Г. А. Бордовский, Р. У. Богданова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Авторы рассматривают проблему реализации воспитательной функции образования в высшей школе. Они обосновывают необходимость обновления подходов к воспитанию студента, рассматривают возможные концептуальные идеи построения воспитательного процесса в высшей школе с точки зрения антропологического подхода. В статье излагается проект концепции программы воспитания студента в Герценовском университете, разработанной в контексте модернизации школьного и педагогического образования.
На современном этапе социально-экономического развития страны воспитанию стала отводиться приоритетная роль в образовании. Концепция модернизации образования в Российской Федерации нацеливает на воспитание молодежи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира, при расширении участия общества в решении задач образования, в том числе воспитания подрастающего поколения. В документах Правительства РФ поставлена также задача противодействия негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснения асоциального поведения, задача борьбы с беспризорностью. Эффективное решение этих задач обусловливает необходимость модернизации воспитания как неотъемлемой составляющей образования.
Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед высшими учебными заведениями страны, является усиление воспитательной деятельности. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Как решить эту задачу на практике? Можно ли это сделать на основе реанимации,
механического возрождения опыта воспитания в советский период или сегодня необходимо принципиальное обновление концептуальных подходов к воспитанию студента в вузе?
На наш взгляд, на современном этапе неправомерно, да и невозможно строить воспитательный процесс в вузе по старинке. Это обусловлено разными причинами. Перечислим их:
> Необходимость учета современных тенденций развития мирового сообщества — таких, как расширение информационной среды, глубокие изменения в мире труда, смена человеком в течение жизни нескольких специальностей и т. д.
> Изменение социокультурной ситуации в стране, которая предъявляет сегодня новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
> Изменение самих молодых людей и взрослых, с которыми они живут в одном Мире и которые их воспитывают. С одной стороны, студенты стали свобод-
нее, раскованнее, стали понимать, что их благополучие зависит от них самих. С другой стороны, у них появились новые ценности, стали развиваться эгоцентрические позиции и настроения, которые проявляются в заботе только о собственном благополучии, в безразличии к судьбе даже родных людей. Стали прогрессировать негативные тенденции в молодежной среде (преступность, наркомания, проституция, бродяжничество).
> Проблемы, существующие в самой системе высшего образования. В последнее десятилетие приоритет в ней был отдан организации учебного процесса, а воспитательная функция заметно угасла, стала занимать далеко не главные позиции, особенно за пределами учебного процесса — в свободное от учебы время. Это привело к утрате опыта общественной жизни молодыми людьми, к утрате опыта воспитательной деятельности профессорско-преподавательским составом. Накопился также целый ряд других проблем: исчезает молодежная (студенческая) социально-позитивная инициативность; содержание и организация воспитания не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, вузовские формы обучения и социализации не достаточны для решения задач развития профессиональной компетентности будущего специалиста; во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность и т. д.
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов профессорско-преподавательский состав вузов испытывает существенные трудности в организации воспитательной работы с молодыми людьми, привычные схемы воспитания в современных условиях не работают. Вследствие этого вуз во многом отчужден от проблем студента, оставляя его один на один с «вызовами» нового времени.
Далее. На каких основаниях — методологических, теоретических и практических — следует строить стратегию усиления воспитательной функции образования в вузе? На абсолютно новых на-
чалах? Ориентируясь ли только на мировой опыт социализации подрастающего поколения (например, морального образования)? Учитывать ли то, что наработано в отечественной науке и практике воспитания?
Логика развития педагогического знания, достаточно обоснованные и экспериментально доказанные результаты педагогических исследований позволяют сформулировать возможные концептуальные идеи построения воспитательной деятельности в вузе.
С нашей точки зрения, в качестве продуктивной методологической основы воспитания студента в вузе может выступить антропологический подход. Этот подход выбран потому, что антропология как наука занимается проблемой человека — его природы, сущности, смысла его жизни и предназначения, развития интересов, прав и свобод. Антропологический подход дает возможность опираться при разработке концепции на идеи целого ряда подходов: системного, синергетического, личностного, деятельностного, культурологического, аксиологического, герменевтического — как совокупность взаимодополняющих компонентов, которая позволяет рассматривать человека в его всесторонних связях с миром и в многообразии проявлений в разных сферах жизнедеятельности.
Этот подход ориентирует педагога-преподавателя вуза на воспитание не абстрактного, а конкретного студента в конкретных человеческих сообществах в каждодневных (повседневных) формах существования, в том числе в образовании. Он позволяет включить в педагогическое поле воспитателя такие антропологические феномены, как жизненные смыслы, ценности, мотивы, переживания, духовное планирование, нравственное пробуждение, кризис, вера, созидание и др. Антропологический подход дает возможность использовать гуманитарные методы изучения результативности воспитательного процесса, наиболее соответствующие сложной природе человеческой индивидуальности.
Считаем недопустимым строить обновление воспитательной деятельности в вузе с нуля. Конечно, нельзя слепо копировать, механически переносить зарубежный опыт работы с подрастающим поколением. Сегодня решить современные задачи воспитания человека невозможно без опоры на имеющийся в отечественной и в зарубежной науке фундамент педагогического знания — знания о развитии индивидуальности человека, о его внутреннем мире, о его социализации.
На наш взгляд, несмотря на изменения социокультурной обстановки, приоритетных ценностей человека современное воспитание следует строить с опорой на достижения коллективного воспитания в вузе в советский период и на зарубежный опыт воспитания, основанный на сотрудничестве, партнерстве. Вместе с тем, конечно, необходимо учитывать негативные тенденции в системе советского коллективного воспитания (нередко формальное усвоение моральных ценностей, конформизм, нивелирование личности, безответственность за ширмой коллективной ответственности и многое другое).
Еще один вопрос, без ответа на который невозможно обновление процесса воспитания студента в вузе: какие концептуальные идеи должны лежать в основе построения стратегии этого воспитания?
На наш взгляд, при построении стратегии обновления воспитания студентов в вузе следует исходить из того, что имеющийся багаж научного педагогического знания используется в новых условиях. Сегодня имеющееся научное знание о воспитании требует переосмысления с позиций нынешних жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных студентов. В связи с этим возникает необходимость выделить (расставить) новые акценты в воспитании.
Новых акцентов требует выделение и смысловое наполнение основных (инвариантных) ценностных регулятивов вос-
питательной деятельности. В центре воспитательного процесса — студент, молодой человек, его жизнь в определенный возрастной период, в конкретной стране, деятельность и общение на определенной ценностно-смысловой основе.
Сегодня акцент надлежит поставить на усилении реализации принципа воз-растосообразности воспитания студентов.
Новые акценты необходимо поставить и в целостном воспитательном процессе. Это должно выразиться прежде всего в обновлении содержания воспитания и его технологий, позиции студента и преподавателя в этом процессе.
Изменение содержания воспитания может осуществляться за счет включения в него такого важного источника образования, как жизнедеятельность самих студентов и преподавателей в определенном воспитательном пространстве и окружающая социокультурная жизнь общества. Потребуется переход с традиционного «мероприятийного» подхода в воспитании, который преобладает сегодня, на проблемный. Это созвучно принятому в стратегии модернизации образования компетентностному подходу. Содержание программы воспитания предлагаем строить не по отдельным его направлениям (нравственное, трудовое, художественное, экологическое, физическое и т. д.), не по заданным извне, спускаемым «сверху» программам, акциям и проектам, не с помощью набора разрозненных мероприятий. Содержание воспитания должно определяться личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни, в решение которых включаются студенты в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Содержание деятельности в конкретном сообществе будут выбирать сами студенты и их преподаватели.
Если говорить о формах и методических средствах воспитания, то сегодня приоритетными должны стать те из них, которые позволяют обогащать созидательный опыт студенческой молодежи по решению значимых для нее личных и общественных проблем, а также те, кото-
рые позволяют увидеть, осмыслить проблему, подталкивают к ее решению, заставляют молодых людей ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать ее, выражать свое отношение к произошедшему — самосовершенствоваться. При этом важно дать возможность каждому студенту занимать субъектную позицию на всех этапах решения проблемы (от осмысления проблемы и желания ее решить к совместному практическому решению ее, к оценке процесса решения и последействия).
Сегодня существенно и принципиально меняется педагогическая позиция преподавателя как профессионального воспитателя. Он становится куратором (помощником) студенческого сообщества. Но куратором, который не диктует свою волю и способ решения проблемы, образцы поведения и т. д. Это профес-
сиональный педагог, который способен содействовать студенту в освоении им опыта созидания, т. е. активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность по созидательному решению личных и общественных проблем, давать ему право выбора и право на ошибку.
Концептуальные идеи воспитания студента в вузе на современном этапе могут быть реализованы только при определенных условиях. Главными из них являются, на наш взгляд, подготовка пе-дагога-специалиста в области воспитания в высшей школе, научно-методическое обеспечение и сопровождение воспитательной деятельности преподавателя вуза.
Исходя из изложенных посылок, в РГПУ им. А. И. Герцена была разработана концепция по построению воспитательной деятельности в Герценовском университете. Приведем ее основные положения.
Проект
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Введение
Источники разработки концепции
Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с Конвенцией оОн о правах человека, с Национальной доктриной образования, с целевыми государственными программами по воспитанию, работе с молодежью и студенчеством, с Федеральной программой развития образования, с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и с материалами по ее реализации, с Программой модернизации педагогического образования МО РФ, с документами МО РФ по развитию воспитания и дополнительного образования, с Уставом РГПУ им. А. И. Герцена, с программой развития Герценовского университета.
На содержание концепции также оказали влияние:
> знакомство с современной философией образования, с концепциями гуманистической психологии и педагогики, с актуальными психолого-педагогическими и социологическими исследованиями и их осмысление;
> теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования;
> традиции, практика и перспективы развития системы высшего профессионального образования в России и Санкт-Петербурге;
> анализ социально-экономической и социально-педагогической ситуации в Санкт-Петербурге;
> реальный процесс функционирования и развития образовательной системы РГПУ им. А. И. Герцена, проявляющиеся в нем противоречия; анализ запросов студентов и преподавателей Герценовского университета;
> анализ имеющихся ресурсов — социокультурных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых — для осуществления преобразований.
Основные разделы концепции
В концепции воспитательной деятельности в Герценовском университете раскрыты:
1. Ценностные ориентиры воспитания студента в Герценовском университете.
2. Воспитательная миссия Герценовского университета.
3. Приоритетные задачи воспитания студента в Герценовском университете.
4. Основные идеи реализации воспитательной функции в Герценовском университете.
5. Содержание и организация воспитательного процесса в Герценовском университете.
6. Ресурсное обеспечение реализации воспитательной функции в Герценов-ском университете.
7. Внешняя политика Герценовского университета при реализации воспитательной функции образования.
8. Управление реализацией воспитательной функции образования в Герценов-ском университете.
9. Условия, необходимые для реализации концепции воспитательной деятельности в Герценовском университете.
Основная часть
1. Ценностные ориентиры воспитания студента в Герценовском университете.
В качестве приоритетных ценностных ориентиров в воспитательной деятельности Герценовского университета выступают
> Студент как Человек — в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее — иными словами, его Судьба.
> Честь и Достоинство — как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
> Личное и Общественное благо — как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни Студента личностного и коллективистского начал.
> Созидание — как основа достойной человека жизни; созидание Мира, Природы, Культуры, Другого, Себя самого, базирующееся на освоении отечественной и мировой культуры, на творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
> Свобода и ответственность, Право выбора — как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и создания в Герценовском университете демократического уклада жизни.
> Развитие — как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности студента.
> Профессиональная компетентность и гуманистическая детоцен-тристская ориентация — как главные условия решения профессиональных проблем (задач)1, стоящих перед будущим специалистом в условиях модернизации общества и системы образования в РФ.
2. Воспитательная миссия Герценовского университета — создание условий для развития профессиональной компетентности студентов — их духовнонравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, для приобщения их к здоровому образу жизни, для формирования у них чувства гордости за то, что они являются герценовцами.
3. Приоритетные задачи воспитания студента в Герценовском университете.
> Воспитание студентов как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира.
> Воспитание студентов как профессионально компетентных специалистов, способных решать профессиональные проблемы на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств ее решения.
> Противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения студентов.
4. Основные идеи реализации воспитательной функции Герценовского университета.
• Осуществление воспитания студента в Герценовском университете в контексте целей и задач профессионального образования. Отбор содержания воспитательной деятельности при опоре на основную образовательную программу и возможность получения дополнительной квалификации.
• Реализация воспитательной функции Герценовского университета в единстве учебной и внеучебной деятельности.
• Ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества.
• Развитие сети разнообразных студенческих объединений (сообществ студентов и преподавателей) — научных, общественных, производственных, клубных и профсоюзных. Их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы2.
• Поддержка и развитие научно-технического творчества студентов, повышение авторитета и значимости студенческой науки. Научная школа — как одно из ведущих сообществ, в котором происходит воспитание студента.
• Вариативность, добровольность и право выбора участия в решении значимых для студента личных и общественных проблем как необходимые условия личностного и профессионального становления студента.
• Сохранение исторических и создание новых традиций Герценовского университета и отдельных его факультетов.
• Сбалансированное системное сочетание административного управления и самоуправления студентов; создание органов студенческого самоуправления в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете.
• Усиление роли факультетов университета в воспитании студентов. Создание системы межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции образования, укрепление связей факультетов с общеуниверситетскими структурами, занимающимися воспитательной деятельностью (Центр творческого развития и досуга студентов, Музей истории университета, Фундаментальная библиотека, Лингвистический центр, межвузовский студенческий городок и др.).
• Открытость воспитательной системы университета — усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования.
• Гибкость системы воспитания студента в Герценовском университете, возможность ее саморазвития.
5. Содержание и организация воспитательного процесса в Герценовском университете (см. схему).
Содержание воспитания студента в Герценовском университете:
- обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране;
- строится с учетом специфики обучающихся в нем студентов (студенты, обучающиеся на бюджетной и платной основе, студенты-инвалиды, студенты-сироты, иногородние студенты, студенты-иностранцы и т. д.);
- определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает в контексте (на основе) получаемого им профессионального образования;
Эти проблемы в зависимости от их содержания, сложности, сферы компетенции могут быть решены при ведущей роли профессорско-преподавательского состава, студенческих объединений — сообществ, администрации РГПУ им. А. И. Герцена.
ЛИЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, значимые для студентов
Профессорско-
преподавательский
состав
Студенческие объединения (сообщества)
Администрация РГПУ им. А. И. Герцена
Кафедры
Научные Общест- венные Твор- ческие Клубные Профсо- юзные
Управления и отделы
ОСНОВНАЯ ОПП: УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРАКТИКА ПРОЕКТЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБШЕСТВ АДМИНИСТРАТИВНО- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Профессорско-преподавательский состав играет ведущую роль при решении проблем в учебно-воспитательном процессе при реализации основной образовательной программы. В ходе организации освоения студентами программ учебных дисциплин, различных видов практик необходимо особое внимание уделить нравственным, психолого-педагогическим аспектам профессиональной деятельности, усилению деятельностной основы образовательного процесса. Это возможно прежде всего за счет использования активных технологий обучения студентов, позволяющих поставить их в субъектную позицию. Наиболее благоприятные возможности для этого представляют программы дисциплин национально-регионального компонента, курсы по выбору, факультативы, содержание которых определяется самим Герценовским университетом. Эти программы можно наиболее продуктивно реализовывать в форме различных мастерских, проектной деятельности, социальной практики, лабораторий и т. д.
Особое внимание преподаватели должны уделять самостоятельной работе со студентами, их включению в учебно-исследовательскую деятельность. Эту работу целесообразно строить через создание студенческих научных объединений (сообществ) и включение студентов в научно-исследовательские проекты советов по направлению, кафедр, научных школ.
Студенческие объединения (сообщества) играют ведущую роль при решении проблем, связанных с личностными потребностями и интересами студентов во внеучебное время. Кроме научных, можно выделить следующие группы студенческих объединений (сообществ):
• общественные;
• творческие;
• клубные;
• профсоюзные.
Основой деятельности студенческих объединений (сообществ) является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной, значимой для студентов личной и общественной проблемы (группы проблем) в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы.
Примеры проектов общественных студенческих объединений-сообществ: «Биржа труда» (экономисты); «Живи Ярко!» (пед. отряд); «Адвокатская консультация» (юристы): «Студенческая спартакиада» (спортфак), «Герцен-класс» (управление маркетингом), «Студенческая пресс-служба» и др.
Примеры проектов творческих студенческих объединений-сообществ: театр «Ювента», Школа масс-медиа, «48 ГЕРЦ» — наше радио, «Опера матфака» и др.
Примеры проектов (целевых программ) клубных студенческих объединений-сообществ: патриотический клуб; политологический клуб, литературный клуб, музыкальный клуб, клуб КВНщиков и др.
Примеры проектов профсоюзных студенческих объединений-сообществ: «Студенческая семья», «Уютное жилье», «Туристический отдых», «Здоровье» и др.
Реализация проектов и целевых программ по основной образовательной программе профильной подготовки может быть включена в программу разных видов практик (учебно-исследовательской, производственной и др.).
Реализация проектов и целевых программ может сопровождаться освоением студентом специальных учебных дисциплин, совокупность которых составляет образовательную программу дополнительной квалификации. Для студентов, принимающих систематическое участие в реализации проектов и целевых программ и осваивающих для этого специальные учебные дисциплины, которые позволяют развивать профессиональную компетентность по непрофильной профессиональной подготовке, предусматривается возможность получения дополнительной квалификации при условии суммарного накопления в период обучения в университете необходимого количества часов и выполнения соответствующего учебного плана образовательной программы дополнительной квалификации.
В связи с особенностями будущей профессиональной деятельности выпускников Герценовского университета при введении в вузе системы зачетных единиц целесообразно предусмотреть возможность учета в зачетных единицах общественной активности студентов, которая выражается в их участии в деятельности студенческих объединений-сообществ.
Администрация РГПУ им. А. И. Герцена — управления и отделы — играет ведущую роль при решении проблем, связанных с ресурсным обеспечением воспитательной деятельности в университете, прежде всего с материально-техническим и финансовым. Речь идет об административно-хозяйственной деятельности по созданию инфраструктуры воспитательной работы в университете, о стимулировании работы преподавателей — руководителей студенческих сообществ, об организации вторичной занятости студентов, о содействии в трудоустройстве выпускников, об обеспечении работы университетской службы сопровождения и т. д.
Воспитательная деятельность в университете предполагает создание традиций Герценовского университета и отдельных его факультетов. Особое место при этом следует уделить годовому кругу Герценовских событий (Первый звонок, Посвящение в студенты, День рождения университета, День абитуриента, Герценовская олимпиада, Студенческие Герценовские чтения, Публичный экзамен, Выпускной бал и др.), введению символики университета, почетных званий и знаков отличия для студентов-общественников и т. д.
6. Ресурсное обеспечение реализации воспитательной функции в Герце-новском университете.
Воспитательная деятельность в Герценовском университете осуществляется при ресурсной поддержке разных видов.
Педагогическая поддержка может выражаться в организации «Школы менеджеров студенческой жизни» (школа лидеров), во введении Института кураторства проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ (а не только курсов), в работе университетской службы сопровождения и т. д.
Информационная поддержка может состоять в обеспечении широкого доступа в Интернет, в организации сайтов, поддерживающих общественно значимую деятельность студентов, во взаимодействии с молодежными СМИ, в организации внутриуниверситетских СМИ; в издательской деятельности по вопросам воспитания и т. д.
Научно-методическая поддержка может выражаться в создании научнометодических разработок, в проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т. д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.
Организационно-управленческая поддержка может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: во введении системы грантовой поддержки, в стимулировании общественной активности студентов, в содействии рабочим контактам с разными социальными партнерами и т. д.
7. Внешняя политика Герценовского университета при реализации воспитательной функции образования.
Воспитательная деятельность в Герценовском университете осуществляется при взаимодействии с широким кругом социальных партнеров. Среди них:
образовательные учреждения и организации, входящие в состав университетского округа; будущие работодатели, представители научных и социокультурных учреждений города и РФ, зарубежные партнеры, выпускники и др.
Внешняя политика Герценовского университета при реализации воспитательной функции образования заключается в расширении круга социальных партнеров на уровне как физических, так и юридических лиц. Одна из задач — выявление и согласование целей всех заинтересованных сторон в продуктивном воспитании молодежи, определение «вкладов» сторон в реализацию принятых целей. Будет осуществляться поиск и реализация новых форм социального сотрудничества для решения задач воспитания студентов.
8. Управление реализацией воспитательной функции образования в Гер-ценовском университете.
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нем системы управления функционированием и развитием РГПУ им. А. И. Герцена.
Основным инструментом управления реализацией воспитательной функции образования является подпрограмма «Воспитательная работа в Герценовском университете» как составная часть программы его развития.
Главное направление деятельности администрации университета, факультетов — создание управленческих условий, позволяющих профессорско-преподавательскому составу реализовать воспитательную функцию образования в учебно-воспитательном процессе.
Для продуктивного управления воспитательной деятельностью в Герценовском университете в нем формируются необходимые для выполнения конкретных функций административные, административно-общественные, научно-методические и др. структуры.
Административная структура по воспитательной работе со студентами может включать соответствующее управление, специальные отделы, координационный совет при проректоре по учебной и воспитательной работе, совет зам. деканов по воспитательной работе и др.
Научно-методическая структура может включать научно-методический совет по воспитательной работе, лабораторию воспитания и дополнительного образования, экспертный совет по воспитательной работе и др.
Управление воспитательной работой в университете основано на сбалансированном системном сочетании административного управления и самоуправления студентов.
Органы студенческого самоуправления создаются в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете. В частности, это могут быть такие органы самоуправления, как студенческая конференция, студком, координационный совет лидеров студенческих объединений-сообществ, студенческий профком и др.
На всех факультетах создатся административно-общественные органы управления воспитательной работой в соответствии с их спецификой и потребностями.
Администрацией РГПУ им. А. И. Герцена совместно с общественным студенческими и преподавательскими общественными органами самоуправления (Ученым советом) осуществляется выработка критериев оценки состояния воспитательной работы со студентами (опросы студентов и преподавателей, отчеты, презентации опыта работы и др.) и систематическая диагностика и коррекция эффективности воспитательного процесса. Для поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности вводятся (используются) различные формы: грамоты, премии, именные стипендии, звания и т. д.).
9. Условия, необходимые для реализации концепции воспитательной деятельности в Герценовском университете.
- формирование необходимой для реализации концепции воспитательной деятельности нормативно-правовой базы;
- создание ресурсного фонда реализации программы воспитания, нормативов финансирования воспитательной деятельности в университете;
- определение группы преподавателей, курирующих (осуществляющих педагогическое руководство) студенческие объединения-сообщества;
- разработка примерных программ, проектов деятельности студенческих объединений-сообществ;
- целенаправленное выделение ресурсов (материально-технических, финансовых) для реализации конкретных программ и проектов на конкурсной основе;
- создание системы стимулирования деятельности преподавателей, занимающихся воспитанием студентов за пределами аудиторной нагрузки (введение доплаты, включение этой работы в учебную нагрузку, награждение и др. — на уровне университета и каждого факультета);
- создание необходимой нормативно-правовой и учебно-методической базы, а также механизмов, дающих возможность студенту получить дополнительную квалификацию при активном участии в общественно значимых программах, которые предполагают дополнительную профессиональную подготовку (для начала это можно сделать на программе «Живи ярко!» по профилю «Воспитательная работа»);
- административное выделение и закрепление за студенческими объединениями-сообществами постоянных помещений для работы;
- выделение спецсчета (спецстатьи) для внебюджетных средств, добытых на реализацию воспитательной инициативы, и льготное отчисление из этих средств (снижение процента ставки отчислений на развитие университета);
- создание системы связей с другими вузами и социальными партнерами по воспитанию студентов.
Таковы концептуальные основы воспитательной деятельности в Герценов-ском университете. По нашему мнению, для них характерны:
• практикоориентированность;
• учет современных реалий (студент, преподаватель, общество, жизнь) и наработанного как отечественного, так и зарубежного опыта воспитания студентов;
• преодоление стереотипов понимания сущности воспитания;
• реалистичность;
• преемственность;
• не революционный, а эволюционный характер.
Очевидно, что успешная реализация предложенной программы возможна лишь при условии, что она будет признана всем университетским сообществом и станет неотъемлемой частью совместной деятельности администрации, преподавателей и студентов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Возможный перечень проблем (составлен на основе Целевой программы «Студенчество России» и может быть дополнен, изменен): организация дополнительной занятости; улучшение жилищно-бытовых условий; снижение уровня правонарушений; качественное улучшение организации научно-технического творчества; качественное улучшение организации студенческого досуга; ухудшение состояния здоровья; совершенствование системы медицинского обслуживания; досуг; охрана правопорядка; поддержка студенческих инициатив; информационное обеспечение студенческой молодежи; защита прав; временная занятость.
2 При этом следует руководствоваться Законом РФ «Об образовании» (гл. I, ст. 1, п. 5): в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
G. Bordovsky, R. Bogdanova
CONCEPTUAL BASICS OF STUDENT'S EDUCATION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY (HERZEN)
The authors consider the problem of moral education ('vospitanie') in Higher School. They prove the necessity of renovation of students' moral education, examine possible conceptual ideas for constructing the educational process on the basis of the anthropological approach. In the article the project of the Students' Moral Education Programme in Herzen University worked out in the context of modernization of both secondary and pedagogical professional education is presented.