учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия (филологический факультет) и акмеологи-ческого научно-практического центра (факультет психологии и дефектологии);
• укрепление интеграционных связей путем привлечения руководителей учреждений образования и педагогов к учебному процессу в МордГПИ;
• расширение количества и качества дополнительных образовательных услуг (перечня, объема, состава получателей), увеличение доли платных образовательных услуг, поиск дополнительных источников финансирования совместных проектов.
Таким образом, сотрудничество педагогического вуза с учреждениями системы дошкольного, общего, инклюзивного, профессионального, послевузовского и дополнительного образования обеспечивает высокий уровень решения проблемы создания и совместного использования профессионально-развивающих ресурсов в условиях НОК.
Литература
1. Еремина С.С. Всероссийский молодеж-
ный форум «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии» // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3.
2. Винокурова Н.В. О возможностях иннова-
ционного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. С. 14-16.
3. Материалы о деятельности Мордовского
базового центра педагогического образования / Под общ. ред. В.В. Кадакина; Мор-дов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. 233 с.
4. Шукшина Т.И. Development of innovation
infrastructure in pedagogical university (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 262-264.
5. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр
педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. 2011. № 4. С. 76-86.
VARDANYANJ, SHUKSHINA T. THE PROFESSION-DEVELOPING RESOURCES OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX
This article is devoted to the problems of creation and using of the profession-developing resources ofthe scientific and educational complex in conditions ofcooperation ofthe teacher's training institute with the departments of preschool, general, inclusive, professional, further and additional education system.
Key words: scientific and educational complex, profession-developing resources, pedagogical staff training, qualification raising system, integration centre for pedagogical community cooperation.
с.в. кутняк, доцент, Карьерообразующий
проректор по воспитательной потенциал
работе воспитательной среды
В статье представлены основные направления создания и развития в педагогическом вузе воспитательной среды, способствующей становлению и реализации профессиональной карьеры будущего педагога.
Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, профессиональная карьера, карьерообразующая среда, студенческий совет, студенческое самоуправление.
Органичной составляющей воспита- ентация студентов на ценностно-смысло-тельной деятельности вуза является ори- вые стратегии профессионального и лично-
стного роста. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в профессиональной карьере добиваются те люди, которые уже со студенческой скамьи проявляли социальную активность, реализовывали себя в различных видах вне-учебной деятельности: общественной, спортивной, культурной, коммуникативной, научной и т.д.
Целью воспитательной работы в Морд-ГПИ является создание личностно-ориен-тированного воспитательного пространства, характеризующегося оптимальными социокультурными и образовательными условиями для развития гармоничной, всесторонне развитой личности будущего педагога, члена общества, обладающего граж-данскимсамосознанием, чувством долга и ответственности, компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста, готового к успешной реализации карьерного потенциала в постоянно меняющихся условиях социума.
Реализации данной цели способствует осуществление воспитательной деятельности в институте по следующим направлениям:
• объединение в рамках воспитательного пространства культуросообразной, информационно-коммуникативной, креативной, обучающей, здоровьесберегающей, психолого-коррекционной среды для освоения студентом общечеловеческих культурных ценностей;
• обеспечение взаимосвязи внеучеб-ной деятельности с учебной и научной деятельностью;
• воспитание гражданина России, патриота, ответственного за судьбы большой и малой Родины;
• создание условий для интеллектуального, творческого, культурного обмена и общения, способствующих самоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента;
• развитие студенческого самоуправления;
• формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи.
Для решения поставленных задач в вузе создана организационная структура управления внеучебной деятельностью студентов во главе с проректором по воспитательной работе, в обязанности которого входит планирование и координация всего воспитательного процесса в вузе, взаимодействие института с различными организациями и учреждениями при решении социальных вопросов, касающихся жизни студенческой молодежи. Планирование воспитательной работы осуществляется на уровне вуза, факультета, кафедры, академической группы, а также органов студенческого самоуправления, творческих коллективов и объединений. С целью повышения эффективности управления воспитательной работой ежегодно проводится анализ системы, ее корректировка на основе результатов опросов и анкетирования студентов, подводятся итоги внеучебной деятельности. При этом главным условием успешности воспитательной работы в институте является стимулирование интереса студентов к учению, создание атмосферы культа знаний и науки.
В становлении профессиональной карьеры будущих педагогов важную роль играют инициативность, самостоятельность в организации личностной стратегии поведения и деятельности, ответственность в принятии решений. Механизм формирования умения принимать самостоятельные решения, брать ответственность за результаты своей деятельности, за коллектив людей и профессиональное развитие положен в основу студенческого самоуправления. Реализуемая в вузе модель студенческого самоуправления базируется на предоставлении каждому студенту возможности проявить себя, стать участником общественно значимой деятельности, раскрыть свой творческий потенциал в учебной, научной, общественной, культурной и спортивной жизни вуза, региона, страны и внести свой посильный вклад в совершенствование системы студенческого самоуправления вуза. Это достигается за счет установления парт-
нерских отношений между студентами - в лице Объединенного студенческого совета - и администрацией МордГПИ, обеспечивающей поддержку всех инициатив и начинаний студенческого актива вуза.
Система студенческого самоуправления представлена разнообразными студенческими объединениями и организациями, как то: студенческие профильные отряды, студенческий совет,старостат, студенческое научное сообщество, студенческий клуб, спортивный клуб, пресс-центр, клубы единомышленников, академия талантов, центр профориентации «Твой выбор», студенческое бюро по трудоустройству «Карьера» и др. Представительство студенческих объединений определяет своей миссией внедрение инновационной деятельности, способствующей развитию личностных качеств, необходимых для карьерного становления: лидерства, конкурентоспособности, мобильности, креативности, коммуникативности, профессиональной культуры.
Неотъемлемая часть воспитательной деятельности института - развитие педагогического движения. С этой целью в вузе действует общественная молодежная организация «Ассоциация педагогических отрядов МордГПИ», в которую вошли 11 педагогических отрядов. Данной деятельностью охвачено более 600 студентов. Педагогические отряды комплектуются разными специалистами, в зависимости от штатного расписания лагеря и необходимого количества вакансий.
По итогам летнего трудового семестра 2011 г. отряд «Максимум» признан победителем республиканского конкурса педагогических отрядов, а институт за сохранение традиций и большой вклад в развитие движения студенческих педагогичес-кихотрядов награжден дипломом Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи. Важно отметить, что деятельность педагогических отрядов круглогодична и не ограничивается только работой в летних оздоровительных лагерях. За каждым отрядом закреплено образова-
тельное учреждение (детский дом, школа-интернат, детский санаторий и т.д.), где студенты организуют и проводят различные воспитательные мероприятия: праздничные концерты, благотворительные акции, Дни здоровья, конкурсно-игровые программы.
Одним из факторов, способствующих формированию карьерной мотивации и развитию социальной активности студентов педагогического вуза, является волонтер-ство, так как целевая установка будущего учителя на карьерный рост носит гуманизированный характер и больше связана не с ориентацией на получение власти, а с карьерой какинструментом самореализации, повышения социального и профессионального статусов, престижа выбранной профессии.
В МордГПИ создан и успешно работает студенческий волонтерский отряд «Стиль жизни», представленный студентами различных факультетов. Разработанная совместно с Республиканским комитетом по делам молодежи Программа подготовки волонтеров включает в себя восемь модулей (общие основы волонтерской деятельности, тренинг лидерских качеств, английский язык в сфере межкультурного
общения, организация и обслуживание спортивных мероприятий и соревнований и др.). Волонтеры института являются постоянными организаторами и помощниками в проведении всех спортивных и культурно-массовых мероприятий, организуемых в городе и республике. Институтом подписано соглашение о взаимодействии с Автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани ». Участие студентов в волонтерской деятельности способствует формированию у них таких моральных качеств, как отзывчивость, милосердие, стремление к самопожертвованию, альтруизм. Культивирование в молодежной среде идеи социального служения особенно важно сегодня, когда на смену нравственным ценностям приходят прагматические, а личное участие в общественной жизни переосмысливается с учетом собственных интересов и выгоды.
Одним из приоритетных направлений социальной политики института является формирование идеологии здорового образа жизни, создание условий для укрепления физического и духовного здоровья всех участников образовательного процесса, улучшения условий труда, учебы и вне-учебной деятельности. Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
■ привлечение внимания студентов и преподавателей к проблемам физического и духовно-нравственного здоровья;
■ пропаганда здорового образа жизни на основе лучших традиций, в том числе традиций вуза;
■ популяризация физической культуры и спорта;
■ поддержка эффективных инициатив в развитии здоровьесберегающих технологий;
■ создание условий общедоступности занятий физической культурой и спортом;
■ организация широкой сети спортивно-оздоровительных мероприятий,комп-
лексов, центров профилактики, социальной и психологической помощи студенческой молодежи;
■ содействие снижению уровня преступности, алкоголизма и наркомании;
■ сохранение и укрепление здоровья студентов и сотрудников;
■ совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Традиционным в институте стало проведение Дней здоровья, соревнований по различным видам спорта, летней и зимней спартакиады среди студентов и преподавателей и др. Ежегодно совместно с республиканским Центром Олимпийской подготовки организуется спортивный праздник «Пьедестал для чемпиона», на который приглашаются учащиеся школ города и республики. В настоящий момент организационными формами спортивно-массовой работы охвачены все студенты 1-5-х курсов очной формы обучения.
Гордостью вуза является футбольная команда, которая в октябре 2011 г. одержала победу в предварительном этапе Первенства России среди студенческих команд Межрегионального союза «Приволжье » по футболу в Нижнем Новгороде. Победа в этом турнире дала возможность футбольной команде участвовать в первенстве России среди студенческих команд в г. Казани.
По результатам Всероссийского смотра-конкурса образовательных учреждений, проводимого в 2011 г. Минобрнауки РФ, МордГПИ занял второе место среди вузов в номинации «Лучший институт России по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов за 2010/2011 учебный год».
Общеизвестно, что одним из факторов успешного карьерного роста является установка на овладение культурой здоровье-сбережения. Особенно важно, если ее пропагандируют сами молодые люди. В целях профилактики асоциального поведения в молодёжной среде в институте уже третий год функционирует студенческий отряд «Линия жизни». Члены отряда совместно
с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по РМ, работниками общественной организации «Красный Крест», органами полиции, медицинскими учреждениями проводят профилактическую работу по проблемам алкоголизма, курения, наркомании, ВИЧ-инфекции не только со студентами института, но и с учащимися образовательных учреждений города и региона.
Неотъемлемым элементом воспитательной среды института, реализующим консалтинговые программы профессионального самоопределения и развития карьеры, являются студенческий центр профориентации «Твой выбор» и студенческое бюро трудоустройства «Карьера». Деятельность центра профориентации ведется по таким направлениям, как привлечение выпускников образовательных учреждений для обучения в институт; участие в организации встреч, собраний, форумов с выпускниками и их родителями, в работе профориен-тационных служб в образовательных учреждениях, в создании информационного банка выпускников образовательных учреждений Республики Мордовия; оказание консультативных и информационных услуг школьникам образовательных учреждений.
В течение года студенческая профбри-гада задействована в реализации различных проектов, так или иначе связанных с работой со школьниками. Уже пятый год в дни школьных каникул в институте стартует проект «Знание. Качество. Успех», целью которого является проведение комплекса учебных занятий по подготовке школьников к ЕГЭ по всем учебным предметам, ориентация их на педагогическую профессию, знакомство со структурой института, уровнем получаемого образования. В проекте принимают участие более 100 выпускников школ республики, которые на несколько дней по-
гружаются в реальную студенческую жизнь. Кроме проведения учебных занятий, проект включает мероприятия творческого и досугового характера. Курируют старшеклассников студенты - члены студенческого центра профориентации. Как показывают результаты приемной кампании нескольких последних лет, большинство абитуриентов МордГПИ были привлечены именно силами данной службы.
В задачи студенческого бюро по трудоустройству «Карьера» входят: взаимодействие с компаниями в сфере содействия трудоустройству и временной занятости студентов и выпускников МордГПИ; организация и проведение массовых мероприятий, способствующих трудоустройству; сотрудничество с выпускниками института. Стратегическим направлением деятельности данного подразделения является психолого-педагогическая и организационная поддержка карьерного развития студентов. Выступая в качестве посредника между образовательными учреждениями и будущими педагогами, бюро реализует собственные программы содействия трудоустройству и временной занятости студентов. В практике деятельности данной службы используются такие формы работы, как ведение базы данных выпускников и вакансий на рынке образовательных услуг; индивидуальное консультирование студентов
по подготовке резюме, сопроводительных писем, по разработке личного карьерного плана; проведение «Дней карьеры факультетов »и «Ярмарок вакансий»; карьерные и рекрутинговые мероприятия с участием руководителей общеобразовательных учреждений и органов управления образованием и ведущих кадровых агентств; тренинги по построению карьерного вектора, развитию карьеры; проведение встреч с выпускниками и т.д.
В настоящее время в студенческой среде института растет понимание собственной роли и значимости. Во многом это происходит благодаря сложившейся в вузе системе стимулирования студентов к отличной учебе, участию во внеурочной деятельности, соблюдению норм, правил, традиций вуза. Сегодня в институте введена 9-уровневая система стипендиального обеспечения студентов: выплаты варьируются от стандартных 1,2 тыс. руб. до 7 тыс., что зависит от успехов в учебе, участия в общественной и культурной деятельности, научных и спортивных достижений и ряда других показателей. Многие студенты, занимающиеся научной и грантовой деятельностью, получают ежемесячно до 20 тыс. руб. Данные подходы к стипендиальному и материальному обеспечению мотивируют студентов на хорошую учебу, стимулируют их участие в научной и общественной жизни института, республики, способствуют развитию активной гражданской позиции.
Созданная в институте воспитательная среда оптимизирует процесс формирования у будущих педагогов необходимых компетенций и компетентностей, личностных качеств и интересов, являющихся значимыми факторами, обеспечивающими развитие профессиональной карьеры. Особая
роль в организации досуговой деятельности и активизации творческого потенциала студентов отводится студенческому клубу, на базе которого существует 12 творческих коллективов и 7 клубов единомышленников. Многие из них известны не только в республике, но и за ее пределами. Так, в 2011 г. фольклорный ансамбль МордГПИ «Васельга» стал победителем Всероссийского национального фестиваля-конкурса традиционного народного творчества молодежи «Есенинская Русь» в Рязани. Хоровая студия «Лейне » является дипломантом II и III степеней Фестивалей университетских хоров России, лауреатом республиканских фестивалей искусств. Постоянный участник фольклорных фестивалей фольк-лорно-этнографическая студия «Вирява» пополнила институтский и республиканский этнографический музей ценными экспонатами.
Этот обширный, но далеко не исчерпывающий перечень студенческих творческих объединений свидетельствует о реальных возможностях для саморазвития, личностного и карьерного роста студенческой молодежи вуза. Любой творчески настроенный студент может выбрать занятие по душе.
Таким образом, воспитательная среда педагогического вуза призвана решать задачи не только профессионального становления студента, но и формирования его личностных качеств с учетом будущей профессиональной деятельности, а также оказания ему помощи в выстраивании образовательной траектории без ущерба психи-ческомуи физическому здоровью. Студенты осознают, что профессионально-карьерные достижения являются следствием профессионально-личностного роста уже на этапе вузовского обучения.
KUTNYAKS. CAREER POTENTIAL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT The article presents the main directions of the creation and development of educational environment at the teacher's training university. It's main function is to assist in realization of future teacher's professional career.
Key words: educational work, extracurricular activities, career development, career, student council, student government.