Материалы заседания Ученого совета 26 октября 2006 года
деятельность филиала такой вид работы, как соавторство студентов с преподавателями.
По стратегическому плану развития филиала до 2010 года на территории филиала планируется создание технопарка. В качестве начала этой работы в филиале кафедрой менеджмента в октябре текущего года создан студенческий бизнес-клуб «Новые горизонты». Наш бизнес-клуб будет сотрудничать с Волховским бизнес-инкубатором по федеральной программе «Помощь молодым бизнесменам». В рамках этой программы наиболее перспективным бизнес-планам студентов предоставляются гранты в размере до 100 тыс. руб.
3. Наши студенты активно занимаются и внеаудиторной работой.
В филиале проводятся ежегодные спартакиады, а в этом году начаты соревнования по 9 видам спорта между командами отделений. С декабря 2005 года в филиале работает секция спортивного бального танца.
Команды филиала активно участвуют и занимают призовые места в городских соревнованиях по легкой атлетике, игровым видам спорта. Футболисты филиала 3 года подряд завоевывают кубок Говорунова (Зенит), а в текущем году кубок передан филиалу на вечное хранение. Развитию спорта, конечно, способствует открытие спор-
тивного зала в 2005 году. Также в 2006 году филиалу передана спортивно-оздоровительная база «Стуглево» где мы уже провели туристический слет, в котором участвовало более 300 наших студентов.
4. Студенты филиала очень активно участвуют в развитии материальной базы филиала. С самого начала в филиале действует студенческий строительный отряд. Для нас это важно, так как мы непосредственно участвовали в реконструкции 7 зданий филиала, в благоустройстве территорий. И это было непросто, так как ранее на нашей территории располагалась воинская часть. Ежегодно около 100 студентов, в том числе и абитуриенты, работают на наших объектах. В этом году мы ремонтируем 2 общежития для студентов и достраиваем новый учебный корпус. Студенты в 2006 году заработали на наших стройках 200 тыс. руб., принеся большую пользу филиалу и получив при этом отличный опыт в разных сферах жизни.
Сейчас мы возлагаем большие надежды на базу «Стуглево», в том числе на сотрудничество с факультетом физкультуры.
Наши студенты гордятся тем, что учатся в нашем филиале, и мы будем делать все, что в наших силах, для его развития.
О. В. Иванов,
старший преподаватель кафедры методики обучения истории и обществознанию
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ДАГЕСТАНСКОМ ФИЛИАЛЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рассматривая вопросы организации учебного процесса на базе Дагестанского филиала РГПУ им. А. И. Герцена, необходимо подчеркнуть выступающую на первый план проблему взаимодействия удаленно обучающихся студентов с преподавателями головного вуза. Для того чтобы образовательный процесс был эффективным в условиях, когда основную часть учебного времени преподаватель и студент территориально разобщены, в особом внимании нуждается такой компонент процесса обучения, как организация познавательной деятельности студентов. Речь идет, в первую очередь, о необходимости разработки для обучающихся в Дагестане такого типа учебно-методических материалов, которые бы оказывали эффективную помощь студентам в самоорганизации учебной деятельности при освоении дисциплин учебного плана.
Подобные разработки, на наш взгляд, должны быть ориентированы на организацию индивидуального маршрута самостоятельной работы студентов, например, через систему разноуровневых заданий, путем предоставления возможности выбирать темы занятий, сроки представления результатов самостоятельной работы. Содержание таких методических материалов может обеспечивать и мотивацию к обучению, и формирование новых способов деятельности. В итоге представляется возможным и необходимым создание взаимосвязанных, обладающих определенным методическим единством комплектов (кейсов) учебно-методических материалов, причем разработанных не только на бумажных носителях (текстовых), но и с помощью электронных средств (аудиовизуальных). Работа в этом направлении уже ведется: например, ка-
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ: ФИЛИАЛЫ
федрами русской истории и методики обучения истории и обществознанию разработан, в частности, пакет тестовых измерителей для проведения текущей аттестации студентов, созданы экзаменационные материалы для итогового контроля. Эти разработки можно рассматривать как первый шаг в создании кейсов для удаленно обучающихся студентов.
Конечно, учебный процесс в Дагестане не сводится только к организации самостоятельной работы студентов и проведению текущей и итоговой аттестаций. Кроме этого, силами преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена осуществляется широкая методическая поддержка, в том числе в форме очных консультаций. Однако в этом направлении имеются некоторые сложности, они объясняются, например, тем, что не все студенты могут в определенное время посещать учебно-материальную базу филиала. К этой проблеме добавляются объективные трудности, связанные с ограниченным кругом учебной и научной литературы. Таким образом, разрабатывая общую схему организации учебного процесса в Дагестане, несомненно, нужно учитывать данные обстоятельства, продиктованные местными условиями.
Одним из путей решения указанных проблем, по нашему мнению, может стать целенаправленное развитие заочной формы обучения студентов на базе Дагестанского филиала. Переход к заочному образованию может снять ряд существующих трудностей, при этом реальна апробация такой модели заочного обучения, которая не потребует дополнительного лицензирования образовательных программ. На первом этапе представляется вполне возможным организовать учебный процесс так, чтобы обучение по общепрофессиональным дисциплинам
осуществлялось силами преподавателей Дагестанского филиала, а дисциплины предметной подготовки курировались преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена на основе широкого использования возможностей учебно-материальной базы филиала.
Организация заочной формы обучения потребует определенных усилий, прежде всего, методического характера. Переход к широкому внедрению заочной подготовки студентов в Дагестане, как уже отмечалось, повлечет за собой создание новых комплектов учебно-методических материалов. Для оптимизации этого процесса особенно перспективным, по нашему мнению, может стать использование уже имеющегося в РГПУ им. А. И. Герцена опыта дистанционного обучения, а также внедрение в заочный учебный процесс современных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий. Определенные предпосылки для использования электронных средств обучения в образовательном процессе Дагестанского филиала уже имеются: действуют несколько компьютерных классов, преподаватели филиала осознают необходимость применения в процессе обучения таких средств, как электронная почта, цифровые образовательные ресурсы.
В силу названных обстоятельств представляется вполне реальной апробация на базе филиала новой модели заочно-дистанционного образования. Для внедрения такой модели потребуется поэтапное осуществление определенных мероприятий, подчеркнем наиболее важные из них: создание пакета контрольно-диагностических измерителей, разработка кейсов учебно-методических материалов для реализации заочной формы обучения и, наконец, создание на этой основе сетевых образовательных ресурсов.
В. Я. Шабес,
директор Выборгского филиала
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВЫБОРГСКОГО ФИЛИАЛА
Я полагаю, что первоначальный этап становления завершен и речь идет о развитии филиала. О завершении этапа становления свидетельствует то, что в прошлом учебном году филиал успешно прошел аттестацию, осуществил выпуск своего первого набора (62 человека), причем 28% выпускников трудоустроены в учреждениях образования Выборгского района. Филиал стал известным локальным брендом и, не-
смотря на переход на подготовку бакалавров с этого учебного года, мы не только не снизили конкурс, но и увеличили его. Увеличен и прием сверх плана. Мы набрали 82 платных студента (26 дневников и 56 заочников). Два молодых преподавателя филиала защитили кандидатские диссертации, за год подготовлены 7 учебно-методических пособий, создана кафедра культурологи, в штате которой профессор и два канди-