам ПХИЦ.
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что ПХИЦ токсичен, причем особую опасность он представляет при ингаляционном пути поступления. Его опасность определяется низким уровнем смертельных концентраций (сотые доли миллиграмма на 1 л), малым диапазоном смертельных концентраций и достаточно высокой летучестью.
В опытах с длительным воздействием ПХИЦ в малых концентрациях (0,0012— 0,0014 мг/л) у подопытных мышей обнаружились явления привыкания, т. е. состояние неспецифически повышенной сопротивляемости. Наличие этого факта свидетельствует о возможности развития хронической интоксикации: где есть привыкание, там налицо глубокое воздействие яда на весь организм в целом и существует опасность перехода к хроническому отравлению (Е. И. Люблина и И. В. Олюнин; Н. В. Лазарев и соавторы).
Учитывая, что пороговая концентрация изучаемого пощеетпа (определенная на людях-добровольцах) по его раздражающему действию равна 0,0008 мг/л, а подпорого-вая равна 0,0005 мг/л, мы сочли возможным предложить ориентировочную предельно допустимую концентрацию ПХИЦ на уровне 0,0005 мг/л.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев Н. В., Люблина Е. И., Розин М. А. Пат. физнол., 1959, № 4, с. 16. — Люблина Е. И., Олюнин И. В. В кн.: Руководство по гигиене труда, М., 1963, т. 2, с. 47.
Поступила 1А/П 1965 г.
УДК 613.63:[628.512:621.791
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ СВАРОЧНОГО ЦЕХА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ ПРИТОКЕ *
Л. А. Короткая, М. С. Бурахович, С. Ю. Диденко
Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Луганская областная санэпидстанция
До последнего времени в сварочных цехах, где ведется ручная сварка крупногабаритных изделий и нет фиксированных рабочих мест, основой организации воздухообмена служит такой способ: наружный воздух подают приточными насадками рассеянно с небольшими скоростями в рабочую зону, а загрязненный воздух удаляют щелевыми воздуховодами, расположенными на «оптимальной» высоте. Под «оптимальной» высотой подразумевают зону максимальной концентрации вредностей в объеме помещения. В тех случаях, когда свариваемые изделия имеют большие габариты, работы ведутся на различной высоте и установить «оптимальную» высоту невозможно, подобная организация воздухообмена малоэффективна. При этом подача приточного воздуха рассеянно по колоннам и периметру здания не всегда обеспечивает поступление наружного чистого воздуха в зону вблизи рабочих мест.
Представляет интерес новый способ организации воздухообмена, при котором загрязненный воздух удаляется через фонари или шахты (механическим или естественным путем), а приточный наружный воздух подается сосредоточенно мощными струями в верхнюю зону. В этих условиях возникает активная подвижность воздуха во всем объеме цеха, что ликвидирует «застойные» участки в глубине пролетов, происходит выравнивание температуры и содержания вредностей по высоте помещения. При таком способе вентиляции отпадает необходимость в устройстве разветвленной сети воздуховодов приточных и вытяжных систем, а выравнивание температур по высоте помещения уменьшает потери тепла зимой.
Использование такого приема вентиляции сварочных цехов весьма заманчиво с технической точки зрения и нуждается в санитарно-гигиенической оценке.
В 1961 г. Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний разработал проект вентиляции для кузовного цеха Луганского тепловозостроительного завода им. Октябрьской революции. Этот цех представляет собой многопролетное здание со сложным профилем кровли. Протяженность цеха 170 м. Центральный пролет шириной 17 м имеет высоту 15 м, а примыкающие два подкрылка шириной по 13 м имеют высоту 7 и 8,5 м. К центральному пролету с подкрылками по всему периметру примыкают пристройки вспомогательных служб и бытовые помещения. »
В цехе сваривают кузова Для двигателя холодильной камеры и кабины машиниста тепловоза ТЭ-3. Изделия крупногабаритные. Сварка ведется расеянно по всей площади цеха и на различной высоте (3—4 м). Ручная сварка составляет 95% общего объема сварочных работ. Используют электроды КПЭ-32 р диаметром 3, 4, 5 мм при силе тока 200—300 а, УОНИ-13/45 и ЦМт7. Применение рутиловых электродов марки КПЗ—32 р оправдано с гигиенической точки зрения, так как в их обмазке содержится в 3 раза меньше ферромарганца по сравнению с качественными электродами. Среднечасовой расход электродов составляет 145 кг, причем на долю КПЭ-32 р приходится 87,5%, на долю УОНИ-13/45—7% и на долю ЦМ-7—5,5%.
При разработке проекта вентиляции цеха предусмотрена следующая схема организации воздухообмена. Загрязненный воздух удаляется при помощи осевых вентиляторов, расположенных в фонарях, приток свежего воздуха сосредоточенный, с выпуском на высоте 5—7 м от уровня пола. Скорость истечения из насадков запроектирована в пределах 10—12 м/сек, производительность 1 установки — в пределах 80 000 м3/час. >
В связи с тем что для этой схемы организации воздухообмена нет определенных данных о необходимой величине его на 1 кг используемых электродов, мы приняли ее