Научная статья на тему 'Научно-практический центр развития воспитательной деятельности - преподавателю'

Научно-практический центр развития воспитательной деятельности - преподавателю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубокова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практический центр развития воспитательной деятельности - преподавателю»

• музыкальный клуб;

• клуб КВН и др.

Вопрос. Каковы возможные варианты участия преподавателя в воспитательной работе со студентами?

Ответ. Возможны по крайней мере пять основных вариантов:

• включиться в уже действующие проекты (соответственно кафедры, факультета, структурного подразделения университета);

• разработать проект вместе с группой инициативных студентов и/или с другими преподавателями;

• принять участие в организации, подготовке и проведении конкретного творческого дела со студентами;

• стать консультантом конкретного студента, группы студентов, проявивших инициативу в том или ином виде деятельности;

• оказать студенту индивидуальную педагогическую поддержку в решении им важной для него проблемы.

В проектах и делах преподаватель в зависимости от обстоятельств может быть лидером, активным участником, участником, гостем и т. п.

Вопрос. В какой роли может выступать преподаватель в воспитательной работе со студентами?

Ответ. Преподаватель может выбрать одну или несколько ролей. Это:

• куратор студенческой группы;

• организатор — лидер студенческого объединения;

• постоянный консультант проекта;

• временный консультант проекта, конкретно -го дела;

• помощник руководителя студенческого объединения;

• член жюри конкурса, соревнования, олимпиады;

• участник команды студентов и преподавателей, объединенных одним интересом (напр. КВН) и др.

Вопрос. С кем вместе преподаватель может заниматься воспитательной работой со студентами?

Ответ. С коллегами по кафедре, по факультету, из общеуниверситетских структур, с коллегами из других вузов, в одиночку. Не забудьте, что теперь на каждом факультете есть зам. декана по воспитательной работе! Со своими идеями и предложениями вы также можете прийти в научно-практический центр развития воспитательной деятельности Герценовского университета.

Вопрос. Как систематически преподаватель должен заниматься внеаудиторной работой?

Ответ. Лучше, если постоянно, по определенному плану реализации конкретного проекта. Но это могут быть разовые дела.

Вопрос. Где и как преподаватель может представить проделанную воспитательную работу со студентами?

Ответ. Это можно сделать:

• на конкурсе проектов воспитательной деятельности;

• в университетских СМИ;

• на сайте университета;

• в профессиональном портфолио преподавателя;

• на празднике профессиональных достижений;

• на семинарах по проблемам воспитательной деятельности в вузе;

• в публикациях об опыте воспитательной деятельности в вузе.

Беседу записала А. А. Колчина, аспирантка кафедры педагогики

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Научно-практический центр развития воспитательной деятельности создан по приказу № 2271 от 14 апреля 2004 года в соответствии с решением Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена (протокол № 8). С 1 сентября 2004 года центр начал свою работу.

В соответствии с положением деятельность научно-практического центра направлена на решение следующих задач:

• научно обоснованное выделение приоритетов развития воспитательной деятельности в Гер-ценовском университете, определение ее стратегии и тактики;

• разработка и внедрение конкретных практи-ко-ориентированных механизмов и форм организации воспитания студентов в университете;

• научно-методическое со-действие студентам, преподавателям в реализации на практике их сози-

дательной инициативы, прежде всего в сфере образования, а также в других сферах деятельности, развиваемых в университете;

• организация научного сообщества исследователей для выполнения педагогических исследований по актуальным проблемам воспитания в системе непрерывного образования;

• научно-методическое сопровождение экспериментальной воспитательной работы в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования, высшего педагогического образования, в детских и молодежных общественных объединениях.

С сентября 2004 года по настоящее время научно-практическому центру удалось разработать и реализовать целый ряд значимых для развития воспитательной деятельности в университете и городе

Научно-практический центр развития воспитательной деятельности..

программ и проектов. Программы и проекты адресованы преподавателям и сотрудникам вуза, педагогам школ, студентам, школьникам, всем заинтересованным в развитии воспитательной деятельности.

Назовем наиболее значимые программы и проекты.

Для школьников:

• Экспериментальная программа воспитания школьников «Живи ярко!» (для учащихся 6-7 классов).

• Экспериментальная программа воспитания школьников «Узнай себя!» (для учащихся 8-9 классов).

• Экспериментальная программа «Быть вожатым — здорово!» (для учащихся 10-11 классов).

Для студентов:

• вузовский конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании»;

• Герценовский студенческий педагогический отряд и объединение вокруг его деятельности образовательных учреждений как входящих в Университетский образовательный округ, так и школ, готовых сотрудничать с Герценовским университетом в решении проблем воспитания юных петербуржцев;

• проект «Образовательная площадка вожатого», направленный на развитие воспитательной деятельности со студентами на новом организационном, содержательном и качественном уровнях, повышение качества подготовки педагогических кадров для работы в детских оздоровительных лагерях;

• вузовский этап Всероссийского конкурса социальных и образовательных проектов «Свой мир мы строим сами», проводимого Советом Федерации Федерального Собрания России.

Для преподавателей Герценовского университета и педагогов школ города:

• конкурс «Герценовский пеликан — педагогу!» для педагогов — участников экспериментальных программ воспитания школьников «Живи ярко!» и «Узнай себя!»;

• вузовский конкурс проектов организации воспитательной деятельности;

• вузовский конкурс методических разработок форм организации воспитательной деятельности;

• повышение квалификации заместителей декана факультетов по воспитательной работе.

Решение задач воспитания осуществляется научно-практическим центром развития воспитательной деятельности при продуктивном взаимодействии и сотрудничестве:

• с вузами России, заинтересованными в развитии воспитательной деятельности и в сотрудничестве с Герценовским университетом (в марте, июне и ноябре 2005 года проведены всероссийские открытые проектировочные семинары «Воспитательная деятельность в вузе в условиях вступления

России в Болонский процесс», межвузовский конкурс студенческих социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании»);

• с научно-методическим советом по развитию воспитательной деятельности в вузе при Учебно-методическом объединении по направлениям педагогического образования, объединившим представителей педагогических вузов всех федеральных округов России (в июне и ноябре 2006 года запланировано проведение открытых проектировочных семинаров научно-методического совета);

• с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с Комитетом по образованию и Комитетом по молодежной политике и связям с общественными объединениями Администрации Санкт-Петербурга.

• со структурными подразделениями Герценовского университета (факультетами, центром творческого развития и досуга студентов, управлением внешних связей, издательством, фундаментальной библиотекой, управлением информатизации, управлением международного сотрудничества, научно-исследовательской частью, организационно-студенческим отделом учебно-методического управления, лабораторией воспитания и дополнительного образования кафедры педагогики психолого-педагогического факультета и другими).

Научно-практический центр развития воспитательной деятельности приглашает к сотрудничеству преподавателей, всех сотрудников Герценовско-го университета. Все преподаватели и сотрудники университета могут получить в научно-практическом центре развития воспитательной деятельности поддержку и рекомендации по следующим аспектам воспитательной деятельности:

- разработка и внедрение конкретных практи-ко-ориентированных механизмов и форм организации воспитания студентов в университете;

- научно-методическое содействие студентам, преподавателям в реализации на практике их созидательной инициативы, прежде всего в сфере образования, а также в других сферах деятельности, развиваемых в университете;

- организация научного сообщества преподавателей и студентов для выполнения педагогических исследований по актуальным проблемам воспитания в системе непрерывного образования;

- семинары и консультации по проблемам воспитательной деятельности;

- создание программного и учебно-методического обеспечения реализации образовательных профессиональных программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для воспитательной работы;

- участие в работе научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности при Учебно-методическом объединении по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

НАШИ КООРДИНАТЫ: Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5, ауд. 12 Телефон: 314-59-94 E-mail: NPCRVD-2004@yandex. ru Web-сайт: http://vido. herzen. spb. ru Директор центра — Богданова Раиса Умяров-на, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Заместитель директора — Глубокова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Ведущий документовед — Пономарева Юлия Борисовна

Е. Н. Глубокова,

заместитель директора научно-практического центра развития воспитательной деятельности

Научно-методическая серия «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

(Выпуски 1—7)

Под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук, директора научно-практического центра развития воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена Р. У. Богдановой

Цель научно-методической серии «Болонский процесс и воспитание в высшей школе» — научно-методическое сопровождение организации воспитательной деятельности в вузе в условиях вступления России в Болонский процесс.

Актуальность и новизна: содержание серии основано на изучении современных подходов к проблемам воспитания в вузе, исследовании и обобщении инновационного опыта деятельности отечественных и зарубежных вузов, разработке наиболее актуальных проблем развития воспитания в современных социокультурных условиях.

Характеристики серии: научная обоснованность представленных материалов, инно-вационность, соответствие материалам Болонской декларации, тиражируемость предлагаемых технологий. Серия имеет общее целевое назначение и одинаковую структуру. Серия выпущена с грифом «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве научно-методического пособия для педагогических работников высших учебных заведений».

Область применения: система высшего профессионального образования; издание может быть рекомендовано преподавателям и специалистам соответствующих подразделений высшей школы, занимающимся развитием воспитательной деятельности.

Апробация: Все материалы, представленные в серии, апробированы в РГПУ им. А. И. Герцена и других вузах России.

Вып. 1. ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: Научно-методическое пособие.— СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2005. Выпуск 1. — 73 с.

В пособии на примере конкретного вуза рассматривается проблема включения преподавателей высшей школы в воспитательную деятельность со студентами в условиях вступления России в Бо-лонский процесс. Представлены концепция развития воспитательной деятельности в РГПУ им. А. И. Герцена, материалы по организации конкурсов проектов, направленных на реализацию этой концепции, методические разработки, которые преподаватель может использовать для решения воспитательных задач, справочные данные.

Вып. 2. МОДЕЛИ И ПРОЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: Научно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2005. Выпуск 2. — 111 с.

В пособии рассматривается проблема поиска средств развития воспитательной деятельности в высших учебных заведениях в условиях вступления России в Болонский процесс. В пособии показано, что одним из таких эффективных средств является включение преподавателей высшей школы во Всероссийский конкурс «Модели и проекты организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях» при условии проведении вузовского этапа этого конкурса.

В пособии представлены методические материалы по организации конкурса проектов, а также тексты пяти проектов воспитательной деятельности Герценовского университета, которые были направлены на II Всероссийский конкурс «Модели и проекты организации воспитательной деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.