3) тренинг (с использованием технологий электронного обучения) продолжительностью 8—16 часов в малых группах; 4) предоставление краткого отчета по желанию клиента; 5) посттренинговое сопровождение.
Это будет способствовать разработке методов и средств управления внутрифир-
менными знаниями (например, в пределах кафедры) и, как следствие, содействовать коммуникации и совместному использованию знаний. На этой основе в перспективе можно будет планировать использование технологий более высоко уровня, основанных на взаимном обучении (we-leammg).
А. В. Голоднов,
заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Выборгского филиала ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФИЛИАЛЕ
В условиях перехода на уровневую модель подготовки педагогических кадров профессорско-преподавательский состав Выборгского филиала поставлен перед необходимостью искать эффективные и в то же время доступные пути организации индивидуальноориентированного образовательного процесса, направленного на формирование универсальных и профессиональных компетенций будущего педагога.
Реализация индивидуально-ориентированного обучения предполагает возможность выбора студентом образовательного маршрута, формирование индивидуального учебного плана, широкое использование альтернативных «внеаудиторных» источников информации и т. д. В современной ситуации исключительное значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая становится конституирующим элементом учебного процесса. Это означает, что преподаватели должны в некоторой степени переосмыслить свою роль в процессе обучения, стремиться к частичной замене прямой трансляции информации в традиционной форме на организацию самостоятельного поиска информации, формирование у студентов компетенций по ее извлечению, обработке и использованию в деятельности.
Осознавая необходимость индивидуализации обучения, преподаватели Выборгского филиала внедряют в учебный процесс различные формы и методы самостоятельной
работы, которые не только позволяют содержательно насыщать учебный процесс при сокращении аудиторных учебных часов, но и развивать соответствующие информационные и социальные компетенции студентов. Выборгский филиал предлагает дистанционные курсы на платформе Moodle, индивидуальное консультирование студентов, целый ряд курсов по выбору, разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Балльно-рейтинговая система используется при оценивании результатов педагогической практики.
Однако разработка и внедрение учебнометодического обеспечения самостоятельной работы идет достаточно медленно, что объясняется комплексом причин, в том числе нерациональным использованием имеющихся ресурсов (кадровых, технических, информационных, временных). Самостоятельная работа часто рассматривается преподавателем как обременительное дополнение, а не составная часть учебного процесса. Такое отношение связано с большой аудиторной нагрузкой, существенными затратами на подготовку учебных и контрольно-измерительных материалов и т. д.
Эффективным инструментом решения проблемы является более полная реализация принципов индивидуальноориентированного обучения, что предполагает «смещение» центра тяжести с аудитор-
ной работы на организацию и сопровождение работы самостоятельной. Обеспечение индивидуально-ориентированного процесса обучения должно включать: 1) внедрение модульной системы обучения; 2) нелинейную организацию обучения; 3) переход на балльно-рейтинговую систему оценивания, которая дает возможность индивидуализированной оценки компетенций, в том числе сформированных в процессе самостоятельной работы; 4) индивидуальное планирование студентами учебной деятельности; 5) широкое использование дистанционных технологий (виртуальные лекции, интернет-проекты, онлайн-тестирование и др.); 6) предоставление студенту права выбора места практики; 7) внутреннюю мобильность, под которой понимается возможность студентов различных направлений посещать междисциплинарные курсы; 8) разделение функций преподавателей.
Реализация модуля осуществляется преподавателями, обеспечивающими аудиторное обучение, разработку курсов, в том числе дистанционных, и академическими консультантами, «сопровождающими» студента в процессе самостоятельной работы, практики и т. п.
Профессорско-преподавательский состав Выборгского филиала обладает достаточным потенциалом и готов к поэтапному переходу на новые образовательные стандарты, к использованию балльнорейтинговой системы оценивания, к разработке и внедрению в практику преподавания учебно-методических комплексов на основе модульного и компетентностного подходов в соответствии со стандартами 3-го поколения. Преподаватели филиала выражают надежду на поддержку филиала и инициатив его коллектива руководством РГПУ им. А. И. Герцена.
Н. Н. Кочетов,
студент Выборгского филиала
ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА
Реформирование образования является насущной потребностью современного российского общества. Информационнокоммуникационные и дистанционные технологии могут оказать неоценимую помощь в организации эффективного образовательного процесса, поиска новых форм и видов образовательной деятельности.
С целью выявления отношения к возможности использования дистанционных технологий в образовательном процессе, студсовет Выборгского филиала РГПУ им. А. И. Герцена провел анкетирование студентов III и IV курсов (49 человек).
На основе полученных данных можно утверждать, что большая часть опрошенных студентов (73%) готовы к частичному переходу на дистанционные формы обучения, при этом обязательными условиями такого перехода являются наличие соот-
ветствующих технических возможностей и пособий по организации учебного процесса, доступ к ресурсам.
В основном студенты готовы заменить дистанционными формами работы от 30 до 50% аудиторных занятий, при этом практические и лабораторные занятия они желают оставить в традиционной форме, а вот лекции проводить дистанционно. По мнению большинства студентов, дистанционные технологии можно применять при обучении некоторым теоретическим дисциплинам, а при обучении иностранным языкам использование дистанционных форм работы нецелесообразно.
Однако при переходе на частичное использование дистанционных технологий может возникнуть ряд сложностей. Так, например, большая часть опрошенных считает, что отсутствие технических возможностей,