При сравнении смертельных и раздражающих концентраций паров можно было отметить, что метилхлоракрилат по своей токсичности напоминает такие промышленные яды, как аллиловый спирт и формальдегид (Н. В. Лазарев, 1954). Названные вещества имеют не только общие величины смертельных и раздражающих концентраций паров, но они также вызывают одинаковые патологоанатомические изменения в организме: кровоизлияния в ткани, поражение дыхательных путей, дегенеративные изменения (табл. 2).
Таблица 2
Некоторые токсические свойства ряда химических веществ
Название вещества Смертельные концентрации для Селых мышей (в мг/л) Раздражающие концентрации для человека (в мг/л) Характер патолого-анатомических изменений Предельно допустимая концентрация по Н ; 101-54 (в мг/л)
Аллиловый спирт Формальдегид Матилхлоракрилат 1 0,4 0,7 0,1—0,3 0,2 0,1—0,2 Кровоизлияния в ткани, поражение дыхательных путей, дегенеративные изменения в органах 0,005 0,005 0,005
Поэтому можно было допустить, что величина предельно допустимой концентрации паров для метилхлоракрилата должна быть такой же, как у аллилового спирта и формальдегида (0,005 мг/л по Н 101-54).
Предлагаемая предельно допустимая концентрация паров метилхлоракрилата в воздухе производственных помещений должна рассматриваться как временная, подлежащая тщательной проверке и уточнению в производственных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Александров И. С., ЦибинаМ. Г., в кн.: Материалы по токсикологии слан-цепродуктов, Л., 1947, стр. 48—53. — Да н и ш е в с к и й С. Л., Егоров Н. М., Фар-макол. и токснкол., 1953, т. 16, № 2, стр. 60. — Карпов Б. Д., Фармакол. и токсикол., 1954, т. 17, № 1, стр. 49—51. — Лазарев Н. В., в кн.: Исследования в области промышленной токсикологии, Л., 1948, стр. 3—36. — Он же, Вредные вещества в промышленности, Л., 1954, т. 1, стр. 287, 388.—Люблина Е. И., в кн.: Исследования в области промышленной токсикологии, Л., 1948, стр. 51—63 и 66—67. — Deich mann W., Journ. Industr. Hyg. a. Toxicol., 1941, v. 23, p. 343—351. —Lee N. D. a. oth., Journ. Appl. Chem., 1953, v. 3, p. 9—11.-SlounM. С., L a m b J. J„ R e i n h а г t F. N.. Modern Plastics, 1952, v. 29, p. 109—120.
Поступила 9/VII 1955 r.
■it -it -it
ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ЛАКОКРАСОЧНЫХ РАБОТАХ ВНУТРИ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВАГОНОВ
И. Ф. Запалкввич, В. Е. Решетников
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии
МПС СССР
Непрерывный рост пассажирских перевозок связан с увеличением парка цельнометаллических вагонов, а следовательно, и с увеличением объема работ по ремонту их. Одним из наиболее трудоемких и длительных производственных процессов при среднем и капитальном ремонте цельнометаллических вагонов являются малярные работы, на которых занята большая группа рабочих. Внедрение в практику ремонта вагонов для их окраски быстросохнущих лаков и красок, изготовленных на заменителях натуральной олифы, обладающих токсическими свойствами, выдвинуло вопрос о необходимости изучения условий труда маляров.
В течение ряда лет при окраске вагонов применялись самые разнообразные лакокрасочные материалы, в частности, нитрокраски и растворители (бензол, хлорбензол, дихлорэтан и др.). При отсутствии механической и естественной управляемой вентиля-
ции применение этих веществ было причиной интоксикаций маляров. В 1950 г. «Временными правилами по промышленной санитарии и технике безопасности при работах по окраске вагонов заменителями натуральной олифы» и дополнительным разъяснением к ним была ограничена номенклатура лакокрасочных материалов. После этого основными заменителями натуральной олифы, согласно сертификатам, прилагаемым к каждой партии лакокрасочных материалов, оказались: растворитель жирного ряда — уайт-спирит и растворители ароматического ряда —ксилол, ксилольная фракция и сольвент-нафт.
По существующим стандартам, в состав лакокрасочных материалов могут входить отдельные из перечисленных растворителей, а также смеси их в различных соотношениях, поэтому разные партии лакокрасочных материалов даже одного и того же наименования являются совершенно различными по степени их токсических свойств. Согласно указаниям Всесоюзной государственной санитарной инспекции, содержание ароматических растворителей в лакокрасочных материалах не должно быть выше 50% от общего количества их. Однако проверенные нами 15 сертификатов на различные партии смоля-но-масляного лака «4—с», широко применяемого при лакировочных работах внутри вагонов, показали, что только в 8 случаях содержание ароматических растворителей не превышало 50%, в 4 случаях оно достигало 75% и в трех—100%.
В качестве разбавителя в краску добавляют уайт-спирит, сольвент-нафт, скипидар и другие вещества, нередко в произвольных количествах. Это способствует повышению содержания в составе лакокрасочных материалов летучих токсических растворителей не только жирного ряда, но и ароматического, так как в уайт-спирите может содержаться до 16%, ксилола, а в сольвент-нафте — 70% ксилола, 5% толуола и 25% триме-тилбензола.
Проведенные в 1952 г. исследования воздушной среды в малярных цехах двух вагоноремонтных заводов при кистевой окраске и отсутствии механической и управляемой естественной вентиляции показали, что наиболее высокое содержание паров ароматических растворителей в зоне дыхания маляров отмечается при окраске внутри вагонов от 0,05 до 1,4 мг/л при средней концентрации 0,68 мг/л (54 пробы), а при лакировке — от 0,2 до 1,5 мг/л и выше при средней концентрации 1,06 мг/л (48 проб). При окраске наружных поверхностей кузовов вагонов в зоне дыхания маляров концентрации паров этих растворителей колебались от 0,05 до 0,8 мг/л при средней концентрации 0,24 мг/л (75 проб), а при окраске ходовых частей—от 0,05 до 1,2 мг/л при средней концентрации 0,47 мг/л (24 пробы).
Исследования на ароматические углеводороды проводились экспрессным индикаторным методом определения паров бензола и его гомологов, разработанным кандидатом химических наук С. Ф. Яворовской. В основу метода положена чувствительная и специфическая реакция ароматических углеводородов, протекающая на силикагеле с индикатором формальдегидсерной кислотой (см. Химическая промышленность, 1956, № 6).
Неудовлетворительное состояние воздушной среды при лакокрасочных работах внутри вагонов объясняется тем, что работы выполняются в замкнутом пространстве при наличии значительных окрашиваемых поверхностей в условиях недостаточного воздухообмена и при отсутствии специальных вентиляционных устройств.
Следует отметить, что при применении одного и того же лакокрасочного материала (например, пентафталевой эмали № 63) в зоне дыхания маляров концентрации растворителя были внутри вагонов в 2—3 раза выше, чем при окраске наружных поверхностей вагонов в условиях большого цеха.
При исследовании воздушной среды внутри вагонов обнаружено, что во время лакировки купе одним маляром концентрации паров растворителей в зоне его дыхания колебались от 0,2 до 0,9 мг/л, а при лакировке двумя-тремя малярами одновременно эти концентрации были более высокими и достигали 1,5 мг/л и выше. Особо неблагоприятные условия создаются при одновременной окраске верхней и нижней полки двумя малярами на одной стороне купе.
Наблюдения показали, что в тех случаях, когда одновременно с малярными работами производится испытание системы отопления или же специальный обогрев вагона, температура воздуха в вагоне повышается с 16—22° до 30—31° (при наружной температуре 8—16° и температуре в цехе 12—20°). В этих условиях увеличивается скорость испарения растворителей с окрашенных поверхностей и, в частности, с нагретой поверхности окрашенных труб отопления.
Проведенные исследования установили, что во время лакокрасочных работ внутри цельнометаллических вагонов при З'/г—4-кратном воздухообмене даже при открытых дверях и фрамугах окон вагона концентрации паров углеводородов (суммарно) в зоне дыхания маляров в 80—90% превышали предельно допустимые и колебались от 0,16 до 2,6 мг/л при средней концентрации 1 мг/л.
Определение суммарного количества углеводородов производилось методом сожжения в кварцевой трубке с катализатором (платиновой проволокой). Двуокись углерода, полученная при сожжении углеводородов, улавливалась раствором барита, с последующим титрованием соляной кислотой (см. М. В. Алексеева, Б. Е. Андронов, С. С. Гурвиц, А. С. Житкова «Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений», М., Госхимиздат, 1954).
Во время лакировки и окраски вагонов рабочие предъявляли ряд жалоб на головные боли, головокружения, тошноту, чувство опьянения, повышенную раздражитель-
ность и общее плохое самочувствие. Часто у них наблюдалось слезотечение, а у трех рабочих было отмечено носовое кровотечение.
При анализе результатов периодических медицинских осмотров маляров в течение ряда лет обращало на себя внимание наличие сдвигов в нервной системе в 30—40% случаев, проходивших обычно под диагнозами вегетоневрозов. Возникло предположение, что причиной этого является вдыхание паров растворителей. Для подробного обследования состояния нервной системы маляров был проведен медицинский осмотр 119 маляров по специально разработанной схеме.
В результате анализа материалов осмотра были выявлены три группы маляров (29%) с подозрением на интоксикацию смесями растворителей: 1) с характерным» сдвигами в картине крови (лейкопения, тромбопения и относительный лимфоцитоз) — 4%; 2) с выраженными вегетативными расстройствами без наличия соматических заболеваний — 22%; 3) с выраженными вегетативными расстройствами и характерными сдвигами в картине крови — 3%.
Для улучшения условий труда маляров при окраске цельнометаллических вагонов нами было предложено использовать существующую приточную систему вентиляции, которая эксплуатируется во время движения поездов.
Приточная вентиляционная установка вагонов состоит из агрегата (2 спаренных вентилятора с электродвигателем постоянного тока), расположенного в подшивке тамбура вагона.
Данные исследования воздушной среды при работе приточной установки в вагонах открытого типа показали, что при 11—15-кратном воздухообмене концентрации углеводородов (суммарно) колебались от 0,1 до 1 мг/л при средней концентрации 0,36 мг/л (27 проб), при этом в 30—40% случаев они были ниже предельно допустимых; с увеличением воздухообмена до 37'/г—40-кратного (количество подаваемого воздуха 5000—6000 м3/час) концентрации углеводородов в 70—80% случаев были ниже предельно допустимых, а средняя концентрация составила 0,18 мг/л при максимальной 0,5 мг/л. Из этих данных видыо, что в зоне дыхания маляров отмечается значительное снижение концентрации паров растворителей в зависимости от величины воздухообмена.
В купейных и мягких цельнометаллических вагонах максимальная производительность приточной установки составляет 1700—2300 м3/час, а в вагонах последнего выпуска она увеличена до 3000—4000 м3/час, что обеспечивает 30—40-кратный воздухообмен по отдельным купе. Исследования воздушной среды в жестком купейном цельнометаллическом вагоне при окраске стен зеленой пентафталевой эмалью и лакировке дверей и окон при 11-кратном воздухообмене по купе (объем подаваемого воздуха 1100 м3/час) показали, что концентрации углеводородов (суммарно) колебались от 0,07 до 0,5 мг/л, в среднем 0,3 мг/л (16 проб).
Таким образом, при всех проведенных исследованиях воздушной среды обнаружено значительное снижение концентраций паров растворителей в рабочей зоне при правильной работе приточной установки в вагоне. Это подтверждает целесообразность ее применения во время лакировки и окраски во всех типах цельнометаллических пассажирских вагонов для создания более благоприятных условий труда.
Выводы
1. Условия труда при окраске цельнометаллических вагонов, особенно при лакировке внутри их быстросохнущими лакокрасочными материалами, характеризуются высокими концентрациями паров растворителей в зоне дыхания маляров и с гигиенической точки зрения являются неудовлетворительными.
2. Выявленные при медицинских осмотрах маляров функциональные расстройства со стороны нервной системы и сдвиги со стороны крови могут быть поставлены в связь с длительным вбздействием паров растворителей и нужно рассматривать как начальные формы интоксикаций.
3. Необходима стандартизация лакокрасочных материалов, применяемых при окраске вагонов, с установлением определенного состава растворителей при максимальном ограничении содержания в них ароматических углеводородов. Временно, впредь до разработки новых стандартов лакокрасочные материалы, содержащие более 50% ароматических растворителей от общего количества растворителей, для окраски внутри вагонов не должны допускаться.
4. Одновременное выполнение 2 или 3 операций при лакокрасочных работах внутри вагонов нередко способствует увеличению концентраций паров растворителей в воздухе (например, окраска горячих труб отопления и одновременная лакировка на одной стороне купе верхних и нижних полок и т. д.) и ставит вопрос об организации работ с учетом этих обстоятельств.
5. При окрасочных работах внутри цельнометаллических вагонов целесообразно применение имеющейся в них приточной вентиляционной установки на летнем режиме (с максимальной подачей воздуха), при этом все дефлекторы, окна и наружные двери вагона должны быть перед началом окраски закрьпы. за исключением фрамуг тех двух крайних купе, с которых начинается окраска в вагонах открытого типа; в вагонах купейного типа должны быть открыты фрамуги окрашиваемого купе. Совершенно обязж-
тельным является последовательное открывание дефлекторов в каждом купе или отделении после окончания в них окрасочных работ.
6. Для удаления из помещений паров растворителей, выделяющихся при окраске вагонов, в малярных цехах вагоноремонтных заводов обязательно устройство общеобменной приточно-вытяжной вентиляции с 4—6-кратным воздухообменом и подачей в зимнее время подогретого воздуха для создания температуры в цехе не ниже 18°.
Поступил» »/VII 1вЯ г_
-А" -¿Г -Й-
ИЗ ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ КОЖИ ТРУДЯЩИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ МОСКВЫ
Санитарный врач Л. С. Розанов, кандидат медицинских наук С. И. Мурованная, санитарный врач Г. А. Мечковская
Из Московской городской и сокольнической районной санитарно-эпидемиологической станции
Хронические профессиональные заболевания кожи (без пиодермий) занимают ведущее место в общей сумме профессиональных отравлений и заболеваний. На их долю в 1951 —1953 гг. приходится 46% от всех случаев профессиональных отравлений и заболеваний, зарегистрированных по Москве.
Борьба с этими заболеваниями имеет важное значение, так как они нередко сопровождаются потерей трудоспособности на длительный срок и требуют в конечном счете перевода заболевших квалифицированных рабочих на другую работу вне контакта с веществом, раздражающим кожу. Так, средняя длительность нетрудоспособности при заболеваниях, вызванных воздействием антибиотиков, составляет 20 дней, смолами — 14 дней и т. д.
По данным разработки актов расследования профессиональных заболеваний кожи за 1951 —1953 гг., наиболее частой причиной, вызвавшей заболевание в 59% случаев, является нарушение инструкции по технике безопасности. В этом числе 42% заболеваний было отнесено за счет работы без защитных перчаток, несмотря на то, что эти перчатки у заболевших имелись.
Рабочие не использовали выданные им защитные перчатки в ряде случаев вследствие несоответствия этих перчаток особенностям процесса работы. Так, при тонких работах, требующих чувства осязания, подчас нельзя пользоваться перчатками. Крайне мало выпускается перчаток, устойчивых к действию растворителей и других химических веществ.
Видное место среди причин заболеваний (27%) занимает необеспеченность работающих средствами индивидуальной защиты и личной гигиены, особенно защитными мазями и пастами, выпуск которых совершенно недостаточен.
Наибольшее число профессиональных заболеваний кожи отмечается у работающих на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, наиболее широко представленных в Москве, а также на предприятиях местной промышленности и промкооперации, в которых применяется больше всего ручных работ. Далее следуют работники химической, легкой и пищевой промышленности.
По формам заболеваний в 71% отмечаются экземы, в 25%—дерматиты, в 2% — меланодермии, в 2%, — прочие заболевания (гиперкератозы, хромовые язвы, фолликулиты).
Наблюдаемое за последнее время широкое внедрение в промышленность новых химических веществ, недостаточно изученных в гигиеническом отношении, в некоторых случаях приводит к появлению профессиональных заболеваний кожи из-за несвоевременного осуществления предупредительных мероприятий, которые часто разрабатываются уже в процессе внедрения веществ в производство. Это можно отметить в кинопромышленности при введении нового проявителя для цветных кинопленок, в швейной и обувной промышленности — при применении мочевино-формальдегидных смол и т. д.
Ведущее место среди веществ, послуживших причиной заболеваний кожи, занимает скипидар. Основной причиной этих заболеваний следует считать непосредственный контакт кожи со скипидаром. Содержание его паров в воздухе, по данным лабораторных анализов, в 80% проб ниже предельно допустимых концентраций. Однако возможно влияние и этих небольших количеств на развитие сенсибилизации к скипидару у отдельных лиц.