ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 8 ноября 2007 г.
«Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте реализации программы его развития на 2006-2010 гг.»
Заслушав и обсудив доклад директора научно-практического центра развития воспитательной деятельности, профессора кафедры педагогики Р. У. Богдановой, Ученый совет отмечает, что сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена, является диверсификация в нем воспитательной деятельности. Именно разнообразие этой деятельности, ее многовариантность, структурная перестройка, распространение на новые сферы жизнедеятельности университетского сообщества, освоение современных гуманитарных форм и технологий взаимодействия студентов и преподавателей, непрерывное развитие являются важнейшим условием выполнения миссии университета. Она ориентирует коллектив герценовцев на построение университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике. Не случайно задачи, направленные на воспитание молодого поколения, включены во все направления «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».
Ученый совет отмечает, что диверсификация воспитательной деятельности в университете может быть обеспечена только в том случае, если основным пространством организации воспитательной работы со студентами станет факультет, если каждое структурное подразделение будет выполнять определенные воспитательные функции, если каждый преподаватель определит свой вклад в развитие университетского сообщества, сможет найти адекватные для этого воспитательные средства в соответствии со спецификой факультета и кафедры, где он работает, и своими собственными возможностями. В связи с тем, что конкретный факультет, входящие в него кафедры, все структурные подразделения университета имеют свои, только им присущие профессиональные возможности для решения задач, связанных с воспитанием студентов, необходимо определить ведущие проекты воспитательной деятельности, в которых могли бы принимать участие заинтересованные студенты всех факультетов.
Ученый совет при этом обращает внимание на то, что в процессе диверсификации воспитательной деятельности важно соблюдать общие ценностно-смысловые
и целевые установки: руководствоваться государственной стратегией молодежной политики в Российской Федерации, концепцией развития воспитательной деятельности Герценовского университета, программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг., другими нормативными документами, регламентирующими воспитательную деятельность в вузе.
Ученый совет признает, что в соответствии с государственной стратегией молодежной политики в Российской Федерации особое внимание необходимо уделить включению студентов в созидательную деятельность по решению общественно значимых проблем университета, города, страны. Это потребует активизации работы преподавателей по педагогическому сопровождению, организации деятельности студенческих сообществ: учебных, научных, творческих, общественных, профсоюзных, спортивных и др., в том числе студенческих отрядов в соответствии с направлениями профессионального образования. В условиях вступления России в Болонский процесс необходимо найти адекватные смыслы, содержание и формы кураторской работы преподавателя, развивать многовариантный институт кураторства.
Ученый совет подчеркивает, что при осуществлении диверсификации воспитательной деятельности важно избежать формализма, увлечения монологическими словесными методами воспитания, проведением разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами студентов, решением значимых для их личностного и профессионального становления проблем. Следует также развивать студенческое самоуправление в академических группах, студенческих сообществах/объединениях по интересам, факультетах, университете в целом на основе ценностей гражданского общества, межкультурной толерантности, сотрудничества, современной организационной культуры, герце-новских традиций, открытости.
Ученый совет констатирует, что в контексте реализации программы развития университета на 2006-2010 гг. в нем существенно активизировалась воспитательная деятельность со студентами и созданы условия для ее дальнейшего развития -диверсификации. За период реализации программы в университете стали использоваться эффективные формы включения студентов во внеучебную работу. В частности, дальнейшее развитие получил конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», он стал межвузовским. Расширился спектр студенческих отрядов. Следует особо выделить педагогический, правопорядка, проводников. Организована работа общеуниверситетского студенческого научного общества, проводятся студенческие научно-исследовательские конкурсы и конференции. Студенты участвуют в различных всероссийских конкурсах гражданской направленности: конкурсе проектов Совета Федерации «Строим свой мир сами» и конкурсе «Голосуй за будущее». На высоком организационном уровне проводится спартакиада по 19 видам спорта. Традиционными стали художественнотворческие конкурсы, организуемые центром творческого развития и досуга студентов. Впервые центром проведен международный фестиваль студенческих театральных коллективов «Новый взгляд». Получило дальнейшее развитие студенческое самоуправление: проведен конкурс в состав студенческого совета при Ученом совете РГПУ им. А. И. Герцена, сформирован совет председателей студенческих советов факультетов, активизирована работа по созданию многовариантной системы самоуправления на факультетах. Усилена работа по включению преподавателей в воспитательную деятельность. Проведено собеседование с «командами» факультетов (деканами, заместителями деканов по воспитательной работе, наиболее активными преподавателями) о состоянии и перспективах внеучебной работы со студентами. Стали традиционными конкурсы проектов, методических разработок воспитательной деятельности среди преподавателей. В 2007 г. впервые силами нашего университета был проведен городской и вузовский конкурсы кураторов студенческих сообществ (в том числе академических групп). Среди победителей городского конкурса два преподавателя РГПУ им. А. И. Герцена. Подготовлено около 50 пособий для научно-методического сопровождения воспитательной деятельности, адресованные как специалистам в этой области, так и студентам. Налажено сотрудничество с Координационным советом по воспитательной работе со студентами Совета ректоров Санкт-Петербурга. Продолжена работа научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности при учебно-методическом
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
объединении по направлениям педагогического образования. Налажено постоянное взаимодействие с 30 вузами из всех федеральных округов Российской Федерации. Для специалистов этих вузов разработана и реализована программа повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности в вузе. Опыт сотрудничества с вузами России был успешно представлен на Всероссийском совещании «Актуальные задачи воспитательной деятельности в вузах», проведенном Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по образованию в сентябре 2007 г.
Вместе с тем Ученый совет выделяет ряд проблем, требующих первоочередного решения в процессе диверсификации воспитательной деятельности университета в контексте реализации программы его развития на 2006-2010 гг.
1. Не все факультеты, кафедры университета действительно являются основным пространством организации воспитательной работы со студентами, ведут воспитательную работу в соответствии с общими ценностно-смысловыми и целевыми установками, определенными в федеральных и внутривузовских документах.
2. Советы факультетов недостаточно внимания уделяют проблеме выполнения студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета, заботе о нем, его уюте, чистоте, особой культуре, благоустройству своей территории, сохранности оборудования силами студентов.
3. Недостаточно целенаправленно и активно решается проблема готовности конкретного преподавателя заниматься воспитанием студентов во внеучебное время. Не на всех факультетах развивается многовариантный институт кураторства.
4. В воспитательной деятельности преподавателей нередко превалируют словесные формы воспитания, причем носящие часто монологический характер.
5. Не найдены реальные действенные механизмы, позволяющие морально и материально стимулировать, поощрять активность преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами.
6. Требует совершенствования система информирования студентов и преподавателей по вопросам организации внеучебной студенческой жизни.
7. Значительная часть студентов не проявляет социальной активности, не включена в созидательную деятельность по решению общественно значимых проблем университета, города, страны.
8. Необходимо более активно включать студентов в реализацию инновационной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы».
9. На некоторых факультетах созданы, но не проявляют должной активности органы студенческого самоуправления.
10. Требуют совершенствования межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами, скоординированность деятельности разных структурных подразделений университета на ценностносмысловом, организационном и содержательном уровнях в вопросах, относящихся к воспитательной деятельности со студентами.
Ученый совет постановляет:
1. Каждому факультету, другим структурным подразделениям университета разработать проекты организации воспитательной деятельности со студентами в соответствии с «Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» и представить их на IV вузовский конкурс проектов воспитательной деятельности.
Срок: до 7 ноября 2007 г.
Ответственные — деканы факультетов, руководители структурных подразделений.
2. Провести заседания ученых советов факультетов по проблеме выполнения студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета.
Срок: до 1 января 2008 г.
Ответственные — деканы.
3. Рассмотреть на заседании ректората вопрос об организации на факультетах работы по обеспечению выполнения устава и правил внутреннего распорядка университета всеми сотрудниками и обучающимися.
Срок: до 1 апреля 2008 г.
Ответственный — первый проректор.
4. На всех факультетах провести работу по подготовке к введению многовариантного института кураторства с учетом вступления в Болонский процесс, определить функциональные обязанности кураторов, рассмотреть вопросы обеспечения их продуктивной профессиональной деятельности.
Срок: в течение года.
Ответственные — деканы.
5. Ввести в практику заслушивание на заседаниях ученого совета факультета отчетов заведующих кафедрами о воспитательной деятельности кафедр.
Срок: в течение года.
Ответственные — деканы.
6. Провести круглые столы с деканами и заместителями деканов по воспитательной работе о состоянии и перспективах воспитательной работы со студентами на факультете по итогам реализации рекомендаций на собеседовании, проведенном в 2006/2007 учебном году.
Срок: март—апрель 2008 г.
Ответственные — проректор по учебной и воспитательной работе, проректоры по учебной работе, директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности.
7. Создать общественную экспертную группу и провести самообследование по показателю «Воспитательная деятельность» в рамках подготовки к аттестации университета.
Срок: ноябрь 2007 г. — январь 2008 г.
Ответственные — проректор по учебной и воспитательной работе, проректоры по учебной работе, директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности, деканы.
8. В ходе подготовки к аттестации вуза каждому факультету, кафедре, другим структурным подразделениям, осуществляющим внеучебную работу со студентами, предоставить всю необходимую базу данных для обеспечения работы системы информатизации управления воспитательной деятельностью и своевременно обновлять ее.
Срок: октябрь 2007 г. — январь 2008 г.
Ответственные — проректор по информатизации образования, деканы, руководители структурных подразделений.
9. Изучить и обобщить опыт внеучебной работы зарубежных вузов — участников Болонского соглашения для использования его в целях совершенствования воспитательной деятельности в Герценовском университете в условиях Болонского процесса.
Срок: в течение года.
Ответственные — проректор по учебной и воспитательной работе, директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности, директор института международного сотрудничества.
10. Координацию работы и контроль за исполнением решения возложить на проректора по учебной и воспитательной работе