Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена 24 апреля 2008 г. "Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена 24 апреля 2008 г. "Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / ФИЛИАЛЫ УНИВЕРСИТЕТА / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена 24 апреля 2008 г. "Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им.А.И.Герцена"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена 24 апреля 2008 г.

«Роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им. А. И. Герцена»

Заслушав и обсудив доклад директора Дагестанского филиала РГПУ им. А. И. Герцена Р. З. Акавова, Ученый совет констатирует, что за полтора года, прошедшие со времени, когда на заседании совета рассматривались состояние и перспективы развития филиалов, их роль и значение в создании единого образовательного пространства Герценовского университета заметно возросли. Дополнительным стимулом для поступательного движения филиалов, которые по статусу являются обособленными структурными подразделениями университета, стало самостоятельное прохождение ими процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных программ. Количественные и качественные изменения в филиалах были констатированы в ходе совместной с университетом подготовки к экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, показателей деятельности, которая проводилась Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в апреле 2008 г. Коллективы филиалов, выполняя решения Ученого совета и ректората университета, регулярно рассматривающих на своих заседаниях работу обособленных структурных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена, улучшили большинство параметров деятельности так, что их значения практически не привели к снижению соответствующих итоговых показателей критериев государственной аккредитации университета. Подготовка филиалов к внешней экспертизе сопровождалась заметным улучшением условий реализации основных образовательных программ в части кадрового, учебно-методического, организационно-правового, информационно-методического и материально-технического обеспечения учебновоспитательного процесса.

Ученый совет подчеркивает, что филиалы Герценовского университета в Ленинградской области и Республике Дагестан, созданные по ходатайству соответствующих административных органов, практически полностью ориентированы на подготовку кадров для региональных образовательных учреждений: из 12 основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуе-

мых в филиалах, 10 относятся к педагогическим. В настоящее время в обособленных структурных подразделениях РГПУ им. А. И. Герцена обучается более 3 тыс. человек. При этом университет в рамках контрольных цифр, устанавливаемых учредителем, ежегодно выделяет филиалам 150-190 мест для обучения студентов по очной форме за счет средств федерального бюджета, что составляет весьма значительную долю — 60-70% — от общего приема граждан на указанную форму обучения. Также в пределах государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием РГПУ им. А. И. Герцена выделяет филиалам места для обучающихся по заочной форме. Большое внимание руководство университета уделяет комплектованию квалифицированного профессорско-преподавательского состава своих обособленных структурных подразделений. С этой целью каждый год для обучения в качестве аспирантов, докторантов и соискателей РГПУ им. А. И. Герцена принимает в среднем около 15 человек, являющихся выпускниками и сотрудниками филиалов.

На протяжении всего периода существования своих обособленных структурных подразделений университет направлял значительные объемы бюджетных и внебюджетных средств на их становление и развитие. Коллективы филиалов вовлечены в широкий спектр общеуниверситетских программ и проектов. В частности, они активно участвуют в различных мероприятиях инновационной образовательной программы университета, в рамках реализации которой только на целевое повышение квалификации персонала филиалов в 2007 г. израсходовано более 1,1 млн рублей.

В целях контроля и совершенствования работы филиалов, определения и реализации перспектив их развития обособленные структурные подразделения систематически посещают ректор и проректоры университета, в командировки направляются ведущие преподаватели, представители административно-управленческого и другого персонала РГПУ им. А. И. Герцена. Соответствующие службы университета осуществляют строгий контроль над финансовой деятельностью и отчетностью филиалов.

Ученый совет в свете комплекса изложенных фактов вновь констатирует, что РГПУ им. А. И. Герцена в противовес сложившимся негативным тенденциям в системе высшего профессионального образования рассматривает свои филиалы не как коммерческие, а как социальные, культурно-просветительские проекты, которым и в дальнейшем будет уделять большое внимание, всемерно способствуя раскрытию их потенциала и динамичному развитию в едином образовательном пространстве. Сегодня Герценовский университет достойно представлен в регионах, где он узнаваем и безошибочно идентифицируется благодаря своим филиалам, которые достаточно прочно заняли нишу педагогического, гуманитарного образования.

Вместе с тем РГПУ им. А. И. Герцена не может игнорировать те обстоятельства, что на федеральном уровне уже не первый год прослеживаются устойчивые тенденции, побуждающие вузы к сокращению числа их филиалов и представительств, а муниципалитеты и особенно региональные административные структуры оказывают действенную поддержку и помощь, как правило, только образовательным учреждениям соответствующего подчинения. В связи с этим Ученый совет считает, что не столько непосредственно университет, сколько сами обособленные подразделения на местах должны найти адекватные ответы на вызовы времени, и обращает внимание филиалов на цели, достижение которых является первоочередной необходимостью и послужит свидетельством управленческой компетентности их руководства. Результатом достижения первой из них призваны стать очевидные для всего герценовского сообщества ответы на вопросы о корпоративной ценности и идентичности филиалов, а также объеме их вклада в развитие и интеграцию общеуниверситетского пространства. Другая ориентирует филиалы на их более глубокое проникновение как региональных структур университета в образовательные системы и рынки труда не только соответствующих муниципальных образований, но и прилегающих районов.

Материалы заседания Ученого совета 24 апреля 2008 г.

Достижение обеих целей, по мнению Ученого совета, является необходимым и достаточным условием того, чтобы РГПУ им. А. И. Герцена благодаря филиалам мог бы считать в значительной степени реализованной свою миссию федерального научно-образовательного и социокультурного центра в регионах. При этом требуется системное решение следующих взаимосвязанных задач:

— устойчивое обеспечение качества образования в филиалах на уровне, полностью соответствующем стандартам, принятым в Герценовском университете;

— углубление диалога и взаимовыгодного сотрудничества филиалов с кафедрами РГПУ им. А. И. Герцена, инициированных, в первую очередь, самими обособленными структурными подразделениями и направленными на более полное раскрытие их научно-образовательного потенциала;

— исследование возможностей использования филиалов как площадок для реализации программ и проектов, выполняемых структурными подразделениями университета;

— внедрение дистанционных образовательных технологий;

— определение политики филиалов по вопросам широты спектра и вариативности реализуемых основных образовательных программ;

— полный переход филиалов на уровневую модель образования;

— апробация и внедрение опыта, полученного в ходе реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета;

— развитие систем довузовской подготовки и дополнительного образования;

— налаживание системы корпоративного повышения квалификации персонала филиалов;

— анализ возможностей использования филиалов как удаленных площадок для продвижения РГПУ им. А. И. Герцена на региональных рынках;

— маркетинговые исследования потребностей муниципальных образовательных систем.

Рассмотрев роль и значение филиалов университета в создании единого образовательного пространства РГПУ им. А. И. Герцена, Ученый совет постановляет:

1. В деятельности обособленных структурных подразделений обеспечивать строгое соподчинение стратегического планирования и оперативной работы филиалов соответствующим процессам и локальным актам университета как основы для более глубокой интеграции обособленных структурных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена в его научно-образовательное пространство.

Ответственные — директора филиалов, начальник отдела по координации работы филиалов.

Срок: постоянно.

2. Разработать перспективный комплексный план полного перехода филиалов на уровневое образование.

Ответственные — директора филиалов, начальник отдела образовательных стандартов и программ.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

3. Разработать концепцию апробации и план внедрения результатов инновационной образовательной программы в деятельность филиалов.

Ответственные — директора филиалов, менеджер инновационной образовательной программы.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

4. Подготовить предложения по составлению согласованных расписаний учебных занятий в университете и филиалах с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ответственные — начальник учебно-методического управления, начальник отдела по координации работы филиалов, начальник управления информатизации.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

5. Подготовить предложения по перспективам и возможностям использования в филиалах университета в качестве эксперимента трудоемкости учебных дисциплин как основы для расчета нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Ответственные — директора филиалов, начальник отдела по координации работы филиалов.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

6. Разработать концепцию использования филиалов для осуществления функций представительств университета и его продвижения на региональных рынках.

Ответственные — директора филиалов, начальник отдела по координации работы филиалов.

Срок: до 1 декабря 2008 г.

7. Подготовить предложения по организации и проведению практик студентов, обучающихся по программам подготовки магистров, и аспирантов РГПУ им. А. И. Герцена на базе филиалов университета.

Ответственные — начальник учебно-методического управления, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, директора филиалов.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

8. На основе опыта, накопленного университетом, и изучения потребностей регионов подготовить предложения по совершенствованию набора и структуры образовательных программ филиалов с определением в обязательном порядке перспектив развития системы дополнительного образования, как одного из приоритетных направлений деятельности, а также комплекса соответствующих программ и сроков их внедрения.

Ответственные — директора филиалов.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

9. Разработать план совместных действий и мероприятий, осуществляемых филиалами в целях обмена опытом работы в региональных средах, расширения горизонтальных связей и эффективного взаимодействия, а также развития и интеграции образовательного пространства университета.

Ответственные — директора филиалов, начальник отдела по координации работы филиалов.

Срок: до 1 ноября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.