Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 октября 2010 года "Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 октября 2010 года "Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛОВ / УЧЕНЫЙ СОВЕТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ФИЛИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье приводятся материалы постановления Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 октября 2010 года "Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 октября 2010 года "Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета"»

непосредственного контакта с преподавателем и студентами, трудности, связанные с самостоятельной проработкой материала, а также неумение организовать свое время не лучшим образом скажутся на эффективности образования.

Что касается наиболее эффективных дистанционных технологий, то, по мнению студентов, это видеоконференции (в том числе skype), а также CD и DVD-диски с видеолекциями преподавателей.

Сегодня около половины студентов имеют частичную занятость. Зачастую они сталкиваются с проблемой посещения занятий. Дистанционные технологии могут помочь в решении указанной проблемы.

Таким образом, несмотря на то, что половина опрошенных студентов не имели опыта обучения с использованием дистанционных технологий, опрос показал, что они готовы участвовать в эксперименте по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс.

Дистанционные технологии могут помочь и в решении еще одного очень важного вопроса, волнующего студентов выпускного курса бакалавриата: дальнейшее обучение в магистратуре. Возможно ли обучение по магистерским программам в нашем филиале? Мы считаем, что да, так как образовательную деятельность в филиале ведут высококвалифицированные специалисты, доктора и кандидаты наук, кото-

рые могли бы руководить магистерскими программами наравне со своими коллегами с соответствующих кафедр университета. Обучение в магистратуре предполагает 20% аудиторной работы и 80% самостоятельной работы, посвященной исследовательской деятельности. Такая трудоемкость позволяет, на наш взгляд, жить в родном городе и обучаться в стенах филиала, а лишь 20% учебного времени обучаться в Санкт-Петербурге. Если учесть, что в аудиторные занятия могут проводить преподаватели филиалов, а преподаватели головного вуза будут использовать дистанционные технологии, то посещение головного вуза можно будет сократить до минимума. Использование дистанционных форм работы позволит значительно сократить расходы на проезд и проживание. Магистрантам из Выборга, таким образом, не придется тратить время на поиски жилья и работы в Санкт-Петербурге. У нас появится возможность продолжить образование и работать в своем родном городе, приносить пользу Выборгу и району, способствуя решению кадровой проблемы в сфере образования и в социальной сфере в целом.

В заключение хочется пожелать, чтобы наши преподаватели активно внедряли дистанционные технологии в образовательный процесс и приняли участие в разработке магистерских программ, которые можно было бы реализовать на базе нашего филиала.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 октября 2010 года

«Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы

развития университета»

Заслушав и обсудив доклад директора Выборгского филиала университета А. Н. Костикова, Ученый совет констатирует, что в последние годы работа филиалов отличалась стабильностью. Их роль в социокультурной среде регионов, основные качественные и количественные показатели деятельности, научно-исследовательская работа оставались на уровне аккредитационных требований, предъявляемых к учреждениям высшего профессионального образования, и не претерпели существенных изменений.

Однако демографический кризис, критическое отношение органов власти разных уровней привели к настороженному отношению населения к филиалам образовательных учреждений, сформировали в последние годы в целом неблагоприятную для них внешнюю среду. Для филиалов Герценовского университета, ежегодно выделяющего своим обособленным подразделениям значительное число бюджетных мест, ситуация усугубилась еще и тем, что теперь по этому показателю, всегда являвшемуся сильной стороной филиалов, они фактически вступили в конкурентную борьбу с вузами из больших городов, куда из-за падения конкурса устремилась молодежь из небольших населенных пунктов.

В результате наблюдается заметное уменьшение числа студентов в филиалах. Сейчас в них учится 2275 человек (приведенный контингент — 902 человека). Это примерно на 25—30% меньше, чем в 2006 г. Сокращение контингента произошло достаточно равномерно по всем трем филиалам и при сохранении спектра образовательных программ приводит к снижению численности студентов в учебных группах. В филиалах этот показатель традиционно является невысоким, а по некоторым направлениям подготовки находится на неудовлетворительном уровне. Поэтому уменьшение численности обучающихся, происходящее на фоне оптимизации штатного расписания, является для филиалов очень серьезным вызовом, также побуждающим их к активному поиску путей развития.

Что касается внутренних процессов, то филиалы в последние годы демонстрируют возросшую самостоятельность. Это в первую очередь связано с тем, что они существуют достаточно продолжительное время и обладают квалифицированными коллективами, подготовленными к решению серьезных задач: задач общеуниверситетского уровня во внутренней среде и муниципального — во внешней. Дополнительным мотивом для роста самостоятельности стали структурные изменения в университете, приведшие к практически полному перепрофилированию деятельности отдела, координировавшего работу филиалов, который брал до этого на себя часть функций этих подразделений, сопровождал и контролировал их деятельность. На этом фоне проявились некоторые неблагоприятные последствия качественно нового состояния филиалов.

В условиях самостоятельности и отсутствия единого координирующего центра филиалы стали осуществлять больше прямых коммуникаций с различными службами университета. Эти процессы еще нельзя считать налаженными полностью, и трудности есть с обеих сторон: филиалы не всегда удовлетворительно и в срок выполняют требования управлений и отделов, а те, в свою очередь, не готовы работать с филиалами в полном объеме как с институтами и факультетами. Необходимо преодолевать это несоответствие и существенно корректировать модель взаимодействия филиалов со службами университета.

Особое внимание следует уделить учебно-методическим процессам. В этом поле филиалы не могут действовать самостоятельно без содействия, организационно-методической помощи и контроля со стороны соответствующих специалистов университета. Это касается вопросов лицензирования, аккредитации, комплексного сопровождения учебного процесса и, что сейчас особенно актуально, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. В отношении последнего филиалы оказались на некоторой периферии внимания университета и только приступают к разработке новых основных образовательных программ.

Руководству филиалов следует больше внимания уделять контролю за исполнением в филиалах требований действующего законодательства Российской Федерации и локальных актов университета. Необходимо провести анализ сложившейся ситуации, исправить недочеты, нарушения и осуществлять постоянный мониторинг процессов в этой сфере, что подтверждается и имеющейся практикой контрольных мероприятий. Так, в ходе проверки деятельности Дагестанского филиала в сентябре 2010 г. комиссия, состоявшая из представителей структурных подразделений университета, выявила ряд серьезных нарушений в документационном сопровождении учебного процесса. В своей работе этот филиал периодически сталкивается со значительными трудностями, обусловленными, в первую очередь, отсутствием собствен-

ной развитой материально-технической базы, сложным геополитическим положением и удаленностью от университета. Это вынуждает с особым вниманием относиться к перспективам развития Дагестанского филиала.

Нынешнее состояние филиалов, сложившиеся условия внутренней и внешней сред требуют от этих структурных подразделений возвращения к вопросам, которые казались решенными еще несколько лет назад. Филиалы должны уточнить цели своей деятельности, определить место в муниципальном и региональном образовательном пространстве, выявить перспективные направления развития в кратко-, среднесрочной перспективе. Особенно это актуально, поскольку сейчас подводятся итоги выполнения программы развития университета за 2006—2010 гг. и разрабатывается аналогичный документ на следующие 5 лет. В этом контексте филиалам необходимо приступить к разработке собственных среднесрочных программ развития, выполнение которых не только позволило бы сохранить филиалы, но и дало бы им возможность осуществлять поступательное движение. Подобные программы, созданные для каждого филиала, должны представлять собой фактически бизнес-планы с четкими задачами и достижимыми результатами. Они должны учитывать изменения в законодательстве и нормативных актах, регулирующих деятельность филиалов. Плодотворным будет объединение усилий творческих коллективов — проектных команд, работающих над этой задачей в каждом филиале.

Учитывая особые условия, в которых проходит оптимизация штатного расписания филиалов, они в значительной степени заинтересованы в возможности управлять объемами аудиторной нагрузки преподавателей. В качестве эксперимента, результаты которого в дальнейшем могли бы использоваться и в университете, Волховскому и Выборгскому филиалам следует разработать и опробовать содержательные основы, нормативную базу и методику, позволяющие сокращать аудиторную нагрузку преподавателя без снижения качества образования и его фактической ставки (доли ставки).

В этом контексте вновь следует поставить вопрос о полноценном внедрении в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. В настоящее время больше других к этому подготовлен Выборгский филиал. Развитие дистанционных технологий должно иметь целью уменьшение аудиторных часов и организацию самостоятельной работы студентов, а также привлечение дополнительного контингента абитуриентов и предоставление возможности студентам филиалов дистанционно заниматься с ведущими преподавателями университета. В частности, такая практика может привлечь выпускников филиалов для продолжения обучения по программам магистратуры университета.

Вопросы работы с абитуриентами постоянно находятся в поле зрения руководства филиалов. В комплексных планах по этому направлению деятельности особое внимание должно быть уделено привлечению абитуриентов из других регионов.

Рассмотрев состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы развития университета, Ученый совет постановляет:

1. Разработать программы развития филиалов на 2011—2015 гг. на основе новой программы развития университета и с учетом изменений в правовом статусе филиалов.

Ответственные: директора филиалов, начальник управления дополнительного профессионального образования.

Срок: до 01. 03. 2011.

2. Разработать комплексный план привлечения в филиалы абитуриентов из регионов.

Ответственные: директора филиалов, начальник управления дополнительного профессионального образования.

Срок: до 01. 01. 2011.

3. Разработать нормативные и организационно-методические основы использования и приступить к широкому внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на базе экспериментальной площадки Выборгского филиала.

Ответственные: директор Выборгского филиала, начальник управления дополнительного профессионального образования.

Срок: до 01. 03. 2011.

4. Подготовить предложения по организации обучения граждан по программам магистратуры университета с использованием базы Волховского и Выборгского филиалов.

Ответственные: директора Волховского и Выборгского филиалов, директора и деканы институтов и факультетов университета.

Срок: до 01. 02. 2011.

5. Разработать и опробовать методику и нормативные основы оптимизации аудиторной нагрузки преподавателя в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Ответственные: директора Волховского и Выборгского филиалов.

Срок: до 01. 04. 2011.

6. На основе образовательных программ университета, разработанных по федеральным государственным образовательным стандартам, разрабатывать основные образовательные программы, планируемые к реализации в филиалах.

Ответственные: директора филиалов, начальник учебно-методического управления.

Срок: постоянно.

7. В целях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и решения задач, связанных с реализацией новых основных образовательных программ, наладить организационно-методическую помощь филиалам университета.

Ответственные: начальник учебно-методического управления, директора филиалов, институтов, деканы факультетов.

Срок: постоянно.

8. Обеспечивать координацию работы и контроль за деятельностью филиалов по направлениям деятельности структурных подразделений университета.

Ответственные: начальники управлений и отделов университета по направлениям их деятельности.

Срок: постоянно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.