Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность преподавателя в вопросах и ответах'

Воспитательная деятельность преподавателя в вопросах и ответах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность преподавателя в вопросах и ответах»

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ -О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

На современном этапе социально-экономического развития страны воспитание признано одним из главных приоритетов в образовании. В связи с этим сегодня одним из важнейших направлений работы высших учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности. Эта установка приобретает особое звучание в условиях перехода России к Болонскому процессу. Не случайно в число показателей аттестации вузов включен показатель «Воспитательная деятельность», а также принято решение при избрании преподавателя по конкурсу на должность и при присвоении ему ученого звания учитывать его воспитательную работу со студентами.

Общение с коллегами в университете и из других вузов страны, анализ информации о существующей практике реализации воспитательной функции образования в высшей школе показывает: одна из основных проблем, препятствующих эффективному выполнению поставленных задач воспитания молодых людей, состоит в том, что большинство преподавателей испытывают существенные трудности при определении целей, содержания, форм своего участия в воспитательной деятельности со студентами. Конечно, на этот счет не может быть одной, единственно правильной и имеющей право на жизнь точки зрения. Во многом воспитательная деятельность преподавателя будет зависеть от концепции воспитания студентов в конкретном вузе, его специфики, традиций, ресурсных возможностей и т. д. На наш взгляд, общей будет логика включения преподавателя в воспитательную работу вуза, также могут быть заимствованы актуальные идеи и формы воспитательной деятельности, новые методические разработки. Сегодня перед каждым преподавателем университета, каждой кафедрой, общевузовским структурным подразделением поставлена задача — найти свое место в реализации концепции воспитательной деятельности в университете в условиях вступления России в Болонский процесс.

«Как это сделать?» — спросите Вы. На эти и другие вопросы в нашей беседе отвечает директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности, профессор кафедры педагогики Р. У. Богданова.

Вопрос. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед высшими учебными заведениями страны, — это усиление в них воспитательной деятельности. Можно ли это сделать на основе реанимации, механического возрождения опыта воспитания в советский период или сегодня необходимо принципиальное обновление концептуальных подходов к воспитанию студента в вузе?

Ответ. На наш взгляд, неправомерно, да и невозможно, на современном этапе строить воспитательный процесс в вузе по старинке. Это обусловлено разными причинами. Их по крайней мере пять.

• Необходимость учета современных тенденций развития мирового сообщества, таких как расширение информационной среды, глубокие изменения в мире труда, смена человеком в течение жизни нескольких специальностей и т. д.

• Изменение социокультурной ситуации в стране, которая предъявляет сегодня новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать чувством ответственности за судьбу

страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

• Изменение самих молодых людей, взрослых, с которыми они живут в одном Мире и которые их воспитывают. С одной стороны, они стали свободнее, раскованнее, стали понимать, что их благополучие зависит от них самих, у них появились новые ценности. С другой — стали развиваться эгоцентрические позиции и настроения, которые проявляются в заботе только о собственном благополучии, безразличии к судьбе даже родных людей. Стали прогрессировать негативные тенденции в молодежной среде (преступность, наркомания, проституция, бродяжничество).

• Изменения, которые происходят в самой системе профессионального образования. Речь идет о модернизации образования, вступлении России в Болонский процесс. Это предполагает не только изменения в организации учебного (образовательного) процесса, как считают многие. В условиях академической мобильности студент будет иметь более широкие возможности для обучения в зарубежном вузе. А это значит, что ему предстоит

там не только учиться, но и участвовать в студенческой жизни. Это требует от нас учитывать опыт организации такой жизни, включения студентов не только в деятельность по интересам, но и социально значимую на основе Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях.

• При этом мы не можем не руководствоваться стратегией молодежной политики в РФ (в сентябре 2005 г. предложен к обсуждению проект), другими программными и нормативными документами, которые определяют нашу воспитательную работу с молодежью.

• Проблемы, которые существуют в системе высшего образования. В последнее десятилетие приоритет в ней был отдан организации учебного процесса, а воспитательная функция заметно угасла. Особенно за пределами учебного процесса — в свободное от учебы время. Это привело к утрате опыта общественной жизни у молодых людей, опыта воспитательной деятельности у профессорско-преподавательского состава.

Накопился также целый ряд других проблем: исчезает студенческая социально-позитивная инициативность; содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, вузовские формы обучения и социализации недостаточны для решения задач развития профессиональной компетентности будущего специалиста, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность и т. д.

В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов профессорско-преподавательский состав вузов испытывает существенные трудности в организации воспитательной работы с молодыми людьми, привычные схемы воспитания в современных условиях «не работают». В результате вуз во многом отчуждается от проблем студента, оставляя его один на один с «вызовами» нового времени.

Вопрос. На каких методологических, теоретических и практических основаниях следует строить стратегию усиления воспитательной функции образования в вузе? На абсолютно новых началах? Ориентируясь только на мировой опыт социализации подрастающего поколения (например, морального образования)? Учитывать то, что наработано в отечественной науке и практике воспитания?

Ответ. С нашей точки зрения, в качестве продуктивной методологической основы воспитания студента в вузе может выступить антропологический подход. Этот подход выбран потому, что антропология как наука занимается проблемой человека — его природы, сущности, смысла и предназначения жизни, интересов, прав и свобод, развития. Этот подход ориентирует педагога — преподавателя вуза на воспитание не абстрактного, а конкретного студента в конкретных человеческих сообществах, в каждодневной, повседневной жизни, прежде всего в сфере образования.

Считаем недопустимым строить обновление воспитательной деятельности в вузе с нуля. Конечно, нельзя слепо копировать, механически переносить зарубежный опыт работы с подрастающим поколением. Сегодня решить современные задачи воспитания человека невозможно без опоры на имеющийся и в отечественной, и в зарубежной науке фундамент педагогического знания — знания о развитии индивидуальности человека, его внутреннем мире, его социализации.

Хочется подчеркнуть мысль о том, что современное воспитание, несмотря на изменения социокультурной обстановки, приоритетных ценностей человека, следует строить с опорой на достижения коллективного воспитания в вузе в советский период и зарубежный опыт воспитания, основанный на сотрудничестве, партнерстве. Вместе с тем, конечно, необходимо учитывать негативные тенденции в системе советского коллективного воспитания (нередко формальное усвоение моральных ценностей, конформизм личности, ее нивелирование и безответственность за «ширмой коллективной ответственности» и многое другое).

Вопрос. Еще один вопрос, без ответа на который невозможно обновление воспитания студента в вузе: каковы в таком случае возможные концептуальные идеи построения ее стратегии?

Ответ. На наш взгляд, при построении стратегии обновления воспитания студентов в вузе следует исходить из того, что имеющийся багаж научного педагогического знания используется в других условиях. Сегодня имеющееся научное знание о воспитании требует переосмысления с позиций нынешних жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных студентов. В связи с этим возникает необходимость выделить (расставить) новые акценты в воспитании.

Новых акцентов требует выделение и смысловое наполнение основных ценностных ориентиров воспитательной деятельности. В центре воспитательного процесса — студент, его жизнь в определенный возрастной период, в конкретной стране, деятельность и общение на определенной ценностно-смысловой основе. В качестве такой основы могут быть такие ценности, как человек, созидание, личное и общественное благо, профессиональная компетентность, творчество и др. Эти ценности, может задавать сам вуз как ценности, к которым он будет стремиться приобщить студентов.

Сегодня акцент надлежит поставить на усилении реализации принципа возрастосообразности воспитания студентов. Программа воспитательной деятельности вуза со студентами первого и, скажем, пятого курса при определенной их общности все-таки будет иметь свою специфику, и это нужно учитывать.

Новые акценты необходимо поставить и в целостном воспитательном процессе. Это выразится прежде всего в обновлении целей, содержания вос-

питания и его технологий, позиции студента и преподавателя в этом процессе.

Воспитание студентов сегодня следует направить на создание условий для формирования у них способности к продуктивному действию — созиданию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность.

Безусловно, нужно помнить, что воспитание не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно включает жизнь студентов в свободное от учебы время.

Изменение содержания воспитания может осуществляться за счет включения в него таких важных источников образования, как жизнь самих студентов и преподавателей в определенном воспитательном пространстве и социокультурная жизнь общества.

Содержание воспитания предлагается строить не по отдельным его направлениям (нравственное, трудовое, художественное, экологическое, физическое и т. д.), не по заданным извне, предлагаемым «сверху», программам, акциям и проектам, не как набор разрозненных мероприятий. Содержание воспитания будет определяться личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни. В их решение включаются студенты в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Опыт решения этих проблем они будут получать путем разработки и реализации различных проектов. Кстати, это созвучно принятому в стратегии модернизации образования компетент-ностному подходу и проектному подходу, который определяется как ведущий в стратегии государственной молодежной политики в РФ.

Содержание деятельности в конкретном сообществе, в котором происходит воспитание, будут определять сами студенты и их преподаватели.

Если говорить о формах и методических средствах воспитания, то сегодня приоритетными должны стать те из них, которые позволяют обогащать созидательный опыт молодых людей по решению значимых для них личных и общественных проблем. Это те из них, которые позволяют им увидеть, осмыслить проблему, захотеть ее решать, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать ее, выражать свое отношение к произошедшему — то есть самосовершенствоваться. При этом важно дать возможность каждому студенту занимать активную (субъектную) позицию на всех этапах решения проблемы (от осмысления ее, желания решить, совместного практического решения, оценки самого процесса решения до последействия). Ведущими становятся новые педагогические технологии: критического мышления, проектные, информационные, рефлексивные, индивидуальной поддержки и др.

Сегодня принципиально меняется педагогическая позиция преподавателя как профессионального воспитателя. Он является куратором (помощником) студенческого сообщества. Однако куратором, который не диктует свою волю и способ решения проблемы, образцы поведения и т. д. Это профессиональный педагог, который способен содействовать в освоении студентом опыта созидания — то есть активизирует, поддерживает, стимулирует его деятельность по созидательному решению личных и общественных проблем, дает ему не только право выбора, но и право на ошибку.

Концептуальные идеи воспитания студента в вузе на современном этапе могут быть реализованы только при определенных условиях. Одними из главных являются подготовка педагога — специалиста в области воспитания в высшей школе, научно-методическое обеспечение и сопровождение воспитательной деятельности преподавателя вуза. И конечно, эти идеи должны принимать и преподаватели, и студенты.

Таковы, на наш взгляд, концептуальные подходы к развитию воспитательной деятельности в вузе в современных условиях.

Вопрос. На каком организационном уровне преподаватель может заниматься воспитательной работой со студентами?

Ответ. В зависимости от желания и возможностей преподаватель это может делать на кафедре, на факультете, в одном из структурных подразделений университета (в научно-практическом центре развития воспитательной деятельности университета, в центре творческого развития и досуга студентов, музее истории университета, студенческом общежитии, фундаментальной библиотеке, газете «Педагогические вести» и др.).

Вопрос. В чем состоит главная задача преподавателя как воспитателя?

Ответ. В педагогически целесообразном содействии студентам в организации их повседневной студенческой жизни, в созидательном решении значимых и посильных для них личных и общественных проблем, прежде всего на основе освоения ими профессиональной образовательной программы.

Вопрос. Какова педагогическая позиция преподавателя во взаимодействии со студентами в процессе воспитательной деятельности?

Ответ. Ведущая педагогическая позиция преподавателя — советчик, консультант, партнер. Но если это педагогически целесообразно, то он может быть и лидером. Преподаватель как воспитатель — это человек, который способен активизировать, поддерживать, стимулировать созидательную деятельность студентов.

Вопрос. С какими студентами преподаватель может взаимодействовать для решения воспитательных задач?

Ответ. Со студентами, которых волнуют различные проблемы. В частности, в соответствии с

концепцией воспитательной деятельности университета можно выделить 6 групп проблем:

• повышения качества вузовского образования;

• научно-исследовательской работы;

• художественного творчества;

• социально значимой, общественно-полезной деятельности;

• социально-бытовые и социальной защиты;

• возможности общения по интересам в клубных объединениях.

Студенты для решения тех или иных проблем объединяются в студенческое сообщество, участвовать в работе которого может и преподаватель или группа преподавателей. Это такие студенческие объединения-сообщества, как учебные, научно-исследовательские, творческие, общественные, профсоюзные, клубные. Основой деятельности студенческих объединений-сообществ является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной, значимой для студентов личной и общественной проблемы (группы проблем) в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы.

Вопрос. В чем может состоять воспитательная деятельность преподавателя со студентами?

Ответ. Преподаватель может оказывать педагогическую, научно-методическую, информационную поддержку студентам в реализации различных проектов.

Педагогическая поддержка может выражаться в организации «Школы менеджеров студенческой жизни» (школа лидеров), во введении института кураторства проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ (а не только курсов), в работе университетской службы сопровождения и т. д.

Информационная поддержка может состоять в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриунивер-ситетских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т. д.

Научно-методическая поддержка может выражаться в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т. д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.

Примеры проектов (целевых программ):

• общественных студенческих объединений-сообществ: «Биржа труда» (экономисты); «Живи ярко!» (пед. отряд); «Адвокатская консультация» (юристы); «Студенческая спартакиада» (спортфак), «Герцен-класс» (управление внешних связей), «Студенческая пресс-служба» и др.;

• творческих студенческих объединений-сообществ: Театр «Ювента», Школа масс-медиа, «48 ГЕРЦ» — наше радио, «Опера матфака» и др.;

• клубных студенческих объединений-сообществ: патриотический клуб; политологический клуб, литературный клуб, музыкальный клуб, клуб КВН и др.;

• профсоюзных студенческих объединений-сообществ: «Студенческая семья», «Уютное жилье», «Туристский отдых», «Здоровье» и др.

Вопрос. Каковы возможные формы деятельности, направленные на решение волнующих студентов проблем?

Ответ. Приведем примерный перечень форм воспитательной деятельности, в организации и проведении которых может принять участие преподаватель.

Проблемы повышения качества вузовского образования:

• предметная олимпиада;

• интеллектуальные игры («дебаты», «Что, где, когда?», турнир эрудитов и др.);

• день (неделя, декада) защиты специальности;

• творческая встреча с научной общественностью, известными учеными, предпринимателями, руководителями и ведущими специалистами учреждений и предприятий, научно-производственных центров и т. д.;

• тематическая экскурсия по профилю специализации кафедры;

• деловые игры и тренинги;

• школа дополнительной профессиональной квалификации;

• институт дополнительной курсовой подготовки;

• летняя (зимняя) школа по профилю образовательной программы;

• институт тьюторов-старшекурсников;

• творческая мастерская;

• служба создания электронных, мультимедийных средств обучения силами самих студентов;

• малый студенческий факультет (напр., для учащихся предпрофильных классов);

• студенческий лекторий;

• общественный студенческий деканат;

• учебный совет студенческой группы;

• общественная приемная для первокурсников, помогающая им адаптироваться в вузе;

• конкурс на лучшее выполнение программы производственной практики;

• конкурс на лучшее решении профессиональной задачи во время практики;

• рейтинг самого активного читателя, посетителя читального зала;

• защита (презентация) лучших портфолио студентов одной специализации (профиля образовательной программы);

• конкурс на лучшую студенческую самостоятельную работу;

• общественный аудит освоения студентами образовательной программы (учебной дисциплины);

• презентация достижений иностранных студентов;

• конкурс на лучшую студенческую группу;

• мастер-класс совместно с ведущими кафедрами;

• презентация перед студентами учебных пособий, разработанных преподавателями;

• общественная студенческая экспертиза учебных материалов;

• выявление общественного рейтинга преподавателя;

• вечер-портрет кафедры (преподавателей) и др.

Проблемы научно-исследовательской работы:

• студенческое научное общество;

• студенческая исследовательская лаборатория (или работа в составе научной лаборатории ученых-преподавателей);

• научный дискуссионный клуб;

• научно-исследовательская студенческая экспедиция;

• выставка научно-технического творчества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• студенческая научная конференция, симпозиум по профилю кафедры;

• дифференцированная работа с заинтересованными в научной деятельности студентами как часть научной работы преподавателя;

• издание сборника научных работ студентов;

• студенческий научный журнал;

• портал (сайт) о научно-исследовательской работе студентов;

• временный научно-исследовательский творческий коллектив (группа) под конкретные исследовательские проблемы;

• конкурс студенческих исследовательских работ;

• конкурс рефератов по различной тематике;

• студенческая служба научного консультирования исследователей-старшеклассников;

• научная стажировка студента-старшекурсника (магистранта) на кафедре, в научных центрах;

• участие студента в НИР по грантам преподавателей;

• публичная защита исследовательской работы студентов — выпускных курсов;

• участие в обменных турах студентов — исследователей с другими вузами;

• общественный рейтинг активности студента в исследовательской работе;

• информирование общественности о научных достижениях студенческой молодежи;

• пропаганда деятельности творческой молодежи в разных формах и др.

Проблемы художественного творчества:

• центр студенческого творчества;

• студенческий театр;

• музыкальный салон;

• литературная гостиная;

• художественная галерея;

• студенческая филармония;

• салон русской культуры;

• поэтическая студия;

• выставка творческих студенческих работ;

• клуб по интересам (напр., прикладного творчества);

• мастерская по различным направлениям творческой деятельности;

• кружок художественной самодеятельности;

• фестиваль студенческого творчества;

• конкурс «Студенческая весна»;

• фестиваль самодеятельной песни;

• конкурс талантов;

• КВН и другие творческие конкурсы между группами, курсами, факультетами;

• тематический праздник;

• сюжетно-ролевые игры;

• групповое посещение театров и концертных программ;

• экскурсия по историческим и памятным местам России и своего региона;

• посещение музеев и выставочных комплексов и т. д.;

• творческая встреча с артистами театра, кино, интересными людьми;

• студенческий лекторий (музыкальный, литературный, театральный и др.);

• антрепризное художественное объединение студентов;

• концерты перед социально незащищенными группами населения (детские дома, интернаты, дома престарелых и т. д.);

• дискотека;

• вечер отдыха и др.

Проблемы социально значимой, общественно-полезной деятельности:

• конкурс социальных проектов студентов;

• комплексные целевые программы по включению студенческой молодежи в решение задач государственной молодежной политики;

• студенческая социологическая служба;

• информационно-методическое обеспечение разработки и реализации студенческих социальных программ и проектов;

• работа студенческой молодежи с различными категориями граждан;

• презентация и фестиваль социальных проектов и программ студенческой молодежи;

• организация деятельности студенческих отрядов;

• семинар для руководителей студенческих отрядов;

• школы обучения членов студенческих отрядов по профилю деятельности;

• тематические праздники, посвященные знаменательным датам Российского государства;

• благотворительные акции;

• традиционные праздники (День знаний, День студента, День рождения образовательного учреждения, Праздник первокурсника и т. д.);

• разработка символики общественных организаций и органов студенческого самоуправления, традиционных мероприятий;

• ритуальные события (вручение студенческого билета, посвящение в первокурсники, вручение диплома, принятие кодекса чести студента, вручение именных стипендий, награждение победителей по итогам конкурсных программ и т. д.);

• встреча с выпускниками образовательного учреждения;

• клуб выпускников;

• конференции, симпозиумы, совещания по обмену опытом работы;

• шефство над бывшими преподавателям вуза — пенсионерами и ветеранами Великой Отечественной войны;

• шефство над воинскими частями и подразделениями;

• акции, направленные на укрепление дружбы между различными народностями, населяющими Россию, и обучающимися в одном вузе;

• студенческий пресс-центр;

• работа студенческих средств массовой информации (студенческая газета, информационные стенды, студенческая радиостанция, студенческое телевидение);

• Интернет-страница по проблемам студенческой жизни;

• конкурс информационных студенческих систем факультетов;

• служба выявления студентов, заинтересованных в участии в организаторской общественной работе;

• школа молодого лидера;

• выездные учебные сборы студентов-организаторов и др.

Проблемы социально-бытовые и социальной защиты:

• центр социально-психологической поддержки студентов, телефон «доверия»;

• реабилитационный центр для студентов, участников боевых действий;

• центр профилактической помощи при нарко-или алкогольной зависимости;

• комплексная программа профилактики вредных привычек;

• группа поддержки студентам, решившим искоренить вредные привычки;

• тематический лекторий;

• консультационная служба для молодой студенческой семьи;

• акции, направленные на адаптацию в вузе и городе иногородних студентов;

• день здоровья;

• спортивные и туристические секции;

• туристские слеты и походы (по историческим местам, спортивно-туристской направленности);

• студенческая спартакиада;

• конкурсные спортивные программы;

• спортивные соревнования среди участников спортивных секций;

• спортивные соревнования среди студентов по игровым видам спорта создание групп спортивно-оздоровительных лагерей (в т. ч. палаточных);

• однодневный выезд на природу;

• внутривузовские и межвузовские универсиады, олимпиады;

• спортивные театрализованные праздники;

• контроль над работой точек общественного питания;

• содействие в прохождении лечения в стационарных медицинских учреждениях (для особо нуждающихся студентов);

• организация работы оперативных отрядов (выявление неблагоприятных мест в образовательном учреждении, дежурство на студенческих мероприятиях и т. д.);

• студенческая биржа труда;

• терминальная станция служб занятости в образовательных учреждениях;

• ярмарка вакансий временных рабочих мест;

• встречи с работодателями;

• ярмарка профессий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отряд трудового профиля по благоустройству территории и помещений учебного заведения, студенческих общежитий; загородных баз отдыха и детских центров, имеющихся на балансе образовательного учреждения;

• конкурс на лучшую организацию быта в студенческих общежитиях;

• дежурство студентов по поддержанию общественного и санитарного порядка в образовательных учреждениях;

• субботники по уборке и благоустройству территории и помещений, озеленению территории и т. д.;

• адресные проекты, направленные на работу со студентами, проживающими в общежитии (напр., «Уютное жилье»);

• разъяснительная работа среди студенческой молодежи о здоровом образе жизни.

Проблемы возможности общения по интересам в клубных объединениях:

• тематические круглые столы;

• интернет-конференции;

• творческие вечера и акции, посвященные развитию российского фольклора (русской песни, танца, других жанров и видов народного творчества);

• интернациональные акции;

• выездные сборы факультетов (специальностей);

• школа журналистского мастерства;

• студенческий пресс-клуб;

• брифинг кафедры (руководителей факультета, университета) для студентов по разным темам;

• тематическая гостиная;

• туристский клуб;

• политологический клуб;

• патриотический клуб;

• литературный клуб;

• музыкальный клуб;

• клуб КВН и др.

Вопрос. Каковы возможные варианты участия преподавателя в воспитательной работе со студентами?

Ответ. Возможны по крайней мере пять основных вариантов:

• включиться в уже действующие проекты (соответственно кафедры, факультета, структурного подразделения университета);

• разработать проект вместе с группой инициативных студентов и/или с другими преподавателями;

• принять участие в организации, подготовке и проведении конкретного творческого дела со студентами;

• стать консультантом конкретного студента, группы студентов, проявивших инициативу в том или ином виде деятельности;

• оказать студенту индивидуальную педагогическую поддержку в решении им важной для него проблемы.

В проектах и делах преподаватель в зависимости от обстоятельств может быть лидером, активным участником, участником, гостем и т. п.

Вопрос. В какой роли может выступать преподаватель в воспитательной работе со студентами?

Ответ. Преподаватель может выбрать одну или несколько ролей. Это:

• куратор студенческой группы;

• организатор — лидер студенческого объединения;

• постоянный консультант проекта;

• временный консультант проекта, конкретно -го дела;

• помощник руководителя студенческого объединения;

• член жюри конкурса, соревнования, олимпиады;

• участник команды студентов и преподавателей, объединенных одним интересом (напр. КВН) и др.

Вопрос. С кем вместе преподаватель может заниматься воспитательной работой со студентами?

Ответ. С коллегами по кафедре, по факультету, из общеуниверситетских структур, с коллегами из других вузов, в одиночку. Не забудьте, что теперь на каждом факультете есть зам. декана по воспитательной работе! Со своими идеями и предложениями вы также можете прийти в научно-практический центр развития воспитательной деятельности Герценовского университета.

Вопрос. Как систематически преподаватель должен заниматься внеаудиторной работой?

Ответ. Лучше, если постоянно, по определенному плану реализации конкретного проекта. Но это могут быть разовые дела.

Вопрос. Где и как преподаватель может представить проделанную воспитательную работу со студентами?

Ответ. Это можно сделать:

• на конкурсе проектов воспитательной деятельности;

• в университетских СМИ;

• на сайте университета;

• в профессиональном портфолио преподавателя;

• на празднике профессиональных достижений;

• на семинарах по проблемам воспитательной деятельности в вузе;

• в публикациях об опыте воспитательной деятельности в вузе.

Беседу записала А. А. Колчина, аспирантка кафедры педагогики

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Научно-практический центр развития воспитательной деятельности создан по приказу № 2271 от 14 апреля 2004 года в соответствии с решением Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена (протокол № 8). С 1 сентября 2004 года центр начал свою работу.

В соответствии с положением деятельность научно-практического центра направлена на решение следующих задач:

• научно обоснованное выделение приоритетов развития воспитательной деятельности в Гер-ценовском университете, определение ее стратегии и тактики;

• разработка и внедрение конкретных практи-ко-ориентированных механизмов и форм организации воспитания студентов в университете;

• научно-методическое со-действие студентам, преподавателям в реализации на практике их сози-

дательной инициативы, прежде всего в сфере образования, а также в других сферах деятельности, развиваемых в университете;

• организация научного сообщества исследователей для выполнения педагогических исследований по актуальным проблемам воспитания в системе непрерывного образования;

• научно-методическое сопровождение экспериментальной воспитательной работы в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования, высшего педагогического образования, в детских и молодежных общественных объединениях.

С сентября 2004 года по настоящее время научно-практическому центру удалось разработать и реализовать целый ряд значимых для развития воспитательной деятельности в университете и городе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.