Научная статья на тему 'Магистратура НГПУ: опыт личностно-ориентированного обучения'

Магистратура НГПУ: опыт личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЬЮ-ТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северина Юлия Владимировна

В статье обосновывается необходимость индивидуализированной подготовки педагогических кадров, представлен опыт личностно-ориентированного обучения в магистратуре Новосибирского государственного педагогического университета. Раскрыты механизмы разработки и реализации индивидуальных образовательных программ магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Северина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура НГПУ: опыт личностно-ориентированного обучения»

профессиональное образование

УДК 378.147

Северина Юлия Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии и регионоведения Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, severina32@yandex.ru, Новосибирск

магистратура нгпу:

опыт личностно-ориентированного обучения

Аннотация. В статье обосновывается необходимость индивидуализированной подготовки педагогических кадров, представлен опыт личностно-ориентированного обучения в магистратуре Новосибирского государственного педагогического университета. Раскрыты механизмы разработки и реализации индивидуальных образовательных программ магистрантов.

Ключевые слова: магистратура, педагогическое образование, студентоцентрированное, кредитно-модульно-компетентностное обучение, сетевые образовательные программы, тью-торство.

Severina Yulia Vladimirovna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department economic geography and regional studies at the Novosibirsk state pedagogical university, severina32@yandex.ru, Novosibirsk.

ngpu magistracy: personal focused training experience

Abstract. The necessity of individualized training of pedagogical professional community is substantiated. Also there is the experience of student-oriented learning in MA-course of the Novosibirsk State Pedagogical University. Mechanisms of development and realization of individual educational programs of undergraduates are opened.

Keywords: MA-course, pedagogical education, student-oriented, credit-modular-training competences, network educational programs, mentoring.

На современном этапе реформирования системы российского образования от педагога требуется постоянное совершенствование профессионального мастерства. Значительный потенциал для повышения квалификации и переподготовки кадров имеет магистратура педагогических вузов. Востребованность магистерских программ среди учительства подтверждают результаты первого выпуска магистров НГПУ: из 112 человек дипломы об окончании магистратуры получили более 70 учителей. Одной из причин популярности магистратуры среди педагогов со стажем является возможность реализации индивидуальных образовательных программ повышения уровня профессиональной подготовки.

Вопросы студентоцентрированного обу-

чения в условиях трехуровневого высшего педагогического образования в настоящее время концептуально не разработаны, однако задача индивидуализации образования педагогических кадров в этом контексте актуальна по ряду причин:

во-первых, необходимость разработки индивидуальных учебных планов задана в действующих нормативных документах: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 23; ст. 34, п. 1. 3), федеральных государственных стандартах подготовки магистров (п. 7.10);

во-вторых, наблюдаются существенные различия в профессиональном опыте и образовательных запросах выпускников бакалавриата, специалитета, практикующих педагогов и руководителей, поступающих

в магистратуру;

в-третьих, тесная увязка магистерских программ с профессиональной или служебной специализацией работников образования позволяет восполнить пробелы в профессиональной компетентности у конкретных учителей или менеджеров и повысить конкурентоспособность магистратуры вуза.

Несмотря на то, что федеральные государственные стандарты предоставляют широкие возможности для разработки образовательных программ, отвечающих запросам каждого конкретного студента, на практике отойти от дисциплинарно-цикловых учебных планов и поточно-группового обучения весьма сложно. Между тем, существуют механизмы индивидуализации профессионального развития педагогических кадров в магистратуре, среди них:

1. технология «Портфолио»,

2. кредитно-модульно-компетентностная система обучения,

3. сетевая форма реализации образовательных программ,

4. тьюторское сопровождение обучающихся.

Рассмотрим опыт Новосибирского государственного педагогического университета в реализации каждого из указанных механизмов.

1. Технология «Портфолио»

Конкурс Портфолио является формой вступительного испытания для поступающих в магистратуру НГПУ Абитуриентам рекомендуется собрать портфель документов, подтверждающих наличие высшего образования, опыт академической и профессиональной деятельности по профилю магистерской программы, рекомендаций. Рефлексивным документом Портфолио является мотивационное письмо, в котором поступающий должен раскрыть и обосновать необходимость обучения в магистратуре. Таким образом, уже «на входе» руководители магистерских программ, заведующие кафедрами изучают опыт будущего магистранта, начиная с периода получения первого высшего образования. В дальнейшем порт-фолио превращается в отправную точку индивидуального образовательного маршрута студента, и главным становится, как отмечает О. Ю. Афанасьева, «портфолио-процесс», или совокупность процессов обучения, вы-

страиваемых на его основе» [Цит. по 1].

Перспективным направлением развития магистерской подготовки является разработка подходов к применению технологии Портфолио в процессе организации научно-исследовательской работы и итоговой государственной аттестации.

2. Кредитно-модульно-компетентност-ная система обучения

С присоединения России к Болонско-му процессу в 2003 году начался переход к новой системе обучения, именуемой «кре-дитно-модульно-компетентностной,» т.к. три ее основных элемента - кредиты, модули и компетенции выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого» [3, с. 5]. «Модульно-компетентностный» подход в высшем образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального образования» [Там же. С. 6].

В отечественной и зарубежной литературе существуют разные определения понятия «модуль». Обобщая проанализированное, можно сделать вывод, что модуль - это относительно автономная и законченная часть образовательной программы, включающая совокупность дисциплин, объединенных тематическим единством и направленностью на формирование определенной группы компетенций. Модули не приравниваются к циклам дисциплин, в отличие от них они обеспечивают вертикальную и гибкую структуру учебного плана. Различные комбинации «модульного конструктора» позволяют быстро разрабатывать индивидуальные учебные планы и новые образовательные программы, в том числе дуального характера. Модульная система становится ведущей основой разработки программ магистратуры НГПУ

Анализ образовательных запросов обучающихся по программе «Географическое образование» направления 050100 Педагогическое образование показал, что в рамках данной программы требуется создание условий для реализации нескольких образовательных траекторий. Обучаются в данной

магистратуре молодые педагоги, входящие в кадровый резерв вузов и школ, учителя географии со значительным педагогическим стажем, выпускники бакалавриата и специ-алитета, которые готовятся к аспирантуре.

Кредитно-модульный учебный план позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Профессиональный цикл учебного плана включает профессионально-профилированные обязательные для всех студентов модули (формирующие профессиональные компетенции выпускника) и специализированные модули по выбору (расширяющие и углубляющие компетенции в избранной профессиональной деятельности). К профессионально-профилированным модулям относятся предметный (географический модуль-1) и научно-методический. Специализированными модулями программы являются «Организационно-управленческий», «Модуль педагогических технологий», «Социокультурный модуль» и «Географический модуль - 2».

Структура и содержание профессионально-профилированных модулей задается разработчиками в согласовании с работодателями. Аттестационными мероприятиями по модулям являются междисциплинарные экзамены. В учебном плане экзамены закрепляются за центральными основополагающими учебными курсами. Обязательное изучение профессионально-профилированных модулей позволяет усилить уровень предметной и методической подготовки и обеспечивает дальнейшее построение образовательного маршрута путем подготовки к выбору специализированного модуля.

Специализированные модули программы - это зеркальные по своей структуре и объему фрагменты программы, нацеленные на формирование определенных групп компетенций. Структура включает инвари-ативные, вариативные дисциплины, в том числе и те, освоение которых предполагается в других вузах или научных организациях. Выбор модуля и наполнение его вариативной части определяется обучающимися в ходе консультаций с тьютором и научным руководителем. Как показала практика работы, организационно-управленческий модуль выбирают магистранты, которые готовятся к работе руководителей в школе или вузе.

«Социокультурный модуль» рассчитан на

учителей, реализующих образовательные программы по краеведению и страноведению. «Географический модуль - 2» предназначен для желающих обучаться в аспирантуре по специальностям научных работников (25.00.24. - Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география и 25.00.27. - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия). Выбирая этот модуль, студент определяет необходимые ему учебные дисциплины и площадку для его освоения (НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева или Институт водных и экологических проблем СО РАН). одуль «педагогических технологий» интересен магистрантам - практикующим учителям и будущим аспирантам специальности 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (география). К реализации данного модуля привлекаются ведущие специалисты в области методики преподавания географии из вузов-партнеров. Следует отметить, что модуль педагогических технологий является частью программы повышения квалификации «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС». Сдавшие экзамен по модулю на «хорошо» и «отлично», получают сертификаты об освоении части этой программы. Модульная конструкция учебного плана позволяет обучающимся включать в вариативную часть модулей дисциплины смежных магистерских программ.

Результаты разработки индивидуальной образовательной траектории студенты фиксируют в листах выбора учебных модулей и специальном, изданном типографским способом «Индивидуальном плане научной и учебной работы магистранта». Тьюторы сдают заявки студентов в отдел высшего образования учебно-методического управления. По результатам обработки листов выбора корректируется расчет нагрузки ППС и составляется общее и нелинейное расписание занятий магистрантов.

Индивидуально-ориентированная организация процесса обучения, обеспечиваемая модульными учебными планами и тьютор-ским сопровождением, позволяет повысить эффективность использования аудиторного фонда университета, свести к минимуму ситуации, распространённые при поточно-групповой форме обучения, когда в аудиторию вместимостью 30 человек ставятся за-

нятия для группы из 15 студентов.

Полный переход к кредитно-модульно-компетентностной системе обучения в вузе требует пересмотра содержания образовательных программ: определения целевых ориентиров дисциплин учебного плана, перечня модулей, разработки компетент-ностых моделей выпускников, выявления возможных образовательных траекторий, а также административно-управленческой деятельности с учетом новых направлений модернизации учебного процесса.

2. Сетевая форма реализации образовательных программ

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст.1 5. п. 1) «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [4]. Сетизация образования - это естественный ответ на усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, а также результат снижения уровня материального, финансового и кадрового потенциала вузов и научных учреждений. Для обучающихся учебные планы, разработанные сетью партнеров, расширяют образовательное пространство, возможности для построения индивидуальных траекторий обучения и академической мобильности. Для магистрантов-учителей и преподавателей совместные программы - это основа для развития профессионализма путем взаимодействия «с носителями новых (других) образовательных подходов и технологий» [2, с. 13].

В НГПУ посредством сетевой формы сегодня реализуются 6 магистерских программ. В образовательную сеть магистратуры университета включены РГПУ им.

A. И. Герцена, ОмГПУ, КГПУ им.

B. П. Астафьева, СФУ и СВФУ им. М.К. Ам-мосова, научные учреждения СО РАН и РАО. Обучающиеся часть подготовки проходят в вузах и научных организациях-партнерах, в том числе с применением дистанционных технологий. В НГПУ на базе Института открытого дистанционного образования и ресурсного центра «Цифровая школа» дистан-

ционно и в режиме прямой видеотрансляции партнерами образовательной сети проводятся совместные занятия с магистрантами.

Формой расширения сетевого взаимодействия и образовательного пространства является реализуемый в НГПУ проект «Профессорские чтения» - цикл открытых научно-популярных лекций ведущих деятелей науки и образования России и мира. Данное образовательное событие организовано для демонстрации обучающимся методик проведения вузовских лекций, актуальных проблем и достижений науки, а также выхода в рефлексивную позицию по отношению к своей образовательной траектории.

4. Тьюторское сопровождение обучающихся

Важнейшим механизмом результативности индивидуальных образовательных программ магистрантов является тьютор-ское сопровождение. За три года работы магистратуры в НГПУ сложился коллектив тьюторов. В первый год тьюторы вуза осваивали новую профессию экспериментальным путем и на качественно новый уровень деятельности вышли после обучения в Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) по программе, включающей стажировки в центрах тьюторских практик. В начале 2013/2014 учебного года за активное развитие тьюторства НГПУ получил статус регионального центра МТА, начал работать тью-торский клуб, наступил период осмысления результатов деятельности.

Обобщая опыт становления магистратуры НГПУ, можно сделать вывод, что переход ко второму уровню высшего образования стал новым этапом развития открытого студен-тоцентрированного образовательного пространства вуза. Это, несомненно, важно для подготовки педагогов, поскольку мастерство учителя, формирующего личность ребенка, зависит от того, насколько он на этапе получения своего образования был погружен в атмосферу личностно-ориентированного обучения.

Библиографический список

1. Мирошникова О. В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе иноязычной подготовки в неязыковом вузе //Электронный научно-педагогический журнал «The Emissia. Offline Letters»,

2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www. emissia.org/offline/2008/1255.htm (дата обращения: 09.09.2013).

2. Организация партнерско-сетевых форм взаимодействия в образовании. Гуманитарное исследование. - Томск, Издательство «UFO-Print», 2004. - 164 с.

3. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модуль-

ной основе в сфере гуманитарного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://apu-fsin.ru/ bd/2/oop.pdf (дата обращения: 09.09.2013)

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Официальный сайт компании «Консультант-Плюс».. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (дата обращения: 09.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.