ной работы на организацию и сопровождение работы самостоятельной. Обеспечение индивидуально-ориентированного процесса обучения должно включать: 1) внедрение модульной системы обучения; 2) нелинейную организацию обучения; 3) переход на балльно-рейтинговую систему оценивания, которая дает возможность индивидуализированной оценки компетенций, в том числе сформированных в процессе самостоятельной работы; 4) индивидуальное планирование студентами учебной деятельности; 5) широкое использование дистанционных технологий (виртуальные лекции, интернет-проекты, онлайн-тестирование и др.); 6) предоставление студенту права выбора места практики; 7) внутреннюю мобильность, под которой понимается возможность студентов различных направлений посещать междисциплинарные курсы; 8) разделение функций преподавателей.
Реализация модуля осуществляется преподавателями, обеспечивающими аудиторное обучение, разработку курсов, в том числе дистанционных, и академическими консультантами, «сопровождающими» студента в процессе самостоятельной работы, практики и т. п.
Профессорско-преподавательский состав Выборгского филиала обладает достаточным потенциалом и готов к поэтапному переходу на новые образовательные стандарты, к использованию балльнорейтинговой системы оценивания, к разработке и внедрению в практику преподавания учебно-методических комплексов на основе модульного и компетентностного подходов в соответствии со стандартами 3-го поколения. Преподаватели филиала выражают надежду на поддержку филиала и инициатив его коллектива руководством РГПУ им. А. И. Герцена.
Н. Н. Кочетов,
студент Выборгского филиала
ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА
Реформирование образования является насущной потребностью современного российского общества. Информационнокоммуникационные и дистанционные технологии могут оказать неоценимую помощь в организации эффективного образовательного процесса, поиска новых форм и видов образовательной деятельности.
С целью выявления отношения к возможности использования дистанционных технологий в образовательном процессе, студсовет Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена провел анкетирование студентов III и IV курсов (49 человек).
На основе полученных данных можно утверждать, что большая часть опрошенных студентов (73%) готовы к частичному переходу на дистанционные формы обучения, при этом обязательными условиями такого перехода являются наличие соот-
ветствующих технических возможностей и пособий по организации учебного процесса, доступ к ресурсам.
В основном студенты готовы заменить дистанционными формами работы от 30 до 50% аудиторных занятий, при этом практические и лабораторные занятия они желают оставить в традиционной форме, а вот лекции проводить дистанционно. По мнению большинства студентов, дистанционные технологии можно применять при обучении некоторым теоретическим дисциплинам, а при обучении иностранным языкам использование дистанционных форм работы нецелесообразно.
Однако при переходе на частичное использование дистанционных технологий может возникнуть ряд сложностей. Так, например, большая часть опрошенных считает, что отсутствие технических возможностей,
непосредственного контакта с преподавателем и студентами, трудности, связанные с самостоятельной проработкой материала, а также неумение организовать свое время не лучшим образом скажутся на эффективности образования.
Что касается наиболее эффективных дистанционных технологий, то, по мнению студентов, это видеоконференции (в том числе 8куре), а также CD и DVD-диски с видеолекциями преподавателей.
Сегодня около половины студентов имеют частичную занятость. Зачастую они сталкиваются с проблемой посещения занятий. Дистанционные технологии могут помочь в решении указанной проблемы.
Таким образом, несмотря на то, что половина опрошенных студентов не имели опыта обучения с использованием дистанционных технологий, опрос показал, что они готовы участвовать в эксперименте по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс.
Дистанционные технологии могут помочь и в решении еще одного очень важного вопроса, волнующего студентов выпускного курса бакалавриата: дальнейшее обучение в магистратуре. Возможно ли обучение по магистерским программам в нашем филиале? Мы считаем, что да, так как образовательную деятельность в филиале ведут высококвалифицированные специалисты, доктора и кандидаты наук, кото-
рые могли бы руководить магистерскими программами наравне со своими коллегами с соответствующих кафедр университета. Обучение в магистратуре предполагает 20% аудиторной работы и 80% самостоятельной работы, посвященной исследовательской деятельности. Такая трудоемкость позволяет, на наш взгляд, жить в родном городе и обучаться в стенах филиала, а лишь 20% учебного времени обучаться в Санкт-Петербурге. Если учесть, что в аудиторные занятия могут проводить преподаватели филиалов, а преподаватели головного вуза будут использовать дистанционные технологии, то посещение головного вуза можно будет сократить до минимума. Использование дистанционных форм работы позволит значительно сократить расходы на проезд и проживание. Магистрантам из Выборга, таким образом, не придется тратить время на поиски жилья и работы в Санкт-Петербурге. У нас появится возможность продолжить образование и работать в своем родном городе, приносить пользу Выборгу и району, способствуя решению кадровой проблемы в сфере образования и в социальной сфере в целом.
В заключение хочется пожелать, чтобы наши преподаватели активно внедряли дистанционные технологии в образовательный процесс и приняли участие в разработке магистерских программ, которые можно было бы реализовать на базе нашего филиала.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 октября 2010 года
«Состояние и перспективы развития филиалов в контексте программы
развития университета»
Заслушав и обсудив доклад директора Выборгского филиала университета А. Н. Костикова, Ученый совет констатирует, что в последние годы работа филиалов отличалась стабильностью. Их роль в социокультурной среде регионов, основные качественные и количественные показатели деятельности, научно-исследовательская работа оставались на уровне аккредитационных требований, предъявляемых к учреждениям высшего профессионального образования, и не претерпели существенных изменений.