Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ СВАРОЧНОГО ЦЕХА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ ПРИТОКЕ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ СВАРОЧНОГО ЦЕХА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ ПРИТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ СВАРОЧНОГО ЦЕХА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ ПРИТОКЕ »

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев Н. В., Люблина Е. И., Розин М. А. Пат. физнол., 1959, № 4, с. 16. — Люблина Е. И., Олюнин И. В. В кн.: Руководство по гигиене труда, М., 1963, т. 2, с. 47.

Поступила 1А/П 1965 г.

УДК 613.63:[628.512:621.791

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕНТИЛЯЦИИ СВАРОЧНОГО ЦЕХА ПРИ СОСРЕДОТОЧЕННОМ ПРИТОКЕ *

Л. А. Короткая, М. С. Бурахович, С. Ю. Диденко

Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и Луганская областная санэпидстанция

До последнего времени в сварочных цехах, где ведется ручная сварка крупногабаритных изделий и нет фиксированных рабочих мест, основой организации воздухообмена служит такой способ: наружный воздух подают приточными насадками рассеянно с небольшими скоростями в рабочую зону, а загрязненный воздух удаляют щелевыми воздуховодами, расположенными на «оптимальной» высоте. Под «оптимальной» высотой подразумевают зону максимальной концентрации вредностей в объеме помещения. В тех случаях, когда свариваемые изделия имеют большие габариты, работы ведутся на различной высоте и установить «оптимальную» высоту невозможно, подобная организация воздухообмена малоэффективна. При этом подача приточного воздуха рассеянно по колоннам и периметру здания не всегда обеспечивает поступление наружного чистого воздуха в зону вблизи рабочих мест.

Представляет интерес новый способ организации воздухообмена, при котором загрязненный воздух удаляется через фонари или шахты (механическим или естественным путем), а приточный наружный воздух подается сосредоточенно мощными струями в верхнюю зону. В этих условиях возникает активная подвижность воздуха во всем объеме цеха, что ликвидирует «застойные» участки в глубине пролетов, происходит выравнивание температуры и содержания вредностей по высоте помещения. При таком способе вентиляции отпадает необходимость в устройстве разветвленной сети воздуховодов приточных и вытяжных систем, а выравнивание температур по высоте помещения уменьшает потери тепла зимой.

Использование такого приема вентиляции сварочных цехов весьма заманчиво с технической точки зрения и нуждается в санитарно-гигиенической оценке.

В 1961 г. Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний разработал проект вентиляции для кузовного цеха Луганского тепловозостроительного завода им. Октябрьской революции. Этот цех представляет собой многопролетное здание со сложным профилем кровли. Протяженность цеха 170 м. Центральный пролет шириной 17 м имеет высоту 15 м, а примыкающие два подкрылка шириной по 13 м имеют высоту 7 и 8,5 м. К центральному пролету с подкрылками по всему периметру примыкают пристройки вспомогательных служб и бытовые помещения. »

В цехе сваривают кузова &ля двигателя холодильной камеры и кабины машиниста тепловоза ТЭ-3. Изделия крупногабаритные. Сварка ведется расеянно по всей площади цеха и на различной высоте (3—4 м). Ручная сварка составляет 95% общего объема сварочных работ. Используют электроды КПЭ-32 р диаметром 3, 4, 5 мм при силе тока 200—300 а, УОНИ-13/45 и ЦМт7. Применение рутиловых электродов марки КПЗ—32 р оправдано с гигиенической точки зрения, так как в их обмазке содержится в 3 раза меньше ферромарганца по сравнению с качественными электродами. Среднечасовой расход электродов составляет 145 кг, причем на долю КПЭ-32 р приходится 87,5%, на долю УОНИ-13/45—7% и на долю ЦМ-7—5,5%.

При разработке проекта вентиляции цеха предусмотрена следующая схема организации воздухообмена. Загрязненный воздух удаляется при помощи осевых вентиляторов, расположенных в фонарях, приток свежего воздуха сосредоточенный, с выпуском на высоте 5—7 м от уровня пола. Скорость истечения из насадков запроектирована в пределах 10—12 м/сек, производительность 1 установки — в пределах 80 000 м3/час. >

В связи с тем что для этой схемы организации воздухообмена нет определенных данных о необходимой величине его на 1 кг используемых электродов, мы приняли ее

на уровне 5000 м3/час. Потребная величина общего воздухообмена, таким образом, составила 5000 X145 = 725 000 ц3/час. Испытание вентиляционных установок, построенных в 1961—1963 гг., показало, что общая величина воздухообмена ниже проектной по притеку на 21%, а по вытяжке на 30%- Это вызвано некоторыми отступлениями от проекта: фактический расход воздуха на 1 кг сжигаемых электородов составил около 4000 м3/час.

Для оценки гигиенической эффективности принятой схемы организации воздухообмена мы провели специальные исследования воздушной среды до и после устройства вентиляции. Проведено 772 анализа воздушной среды на содержание окиси углерода, окислов азота, окиси марганца и электросварочного аэрозоля по общепринятым методикам.

Пробы воздуха отбирали летом на всех основных производственных участках и на различной высоте (1, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 м).

Исследование воздушной среды показало, что «оптимальная» высота существует только при бездействии механической вентиляции в цехе. На высоте 5—7 м содержание вредностей было максимальным и в Р/г—2 раза превышало их концентрации в рабочей зоне. Необходимо отметить то обстоятельство, что в этих условиях воздухообмен в цехе осуществлялся через случайные проемы в окнах и фонарях, а также периодически раскрытые ворота. Величину этого воздухообмена установить не представи лось возможным. Исследования воздушной среды, проведенные при работе механической вентиляции, выявили отсутствие «оптимальной» высоты, так как содержание вредностей на различных уровнях помещения практически было одинаксвым.

Выводы

1. Схема организации воздухообмена, при которой загрязненный воздух удаляется осевыми вентиляторами, установленными в фонарях, а приточный воздух подается сосредоточенно в верхнюю зону, для технологического процесса сварки с санитарно-гигиенической точки зрения может рассматриваться как вполне приемлемая.

2. Удельный расход воздуха в количестве 5000 м3/час на 1 кг сжигаемых электродов типа КПЭ-32р при сосредоточенном притоке находится в пределах оптимальных значений.

Поступила 14/УИ 1965 г.

' Ч

УДК 614.31:[637.16:665.5

О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОЛОКА ПАРАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

А. В. Мусаелян Курдайская санэпидстанция

В практике санитарного контроля за молочными заводами нам приходилось наблюдать случаи, когда в изготовленном сливочном масле или сливках ощущался запах и привкус нефти. В некоторых случаях их имело и молоко, доставленное на завод с молочных ферм. Как выяснялось в результате обследования, молоко подвергалось загрязнению парами бензина или смазочного масла автола во время его транспортировки в специальных автомашинах-молоковозах. Последние снабжены устройством, позволяющим механизировать процесс заполнения цистерны молоком (опорожнение ее происходит самотеком). От коллектора двигателя, распределяющего горючую смесь по цилиндрам, отведена металлическая трубка толщиной в палец, открывающаяся в полость цистерны. Для заполнения цистерны при неподвижной автомашине включается двигатель на холостом ходу, во время работы засасывающий воздух, который проходит через воздухоочиститель, попадает в карбюратор, где, смешиваясь с парами бензина, образует горючую смесь. В дальнейшем она через коллектор поступает для сгорания в цилиндры. К горючей смеси, двигающейся в коллекторе, примешиваются пары автола, часть продуктов сгорания масла и топлива, которые по 2 трубкам от картера и клапанной секции двигателя отводятся к воздухоочистителю и с током воздуха вновь возвращаются в двигатель. При работе его интенсивное движение горючей смеси и прочих паров в коллекторе создает отрицательное давление в трубке, соединяющей последний с цистерной, создавая в ней вакуум, позволяющий в свою очередь через шланг «засасывать» в нее молоко.

При перебоях в работе двигателя или внезапной его остановке происходит падение отрицательного давления в трубке, соединяющей коллектор с цистерной, вследствие чего через нее туда поступают пары нефтепродуктов из коллектора. Пары в цистерне собираются молоком, связываясь главным образом с его жировым компонентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.