Научная статья на тему 'Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена'

Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛЫ УНИВЕРСИТЕТА / СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акавов Рашид Забитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена»

Р. З. Акавов, директор Дагестанского филиала

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛИАЛОВ УНИВЕРСИТЕТА В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА

За полтора года, прошедшие со времени, когда на заседании Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена рассматривались состояние и перспективы развития филиалов, которые по статусу являются обособленными структурными подразделениями вуза, их роль и значение в создании единого образовательного пространства Герце-новского университета заметно возросли.

Не последнюю роль в этом сыграло самостоятельное прохождение филиалами процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных программ. Самообследование и оценки, данные внешними экспертами, весьма серьезно подстегнули руководство и коллективы филиалов, дополнительно указав на существенную степень их автономности, необходимость более активных самостоятельных действий, интенсивного поиска путей развития и, вместе с тем, вновь подчеркнули высокую меру ответственности филиалов за имя университета, которое они представляют в регионах.

Количественные и качественные изменения в филиалах были констатированы в ходе совместной с университетом подготовки к экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, показателей деятельности, которая проводилась Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в апреле 2008 г. Коллективы фи-

лиалов, выполняя решения Ученого совета и ректората университета, регулярно рассматривающих на своих заседаниях работу обособленных структурных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена, улучшили большинство параметров деятельности так, что их значения практически не привели к снижению соответствующих итоговых показателей критериев государственной аккредитации университета. Подготовка филиалов к внешней экспертизе сопровождалась заметным улучшением условий реализации основных образовательных программ в части кадрового, учебно-методического, организационно-правового, информационнометодического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Филиалы Герценовского университета в Ленинградской области и Республике Дагестан, созданные по ходатайству соответствующих административных органов, практически полностью ориентированы на подготовку кадров для региональных образовательных учреждений: из 12 основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в филиалах, 10 относятся к педагогическим. В настоящее время в обособленных структурных подразделениях РГПУ им. А. И. Герцена обучается более 3 тыс. человек. При этом университет в рамках контрольных цифр, устанав-

ливаемых учредителем, ежегодно выделяет филиалам 150-190 мест для обучения студентов по очной форме за счет средств федерального бюджета, что составляет весьма значительную долю — 60-70% — от общего приема граждан на указанную форму обучения. Также в пределах государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием РГПУ им. А. И. Герцена выделяет филиалам места для обучающихся по заочной форме.

Большое внимание руководство университета уделяет комплектованию квалифицированного профессорско-преподавательского состава своих обособленных структурных подразделений. С этой целью каждый год для обучения в качестве аспирантов, докторантов и соискателей РГПУ им. А. И. Герцена принимает в среднем около 15 человек, являющихся выпускниками и сотрудниками филиалов.

На протяжении всего периода существования своих обособленных структурных подразделений университет направлял значительные объемы бюджетных и внебюджетных средств на их становление и развитие. Коллективы филиалов вовлечены в широкий спектр общеуниверситетских программ и проектов. В частности, они активно участвуют в различных мероприятиях инновационной образовательной программы университета, в рамках реализации которой только на целевое повышение квалификации персонала филиалов в 2007 г. израсходовано более 1,1 млн рублей.

В целях контроля и совершенствования работы филиалов, определения и реализации перспектив их развития обособленные структурные подразделения систематически посещают ректор и проректоры университета, в командировки направляются ведущие преподаватели, представители административно-управленческого и другого персонала. Соответствующие

службы университета осуществляют строгий контроль над финансовой деятельностью и отчетностью филиалов.

Комплекс изложенных фактов приводит нас к выводу о том, что в противовес сложившимся и явно выраженным негативным тенденциям в системе высшего профессионального образования Герце-новский университет рассматривает свои филиалы не как коммерческие, а как социальные, культурно-просветительские

проекты.

Сегодня РГПУ им. А. И. Герцена достойно представлен в регионах, где он узнаваем и безошибочно идентифицируется благодаря своим филиалам, которые достаточно прочно заняли нишу педагогического, гуманитарного образования.

Вместе с тем очевидно, что университет, как, безусловно, и его филиалы, не может игнорировать тот факт, что федеральные органы управления и надзора в сфере образования уже не первый год побуждают вузы к сокращению числа их филиалов. При этом в качестве основных причин указывается неудовлетворительное кадровое обеспечение учебного процесса, низкое качество образования, недостаточность обеспечения библиотечно-информа-ционными ресурсами и учебно-лабора-торным оборудованием, отсутствие эффективной системы контроля знаний студентов.

Упреки властных структур в большинстве случаев, к сожалению, являются обоснованными. В частности, в Республике Дагестан, где действует не один десяток филиалов и представительств различных вузов, отношение многих из них к своим профессиональным обязанностям далеко не всегда добросовестное. Порой, основной целью такого рода филиалов и представительств является получение со студентов платы за обучение, а знания отодвигаются на второй, третий план. Многие из них набирают студентов, не имея на то прав: отсутствуют документы, необходимые для ведения образовательной деятельности. Порой тот или иной филиал или представительство незаконно функционируют, используя наименование схожее с названием известного автори-

тетного в стране вуза. Сложившаяся негативная ситуация не могла не обратить на себя внимание руководства Дагестана. Неоднократно на совещаниях республиканского правительства, Министерства образования ставились вопросы о необходимости особого внимания к деятельности филиалов и представительств.

Возвращаясь к перечню проблем, характерных для обособленных структурных подразделений вузов и которые, как отмечалось выше, констатируются на самом высоком — федеральном — уровне, следует отметить, что филиалы университета также сталкивались с ними, но благодаря поддержке коллектива герценовцев в той или иной степени сумели эти трудности преодолеть. Впрочем, запас прочности у филиалов есть не по всем позициям и он отнюдь не избыточный. Поэтому мы должны определенно заявить, что руководство и коллективы филиалов в целом не могут ослабить работу по обеспечению условий ведения образовательного процесса, уровня, качества подготовки выпускников и должны уделять этому постоянное повышенное внимание. Подобная работа может и должна выполняться только с учетом принадлежности, причастности филиалов к высокому имени, бренду своего университета и в едином с ним образовательном пространстве.

Анализируя изложенные факты, можно придти к выводу, что не столько непосредственно университет, сколько сами филиалы на местах должны найти адекватные ответы на вызовы времени и обратить внимание на цели, достижение которых является первоочередной необходимостью и послужит свидетельством управленческой компетентности их руководства. Результатом достижения первой из них призваны стать очевидные для всего герценовского сообщества ответы на вопросы о корпоративной ценности и идентичности филиалов, а также объеме их вклада в развитие и интеграцию общеуниверситетского пространства. Следующая цель ориентирует филиалы на их бо-

лее глубокое проникновение как региональных структур РГПУ им. А. И. Герцена в образовательные системы и рынки труда не только соответствующих муниципальных образований, но и прилегающих районов.

Достижение обеих целей, по мнению Ученого совета, является необходимым и достаточным условием для того, чтобы РГПУ им. А. И. Герцена благодаря филиалам мог бы считать в значительной степени реализованной свою миссию федерального научно-образовательного и социокультурного центра в регионах. При этом требуется системное решение целого ряда взаимосвязанных задач, которые апеллируют к неиспользуемому потенциалу филиалов, актуализируют резервы их развития и потенциальные точки роста.

В частности, к комплексу таких задач относится оптимизация образовательных услуг и, шире, образовательной деятельности филиалов в целом. Ожидающий нас полный переход на уровневую модель образования потребует от филиалов внесения значительных изменений в организацию и сопровождение учебно-воспитательного процесса. В настоящий момент образовательные программы подготовки бакалавров занимают существенную долю от их общего числа только в Выборгском филиале. Обособленным структурным подразделениям университета в г. Волхове и Республике Дагестан фактически предстоит почти с нуля запускать систему уровневой подготовки — ведь из 8 основных образовательных программ, реализуемых здесь, подавляющее большинство, а именно 7 являются программами подготовки специалистов. Больше оставаться в пассивном ожидании филиалы не могут, и должны в ближайшие месяцы не просто обратить внимание на эту проблему, но сделать конкретные шаги и вплотную приблизиться к ее разрешению.

В тесной связи с этим встает задача определения четкой политики филиалов по вопросам широты спектра и вариативности предлагаемых потребителю основных

образовательных программ. Заметный позитивный опыт ротации профилей подготовки в рамках бакалавриата накоплен Выборгским филиалом. Но нам следует продвигаться дальше, в частности, подведя под это базу системного подхода, научного анализа ожиданий и запросов потребителей, а также муниципальных и региональных систем образования и рынков труда. Следует признать, что в филиалах недостаточно внимания уделяется маркетинговым исследованиям. В перспективе нам предстоит понять насколько целесообразно предоставлять выпускникам филиалов возможность обучения по программам подготовки магистров.

Другим существенным резервом поступательного движения филиалов по-прежнему остается развитие систем довузовской подготовки и дополнительного образования. Об этом речь заходила уже не раз — филиалы здесь весьма слабо используют свой потенциал, порою даже не пытаясь принять участие в конкурентной борьбе за своего потенциального потребителя. Но настолько же очевидно, что, исходя из наблюдаемых тенденций, спрос, по крайней мере, на программы дополнительного образования не будет ослабевать.

Одной из важнейших, если не самой важной среди задач, стоящих перед филиалами, является устойчивое обеспечение качества образования. Мы можем результативно развивать различные направления деятельности, расширяться, завоевывать новые позиции, но при этом всегда, как мы считаем, главным мерилом нашей состоятельности будут выпускники, уровень их знаний, компетенций и профессиональной успешности. Филиалы стремятся давать высшее профессиональное образование, уровень которого полностью соответствовал бы стандартам, принятым в Герценовском университете. Всегда ли это удается? Есть ли у нас предпосылки для введения системы менеджмента качества образования? Осуществляется ли эффективный диалог и взаимодействие с выпускником и работодателем? На

эти и другие вопросы мы, к сожалению, не всегда можем ответить утвердительно. Здесь также необходимы позитивные сдвиги, системные усилия, которые позволили бы найти новые точки роста.

Вместе с тем хочется отметить одно важное обстоятельство. Выпускники филиалов узнаваемы в регионах и стабильно востребованы. Их воспринимают как гер-ценовцев. В этом как высокое доверие к самому университету, так, очевидно, и позитивная оценка усилий педагогических коллективов филиалов. В сущности, высококвалифицированная работа профессорско-преподавательского состава обособленных структурных подразделений Герценовского университета, их участие в подготовке успешных и востребованных выпускников — это весьма существенный вклад филиалов в создание единого образовательного пространства.

Для этой цели также необходимо углубление диалога и сотрудничества филиалов с кафедрами университета. Инициировать их, в первую очередь, должны сами обособленные структурные подразделения. Ведь именно они потенциально могут получить от этого максимальную пользу. Однако понятно, что директивно, по указанию сверху, наладить эффективные научно-образовательные связи не получится. Выходит, что сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а филиалам следует самим найти способы привлечения ведущих научно-педагогических кадров РГПУ им. А. И. Герцена, мотивировав их на участие в деятельности обособленных подразделений. Мы уверенны, что в этом случае могут быть использованы не только материальные стимулы, но и, например, создание условий для проведения региональных научных исследований, предоставление материально-технической базы, использование филиалов как площадок для реализации программ и проектов, выполняемых структурными подразделениями университета и другое. Трудно переоценить важность визитов в филиалы сотрудников университета, их работы здесь. В этом

также заключается подлинный вклад в более полное раскрытие научно-образова-тельного потенциала филиалов, укрепление единого Герценовского образовательного пространства. Именно люди — студенты, выпускники, преподаватели, ученые, — по нашему мнению, и есть сущность этого пространства.

Важным фактором, призванным под-гать престиж филиалов, способствовать их интеграции с университетом, и одновременно доказывающим востребованность обособленных подразделений в пространстве университета, явится использование филиалов как удаленных площадок для продвижения университета на региональных рынках. В этом смысле отдельно следует говорить о необходимости активного позиционирования результатов реализации инновационной образовательной программы Г ерценовского университета.

Руководствуясь вышеизложенным, можно наметить решения и меры, которые, по нашему мнению, окажутся эффективными в контексте обсуждаемого вопроса. Прежде чем их перечислить следует констатировать одно обстоятельство, которое является обобщающим, консолидирующим для всех действий и планов филиалов в Герценовском пространстве.

Оно заключается в том, что необходимо обеспечивать строгое соподчинение стратегического планирования и оперативной работы филиалов соответствующим процессам и локальным актам университета.

В этом состоит идеология существования и развития, а также практическая основа единого образовательного пространства.

Мы считаем, что с целью усиления значимости филиалов университета в его пространстве еще в текущем календарном году следует:

1) разработать перспективный комплексный план полного перехода филиалов на уровневое образование;

2) разработать концепцию апробации и план внедрения результатов инновационной образовательной программы в деятельность филиалов;

3) подготовить предложения по составлению согласованных расписаний учебных занятий в университете и филиалах с использованием дистанционных образовательных технологий;

4) подготовить предложения по перспективам и возможностям использования в филиалах университета в качестве эксперимента трудоемкости учебных дисциплин как основы для расчета нагрузки профессорско-преподавательского состава;

5) разработать концепцию использования филиалов для осуществления функций представительства университета и его продвижения на региональных рынках;

6) на основе опыта, накопленного университетом, и изучения потребностей регионов определить направления развития и подготовить предложения по совершенствованию состава и структуры образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.