О. В. Акулова,
начальник учебно-методического управления
О ГОТОВНОСТИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Сегодня мы подводим определенный итог развития Герценовского университета как инновационного образовательного учреждения, первым начавшего подготовку педагогических кадров в рамках уровневой системы. Каждое учебное структурное подразделение пытается найти оптимальные пути перехода на реализацию нового поколения образовательных стандартов, при этом старается не растерять позитивный опыт и учесть требования изменяющейся системы высшего образования и рынка труда.
Разработка и начало внедрения в практику новых образовательных стандартов — одно из важнейших событий последнего десятилетия в жизни высшей школы России. Впервые вузу предоставлена возможность самому определять стратегию и содержание подготовки выпускников.
Основополагающие ориентиры в выборе направления подготовки студентов и содержания образовательных программ заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Эти ориентиры важно учитывать каждому структурному подразделению университета при определении приоритетов своего развития.
Очевидно, что ключевые направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» базируются на идее стремительного изменения образа мышления и действия специалистов, призванных реализовывать перспективные программы
развития государства. Новой школе необходим учитель нового поколения, а значит, профессиональную подготовку учителя нового поколения должен осуществлять преподаватель, способный создать образовательную среду, в которой такой учитель может формироваться. Это преподаватель, владеющий гуманитарными образовательными технологиями, преподаватель, способный оказывать содействие будущему специалисту в формировании его индивидуальной образовательной траектории, преподаватель, не просто транслирующий знания и опыт, а обучающий студентов, где и как эти знания и опыт можно приобрести.
Подготовка к разработке основных образовательных программ в логике федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения началась в университете задолго до их принятия. Мы выступили разработчиками стандартов по трем направлениям и победили в открытом конкурсе по направлению «Педагогическое образование», что позволило многим факультетам занять передовые позиции среди всех вузов, реализующих программы подготовки педагогов.
Подготовке к переходу на новое поколение федеральных образовательных стандартов способствовал и опыт реализации инновационной образовательной программы в рамках приоритетного национального
проекта «Образование». В ходе инновационной программы были достигнуты важные для проектирования новых образовательных программ результаты, к которым относятся: создание модульных образовательных программ, расширение исследовательской и проектной деятельности студентов, внедрение в образовательный процесс информационных образовательных технологий, обновление учебнометодических комплексов по всем циклам дисциплин, переход на компетентностно-ориентированное обучение студентов, усиление их мотивации и ответственности.
Год назад на Ученом совете был принят план перехода на уровневую систему образования. Он предполагал формирование новых требований к преподавательским компетенциям, адекватным задачам уровневого образования, проведение обучающих семинаров и мастер-классов по проектированию образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на основе стандартов третьего поколения, собственно проектирование новых образовательных программ, разработку новых принципов организации образовательного процесса в системе уровневой подготовки выпускников и критериев оценки уровня его результативности.
Сегодня можно подвести итоги его реализации. В целом план выполнен. Среди факультетов, наиболее ответственно и качественно выполнивших работу, можно назвать факультет управления, одним из первых представивших материалы по компетентностной модели преподавателя (руководитель группы Л. А. Громова), психолого-педагогический факультет, который разработал проекты нормативных документов — положение об основной образовательной программе, регламентирующее требования к структуре и обязательному минимуму содержания программ магистратуры и бакалавриата, положение об учебной программе и др. (руководитель группы Е. В. Пискунова), институт пост-
дипломного образования, успешно осуществляющий повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (руководитель группы И. В. Головина).
В настоящее время для университета полный переход на уровневую подготовку в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения является одной из наиболее актуальных задач. Основными направлениями решения этой задачи являются: разработка новых конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров в соответствии с лучшими мировыми образцами, разработка новых форм организации самостоятельной работы и оценки достижений студентов, систематическая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Разработке новых программ должна предшествовать тщательная ревизия имеющихся образовательных программ. Мы должны ответить себе на ряд вопросов. Востребованы ли реализуемые сегодня образовательные программы абитуриентами и работодателями? Насколько оправдана «дробность» бакалаврских программ, которая принята сегодня на целом ряде факультетов? Где трудоустраиваются выпускники этих «узких» программ? В чем специфика их профессиональной деятельности? Список вопросов можно продолжить.
Говоря о качестве реализуемых программ, обратимся к результатам опроса студентов. По данным студенческой социологической лаборатории, ориентацией университета на переход к уровневому образованию удовлетворены более 60% студентов; не менее важно, что студенты положительно оценивают качество получаемого образования.
Во многом это обусловлено нелинейной организацией, которая характерна именно для уровневого образования и позволяет в полной мере реализовать новую проектноисследовательскую модель обучения — модель обучения действием.
Уже несколько лет мы проводим университетские контрольные работы по решению профессиональных задач. Контрольная работа состоит их 6—8 задач, содержание которых учитывает специфику факультета. Единые для всех факультетов критерии оценки позволяют увидеть положительную динамику становления профессиональной компетентности студентов.
По данным проведенного в 2009 г. НИИ непрерывного педагогического образования пилотного анкетирования наших преподавателей, 90% опрошенных отметили, что критерием успеха своей профессиональной деятельности они считают успехи студентов. В анкетировании участвовало 48 преподавателей 5 факультетов РГПУ им. А. И. Герцена — музыки, физической культуры, технологии и предпринимательства, иностранных языков, информационных технологий, что составляет примерно 5% от общего количества преподавателей университета. Среди опрошенных — доктора наук, профессора и кандидаты наук, доценты.
Особое значение для повышения конкурентоспособности высшего образования и улучшения его качества имеет сочетание образования и научных исследований, обновление образовательных программ с учетом современного состояния науки и научных представлений о мире. Поэтому не менее важными являются и такие данные: 43% опрошенных преподавателей указали, что в качестве критерия успешности собственной деятельности они считают участие в разработке нового поколения учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что предполагает опору на современные достижения науки в области высшего образования. Среднее значение готовности преподавателей к реализации компетентностного подхода по результатам самооценки, представленной в анкетах, таково: да — 51%, нет — около 1%, не в полной мере — 29%, затруднились ответить — 19% опрошенных.
Еще одна проблема — согласование спроса на образовательные услуги со спросом рынка труда. Насколько совпадают интересы абитуриентов и работодателей? Важно обеспечить эффективное взаимодействие вуза и ассоциаций работодателей по определению видов востребованных на рынке труда компетенций и квалификаций. Необходимо соотнести названия образовательных программ и специфику содержания подготовки с местами трудоустройства выпускников.
Важное значение имеют востребованность наших выпускников на рынке труда и удовлетворенность работодателей качеством их подготовки. Если в 2002 г. лишь 10% работодателей имели представление о том, что такое бакалавр, то в 2008 г. более 75% работодателей удовлетворены профессиональной подготовкой бакалавра. На бирже труда зарегистрировано 12 наших выпускников, что составляет 0,05% от общего числа зарегистрированных. Но надо стремиться к тому, чтобы никому из наших выпускников не приходилось обращаться в службу занятости населения.
Необходимо отметить, что все факультеты и учебные институты понимают роль ценностного согласования разрабатываемых основных образовательных программ с работодателями.
Важно привлекать работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров, к экспертизе новых образовательных программ. Особенно это касается узкоспециализированных программ подготовки магистров. На сегод-нящний день в университете реализуется более 100 магистерских программ. Много это или мало? По какому пути идти дальше? Насколько рентабельны магистерские программы, в которых обучаются 5—7 человек? Каковы основания открытия новых образовательных программ? Зачастую магистерская программа открывается под научные интересы профессора, но не всегда мы определяем места будущей работы
выпускников, не достаточно ориентируемся на региональные потребности. Впрочем, такой опыт появляется в университете. В этом году мы впервые совместно с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга набрали для обучения по магистерским программам, открытым на кафедре педагогики, работающих учителей. Все учителя получали рекомендации Комитета по образованию, который рассматривает этих учителей как кадровый резерв. По итогам первого года обучения можно сделать вывод, что, несмотря на достаточно большой перерыв в обучении, учителя успешно осваивают такие вновь открытые образовательные программы, как педагогическая инноватика, образование взрослых, дистанционное взаимодействие, дополнительное образование, духовно-нравственное воспитание и др.
Что же предполагает переход на новые образовательные программы?
Во-первых, создание для студентов условий реализации индивидуального образовательного маршрута, что вызывает необходимость внесения изменений в структурную организацию самого процесса обучения. Индивидуальный образовательный маршрут — это путь освоения различных образовательных программ, самостоятельно прокладываемый студентом с целью профессионального самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педагогической поддержки. Чтобы обеспечить возможность построения индивидуального образовательного маршрута, требуется создание условий выбора предметов и курсов, в том числе базовых, переход на модульное построение образовательных программ, разнообразие видов и форм самостоятельной работы студентов. Образовательная траектория подготовки педагогов может быть разбита на несколько этапов. На первом этапе реализуется общая (фундаментальная) подготовка в рамках укрупненного образовательного направления. В конце этого этапа подготовки
бакалавра осуществляется разделение студентов по направлениям. На втором этапе бакалавры получают общепрофессиональную подготовку по направлению, а также специальную, профессиональную (возможно, по согласованию с работодателем, предоставляющим рабочие места для практики и целевой подготовки).
В свою очередь, меняются подходы к составлению расписания. Оно должно быть гибким, в ряде случаев межфакультетским. Учебно-методическое управление разрабатывает вариант такого расписания, где студенты сами смогут набирать кредиты и выбирать последовательность изучения ряда базовых дисциплин (например, вначале изучить экономику образования, затем безопасность жизнедеятельности или вначале культуру речи, а затем естественнонаучную картину мира). В таком гибком расписании весь федеральный компонент по двум циклам дисциплин может быть «уложен» всего в полтора дня недельного рапи-сания. Это даст возможность объединять студентов в большие потоки и существенно оптимизировать нагрузку преподавателей.
Особое значение приобретает дополнительное образование студентов. Важно с учетом накопленного опыта организовать работу по подготовке программ дополнительного образования, направленных на углубление и/или расширение основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Причем спектр таких программ должен быть широким и постоянно обновляться и пополняться. Именно за счет дополнительных программ возможно расширение поля выбора студентов, быстрая реакция на изменение рынка труда.
Сегодня система дополнительного образования, как более гибкая система, динамично изменяется в соответствии с потребностями экономики и социума, обеспечивая максимальную эффективность обучения. Кроме того, как правило, используемые в дополнительном обучении методы и техно-
логии наиболее полно соответствуют особенностям обучающегося, создавая, тем самым, оптимальные условия для результативного и качественного обучения.
Многие структурные подразделения уже начали развивать систему дополнительного профессионального образования. Представлены в Федеральную службу по надзору в сфере образования документы на лицензирование следующих программ: «Эколог в области химии» (факультет химии), «Специалист по парламентаризму (парламентской деятельности)» (факультет социальных наук), «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий» (факультет информационных технологий), «Менеджмент в образовании» (для руководящего состава образовательных учреждений высшего профессионального образования), «Менеджмент в образовании» (для руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием), «Менеджмент в образовании» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений), «Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма», «Менеджер социальной сферы», «Менеджер муниципальной службы и муниципального хозяйства», «Менеджер по развитию персонала» (факультет управления), «Менеджер по маркетингу» (факультет экономики), «Эксперт в области экологической безопасности» (факультет безопасности жизнедеятельности), «Эколог» (в области профессиональной деятельности) (факультет географии).
В настоящее время активно внедряются новые формы организации дополнительного образования, к которым относится дистанционное обучение. Многие люди уже высоко оценили преимущества получения новых знаний и умений, не покидая рабочего места, в комфортной обстановке, по гибкому графику, в любое удобное время. Нам тоже необходимо развивать такие формы.
Во-вторых, реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предполагает изменение в управлении новыми образовательными программами. Появляется необходимость в руководителе образовательной программы. В университете такой опыт имеется в реализации магистерских образовательных программ. Однако статус таких специалистов в университете пока не определен.
Руководитель образовательной программы подбирает команду преподавателей, согласует учебные программы разных дисциплин, обеспечивает, с одной стороны, преемственность, а с другой — постоянное усложнение самостоятельной работы студентов. Сложность такой работы заключается в том, что согласование учебных программ для бакалавриата необходимо осуществлять на разных кафедрах, в отличие от магистратуры, где в основном задействованы преподаватели одной кафедры. Как правило, предметные кафедры ориентированы на развитие у студентов профессиональных компетенций, общекультурные же остаются без внимания. Выходом из сложившейся ситуации может являться выделение универсальных умений, разработка общих согласованных заданий для студентов. Может быть, было бы целесообразно возродить Центр базовой подготовки, который существовал в университете?
В-третьих, необходимо изменение технологий оценки качества освоения студентами образовательных программ, необходима разработка измерительных материалов, позволяющих оценивать достижение соответствующих компетенций студентов. Что в свою очередь требует обеспечения готовности преподавателей всех кафедр к разработке нового поколения учебнометодических комплексов, размещению их в доступном для студентов месте в электронном виде.
В ходе реализации инновационной образовательной программы были разработаны учебно-методические пособия, которые
могут оказать помощь преподавателям. К таким пособиям относятся: «Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностей обучающихся» (под редакцией В. П. Соломина), «Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования» (под редакцией А. П. Тряпицыной).
Учитывая, что сейчас активно обсуждается введение экзамена на должность учителя, было бы целесообразно разработать единую структуру условно называемого «Герценовского портфолио достижений студентов» или «Портфолио индивидуального прогресса студентов».
В-четвертых, учитывая практикоориентированный характер федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, требуется обновление организации практики студентов. В новом стандарте предусматривается увеличение длительности практик, конкретизация объекта и видов деятельности, привлечение работодателей к разработке программы практики. Уже сейчас в этом отношении на факультетах реализуются различные формы взаимодействия с работодателями: организуется волонтерская деятельность студентов, изучается мнение работодателей о необходимых будущим специалистам компетенциях (институт детства), планируется заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, центрами допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания (факультет безопасности жизнедеятельности), проводится непрерывный мониторинг потребностей в конкретных управленческих компетенциях, анализ удовлетворенности работодателей подготовленностью магистрантов (факультет управления), разрабатывается система сетевого взаимодействия с работодателем (филологический факультет). Важно обобщить накопленный опыт и разработать новые положения о различных видах практики. Особое внимание обратить на обновление содержания практи-
ки. Содержание практики по конкретному предмету должно быть направлено на достижение профессиональных компетенций, обозначенных в стандарте. Уже начата работа по проектированию программ практики на основе отбора задач, направленных на анализ компетентности. Следовательно, при разработке программ необходимо по-новому расставить приоритеты: на первое место выносится характеристика компетентности как цели программы, затем предлагаются способы ее становления, с использованием кейсовых заданий, далее производится отбор информации, опыта, которые способствуют решению конкретных задач и развитию компетентности.
Переход на новое поколение стандартов обусловливает необходимость разработки новых регламентов.
В университете утвержден ряд положений, регламентирующих организацию образовательного процесса в условиях перехода на новое поколение стандартов. К таким документам относятся: положение о модульной организации образовательного процесса, положение об академическом консультанте, положение об итоговой государственной аттестации выпускников и др.
Эти положения были разработаны два года назад. Они носили опережающий характер, поэтому полностью отвечают требованиям сегодняшнего времени. Но опубликованные положения не полностью обеспечивают потребности университета в четких регламентах. Необходимо продолжить эту работу и утвердить положение о руководителе образовательной программы, положение о дистанционной поддержке образовательного процесса, положение об организации самостоятельной работы студентов и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения четко определяет необходимое для его реализации обеспечение: организационнометодическое, информационное, кадровое, материально-техническое.
Реализация инновационной образовательной программы позволила значительно обновить материально-техническую базу всех структурных подразделений университета, дало возможность создать необходимые для реализации новых программ материально-технические условия. Организация научно-исследовательских лабораторий, центров (факультеты физики, химии и др.) позволяет привлекать студентов к проведению научных исследований.
Создается база для информационного обеспечения. Работает портал, улучшается работа сайта. Хочется верить, что информационные киоски, установленные в разных точках университета, начнут работать в полную силу не только во время приемной кампании. Что все мониторы, имеющиеся на факультетах, будут постоянно транслировать университетские новости, действующее расписание занятий и другую полезную для студентов информацию.
Говоря о кадровом обеспечении, отмечу, что переход на новое поколение стандартов в университете обеспечивается высококвалифицированными преподавателями, от их слаженных и продуманных действий зависит успех реализации намеченных планов. Разработка основных образовательных программ сопровождается непрерывным повышением квалификации профессорско-преподавательского состава. Разработана программа повышения квалификации «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения». Она ориентирована на деканов, директоров институтов и филиалов, заведующих кафедрами, а также на преподавателей, которые будут участвовать в разработке и реализации новых образовательных программ. Слушатели курсов обучаются новым принципам проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ — компетентно стному подходу, модульному
построению программ, применению системы зачетных единиц при организации учебного процесса, привлечению работодателей к проектированию и оценке качества образовательных программ, новым подходам к обеспечению внутренней и внешней академической мобильности.
Только в 2009 г. обучение по вопросам разработки и реализации основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения прошло 32% профессорско-преподавательского состава университета.
Важно отметить, что тематика итоговых работ слушателей определялась исходя из потребностей структурного подразделения и согласовывалась с его руководителем.
Повышение квалификации строилось по модульному принципу. Были разработаны следующие модули образовательной программы подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса на основе компетентностного подхода:
• Проектирование основных образовательных программ.
• Планирование ожидаемых результатов.
• Современные технологии обучения.
• Проектирование самостоятельной работы студентов.
• Проектирование программ практик.
• Проектирование новой системы оценивания.
Совокупность представленных модулей является своеобразным «конструктором», позволяющим составлять программы подготовки в соответствии с реальными потребностями в повышении квалификации конкретных преподавателей.
Одним из важнейших условий реализации новых основных образовательных программ является организационнометодическое обеспечение. И в этом направлении много сделано, но и предстоит серьезная работа. Разработанные в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
образовательные программы пока еще не полностью обеспечены конкретными учебными программами. Не по всем дисциплинам соотнесены конечные результаты обучения с компетенциями. В содержании многих программ профессионального цикла не нашли отражения общекультурные компетенции. Фрагментарно представлены конкретные вопросы и задания для промежуточной и итоговой аттестации студентов по отдельным дисциплинам или модулям. Не конкретизирована самостоятельная работа студентов и не полностью разработано методическое обеспечение для нее. Для решения этих вопросов необходимо создавать межкафедральные, межфакультетские, межуниверситетские группы. Разрабатывать программы междисциплинарных экзаменов по разным циклам дисциплин.
Новые учебно-методические комплексы должны предоставить максимальную самостоятельность студентам. Поскольку мир стремительно меняется, то мы часто не можем предвидеть, какова будет профессиональная структура общества на протяжении жизни даже одного поколения. Поэтому важно обеспечить формирование у студентов общекультурных компетенций, в идеале необходимо обеспечить такое качество образования, которое позволит каждому выпускнику не только находить для себя оптимальную нишу трудовой деятельности, но и безболезненно менять ее в случае необходимости, самостоятельно выбирая и реализуя наиболее подходящую для этого форму непрерывного (дополнительного) образования.
В ситуации свободного доступа к любым информационным каналам и формам образования академическое сообщество лишается своего прежнего права эксклюзивного контроля над источниками знания и путями, к нему ведущими. Именно поэтому меняется структура преподавательской профессии, меняется характер академической карьеры: от преподавателя требуется освоение ролей тьютора, академического
консультанта, on-line консультанта, разработчика учебных материалов, размещаемых в сетевых ресурсах, и т. п.
Основным становится групповое и индивидуализированное обучение, которое готовит студентов к требуемому на рабочем месте сочетанию автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой. Совместный познавательный поиск, выполнение групповых проектных работ, исследований формируют у студентов дух команды, сотрудничества, понимание большей продуктивности совместной деятельности в современных условиях обучения и труда. Такие формы обучения требуют иной организации образовательной среды структурных подразделений. Мы создали современные учебные аудитории, оснащенные мультимедиапроекторами, электронными досками. Теперь остро стоит вопрос о создании современных аудиторий для самостоятельной работы преподавателей и студентов. Важно определить новую роль традиционно существующих учебно-методических кабинетов, а также функционал заведующих методическими кабинетами.
Российскому высшему образованию нужно такое обновление, которое приведет к новому качеству результатов — признанию отечественного высшего образования в открытом европейском научно-образовательном пространстве, повышению конкурентоспособности выпускников вуза, привлекательности самого вуза, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.
При этом речь не идет о революционных изменениях, которые должны потрясти всю систему высшего образования в ближайшее время. Напротив, речь идет о построении такой последовательности шагов, в которой есть место тщательно продуманному эксперименту, отработке идей и технологий и их эволюционному распространению. Я желаю всем нам успеха на этом непростом пути.