Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 26 ноября 2009 г. "Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 26 ноября 2009 г. "Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом РГПУ им. А. И. Герцена, является подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в реализации национальной стратегии развития РФ до 2020 г., учителей, которые будут работать в школе, построенной на идеях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решение этой задачи должны обеспечить разработка и реализация основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 26 ноября 2009 г. "Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 26 ноября 2009 г. «Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»

Заслушав и обсудив доклад начальника управления развитием воспитательной деятельности Р. У. Богдановой, Ученый совет отмечает, что сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед профессорско-преподавательским составом РГПУ им. А. И. Герцена, является подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в реализации национальной стратегии развития РФ до 2020 г., учителей, которые будут работать в школе, построенной на идеях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решение этой задачи должны обеспечить разработка и реализация основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. При этом одно из главных условий их реализации — усиление воспитательной функции профессионального образования, создание благоприятной воспитательной среды университета. Без этого невозможно выполнить миссию университета. Она ориентирует коллектив герценовцев на развитие университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике, на воспитание гражданина, компетентного профессионала, на развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны, на противодействие негативным явлениям в молодежной среде.

Ученый совет обращает внимание на то, что в процессе выполнения поставленной задачи важно соблюдать общие ценностно-смысловые и целевые установки: руководствоваться посланием президента Российской Федерации Д. А. Медведева (ноябрь 2009 г.), национальной стратегией развития Российской Федерации до 2020 г.,

государственной стратегией молодежной политики в Российской Федерации, содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, концепцией развития воспитательной деятельности Герценовского университета, другими нормативными документами, регламентирующими воспитательную деятельность в вузе.

Ученый совет отмечает, что предметом первостепенной заботы коллектива университета должно стать развитие воспитательной среды Герценовского университета. Это среда, в которой сообщество студентов и преподавателей ориентировано на ценности, устои общества, нравственные ориентиры, заявленные в послании президента Д. А. Медведева, среда, отличающаяся высоконравственной атмосферой, межкультурной толерантностью, сотрудничеством, стремлением к непрерывному развитию профессиональной компетентности, современной организационной культурой, традициями, открытостью. Воспитательная среда Герценовского университета должна способствовать тому, чтобы каждый студент имел возможность проявлять свою созидательную активность, включаться в социальную практику — в решение проблем вуза, города, страны, развивая при этом соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. В инфраструктуре университета необходимо создать условия для получения молодым человеком информационной, консультационной, ресурсной, практической профессиональной поддержки свой социально значимой деятельности в тех областях, которые способствуют его становлению как конкурентоспособного специалиста в условиях инновационного развития страны.

Ученый совет признает, что следует особое внимание уделить решению задач работы с молодежью, заявленных в национальной стратегии развития Российской Федерации до 2020 г.: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Ученый совет подчеркивает, что каждому преподавателю следует определить свой вклад в развитие воспитательной среды университета, найти адекватные для этого воспитательные средства в соответствии со спецификой факультета и кафедры, где он работает, и собственными возможностями. Профессорско-преподавательскому составу при осуществлении воспитательной деятельности важно избежать формализма, увлечения монологическими словесными методами воспитания, проведением разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами студентов, решением значимых для их личностного и профессионального становления проблем. Необходимо также осознать и найти смыслы, содержание и формы работы преподавателя, адекватные реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Ученый совет констатирует, что за последние годы в университете существенно активизировалась воспитательная деятельность со студентами и созданы условия для ее дальнейшего развития, построения воспитательной среды, способствующей эффективной реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. В частности:

— сформировано управленческое и научно-методическое обеспечение осуществления воспитательной деятельности;

— проведена большая работа по созданию инфраструктуры работы со студенческой молодежью;

— найдены продуктивные механизмы активизации и стимулирования воспитательной работы структурных подразделений университета;

— активизирована деятельность органов студенческого самоуправления;

— используются эффективные формы организации воспитательной деятельности;

— налажены продуктивные связи с социальными партнерами для реализации воспитательной функции образования;

— создана сеть вузов, занимающихся созданием новой практики воспитания студентов при научно-методическом совете по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования.

Вместе с тем Ученый совет выделяет ряд проблем, требующих первоочередного решения:

— ценностно-смысловая, правовая, коммуникативная, предметно-пространственная, информационная, событийная характеристики среды университета не в полной мере соответствуют задачам воспитательной деятельности со студентами;

— не все факультеты, кафедры университета являются основным пространством воспитательной работы со студентами, ведут её в соответствии с установками, определенными в федеральных и внутривузовских документах;

— ряд факультетов, выпускающих кафедр, реализуя основные образовательные программы, не уделяют должного внимания их воспитательной составляющей, созданию необходимой для этого среды;

— советы факультетов уделяют недостаточное внимание выполнению студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета, заботе о нем, уюте, чистоте, особой культуре, благоустройству своей территории, сохранности оборудования;

— не во всех разрабатываемых основных образовательных программах федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения представлен раздел о социокультурной среде вуза, способствующей развитию общекультурных компетенций студентов;

— на факультетах недостаточно активно развивается сеть проектных групп, разнообразных студенческих объединений — сообществ студентов и преподавателей (учебных, научных, общественных, производственных, клубных и др.);

— преподаватели и сотрудники университета не всегда оказывают необходимую педагогическую поддержку деятельности органов студенческого самоуправления на факультетах и в университете;

— имеющаяся в университете информационно-коммуникационная среда не позволяет в полной мере реализовать воспитательную функцию основных образовательных программ, выполнение программ и проектов работы с молодежью, предусмотренных государственной молодежной политикой РФ;

— отсутствуют реальные механизмы, позволяющие морально и материально стимулировать, поощрять активность преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами;

— требуют совершенствования межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами, координация деятельности структурных подразделений университета в вопросах воспитательной деятельности со студентами.

Ученый совет считает, что преодолению отмеченных недостатков и дальнейшему совершенствованию воспитательной среды Герценовского университета будут способствовать:

— активное включение в совершенствование воспитательной среды университета каждого студента, преподавателя, сотрудника, руководителя того или иного структурного подразделения;

— целенаправленная планомерная работа факультетов, кафедр по улучшению качества ценностно-смысловой, правовой, коммуникативной, предметно-пространственной, информационной, событийной характеристик воспитательной среды;

— реализация системы мероприятий по разработке раздела основных образовательных программ «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов» (определение концепции и формата этого раздела, обучение руководителей образовательных программ, разработка раздела и его экспертиза);

— осуществление воспитательной деятельности в единстве учебной и внеучеб-ной деятельности, использование для решения воспитательных задач возможностей организации самостоятельной работы студентов, разных видов практик, научно-исследовательской работы, курсов по выбору, аттестации;

— активное включение студентов в программы и проекты Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по делам молодежи РФ;

— развитие студенческого самоуправления в формах, адекватных реализации государственной молодежной политики РФ и федеральных и региональных программ работы с молодежью;

— организация инновационной и экспериментальной работы кафедр и факультетов по созданию новой практики воспитания в соответствии с современными задачами;

— совершенствование инфраструктуры университета для реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и задач государственной молодежной политики РФ;

— приведение функций, содержания, технологий деятельности общеуниверситетских структурных подразделений в соответствие с современными задачами подготовки специалиста нового поколения;

— создание системы морального и материального стимулирования, поощрения активности преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами.

Ученый совет постановляет:

1. Считать создание и развитие воспитательной среды Герценовского университета важнейшим условием реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, рассматривать инфраструктуру вуза как инфраструктуру для реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

2. Составить план мероприятий по разработке раздела основных образовательных программ «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов» и организовать их проведение.

Срок: до 1 мая 2010 г.

Ответственный: начальник управления развитием воспитательной деятельности, деканы.

3. Представлять разделы основных образовательных программ «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов» в управление развитием воспитательной деятельности на экспертизу.

Срок: по мере готовности, до 1 июня 2010 г.

Ответственные: деканы, заведующие кафедр.

4. Организовать общественно-профессиональную экспертизу раздела основных образовательных программ «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов».

Срок: до 15 июня 2010 г.

Ответственный: начальник управления развитием воспитательной деятельности.

5. Провести анализ воспитательной среды факультетов, институтов и филиалов, спланировать работу по её улучшению, а также определению возможного их вклада в развитие общеуниверситетской среды, использованию потенциала среды Герценовского университета для реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Срок: до 1 апреля 2010 г.

Ответственные: руководители структурных подразделений, деканы, заведующие кафедр.

6. Каждому факультету, другим структурным подразделениям университета включиться в проект «Инновации в воспитании» по созданию новой практики воспитания в соответствии с современными задачами работы со студенческой молодежью: разработать проекты, направленные на решение актуальных проблем воспитательной деятельности со студентами, и представить их на общественно-профессиональную экспертизу.

Срок: до 10 апреля 2010 г.

Ответственные: проректоры по учебной работе, деканы, руководители структурных подразделений.

7. Разработать план развития информационно-коммуникационной среды вуза, обеспечивающей решение задач воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями, и обеспечить в последующем его своевременное выполнение.

Срок: до 1 апреля 2010 г.

Ответственные: проректор по информатизации, начальник управления информатизации.

8. Разработать показатели и критерии оценки воспитательной деятельности преподавателей, кафедр и факультетов, других структурных подразделений университета.

Срок: до 1 марта 2010 г.

Ответственный: начальник управления развитием воспитательной деятельности.

9. Спланировать и организовать работу на факультетах, других структурных подразделениях университета по проблеме выполнения студентами, преподавателями и сотрудниками устава и правил внутреннего распорядка университета.

Срок: до 1 января 2010 г.

Ответственные: проректоры по учебной работе, деканы, руководители структурных подразделений.

10. Заслушивать на заседаниях ректората деканов, руководителей структурных подразделений об организации работы по обеспечению выполнения устава и правил внутреннего распорядка университета сотрудниками и обучающимися.

Срок: в течение года.

Ответственный: первый проректор.

11. Разработать правила размещения на стендах на территории университета информации внешних организаций, обеспечить соблюдение этих правил.

Срок: до 1 февраля 2010 г.

Ответственный: начальник управления социально-бытового обеспечения.

12. Координацию работы и контроль за исполнением решения возложить на проректора по учебной и воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.