Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие филиала в Волхове'

Социально-экономическое развитие филиала в Волхове Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие филиала в Волхове»

климатическую технику: например, небольшие метеостанции с показателями влажности, давления и температуры воздуха.

Особенно существенный эффект достигнут в результате капитального ремонта концертного зала факультета. Трепетные ожидания всего музыкантского сообщества оправдались: в высшей степени состоятельна акустика, обеспечивающая достойное восприятие любых жанров музыкального искусства; выразительна архитектоническая структура, воплощающая в себе духовно-возвышенное начало; совершенна пастельная цветовая гамма, благотворно воздействующая на внутренний мир аудитории. Успешно прошедшие в последнее время крупные фестивали, конкурсы, концерты, мастер-классы убедительно доказали основательность претензий нового зала на достойное место среди лучших концертных площадок Санкт-Петербурга.

Достигнутые результаты интегративной деятельности университетских структур заставляют задуматься о сохранении набранных темпов совершенствования образовательной среды факультета. В дальнейшем представляется актуальным обустройство репетиториев для самостоятельных занятий иногородних и иностранных студентов. (Ныне на 180 иногородних и иностранных студентов в общежитиях приходится лишь 12 пианино). Возросшие требования к качеству образования диктуют необходимость кардинального изменения ситуации, выход из которой возможен при условии включения в аудиторный фонд чердачных помещений.

Что важнее: обновление материальной базы факультета или внедрение инновационных образовательных технологий? Что раньше появилось: курица или яйцо? Полноценное образование невозможно без соответствующей матери-

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

В этом году исполняется 10 лет филиалу РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове. Он был образован усилиями ректора РГПУ им. А. И. Герцена Геннадия Алексеевича Бордов-ского и мэрии г. Волхова. Если взглянуть на карту Ленинградской области, то становится очевидным, что размещение филиала в г. Волхове является правильным решением.

ально-технической базы, но еще важно уметь использовать ее в учебном процессе. Неоспоримо, что под информационно-образовательной средой понимается нечто целостное, объединяющее оборудование и аудиторный фонд, в котором можно разместить это оборудование, и людей, которые могут освоить это оборудование и наполнить образовательный процесс новым содержанием. Известно, что до конца 2006 г. планировалось завершить создание распределенной оптиковолоконной сети университета. Добавочный коммутируемый канал призван был обеспечить на факультете музыки доступ в Интернет из лекционных мультимедийных и кафедральных аудиторий, а также в определенной мере способствовать повышению профессионального уровня преподавателей и качества подготовки студентов. Ряд мер, предпринятых учебно-методическим управлением, по информатизации управления учебным процессом не достиг факультета музыки по причине (простите мою иронию) уникальной возможности пользования Интернет через одно модемное соединение, скорость которого «стремится» в XX век.

Перспектива использования модернизированного фонда заключается в создании современных условий для проведения мероприятий международного, федерального, регионального и внутривузовского уровня, в опережающем удовлетворении запросов работодателей в отношении знаний, навыков и компетентностей молодых специалистов.

В заключение хочу поблагодарить администрацию университета за тот неоценимый вклад, который был внесен в дело укрепления позиций факультета на рынке образовательных услуг, пожелать всему герценовскому сообществу дальнейшего продвижения навстречу новым творческим завоеваниям.

Н. М. Волчкова,

заместитель директора филиала в Волхове

РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛА В ВОЛХОВЕ

Город находится в центре Ленинградской области и на пересечении центральных направлений, в том числе железных и автомобильных магистралей. Город — промышленно развитый, имеет хорошую инфраструктурную базу и базу образования: 2 колледжа (алюминиевый и строительный), ПТУ железнодорожников, гимназию, отличные школы, учреждения дополнительного

Материалы Ученого совета 5 апреля 2007 г.

образования, хорошую базу спортивных сооружений.

Цель открытия филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове для мэрии города Волхова — создать условия для получения высшего образования и готовить собственные кадры, с одной стороны, с другой — филиал университета является новой точкой социально-экономического роста территории. Исторически точками роста города были первая железная дорога из Санкт-Петербурга на восток и север страны, первая ГЭС в СССР, первый алюминиевый завод в СССР и первый бизнес-инкубатор в России.

Филиал начал свою работу в помещении площадью 400 м2. Затем город передал в безвозмездное пользование на 49 лет территорию и 15 зданий бывшей воинской части, базу отдыха «Стуглево» и общежитие на 120 мест. Всего в 2007 г. филиал имеет 37 зданий общей площадью 15000 м2 и 20,4 га земли.

В нашем филиале в настоящее время обучается 785 студентов, в том числе на очном отделении — 570 человек, на заочном — 215. Филиал провел 4 выпуска студентов очного отделения по четырем специальностям и 1 выпуск заочного отделения. В этом году принят 2000-й студент.

Задачей филиала является обеспечение достойных условий для преподавателей и студентов, внедрение инновационных программ и технологий, для этого создан студенческий городок, а в нем — бизнес-центр и в перспективе — технопарк.

В свое время была разработана Программа развития филиала на 2000-2005 годы. В результате ее выполнения отремонтированы и введены в эксплуатацию учебные корпуса, здания в студенческом городке, административно-учебный корпус, столовая на 100 мест, спортивный зал, построены наружные сети водопровода, канализации, электроснабжения, благоустроена территория, заасфальтировано 6000 м2 дороги и площадок. Всего введено 6 зданий площадью 5586 м2. На эти цели затрачено

26,1 млн руб., в том числе 8877 тыс. руб. федеральных средств, 3,7 тыс. руб. — средства города Волхова, 1236 тыс. руб. — средства РГПУ и 2661 тыс. руб. — собственные средства филиала. При этом собственных средств филиала было явно недостаточно; мы начали с 300 тыс. руб. в 2000 г., но уже в текущем году планируем 10 млн руб.

В 2006 г. мы разработали Программу развития филиала на 2006-2010 гг. По этой программе будут закончены работы в студенческом го-

родке, введен учебный корпус площадью 1789 м2, 5 общежитий коттеджного типа на 87 мест, два дома для преподавателей на 7 квартир и общежитие в городе на 120 мест; будем также изыскивать средства на ремонт базы «Стуглево».

На эти цели запланировано 34,8 млн руб., в том числе 30 млн руб. — собственные средства филиала, 4,8 млн руб. — средства РГПУ. Рост собственных доходов филиала будет получен за счет увеличения контингента студентов, расширения числа специализаций, внедрения инновационных технологий и работы с собственностью.

За 2006 г. и I квартал 2007 г. филиалом отремонтированы и введены в эксплуатацию первый этаж общежития на 60 мест, общежитие коттеджного типа на 13 мест в студенческом городке, завершаются работы по ремонту учебного корпуса № 2, который практически готов (не смонтированы сети электроснабжения). Продолжены работы по сооружению наружных инженерных сетей этих зданий. Проведена телефонизация зданий студенческого городка. Организовано подключение к сети Интернет, работает электронная почта.

В результате проведенных работ уже созданы достойные условия для учебы, работы, отдыха студентов и преподавателей. Мы имеем отличное помещение библиотеки площадью 460 м2 с читальным залом на 70 мест. Ежегодно библиотечный фонд существенно пополняется. Мы имеем 3 компьютерных класса, 2 лингафонных кабинета, оборудование для конференц-зала, спортивный инвентарь и оборудование для клубной работы.

Все это стало возможным благодаря пониманию всех руководителей и служб университета. Хочется поблагодарить всех коллег-герценовцев, которые с душой и вниманием относятся к нашему филиалу. Конечно, нам помогают и в г. Волхове — местная администрация и предприятия, с которыми у филиала заключены договоры о партнерстве.

У нас очень активно работает студенческий строительный отряд. Студенты выполняют подготовительные ремонтно-строительные работы, в том числе ряд квалифицированных работ, работы по благоустройству.

Мы рады победе университета в конкурсе инновационных образовательных программ и примем участие в этой работе.

У нас уже создан бизнес-центр «Новые горизонты», работаем над созданием инновационного центра. Начали работу по созданию технопарка.

В этом участвуют преподаватели и студенты филиала, уже 8 дипломных работ выпускников посвящены этой теме.

Хорошие перспективы открываются для филиала в создании условий для занятий спортом. Рядом с нашей территорией планируется и в 2008 г. будет введен современный физкультурно-оздоровительный комплекс площадью 5600 м2

по президентской программе. Стоимость объекта 70 млн руб.

Свою работу по развитию финансовой и материальной базы филиал осуществляет планомерно и целенаправленно. Постараемся оправдать доверие руководства университета. Мы уверены, что эта работа даст хорошие результаты, предоставит возможность развиваться филиалу, Волхову, откроет новые горизонты для нашей молодежи.

А. О. Столяров,

студент факультета социальных наук

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ О СОСТОЯНИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

При подготовке моего выступления были использованы материалы опросов, проведенных на факультетах физкультуры, социальных наук, философии человека, экономики, а также среди всех членов студенческого совета при Ученом совете РГПУ им. А. И. Герцена.

Первый вопрос звучал следующим образом: «Достаточно ли, на ваш взгляд, техническое обеспечение вашего факультета?» 75% опрошенных ответили: «Нет, недостаточно». При этом студенты знают, что на их факультетах есть компьютерные классы, медиапроекторы, телевизоры и другое техническое оборудование, однако отмечают, что оно используется в первую очередь для учебной деятельности. В то же время не хватает фотоаппаратов, видеокамер, диктофонов, веб-камер, которые можно было бы использовать и для вне-учебной деятельности, создания творческий работ. Нам кажется, что этой сфере жизни студентов в университете тоже нужно уделять внимание, наравне с учебным процессом.

Второй вопрос, который был поставлен: «Насколько эффективно имеющиеся технические средства используются самими студентами?» Половина опрошенных ответила, что оборудование, которое есть на факультетах, используется недостаточно эффективно. Отмечаются следующие причины этой проблемы: неудобное для студентов время работы в компьютерных классах; на некоторых факультетах эти классы могут быть закрыты целый день; большая часть студентов даже не знают о возможности использования компьютеров и другой техники в рамках образовательного процесса. Можно предположить, что мнение студентов о нехватке технического оборудования связано не столько с его отсутствием, сколько с ограниченным доступом

к нему или банальным незнанием возможности его использования.

На вопрос о том, насколько удачно используется техническое оборудование преподавателями, студенты ответили неоднозначно. Лишь 20% сказали, что оно используется на высоком уровне. Однако по этому вопросу распространена и другая позиция: не все преподаватели на своих предметах должны использовать технику, потому что это может только ухудшить качество подачи материала. Например, когда всю лекцию преподаватель показывает текст на проекторе, просто читая его вслух. Для студентов такой способ подачи менее понятен, чем обычная лекция. Мы считаем, что для более эффективного использования имеющихся технических средств необходимо согласовывать мнения студентов и преподавателя по данному вопросу на каждом конкретном предмете.

В отношении достаточности материального обеспечения большинство студентов (порядка 70%) считает, что нашему университету не хватает некоторых вещей, которые касаются быта. Наиболее острой проблемой является нехватка столовых или отсутствие буфетов на факультетах. Многие студенты, немного опоздав на перерыв, не успевают поесть. Одним из возможных вариантов решения этого вопроса мы считаем установку на территории университета ларьков, подобных тому, который располагался близ 6-го корпуса.

Одной из актуальных проблем студенты считают отсутствие гардеробов на некоторых факультетах или даже отсутствие вешалок в аудиториях. Студенческий совет уже поднимал этот вопрос, и во многих аудиториях университета были установлены вешалки. Это также отмечалось в анкетах. Среди материальных проблем были подняты вопросы о туалетной бумаге и крючках для одеж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.