Научная статья на тему 'О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОЛОКА ПАРАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ '

О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОЛОКА ПАРАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОЛОКА ПАРАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ »

на уровне 5000 м3/час. Потребная величина общего воздухообмена, таким образом, составила 5000 X145 = 725 000 ц3/час. Испытание вентиляционных установок, построенных в 1961—1963 гг., показало, что общая величина воздухообмена ниже проектной по притеку на 21%, а по вытяжке на 30%- Это вызвано некоторыми отступлениями от проекта: фактический расход воздуха на 1 кг сжигаемых электородов составил около 4000 м3/час.

Для оценки гигиенической эффективности принятой схемы организации воздухообмена мы провели специальные исследования воздушной среды до и после устройства вентиляции. Проведено 772 анализа воздушной среды на содержание окиси углерода, окислов азота, окиси марганца и электросварочного аэрозоля по общепринятым методикам.

Пробы воздуха отбирали летом на всех основных производственных участках и на различной высоте (1, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 м).

Исследование воздушной среды показало, что «оптимальная» высота существует только при бездействии механической вентиляции в цехе. На высоте 5—7 м содержание вредностей было максимальным и в Р/г—2 раза превышало их концентрации в рабочей зоне. Необходимо отметить то обстоятельство, что в этих условиях воздухообмен в цехе осуществлялся через случайные проемы в окнах и фонарях, а также периодически раскрытые ворота. Величину этого воздухообмена установить не представи лось возможным. Исследования воздушной среды, проведенные при работе механической вентиляции, выявили отсутствие «оптимальной» высоты, так как содержание вредностей на различных уровнях помещения практически было одинаксвым.

Выводы

1. Схема организации воздухообмена, при которой загрязненный воздух удаляется осевыми вентиляторами, установленными в фонарях, а приточный воздух подается сосредоточенно в верхнюю зону, для технологического процесса сварки с санитарно-гигиенической точки зрения может рассматриваться как вполне приемлемая.

2. Удельный расход воздуха в количестве 5000 м3/час на 1 кг сжигаемых электродов типа КПЭ-32р при сосредоточенном притоке находится в пределах оптимальных значений.

Поступила 14/УИ 1965 г.

' Ч

УДК 614.31:[637.16:665.5

О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОЛОКА ПАРАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

А. В. Мусаелян Курдайская санэпидстанция

В практике санитарного контроля за молочными заводами нам приходилось наблюдать случаи, когда в изготовленном сливочном масле или сливках ощущался запах и привкус нефти. В некоторых случаях их имело и молоко, доставленное на завод с молочных ферм. Как выяснялось в результате обследования, молоко подвергалось загрязнению парами бензина или смазочного масла автола во время его транспортировки в специальных автомашинах-молоковозах. Последние снабжены устройством, позволяющим механизировать процесс заполнения цистерны молоком (опорожнение ее происходит самотеком). От коллектора двигателя, распределяющего горючую смесь по цилиндрам, отведена металлическая трубка толщиной в палец, открывающаяся в полость цистерны. Для заполнения цистерны при неподвижной автомашине включается двигатель на холостом ходу, во время работы засасывающий воздух, который проходит через воздухоочиститель, попадает в карбюратор, где, смешиваясь с парами бензина, образует горючую смесь. В дальнейшем она через коллектор поступает для сгорания в цилиндры. К горючей смеси, двигающейся в коллекторе, примешиваются пары автола, часть продуктов сгорания масла и топлива, которые по 2 трубкам от картера и клапанной секции двигателя отводятся к воздухоочистителю и с током воздуха вновь возвращаются в двигатель. При работе его интенсивное движение горючей смеси и прочих паров в коллекторе создает отрицательное давление в трубке, соединяющей последний с цистерной, создавая в ней вакуум, позволяющий в свою очередь через шланг «засасывать» в нее молоко.

При перебоях в работе двигателя или внезапной его остановке происходит падение отрицательного давления в трубке, соединяющей коллектор с цистерной, вследствие чего через нее туда поступают пары нефтепродуктов из коллектора. Пары в цистерне собираются молоком, связываясь главным образом с его жировым компонентом.

Ввиду того что пары нефтепродуктов связываются главным образом с жиром молока, сливки, а в еще большей степени масло, изготовленное из такого, казалось бы, хорошего молока, могут иметь нефтяной привкус и запах.

Для профилактики подобных случаев должен быть усилен санитарный контроль за транспортировкой молока и осуществлено соответствующее переоборудование молоковозов.

Поступила 16/Х 1965 г.

УДК 373.63:667]-7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХИМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА

Н. С. Подгорнова

Кафедра гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И. М. Сеченова

Вопросы гигиены обучения подростков в техникумах освещены еще недостаточно. Мы изучали организацию учебно-производственного режима студентов I, II и III курсов Московского химико-технологического техникума в возрасте 15—18 лет. У всех 85 студентов, находившихся под нашим наблюдением, определяли состояние работоспособности методом сложения чисел с переключением по Платонову, проводили анкетный хронометраж бюджета времени и хронометраж учебных занятий. Для выявления изменений некоторых физиологических реакций (длительности латентного периода зрительномоторной реакции, временного порога устойчивости хроматического зрения, частоты пульса и уровня артериального давления) из каждой группы было выделено по 10 человек. Физиологические реакции исследовали ежемесячно в динамике учебного дня (начало, середина, конец).

Полученный материал был статистически обработан.

В настоящем сообщении приведены результаты исследований, проведенных в сентябре—декабре 1964 г. (осенний семестр). В этом семестре студенты I курса после 5 недель теоретических занятий проходили производственную практику в механической и слесарной мастерских (4 недели), а затем снова занимались теоретическими предметами до конца семестра. Студенты II курса наряду с ежедневными теоретическими занятиями раз в неделю проводили лабораторные работы (6 часов в день), студенты III курса проходили ежедневное теоретическое обучение на протяжении семестра.

Теоретические занятия продолжались с 8 часов 30 мин. до 14 часов с 10-минутными перерывами через каждые 45 мин. и с 20-минутной большой переменой. При работе в мастерской учащиеся имели 20-минутный перерыв в середине рабочего дня, а лабораторные работы выполняли без регламентированных перерывов.

Хронометраж учебных занятий показал, что теоретические занятия были более насыщенными, плотность их составляла 80—92%; при работе учащихся в мастерских и лабораториях плотность работы составляла 65—80%. Учебные занятия студентов проходили в лабораториях, кабинетах, слесарной и механической мастерских, площади которых соответствуют нормам для учащихся общеобразовательных школ; на эти нормы мы и ориентировались, учитывая специфику педагогического процесса.

Изучение факторов внешней среды учебных и лабораторных помещений в осенне-зимний период показало, что средняя температура воздуха в лабораториях и мастерских до занятий колебалась от 15 до 18° и после занятий — от 16 до 20°, в учебных помещениях— соответственно от 18 до 20° и от 20 до 21°. Влажность воздуха в лабораториях и мастерских до занятий составляла 40—67%, после занятий — 59—-73%, в учебных помещениях — соответственно 41,5—45 и 44—45%. Скорость движения воздуха в лабораториях равнялась 0,25 м/сек, в учебных помещениях — 0,01 м/сек и в мастерских— 0,1 м/сек.

Световой коэффициент в основных лабораториях, учебных помещениях и мастерских соответствовал норме (1 :4 и 1:5), КЕО составлял 1—1,15%, искусственная освещенность в лабораториях достигала 22—28 вт/м2, в учебных помещениях — 26—32 вт/м2.

Содержание CÖ2 в воздушной среде после занятий существенно не изменялось и находилось в пределах нормы (0,4—0,75%о). Исследование, проведенное нами совместно с санэпидстанцией Калининского района Москвы, показало отсутствие в воздухе помещений паров серной и соляной кислот, наиболее часто употребляемых при работе студентами. В ряде лабораторий при нарушении правил работы с химическими веществами концентрация азотной кислоты в 3—З'/г раза превышала допустимые уровни, а концентрация паров ртути в 2—4 раза превышала предельно допустимый уппвень для учебных помещений. После обработки помещений концентрация паров ртути снизилась до допустимой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.