Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРУДА МАЛЯРОВ ПО ОКРАСКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

УСЛОВИЯ ТРУДА МАЛЯРОВ ПО ОКРАСКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРУДА МАЛЯРОВ ПО ОКРАСКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

Особенно много оказалось двуокиси силиция в лимфатических узлах (рис. 4). Сердце: правый желудочек — значительная гипертрофия мышечных волокон, левый желудо чек—небольшие склеротические участки.

При гистологическом исследовании остальных органов изменений в них не было обнаружено.

При химическом исследовании кусочков легких и лимфатических узлов, проведенном старшим научным сотрудником биохимической лаборатории И. В. Павловой, было найдено: БЮг в легких — 2,2% (на 100 г сухого вещества), в лимфатических узлах — 0,84%, т.' е. имелось значительное увеличение сравнительно с нормой (0,04—0,73%) содержания двуокиси силиция в легких.

Таким образом, анатомические, гистологические и гистохимические и химические исследования легких и регионарных лимфатических узлов указывают, что у данного лица имелся диффузный склеротический межуточный силикотический процесс в легких (диффузно-склеротическая форма) без развития в них узелков, обусловленный увеличенным содержанием двуокиси силиция, откладывавшейся в них в течение длительного срока работы на мукомольном производстве.

Обнаруженные одновременно тяжелые хронические изменения в верхних дыхательных путях и отчасти в бронхах, повидимому, связаны с воздействием на слизистую оболочку этих отделов органической составной части мучной пыли.

Поступила 26/X 1955 г.

' -Йг #

УСЛОВИЯ ТРУДА МАЛЯРОВ ПО ОКРАСКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Кандидат медицинских наук В. М. Ретнев

Из кафедры профессиональных болезней и гигиены труда Ленинградского института усовершенствования врачей имени С. М. Кирова

Изучению гигиенических условий труда маляров по окраске железнодорожных пассажирских вагонов последнее время уделялось сравнительно мало внимания, несмотря на опасность их работы в отношении возникновения профессиональных интоксикаций.

Окраску вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах (ВРЗ) и в вагонных депо производят специализированные бригады кистевым способом.

Изучение состава применяемых лакокрасочных материалов показало, что они содержат две группы химически вредных веществ: растворители — ксилол, сольвент-нафта, уайт-спирит, редко скипидар и свинцовые пигменты — оксихроматы и сульфохроматы свинца. Бензол и толуол в лакокрасочных материалах найдены не были.

Наиболее распространенный сейчас растворитель — уайт-спирит — одна из вы-сококипящих фракций бензина. По ГОСТ 3134-52, в нем может быть до 16% ароматических углеводородов. Употребляются также ксилол, тяжелый растворитель (ксилоль-ная фракция), сольвент-нафта, содержащая около 75% ксилола. Свинцовые соединения входят в состав пентафталевых эмалей (зеленых и др.), идущих в основном для наружной окраски вагонов.

Наиболее неблагоприятными по составу растворителей являются следующие лакокрасочные материалы (табл. 1).

Вследствие широкой взаимозаменяемости растворителей количество и качество их в лакокрасочных материалах не стандартизовано.

Проведенный хронометраж занятости бригад маляров выявил, что наиболее неблагоприятной с точки зрени контакта с ксилолом и другими растворителями является работа маляра по внутренней окраске вагонов на заводе (73,6% рабочего времени в день), затем работа маляра по наружной окраске на заводе (55,1%). Наиболее благоприятно должна быть оценена работа маляра смешанной бригады в депо. Несмотря на то, что он работает по внутренней окраске в течение 31,6% времени в день, покрытие лаком, при котором имеются наибольшие выделения в воздух ксилола, занимает у него лишь 5,3% всего его рабочего дня. Наибольший по времени контакт со свинцовыми соединениями оказался у маляров по наружной окраске вагонов на заводе, затем у маляров смешанной бригады депо.

Результаты исследования воздушной среды показали, что при окраске имеют место значительные выделения в воздух ксилола. Средние концентрации ксилола в воздухе на заводе и в депо колебались в пределах 0,33—0,36 мг/л (табл. 2). Средние концентрации углеводородов (суммарно) оказались равными 0,5—0,66 мг/л. Результаты анализов воздушной среды показали, что концентрации ксилола в воздухе

Таблица t

Содержание растворителей и свинцовых соединений в основных лаках и красках

(в процентах)

Наименование лако- Уайт спирт- Сольвентнафта Ксилол Скипидар Свинцовые соединения

красочных материалов от ДО от до от до от до от до

Лак масляносмоля-ной № 4 с . . . 0 42 0 23 0 23 0 33 _ _

Лак пеитафталевый № 170..... 0 65 0 14 0 3 _ _

Лак битумномасля-ный № 177 . . . 3 28 0 43 0 50 _ __

Эмаль пентафтале-вая темнозеленая № 65..... 0 38 0 36 20 35.

Таблица 2

Концентрации ксилола в воздухе при всех видах окраски вагонов по

заводу и депо

Предприятие Число анализов Пределы колебания концентраций (в мг/л) Средняя концентрация (в мг/л) Концентрации, превышающие предельно допустимую 0,1 мгл

число %

Завод . . . Депо . . . 133 115 0,01—2,29 0,01—2,5 0,33 0,36 68 50 51,1 43;5

Таблица 3 Концентрации ксилола в воздухе при внутренней и наружной окрасках вагонов на заводе

Виды окраски

Внутренняя Наружная

Средние концентрации (в мг|л)

0,49 0,08

Процент концен траций, превышающих предельно допустимую (0.1 мг[л)

69,1 21 ,4

при внутренней окраске в 6—12 раз превышали концентрации ксилола, найденные при наружной окраске (табл. 3).

Особенно неблагоприятной операцией по окраске внутренности вагона оказалось покрытие лаком, при котором содержание ксилола в воздухе было порядка 0,54—0,57 мг. Все пробы воздуха при окраске вагонов на бензол и толуол дали отрицательный результат.

Имеющаяся в цельнометаллических вагонах механическая приточная вентиляция недостаточна: концентрации ксилола при лакировке хотя и снижаются в несколько раз, но остаются все же выше предельно допустимой (0,1—0,26 мг/л). Примененная в вагонном депо Московского вокзала (Ленинград) переносная отсасывающая вентиляционная установка дала неплохие результаты при покрытии лаком внутри вагона.

Созданная ею кратность воздухообмена 47,3 объема в час снизила количество ксилола до 0,1 мг/л и ниже

При сухой «шкуровке> наружных поверхностей вагонов, окрашенных пентафга-левой темнозеленой эмалью № 65, мы обнаружили свинец в воздухе в количествах, значительно превышавших предельно допустимые2. Во всех смывах с рук маляров,, окрашивавших вагоны снаружи, был найден свинец (17,3—90,8 мг).

Среди маляров зарегистрированы отдельные случаи острых и хронических профессиональных отравлений. Профессиональные отравления у маляров по внутренней окраске вагонов встречались чаще, чем у других групп маляров. У некоторых маляров, занятых наружной окраской, найдены симптомы, указывающие на влияние свинцовых соединений (свинец в моче в количествах 0,04—0,05 мг/л). Отмечены случаи стойких профессиональных поражений кожи — дерматитов и экзем, причиной которых послужили также составные части лакокрасочных материалов.

Таким образом, санитарно-гигиенические условия труда маляров по окраске пассажирских вагонов в данное время надо признать недостаточно удовлетворительными. На здоровье маляров оказывает токсическое влияние в первую очередь ксилол, а также другие химически вредные вещества, находящиеся в лаках и красках. Произведенная в свое время замена бензола в лакокрасочных материалах его гомологом — ксилолом — не обеспечила исчезновения отдельных случаев профессиональных отравлений среди маляров. В результате подобной замены стали наблюдаться случаи профессиональных отравлений ксилолом, что показывает значительную токсичность этого гомолога бензола.

Важнейшие мероприятия, направленные на оздоровление условий труда маляров, должны заключаться в следующем:

1. Нужно начать постепенную централизованную замену ксилола и ксилолсо-держащих растворителей — сольвент-нафты, тяжелого растворителя (ксилольная фракция) — другими, менее токсичными, в частности, уайт-спиритом. В уайт-спирите должно быть максимально ограничено ГОСТ содержание ароматических углеводородов.

2. Следует обеспечить строгую гигиеническую стандартизацию количества и качества растворителей в лаках и красках, ликвидировать произвольную замену менее вредных растворителей более вредными, имеющую место на заводах, изготовляющих лакокрасочные материалы.

3. Необходимо изыскать возможность замены свинцовых соединений на бессвинцовые (например, производить окраску вагонов снаружи не в зеленый, а в синий цвет 3).

4. Вагоностроительным заводам целесообразно увеличить мощность внутривагон-ной механической приточной вентиляции с тем, чтобы она справлялась с полным удалением паров растворителей при окраске внутренности вагонов.

5. Во всех вагоноремонтных заводах и вагонных депо должно быть обеспечено устройство механической приточно-вытяжной вентиляции, а там, где это возможно, устройство отдельных малярных цехов, оборудованных рациональной системой вентиляции.

6. На заводе желателен переход от системы окраски вагонов раздельными бригадами к системе смешанных бригад, что уменьшит контакт маляров с химически вредными веществами.

7. Следует пересмотреть временные правила по промышленной санитарии и технике безопасности при работах по окраске вагонов заменителями натуральной олифы и разъяснения к ним, изданные Министерством путей сообщения СССР, и устранить несоответствие указаний в них с фактически выпускаемыми лакокрасочными материалами.

Указанные оздоровительные мероприятия были доведены до сведения администрации вагоноремонтного завода и вагонных депо, на базе которых выполнялась, работа. Те предложения, которые могли быть выполнены непосредственно на предприятиях, были приняты.

Поступила 27/УП 1955 г.

т£г -й-

1 Испытание проводили при покрытии лаком внутренности дачного вагона, имеющего меньшую, чем у других типов вагонов, площадь, подлежащую окраске.

2 Данный процесс занимает у маляров 4—5% общей продолжительности рабочего дня.

3 Синяя эмаль .не содержит свинцовых соединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.