Научная статья на тему 'Перспективы развития региональной инфраструктуры РГПУ им. А. И. Герцена и повышения ее инвестиционной привлекательности'

Перспективы развития региональной инфраструктуры РГПУ им. А. И. Герцена и повышения ее инвестиционной привлекательности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛЫ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития региональной инфраструктуры РГПУ им. А. И. Герцена и повышения ее инвестиционной привлекательности»

МАТЕРИАЛЫ УЧЕНОГО СОВЕТА

Материалы заседания Ученого совета от 24 ноября 2011 года

«Минобрнауки намерено продолжать серьезное сокращение филиалов вузов. Вопрос острый — у нас в ведомственных вузах до сих пор остается более тысячи филиалов, мы часть их закрыли и будем закрывать дальше. Есть очень определенное требование со стороны президента. Естественно, речь не о том, чтобы просто каждый десятый филиал закрыть, мы должны смотреть, где идет реальная подготовка. В связи с этим я призываю ректоров подумать, иметь ли набор в филиалы или все-таки сжать сеть, оставив только те филиалы, которые дают качественное образование, и получить серьезную поддержку деньгами со стороны государства».

А. А. Фурсенко (ИТАР-ТАСС, 01.10.2011)

В. А. Рукинов,

проректор по региональному развитию, инвестициям и связям с общественными организациями

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Благодаря совместным усилиям Герце-новского сообщества, направленным на удовлетворение потребностей регионов Российской Федерации в высококвалифицированных специалистах, к настоящему времени произошло становление филиалов РГПУ им. А. И. Герцена как обособленных структурных подразделений университета, выполняющих важную миссию в образовательном пространстве Ленинградской области и Республики Дагестан.

За достаточно продолжительный период существования филиалов здесь сформировались работоспособные квалифицированные коллективы. Нынешнее состояние учебно-лабораторных площадей, специализированных аудиторий, общежитий и пунктов общественного питания, объектов физкультуры и спорта, уровень информатизации и технического оснащения указывают на высокий потенциал филиалов университета. Это позволяет им ставить и решать масштабные задачи не только в

рамках муниципального и регионального образовательного пространства, но и быть надежными сателлитами своего головного университета на федеральном уровне.

Положительно оценивая динамику развития филиалов с момента их образования до 2011 г., итогами которой явились позитивные изменения, позволяющие говорить о приобретении филиалами Герценовского университета более высокого статуса, и обеспечение их устойчивого функционирования в рамках сметного бюджетного финансирования, необходимо отметить (начиная с 2012 г.) наличие главной проблемы, обусловленной принятием нового Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть этой проблемы заключается в слабой степени разработки дальнейшей идеологии поступательного движения филиалов в но-

вых условиях субсидиарного финансирования и особенно стратегии и тактики опережающего инновационного развития.

Однако, несмотря на затруднения в финансово-хозяйственной деятельности в новых условиях деятельности филиалов, которые будут рассмотрены ниже, необходимо ставить вопрос о качественном улучшении комплекса административноуправленческих, учебно-методических, научных и инновационных процессов, протекающих в филиалах, которое должно привести к:

• реализации принятых коллективами филиалов и руководством университета миссии, общих целей и стратегических направлений развития; совершенствованию и оптимизации организационной структуры филиалов и функций персонала;

• обеспечению обоснованного и адекватного баланса между приоритетами оперативных и стратегических задач и планирования;

• разработке маркетинговой политики и системы мониторинга (анализа условий, сложившихся в окружающей среде);

• разработке обоснованной концепции обновления и развития комплекса востребованных образовательных программ, а также модернизации учебнометодического обеспечения образовательного процесса;

• повышению уровня активности на рынке платных образовательных услуг, развитию программ дополнительного образования и, в целом, вариативных программ, ориентированных на различные целевые группы потенциальных потребителей в регионах, где расположены филиалы;

• обеспечению максимальной включенности профессорско-преподавательского состава, кафедр в решение задач, стоящих перед филиалами;

• активизации взаимовыгодного сотрудничества со структурными подразде-

лениями университета (институтами, факультетами и кафедрами), муниципальными и региональными административными структурами, стратегическими партнерами и бизнес-сообществом в регионах.

Недостаточно активная работа, направленная на решение перечисленных проблем в новых условиях, может привести к системному кризису, актуализировав вопрос о назначении филиалов университета без учета их социальной миссии, целесообразности их развития и вообще самого существования.

Дальнейшая идеология развития филиалов сегодня должна опираться на следующие стержневые идеи и положения:

1) подтвердить свои роль и место в пространстве университета, муниципальных образований и регионе посредством согласования с ними своих программ развития на 2011—2015 гг. с учетом внесенных изменений;

2) разработать новые механизмы планово-финансовой и хозяйственной деятельности, неотъемлемыми элементами которых должны стать: коммерциализация и диверсификация деятельности, широкое внедрение проектного, процессного и системного подходов к работе;

3) продолжить систематизацию и развитие инновационной деятельности во всех сферах функционирования филиалов: учебной, воспитательной, научной, международной и в сфере дополнительного образования.

О контингенте студентов в филиалах

Очевидно, что филиалы университета являются неотъемлемой частью его внутренней среды. На них лежит такая же ответственность за реализацию программы развития университета, как и на других институтах и факультетах. Руководство и преподаватели филиалов всегда стремятся быть участниками университетской жизни и строят свои планы согласно общей концепции развития университета. Этот факт

подтверждается выполнением всех постановлений, которые утверждал Ученый совет в предыдущие годы, а также грамотами, сертификатами и другими наградами студентов и преподавателей в рамках проходящих в стенах Герценовского университета мероприятий. Важно отметить, что профессорско-преподавательский состав и студенты филиалов активно участвуют в научных исследованиях по приоритетным научным направлениям деятельности университета, выигрывают гранты и конкурсы комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, являются участниками и победителями внешних конкурсов.

Каждый учебный год всеми филиалами строго соблюдаются лицензионные показатели по числу преподавателей с учеными степенями и званиями. За годы существования филиалов руководство университета большое внимание уделяло комплектованию квалифицированного профессорско-преподавательского состава филиалов. Каждый год для обучения в качестве аспирантов, докторантов и соискателей Герце-новский университет принимает в среднем около 10 человек, являющихся выпускниками и сотрудниками филиалов.

Текущий этап функционирования региональной инфраструктуры РГПУ им. А. И. Гер -цена и филиалов университета как ее базовых звеньев характеризуется сложным сочетанием противоречивых тенденций.

С одной стороны, в последние годы работа филиалов носит устойчивый характер, они занимают активную позицию в научно-образовательном и социокультурном пространстве регионов, в которых расположены. Сохраняется достаточная стабильность материально-технической

и информационно-технологической базы филиалов, их человеческого капитала. В полном соответствии с аккредитационными требованиями осуществляется образовательный процесс, охватывающий 14 программ подготовки бакалавров и 9 про-

грамм подготовки специалистов, в том числе: Волховский филиал — 5 образовательных программ подготовки бакалавров и 4 программы подготовки специалистов; Выборгский филиал — 6 образовательных программ подготовки бакалавров и

2 программы подготовки специалистов; Дагестанский филиал — 3 образовательные программы подготовки бакалавров и

3 программы подготовки специалистов; при этом в результате передачи учебнометодической деятельности филиалов и их кадровой политики в ведение проректоров по учебной работе повысилась степень организационно-управленческой интеграции филиалов в образовательное пространство университета, что позволило им успешно перейти к реализации ФГОС.

С другой стороны, в условиях усложнившейся демографической ситуации и обострившейся в регионах конкурентной борьбы вузов, в контексте изменения общественного мнения по отношению к филиалам вузов, а также на фоне редуцирования контрольных цифр приема по университету в целом произошло заметное уменьшение масштабов приема в филиалы и общего количества студентов в них. Если в 2010 г. в филиалы для обучения на бюджетной основе был зачислен 81 человек, то в 2011 г. — только 54 человека, из них в Выборгский филиал — 25 человек, в Волховский — 18 человек, в Дагестанский — 11 человек; сузился и круг профилей подготовки, на которые филиалы вели бюджетный прием.

Сейчас в филиалах обучаются в общей сложности 1939 человек (приведенный контингент — 739 человек), что на 17,5% меньше, чем в 2010 г.

В связи с этим в ряде случаев возникло несоответствие кафедральной структуры и штатного расписания филиалов действующим расчетным нормативам. При этом сохранялась кадровая зависимость филиалов от факультетов университета и необходимость решения вопросов кадрового обеспечения образовательного процесса в фи-

лиалах на экономически нецелесообразных путях внутреннего совместительства.

Неоднозначны и показатели финансовохозяйственной деятельности филиалов. Если Дагестанский филиал полностью, а Выборгский филиал — на 96% формирует свои доходы за счет средств, полученных от основной деятельности, т. е. платных образовательных услуг, то Волховский филиал — почти на 50% — за счет предоставления ситуативно актуальных услуг проживания.

Сокращение контингента произошло достаточно равномерно по всем трем филиалам. При сохранении спектра образовательных программ это приводит к снижению численности студентов в учебных группах. В филиалах этот показатель традиционно является невысоким, а по некоторым направлениям подготовки находится на неудовлетворительном уровне. Поэтому для филиалов уменьшение численности обучающихся, происходящее на фоне оптимизации штатного расписания, является очень серьезным вызовом, также побуждающим их к активному поиску путей развития.

Об организации структур среднего профессионального образования при филиалах как института довузовской подготовки

Вопросы работы с абитуриентами постоянно находятся в поле зрения руководства филиалов. В комплексных планах по профориентации по этому направлению деятельности особое внимание уделяется привлечению абитуриентов из других регионов. Активно работают курсы довузовской подготовки для населения (подготовка к ЕГЭ), но теперь этого недостаточно.

Проблема контингента студентов касается не только филиалов, но и самого университета, поэтому поиск активных форм для привлечения абитуриентов в наш вуз важен не только для филиалов. Филиалами и приемной комиссией университета накоплен большой опыт по привлечению абитуриен-

тов, но все это уже традиционные формы, нужно продолжать поиск. Возможно, нужно работать со студентами из других регионов, которые у нас уже учатся, и вовлекать их в миссионерскую деятельность по распространению их положительного опыта обучения в РГПУ им. А. И. Герцена или его филиалах в школах своего родного города. Видимо, нужны региональные представительства или агентства в регионах, которые за определенное вознаграждение «поставляли» нам абитуриентов. В настоящее время принципиальной задачей может стать формирование и развитие сети стратегических партнеров в регионе, с которыми необходимо разрабатывать долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества.

Однако путь, по которому идет большинство вузов страны и Санкт-Петербурга — открытие программ среднего профессионального образования при вузах, — в РГПУ никогда не рассматривался. Беседуя с родителями, часто можно услышать: «Своего ребенка после 9 класса я заберу из школы. Чтобы не травмировать психику ребенка всякими ЕГЭ, мы поступим в колледж при интересующем нас вузе... А затем, закончив этот колледж, в данный вуз по соответствующему профилю нас возьмут сразу на 3 курс и без ЕГЭ. При этом будем спать спокойно, так как ЕГЭ — это очень сложно психологически, сложно не только для детей, но и для взрослых громадное испытание». И так теперь рассуждает большинство родителей. Например, к 2011/12 учебному году уже 5 школ в г. Выборге стали основными (учат только 9 лет), и по району также наблюдается подобная тенденция. Многие вузы «подбирают» отдельные колледжи и присоединяют их к вузам.

Таким образом, необходимо срочно рассмотреть возможность создания как при университете, так и при филиалах подобных колледжей, техникумов и т.д., дающих среднее профессиональное образование.

Создание подобных структур — это фактически целенаправленная подготовка абитуриентов, т. е. развитие института довузовской подготовки.

Магистратура

Поскольку филиалы с этого года полностью перешли на двухуровневую систему образования и будут готовить исключительно бакалавров, встает вопрос об организации для наших выпускников магистерских программ, на которых они смогут обучаться. В прошлом году на Ученом совете будущие выпускники задавали вопрос: «Откроют ли в филиале какую-нибудь магистерскую программу?» Вопрос резонный, останутся выпускники при своих филиалах, либо им нужно будет поступать в головной вуз, либо в какое-нибудь другое высшее образовательное учреждение, так как «родной дом» им все равно придется покинуть. Конечно, филиалы не имеют такого кадрового и научного потенциала для подготовки и реализации той или иной магистерской программы, как университетские кафедры, и они это осознают. Но участвовать в некоторых магистерских программах РГПУ преподаватели филиалов могут наравне со своими коллегами из университета. В связи с этим целесообразно организовать на материально-технической базе филиалов консультационные пункты по основным магистерским программам университета. Магистратура предусматривает самостоятельное овладение учебным материалом до 80% от аудиторной нагрузки, поэтому, живя в общежитии и обучаясь в родных стенах филиала, лишь 20% данной нагрузки нужно будет получить, посещая Санкт-Петербург. Причем, если в эти 20% свою лепту смогут внести преподаватели филиалов, а преподаватели головного вуза будут использовать дистанционные, электронные и информационно-коммуникационные технологии обучения, то посещения головного вуза можно будет свести к минимуму. Магистратура может быть как бюджетная, так и платная.

Развитие системы дополнительного образования в филиалах

Филиалы университета на протяжении ряда лет реализуют программы дополнительного образования. Эти программы ориентированы не только на население города и района, но и на собственных студентов филиала, поскольку система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся: расширить их образовательное пространство, увеличить число источников необходимой информации, предоставить возможности освоения межпредметных и надпредметных знаний и умений.

В сложившейся экономической ситуации необходимо говорить, что реализация программ дополнительного образования является одним из важных факторов выживания филиалов, так как это внебюджетные средства. Поэтому филиалам необходимо осваивать новые формы дополнительного образования, например такие, как:

1. Профильные классы.

2. Воскресная школа.

3. Курсы подготовки к ЕГЭ.

4. Корпоративное обучение.

5. Краткосрочные курсы повышения квалификации.

6. Региональное представительство Центра тестирования и т. д.

О работодателях в регионах и связи филиалов с администрациями муниципальных образований

Все филиалы университета находятся в больших административных центрах: г. Волхов, г. Выборг и г. Махачкала, в которых основными работодателями являются предприятия образования.

Так, на территории МО «Волховский район» Ленинградской области функционирует более 100 предприятий образования, среди них 37 муниципальных общеобразовательных учреждений. С учетом сказанного предлагается сохранить филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в г. Волхове как базовый для работодателя в регионе.

Так, на территории МО «Выборгский район» Ленинградской области функционирует 177 предприятий образования, среди них 38 муниципальных общеобразовательных учреждений. Выборгский филиал РГПУ им. А. И. Герцена с 2009 г. заключил договоры с 36 муниципальными образовательными учреждениями для проведения педагогических практик студентов и сотрудничества в области повышения квалификации работников этих учреждений. Данные предприятия образования являются основными работодателями для выпускников филиала. В муниципальном образовании «Выборгский район» Ленинградской области расположены и функционируют в настоящее время 12 филиалов и представительств различных высших учебных заведений, среди них: 7 филиалов ведут образовательную деятельность преимущественно по направлению (УГС—укрупненная группа специальностей) «080000 — Экономика и управление», 3 филиала — по «220000 — Автоматика и управление», 2 филиала — по «030000 — Гуманитарные науки». Таким образом, в пределах муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области образовательных учреждений, обеспечивающих образовательные программы, совпадающие с образовательными программами Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена, нет. С учетом проведенного анализа предлагается сохранить Выборгский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» как базовый для работодателя в регионе.

На территории Республики Дагестан функционирует более 200 предприятий образования, среди них более 100 муниципальных общеобразовательных учреждений. С учетом сказанного предлагается сохранить Дагестанский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» как базовый для работодателя в регионе.

О разработке новых механизмов на планово-финансовой и хозяйственной деятельности филиалов в свете принятия Федерального закона № 83

Однако в сложившихся условиях необходимо проводить дальнейшую оптимизацию кадрового состава. Справедливы слова президента РГПУ Г. А. Бордовско-го, которые он произнес на прошлогоднем Ученом совете, посвященного филиалам: «Эти решения, продиктованные глубоким убеждением, что все восстановится, деньги появятся, мы все перейдем на ставку и будем работать. Но нам нужно проводить оптимизацию не только с точки зрения сокращения количества ставок, но и качественно меняя состав наших кадров. Нам необходимо оставлять те кадры, которые будут способны закрывать целые блоки, они должны быть способны взаимно заменять друг друга, только такие люди могут обеспечивать рентабельную работу в условиях некоммерческого партнерства». Трудно с этим не согласиться, особенно актуально это звучит для небольших преподавательских коллективов филиалов.

О дальнейшей систематизации и развитии инновационной деятельности филиалов

Нынешнее состояние филиалов, сложившееся далеко не всегда в благоприятных условиях внутренней и внешней сред, требуют от них возвращения к вопросам, которые казались решенными еще несколько лет назад. Филиалы должны уточнить цели своей деятельности, определить место в муниципальном и региональном образовательном пространстве, выявить перспективные направления развития в кратко-среднесрочной перспективе. При этом надо учитывать, что современный этап реформирования высшей школы связан с серьезными изменениями нормативной базы. Несомненно, что эти изменения серьезно скажутся и на положении филиалов. Таким образом, с учетом новых веяний, филиалам необходимо пересмотреть свои программы развития на 2011—2015 гг.,

учитывая новые условия, и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

В этом контексте филиалам также необходимо приступить к разработке собственных среднесрочных программ развития, выполнение которых не только бы сохранило и оправдало существование филиалов, но и позволило бы им осуществлять поступательное движение в рамках основной программы развития на 2011—2015 гг. Филиалы, в силу своей обособленности, больше других учебных подразделений нуждаются в проектировании своего кратко- и среднесрочного развития. Подобные программы, созданные для каждого филиала, должны представлять собой, фактически, бизнес-планы с четкими задачами и достижимыми результатами. Они не станут заменой программы развития филиалов на 2011—2015 годы, а должны быть созданы в ее контексте. Программы развития филиалов должны планироваться на 5 лет (так же, как и основная программа развития университета). Программы филиалов должны иметь практический характер, характер документа, который должен быть претворен в жизнь. Важно, чтобы программы поддерживались коллективами филиалов. Для это-

го необходимо учесть их мнение и вовлечь в процесс создания. Плодотворным будет объединение усилий творческих коллективов — проектных команд, работающих над этой задачей в каждом филиале, обмен опытом и мнениями.

Таким образом, опираясь на анализ состояния и перспективы развития филиалов, можно говорить об острой необходимости срочного внесения в программы развития филиалов на 2011—2015 гг. изменений по предварительному согласованию с администрацией университета и администрациями муниципальных образований, в которых расположены филиалы, как стратегического инновационного документа, устанавливающего основные приоритеты эволюционных изменений в плановофинансовой и хозяйственной деятельностях в новых условиях финансирования, а также в научно-образовательном пространстве каждого филиала университета на ближайшие годы.

В заключение хочется сказать, что мы надеемся на успешное дальнейшее развитие и совершенствование филиалов как полноправных представителей Герценов-ского университета в регионах.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 24 НОЯБРЯ 2011 г.

«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ»

Заслушав и обсудив доклад проректора по региональному развитию, инвестициям и связям с общественными организациями В. А. Рукинова, Ученый совет отмечает, что развитие региональной инфраструктуры Герценовского университета с опорой на Волховский, Выборгский и Дагестанский филиалы и повышение ее инвестиционной привлекательности являются одним из приоритетных направлений деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в контексте реализации Программы развития на 2011—2015 гг.

Текущий этап функционирования региональной инфраструктуры РГПУ им. А. И. Герцена и филиалов университета как ее базовых звеньев характеризуется сложным сочетанием противоречивых тенденций.

С одной стороны, в последние годы работа филиалов носит устойчивый характер, они занимают активную позицию в научно-образовательном и социокультурном пространстве регионов, в которых расположены. Сохраняется достаточная стабильность материально-технической и информационно-технологической базы филиалов, их человеческого капитала. В полном соответствии с аккредитацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.