Научная статья на тему 'Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте реализации программы его развития на 2006-2010 годы'

Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте реализации программы его развития на 2006-2010 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Раиса Умяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация воспитательной деятельности университета в контексте реализации программы его развития на 2006-2010 годы»

Р. У. Богданова,

директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности,

профессор кафедры педагогики

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ

Обсуждение на Ученом совете университета вопроса о воспитательной деятельности со студентами связано, конечно, не только и не столько с тем, что показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» учитывается теперь при аттестации и аккредитации вуза, что стандарты нового поколения будут включать параметры личностного развития студента. Мы отдаем себе отчет в том, что без этого мы не сможем выполнить миссию Герценовского университета, поскольку она ориентирует коллектив герценовцев на «построение университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике». А это требует усиления воспитательной деятельности со студентами, ибо нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном в том, что «... моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения». Не случайно задачи, направленные на воспитание молодого поколения, включены во все направления «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.». Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. На ее формирующемся сознании, прежде всего, отражаются процессы, происходящие в общественной жизни, в университетском сообществе. Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы. От того, каких принципов, норм и ценностей оно придер-

живается, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в университете преобразований.

Сегодня одна из важнейших задач, стоящих перед сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена, — дальнейшее развитие этой деятельности — ее диверсификация. Диверсификация воспитательной деятельности в университете может быть обеспечена только в том случае, если основным пространством организации воспитательной работы со студентами станет факультет, если каждое структурное подразделение будет выполнять определенные воспитательные функции, если каждый преподаватель определит свой вклад в развитие университетского сообщества, сможет найти адекватные для этого воспитательные средства в соответствии со спецификой факультета и кафедры, где он работает, и своими собственными возможностями.

Вообще «диверсификация» — это увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах. Что значит диверсификация применительно к воспитательной деятельности? Это разнообразие такой деятельности, ее многовариантность, структурная перестройка, распространение на новые сферы жизнедеятельности университетского сообщества, освоение современных гуманитарных форм и технологий взаимодействия студентов и преподавателей, непрерывное развитие.

Почему необходима диверсификация воспитательной деятельности? Недостаточно

сказать, что это важнейшее условие выполнения миссии университета. Это требование самой жизни. Диверсификация необходима по целому ряду причин. Можно выделить внешние и внутренние причины.

Внешние причины. Их, по крайней мере, четыре.

Первая. Это подписание Россией Болон-ского соглашения, что предполагает, прежде всего, освоение и преподавателями, и студентами европейских ценностей в сфере образования, новой идеологии профессионального образования, сформированной на этих ценностях. Присоединение к Болонскому соглашению не сводится только к переходу к принципиально другой организация образовательного процесса, основанного на академической мобильности студентов и преподавателей, на свободе выбора студента, на большей вариативности образования, использовании кредитной системы учета достижений студентов и т. д. Присоединение к Болонскому соглашению требует изменения и организации внеучебной работы со студентами, так как предполагается, что студенты будут иметь возможность не только учиться в европейских вузах, но и неминуемо принимать участие в студенческой жизни этих университетов. Именно поэтому было бы полезным изучить и обобщить опыт внеучебной работы зарубежных вузов — участников Бо-лонского соглашения для использования его в целях совершенствования воспитательной деятельности в Герценовском университете в условиях Болонского процесса.

Вторая причина. Это принятие в декабре 2006 г. стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации. Впервые в истории страны принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений социально-экономического развития общества.

Ключевая идея стратегии — вовлечение молодежи в полноценную жизнь общества: в экономику, политику, культуру как механизм и средство повышения ее статуса, улучшения ее положения и увеличения вклада в общественное развитие.

Стратегия — практически первый документ за последние 20 лет, в котором предлагается проектно-программный принцип реализации стратегических направлений в сфере молодежной политики, обеспечивающих развитие потенциала молодежи в интересах личности, общества, государства.

Стратегия задает принципы реализации государственной молодежной политики, что обеспечит эффективность этого инструмента социально-экономического развития страны.

Принципы стратегии: проектный подход; учет интересов и потребностей всех групп молодежи; приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса; информационная открытость; измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.

Стратегия предполагает реализацию семи основных проектов: «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"», «Команда», «Доброволец России», «Карьера», «Молодежь и семья России», «Шаг навстречу», «Успех в твоих руках».

В реализации проектов стратегии молодежной политики важное значение приобретает выявление психологических механизмов и причин, лежащих в основе поведения молодых людей, без чего невозможно создание и совершенствование способов управления процессом социализации молодого поколения, профилактики рисков и опасностей, которые неизбежны на этом пути.

Несомненно, при осуществлении воспитательной деятельности в университете мы должны ориентироваться на содержание стратегии молодежной политики в Российской Федерации и продумать конкретные шаги включения студентов Герценовского университета в основные ее проекты.

Третья причина. Это существенная активизация воспитательной деятельности со студентами в Санкт-Петербурге.

Развивается инфраструктура города для работы с молодежью. В здании бывшего кинотеатра «Меридиан» открылся городской

дом молодежи. В нем два прекрасно оснащенных зала, информационный центр, специальные помещения для работы общественных организаций. Открытие этого дома — только часть общегородской программы по созданию молодежной инфраструктуры. Дома молодежи будут открыты в каждом районе Санкт-Петербурга. В Адмиралтейском и Колпинском районах они уже работают.

Создан координационный совет по воспитательной работе со студентами при Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга. При организационном участии и поддержке координационного совета проводятся внутривузов-ские и общегородские программы, мероприятия и праздники, такие как межвузовский чемпионат КВН Санкт-Петербурга, фестиваль студенческого творчества вузов Санкт-Петербурга «АРТ-СТУДиЯ!», межвузовский чемпионат по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла», торжественная церемония чествования лучших выпускников вузов Санкт-Петербурга, день молодежи, день санкт-петербургского первокурсника, Международный день студента и другие. Это предполагает не только участие наших студентов в этих мероприятиях, но и их организацию, которую совет поручает, в том числе и нашему университету. Так, мы успешно справились с организацией и проведением Первого Санкт-Петербургского Пушкинского студенческого конкурса искусств «Вначале было Слово», посвященного 195-летию основания Царскосельского лицея, праздничного концерта студентов РГПУ им. А. И. Герцена «Песню дружбы запевает молодежь», посвященного году Китая в России, городского этапа Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов молодежи «Свой мир мы строим сами», объявленного Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Впервые нами был проведен городской конкурс кураторов студенческих сообществ (в том числе академических групп), который станет традиционным. Эта работа была осуществлена силами факультетов философии человека, музыки, социальных наук, юриди-

ческого, научно-практического центра развития воспитательной деятельности. В ноябре начнет работу Второй международный фестиваль студенческих театров «Новый взгляд—2007», организуемый центром творческого развития и досуга студентов. Факультет технологии и предпринимательства включился в конкурс молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла».

Иными словами, открываются новые возможности для творческой самореализации студентов не только в пространстве университета, но и города, и их, конечно, нужно активно использовать. Вместе с тем мы как педагогический вуз, обладающий высоким научно-методическим, кадровым потенциалом для развития воспитательной деятельности со студентами, не можем быть в стороне от деятельностного влияния на это направление работы с молодежью в нашем городе.

Четвертая причина. Это повышение авторитета Герценовского университета среди других вузов России, с которыми мы сотрудничаем в рамках научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования. Научно-практический центр развития воспитательной деятельности университета наладил постоянное взаимодействие с более чем 30 вузами из всех федеральных округов Российской Федерации. Знаменательно, что среди них увеличивается количество классических университетов, технических вузов. Это во многом было достигнуто за счет высокого качества проведения семинаров и программы повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности со студентами для специалистов этих вузов, студентов — участников межрегионального конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», молодежных форумов, которые мы уже дважды провели по итогам этого конкурса. Нами подготовлено и передано в вузы около 50 пособий для научно-методического сопровождения воспитательной деятельности, адресованные как специалистам в этой области, так и студентам. Авторский коллектив

этих пособий — около 70 сотрудников Гер-ценовского университета. Это проректоры, заместители деканов по воспитательной работе, заведующие кафедрами, руководители структурных подразделений, профком, преподаватели — авторы проектов, которые реализуются на факультетах. Наш опыт не только интересен другим вузам, но и востребован ими, внедряется в практику их работы со студентами. Особенно такими вузами, как Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Уральский государственный педагогический университет, Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина, недавно созданный Южный федеральный университет, Хабаровский государственный педагогический университет, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Братский государственный университет, Архангельский государственный технический институт и др. Опыт сотрудничества с вузами России был успешно представлен на Всероссийском совещании «Актуальные задачи воспитательной деятельности в вузах», проведенном Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по образованию в сентябре 2007 г.

Однако такое сотрудничество тоже неминуемо требует своего дальнейшего развития. У вузов-партнеров возникла потребность включиться в инновационную деятельность по внеучебной работе со студентами. Разработан проект «Инновации в воспитании». Он предполагает создание сети экспериментальных площадок из заинтересованных в сотрудничестве вузов, готовых совместно решать проблемы развития воспитательной деятельности в условиях Болонского процесса на общих концептуальных основах. Нам предстоит не только подготовить и провести межвузовские семинары по организации экспериментальной работы в вузе по названной проблеме, организовать общественно-профессиональную экспертизу программ и отчетов экспериментальной работы по проблемам воспитания студентов, но и представить свои инновационные программы и про-

екты. Это также потребует объединения общих усилий всех структурных подразделений университета, занимающихся воспитательной работой со студентами, прежде всего во внеучебное время.

Внутренние причины. Выделю две основные.

Первая. Это сами студенты. Все, что делается в университете, прежде всего, для них. Чтобы каждый из них смог состояться в жизни, стать конкурентоспособным специалистом, гражданином, порядочным человеком. Какие они сегодня? Какие явления имеют место в студенческой и молодежной среде? Какие проблемы волнуют студентов?

У нас нет полномасштабных социологических данных о портрете студента-герце-новца. Но мы можем сказать, что имеют место определенные явления в студенческой среде университета. Они неоднозначные, порой противоречивые. Но мы не можем не учитывать их при дальнейшем совершенствовании нашей работы.

Скажем, в последние годы наблюдается повышение активности студентов. У первокурсников поначалу она значительно выше, чем у остальных. «Я хочу не только осваивать учебные программы вуза, но и активно участвовать в студенческой жизни», — пишут в анкетах многие из них. К старшим курсам эта активность в самом университете существенно падает или перемещается в другие социальные пространства. Стоит задуматься, почему? Только ли потому что значительная часть студентов начинает активно подрабатывать и в силу этого пропускает даже учебные занятия? Или причина в другом? В том, что в университете, в частности на факультетах, не создано достаточное пространство для всевозможной деятельности, отвечающей многосторонним интересам и потребностям разных групп студентов. В том, что не всегда есть возможность поддержать предлагаемые студентами дела. Сегодняшние студенты — это студенты, которые снова начинают приходить в вуз с определенным опытом общественной активности. Он разный. Они получили его в школах, где нередко утрачена практика профессио-

нально качественной воспитательной работы, в детских общественных объединениях, которые тоже неоднородны по целям, содержанию, формам деятельности. Вполне естественно, что студенты опираются на этот опыт, не всегда положительный. Кроме того, социально активные студенты начинают вступать в различные молодежные организации и объединения. У них появляется стремление развернуть деятельность этих сообществ на территории университета без каких бы то ни было согласований с кем бы то ни было. С другой стороны, у нас нет четко определенных и прописанных правил и процедур такого согласования. И мы порой не знаем, как поступить, если они к нам все-таки обращаются.

Несколько слов о политической активности студентов. Как известно, современная молодежь вообще и студенческая в частности в целом довольно аполитична, что неизменно подтверждают любые выборы — молодые избиратели участвуют в них гораздо реже, чем представители старших поколений. Об аполитичности молодежи с таким же постоянством свидетельствуют и опросы. Между тем на многих факультетах РГПУ им. А. И. Герцена большинство студентов считают нужным, чтобы люди, не достигшие 25 лет, занимались политикой. Мотивация студентов весьма различна: одни считают, что это позволит молодому поколению отстаивать свои интересы, будет содействовать личностному росту, взрослению молодых, их самореализации, приобщать к жизни страны, знакомить с ее проблемами и, наконец, — оберегать молодежь от деградации и разложения, давать ей конструктивные цели и идеалы, отвлекать от пьянства и наркотиков (4% опрошенных). Среди студентов факультета социальных наук — более 50 человек являются членами политических партий, более 20 студентов-политологов участвуют в еженедельном телевизионном ток-шоу «Политпросвет» на телеканале 100-ТВ.

Безусловно, молодые люди часто просто ищут другие сферы приложения энергии, особенно если общественно-политическая активность не приносит очевидных выгод

материального или карьерного толка и/или не позволяет реализоваться творчески, неинтересна. При этом политическая активность становится более «системной»: молодежь все чаще демонстрирует готовность к участию в партийных структурах, рассматривая партийную и общественную стезю как один из вариантов реализации быстрой стратегии карьерного роста.

Конечно, политическая деятельность запрещена в образовательных учреждениях, но при этом не снимается задача развития политической культуры, политической компетентности студентов, которая выражается, прежде всего, в сознательном участии в выборах, в способности принять решение, участвовать или нет в работе конкретной политической партии. Сегодня очевидно, что политический клуб необходим не только для студентов факультета социальных наук, но участвовать в его работе должны иметь возможность и студенты других факультетов.

Есть определенная группа коммерчески ориентированных, вместе с тем со склонностями к авантюрам студентов, которые начинают реализовывать себя в бизнесе, нередко сомнительном, используя бренд университета. Например, один из студентов решил провести конкурс «Мисс РГПУ—2007», суть которого сводилась к тому, что наши студентки — его участницы должны будут продемонстрировать себя на подиуме. Он объединился со студентами других вузов, они договорились с ночным клубом, модельными агентствами, развесили объявления по университету, предполагалась продажа билетов на этот конкурс и т. д. Конечно, мы не можем запретить такого рода конкурсы, акции, проекты, но они не могут быть в таком формате реализованы от имени университета. Есть вещи, которые с самого начала надо студентам объяснять. В частности, что есть культура поведения не только бытовая, но и культура поведения как члена определенной корпорации, что нельзя без каких-то согласований, выработки общих позиций выступать от имени университета и устраивать какие-то акции, в особенности которые могут иметь негативные последст-

вия как для ее участников, так и для нашего вуза. Именно поэтому уже четвертый год организуется конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании». Мы считаем его ключевым, системообразующим в стимулировании инициативы студентов. Он организован так, что позволяет предупредить издержки, риски от непродуманной инициативы студентов. Этому способствует разработка проекта и плана его реализации и предварительная публичная защита — экспертиза, которую осуществляют студенты вместе с сотрудниками научно-практического центра развития воспитательной деятельности, преподавателями и аспирантами. Целесообразно сделать правилом, чтобы все проекты инициативных студентов проходили такую экспертизу. И конечно, преподавателям необходимо оказывать студентам профессиональную поддержку при разработке и реализации проектов. Опыт показывает, где это есть, там и качество проектов на уровне, и более высокая удовлетворенность студентов от сделанного, и выше их последующая активность.

Воспитание студенческой молодежи в вузах сегодня осложняется еще и тем, что студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. И, к сожалению, при возможности такого выбора значительная часть студентов не проявляет социальной активности, не включена в созидательную деятельность по решению общественно значимых проблем университета, города, страны.

Вторая причина. Это значительная активизация воспитательной деятельности в Гер-ценовском университете, в том числе его филиалах, что создало предпосылки для ее дальнейшего развития.

За период реализации программы в университете стали использоваться эффективные формы включения студентов во вне-учебную работу. Об этом свидетельствует, кроме вышеизложенного, то, что расширился спектр студенческих отрядов. Активно

действуют такие отряды, как педагогический, правопорядка, спасателей, проводников. Организована работа общеуниверситетского студенческого научного общества, проводятся студенческие научно-исследовательские конкурсы и конференции. Студенты участвуют в различных всероссийских конкурсах гражданской направленности. В прошлом году впервые студенты факультетов социальных наук и юридического стали участниками конкурса «Голосуй за будущее». На высоком организационном уровне проводится спартакиада по 19 видам спорта. Традиционными стали художественно-творческие конкурсы, организуемые центром творческого развития и досуга студентов. Впервые центром проведен международный фестиваль студенческих театральных коллективов «Новый взгляд». Большой популярностью у студентов пользуется КВН, в котором принимают участие команды почти всех факультетов. Активизировалась деятельность на многих факультетах: дни первокурсника, дни карьеры, рождественские встречи, поздравление ветеранов, волонтерские акции в детских домах, проведение научных конференций, организация выездных сборов студентов для выявления лидеров, сплочения первокурсников, участие в международных конкурсах — вот неполный перечень того, чем богата факультетская студенческая жизнь. Получило дальнейшее развитие студенческое самоуправление: проведен конкурс в состав студенческого совета при Ученом совете РГПУ им. А. И. Герцена, сформирован совет председателей студенческих советов факультетов, активизирована работа по созданию многовариантной системы самоуправления на факультетах. Усилена работа по включению преподавателей в воспитательную деятельность. Проведено собеседование с «командами» факультетов (деканами, заместителями деканов по воспитательной работе, наиболее активными преподавателями) о состоянии и перспективах внеучебной работы со студентами. Стали традиционными конкурсы проектов, методических разработок воспитательной деятельности среди преподавателей. В 2007 г.

два преподавателя РГПУ им. А. И. Герцена (А. А. Колчина — психолого-педагогический факультет и Н. М. Лебедева — факультет музыки) были в числе трех победителей городского конкурса кураторов студенческих сообществ (в том числе академических групп). Этот перечень можно продолжить. Вместе с тем сложившаяся практика этой деятельности не всегда в полной мере отвечает ожиданиям самих студентов, задачам, которые ставит перед нами жизнь.

Перечисленные причины являются объективным источником необходимости диверсификации воспитательной деятельности университета.

Возникает правомерный вопрос: каковы основные подходы к ее осуществлению, возможные направления и пути, проблемы, требующие решения.

В процессе диверсификации воспитательной деятельности важно соблюдать общие ценностно-смысловые и целевые установки. В частности, исходить из того, что это деятельность, которая пронизывает все стороны жизни университета. Студент — не столько объект воспитания, а активный участник, субъект этого процесса. Следует руководствоваться государственной стратегией молодежной политики в Российской Федерации, концепцией развития воспитательной деятельности Герценовского университета, «Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.», другими нормативными документами, регламентирующими эту деятельность в вузе. При осуществлении диверсификации воспитательной деятельности важно избежать формализма, увлечения монологическими словесными методами воспитания, проведением разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами студентов, решением значимых для их личностного и профессионального становления проблем.

Следует признать, что действующие общеуниверситетские структуры дают возможность удовлетворять разнообразные научные, творческие, спортивные, общественные, социальные потребности студентов.

Главным образом это осуществляется через общеуниверситетские дела и проекты. Однако принять участие в них имеют возможность все-таки ограниченное количество студентов. Кроме того, многие интересы в силу широты их спектра остаются неудовлетворенными. Поэтому необходимо активизировать деятельность факультетов. Скажем, не только выставлять факультетскую команду на спартакиаду, но и проводить внутренние соревнования, не только участвовать в вузовском этапе конкурса поэтов, но проводить свой и т. д. В свою очередь общеуниверситетские структуры, решая задачу диверсификации воспитательной деятельности, могли бы больше внимания уделять помощи факультетам, прежде всего организационной, информационной, методической, если возможно кадровой, в работе со студентами по соответствующему направлению. Безусловно, каждому подразделению предстоит найти пути и средства совершенствования и развития сложившейся практики проведения общеуниверситетских проектов и дел, организации межфакультетского взаимодействия. Студенты сегодня к этому очень стремятся. Для них интересно соревноваться, демонстрировать свои способности и достижения. В связи с этим требуют совершенствования межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами, скоординированность деятельности разных структурных подразделений университета на ценностно-смысловом, организационном и содержательном уровнях в вопросах, относящихся к воспитательной деятельности со студентами.

Еще одна проблема, которую нужно решить на общеуниверситетском уровне, это проблема информирования. Информирование становится ключевым инструментом обеспечения участия студентов в общественной жизни, вовлечения молодых людей в созидательную социальную практику, в конечном счете, именно оно определяет степень их участия во всех проектах. Первостепенное значение имеет необходимость формирования инфраструктуры, которая позволит студентам стать полноценными участни-

ками процесса создания, передачи и использования информации, а также повысит их информационную культуру. Представляется целесообразным развивать информационные проекты в области молодежного телевидения, Интернета, радио, печатных СМИ, активно использовать мобильные технологии. Необходимо также учитывать, что Интернет будет являться не только видом информационного ресурса, но также и каналом донесения информации, созданной в других форматах (телевидение, радио, Интернет-версия журнала).

Как уже было сказано, главное пространство диверсификации — факультет, кафедры. Почему? Потому что это ближайшее образовательное пространство, где студенты находятся ежедневно, ежечасно. Дойти до каждого из них без включения в воспитательную деятельность всех преподавателей в тех или иных формах, отвечающих их возможностям, профессиональным интересам, невозможно. Эффекты воспитательного влияния возникают в ценностном глубинном общении преподавателей и студентов, в их совместной деятельности и переживаниях, которые они испытывают, в разнообразных возникающих при этом отношениях, событиях, происходящих в университетской среде.

Можно выделить несколько узловых положений, вокруг которых может осуществляться диверсификация воспитательной деятельности на факультете.

Первое. Главным источником воспитания человека является сама жизнь, среда, в которой он находится. В связи с этим первостепенная задача — забота об укладе жизни факультета, о его духе, психологическом микроклимате, традициях. Думаю, что каждый из нас, приходя на конкретный факультет, несомненно, чувствует его особенности. И многие факультеты за последние годы продвинулись в этом отношении. Тем не менее, не впадая в частные подробности, не могу не напомнить о том, что на прошлом Ученом совете, когда обсуждался вопрос о воспитательной деятельности в университете, мы много говорили о негативных явлени-

ях в университетской среде и отмечали, что налицо нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета, что без некоторых ограничений, предъявления требований сложившуюся ситуацию не изменить. К сожалению, проблема выполнения студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета остается и должна стать предметом особого внимания советов факультетов. Ибо добиться выполнения этих правил можно только в конкретной среде студентов и преподавателей, а не в вузе вообще.

Нельзя не сказать еще об одном аспекте, связанном с внешней средой факультетов. Сегодня большая работа проводится по ремонту учебных корпусов, их современному оснащению. Встает проблема сохранности всего этого, заботы об уюте, чистоте, благоустройстве своей территории. Нельзя предложить однозначное решение обозначенной проблемы. Конечно, решить ее простым распоряжением, запретом невозможно. Но совершенно очевидно, что к этому в активной позиции должны быть подключены сами студенты, студенческое самоуправление.

Второе. Это учебная деятельность. В сознании многих преподавателей основным пространством воспитания является учебная аудитория. Новые возможности в усилении воспитательного потенциала учебного процесса открывает реализуемая в университете инновационная образовательная программа «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы». Разработка и внедрение в учебный процесс модулей по программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере», информатизация учебного процесса, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и другие мероприятия, несомненно, влияют не только на академические успехи студентов, но и их воспитание. Однако при всей важности использования преподавателями воспитательного потенциала учебного процесса, следует понимать, что возможности учебной деятельности для воспитания ограничены. Прежде всего, потому, что

нравственные ценности, к которым мы стремимся приобщать студентов, требуют воплощения в жизни — не только на словах, но и в деятельности, и поступках.

Третье. Это научные сообщества студентов и преподавателей. Ведь научная школа — одно из важнейших сообществ, в котором студент приобщается к ценностям научного познания, поиска, открытий. И здесь особое внимание следует уделить включению студентов в реализацию инновационной образовательной программы. Сегодня включать студентов в научные коллективы, занимающиеся выполнением исследовательских проектов, и даже оплачивать эту работу является требованием, которое предъявляется к инновационному вузу. Дирекция программы объявила конкурс «Мой инновационный проект — университету, городу, стране» среди всех категорий обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена по итогам 1-го и 2-го года ее реализации. Это прекрасная возможность для творческой самореализации студентов и важно, чтобы все кафедры откликнулись на нее.

Четвертое. Это создание не только научных, но и других сообществ по интересам (общественных, производственных, клубных, профсоюзных и др.) как основы воспитательной деятельности в университете. К сожалению, сеть разнообразных студенческих объединений — сообществ студентов и преподавателей пока развивается недостаточно активно. Такая задача ставится в программе развития университета. Студенты хотят участвовать в работе сообществ. Особенно в творческих, спортивных, досуговых. Но они и за сообщество своей академической группы. Не могу не привести отзывы студентов: «Студенческое сообщество — было, есть и должно существовать! Это даже не подлежит обсуждению. Доводами к такому утверждению могут служить фактические изменения в нашей группе: она стала более сплоченной, студенты познакомились и узнали креативные способности своих сокурсников и сокурсниц. Для формирования здоровой обстановки в коллективе всегда необходимы совместные мероприятия. В творче-

ской деятельности факультета, которой, к слову, не сильно обиловал этот семестр, не все студенты проявили свои лучшие способности, а у нас был шанс каждому студенту "себя показать и на других посмотреть"». «Я научилась многому, — пишет другая студентка, — узнала много того, чего раньше не знала, а главное то, что я видела это все, своими глазами, даже могу сказать "глазами ребенка", который впервые увидел светящиеся шарики. Могу признаться, что за всю мою школьную жизнь я не видела ничего подобного. За все это время, что мы провели вместе с группой, я все больше и больше набиралась опыта, новых идей, нужных информации, а также это помогло мне открыть новый мир, новый взгляд — взгляд на мир с реальными глазами. И хочу отметить, что я как будущий педагог расширила свои педагогические возможности». Это говорит о том, что не только необходимо, но и возможно активизировать работу студенческих академических групп.

Пятое. Это развитие студенческого самоуправления на факультетах. Пока эта задача выполняется очень по-разному. Где-то сделаны попытки создать студсоветы из представителей студенческих групп, где-то работа осуществляется только через старост. Чаще всего — это меняющиеся группы активных студентов при заместителе декана по воспитательной работе. Сложной иерархической системы самоуправления в формах, рекомендуемых Министерством образования и науки, у нас нет. И по всей вероятности, и не надо. Мы за многовариантность студенческого самоуправления. Но оно должно быть, и как можно больше студентов должны иметь возможность в этом участвовать. Старосты, советы проектов, советы творческих дел, Совет СНО, редколлегии факультетских газет, профком на факультете, организаторы спортивной и досуговой деятельности и т. д. Необходимо, чтобы студенты приобретали опыт организаторской, лидерской деятельности. «Организатором, лидером может быть каждый!» Конечно, студентов следует этому учить, нужно помогать, всячески поддерживать. Серьезной проблемой является то, что

нередко у студенческого самоуправления нет механизмов влияния на студентов даже своего факультета. Есть активная группа студентов, которой интересно заниматься той или иной деятельностью, и она ею и занимается фактически в своем замкнутом сообществе. На некоторых факультетах органы студенческого самоуправления созданы, но не проявляют должной активности.

Для решения рассматриваемой проблемы в программе развития университета предлагается осуществлять поиск и внедрение современных форм студенческого самоуправления. Механизмом для этого могут служить проведение таких конкурсов, как конкурс проектов «Развитие моделей и форм студенческого самоуправления», смотра-конкурса «Самоуправление студентов на факультетах» и т. д.

Шестое. Это кураторство. Кураторов вводят все вузы. Этот параметр рассматривается при аттестации и аккредитации университета. У нас на большинстве факультетов есть кураторы на первом курсе. Это не означает, что они не нужны другим студентам. Мы уже не раз говорили, что целесообразно вводить многовариантный институт кураторства. Это может быть не только куратор академической группы, но и студенческого сообщества по интересам, группы, реализующей определенный проект, и т. д. Необходимо также понять и найти адекватные современным условиям смыслы, возможное содержание и формы кураторской работы преподавателя, старшекурсников. Полезно организовать их обучение, методическое обеспечение их деятельности. Необходимо продумать источники финансирования этой работы. Может быть, включить это в нагрузку, как это сделано во многих вузах. Пока у нас все-таки не найдены реальные действенные механизмы, позволяющие морально и материально стимулировать, поощрять активность преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами, в том числе кураторов.

Седьмое. Определение особого вклада (миссии) каждого факультета в решении задач, связанных с воспитанием студентов, в

масштабах университета в контексте программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Дело в том, что мы уже говорили о том, что студенты разные, проблемы, которые требуют решения в студенческой среде, многообразны, и чтобы способствовать их решению, необходимы специалисты — профессионалы. А они сосредоточены на конкретных профильных факультетах. Но их влияние на студентов, внеучебная деятельность, удовлетворяющая студенческие интересы и потребности, не могут быть ограничены только пространством своего факультета.

Разве можно решить без специалистов, работающих на факультетах, такие проблемы в студенческой среде, о которых говорят данные социологических исследований? Приведу некоторые из них.

Среди молодежи «считается нормальным»: перепродажа (25%), брак по расчету (30%), взятка (20%), взять силой или что плохо лежит (10%). Фактически в среде молодежи идет подмена реального трудового поведения неразборчивой деятельностью по добыванию средств.

Более 70% российской молодежи рассматривает в качестве основного жизненного приоритета успех, однако данный потенциал практически не используется для развития инновационной составляющей российской экономики.

Более 70% молодых людей в возрасте от 14 до 21 года не проявляли в своей жизни социально значимых общественных инициатив и не выполняли значимых общественных поручений на уровни местного сообщества.

Начиная с 90-х гг. прошлого века, число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Сегодня, согласно официальной статистике, каждый третий ребенок в России рожден вне брака.

35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В прошлом учебном году в ходе проведенного собеседования с «командами» факультетов (деканами, заместителями деканов по воспитательной работе, наиболее активными преподавателями) о состоянии и перспективах внеучебной работы со студентами с большинством факультетов были определены ведущие для них проекты с учетом специфики конкретного факультета и возможностей преподавателей. Обязательным условием их разработки и реализации является широкое привлечение самих студентов. Это такие проекты, как «Молодая семья» (институт детства), «Студенты в свободном предпринимательстве» (факультет экономики), «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования» (факультет управления), «Научно-образовательный туризм в РГПУ им. А. И. Герцена» (факультет географии), «Студенческая правовая служба» (юридический факультет), «Организации рок-фестивалей и концертов на социальную тематику» (факультет социальных наук), «Конкурс поэтов, чтецов, бардов» (факультет философии человека), Студенческая служба переводчиков (факультет иностранных языков), Студенческий центр волонтерской деятельности (факультет безопасности жизнедеятельности), «Экологическая экспертиза» (факультет биологии и институт естествознания), «Межкультурная коммуникация в условиях вуза» (психолого-педагогический факультет) и др. Среди них были продолжающиеся уже не один год и новые проекты, которые уже сегодня реализуются. Есть и такие, которые еще остаются на стадии замысла. Однако проблема состоит в том, что теперь от замысла надо переходить к разработке и реа-

лизации этих проектов и других проектов, на что настроены пока, к сожалению, не все факультеты. Потому целесообразно во втором семестре провести круглые столы с деканами и заместителями деканов по воспитательной работе со студентами о ее состоянии и перспективах на факультете по итогам реализации рекомендаций на собеседовании, проведенном в 2006/2007 учебном году.

В связи с задачами по диверсификации воспитательной деятельности, стоящими перед факультетами, нельзя не сказать о сложностях, которые возникают при этом. Конечно, возможности преподавателей кафедр заниматься воспитательной деятельностью разные в силу того, что и кафедры разные. Вследствие этого некоторые из них самоустраняются от этой работы. Мы не педагоги, — говорят они. Но как же тогда непедагогические вузы, даже не классические, а технические университеты? Там такая работа ведется не только очень активно, но и многие из них являются ведущими в этом направлении, их опыт обобщается и на основании этого Министерство образования и науки разрабатывает рекомендации по воспитательной работе для всех вузов страны. Нужно познакомиться с этим опытом и целесообразное в нем попробовать использовать в своей работе.

В заключение хочу подчеркнуть, что воспитательная деятельность должна быть не реактивной на возникающие сложности, а активной, не фрагментарной, а выстроенной в систему. Верю, что у нас есть потенциал решить все имеющиеся проблемы и поставленные задачи. Ведь мы работаем в Герценов-ском университете, мы — герценовцы, а это значит, что не имеем права поступить иначе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.