13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова - М., 1991.
14. Фоменко, Т.М. Французский язык. Тесты как форма контроля. - М., 2008.
15. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2007.
16. Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование. - М., 1989.
17. Алещанова, И.В. Тестирование как метод педагогического контроля качества знаний студентов / И.В. Алещанова, Л.М. Бурдоленко / / Известия Волгоградского гос. техн. ун-та.- Волгоград. - 2005. - № 4. - Вып. 2.
18. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М., 2000.
19. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций. - М., 2006.
20. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 2002.
21. Merriam-Webster Online Dictionary [Э/р]. - Р/д: http://www.merriam-webster.com/dictionary/
Bibliography
1. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 2006.
2. Skibickiyj, Eh.G. Pedagogicheskaya poleznostj kak sredstvo ocenki kachestva kompjyuterizirovannogo kursa. - Novosibirsk, 1996.
3. Maksimova, G.A. Problemih obucheniya inostrannomu yazihku v kontekste yazihkovogo plyuralizma // Kuljtura protiv terrorizma. Rolj kuljturih v razvivayuthemsya obthestve: materialih mezhd. nauchno-praktich. konf. - Kaluga, 2005.
4. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.
5. Talihzina, N.F. Deyateljnostnihyj podkhod k mekhanizmam obobtheniya // Voprosih psikhologii. - 2001. - № 3.
6. Levina, M.M. Tekhnologii professionaljnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M.,
2001
7. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev [i dr.]. - M., 2008.
8. Polonskiyj, V.M. Tezaurus informacionno-poiskovihyj po narodnomu obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2000.
9. Klarin, M.V. Tekhnologiya obucheniya: ideal i realjnostj. - Riga, 1996.
10. Yanushkevich, F. Tekhnologiya obucheniya v sisteme vihsshego obrazovaniya. - M., 1986.
11. Likhachev, B.T. Pedagogika: kurs lekciyj / ucheb. posobie dlya studentov pedagog, ucheb. zavedeniyj i slushateleyj IPK i FPK. — M., 2001.
12. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii. - M., 1998.
13. Metodika obucheniya inostrannihm yazihkam v sredneyj shkole / pod red. G.V. Rogova, F.M. Rabinovich, T.E. Sakharova - M., 1991.
14. Fomenko, T.M. Francuzskiyj yazihk. Testih kak forma kontrolya. - M., 2008.
15. Samihlkina, N.N. Sovremennihe sredstva ocenivaniya rezuljtatov obucheniya. - M., 2007.
16. Kokkota, V.A. Lingvodidakticheskoe testirovanie. - M., 1989.
17. Alethanova, I.V. Testirovanie kak metod pedagogicheskogo kontrolya kachestva znaniyj studentov / I.V. Alethanova, L.M. Burdolenko // Izvestiya Volgogradskogo gos. tekhn. un-ta.- Volgograd. - 2005. - № 4. - Vihp. 2.
18. Balihkhina, T.M. Slovarj terminov i ponyatiyj testologii. - M., 2000.
19. Utrobina, A.A. Metodika prepodavaniya i izucheniya inostrannogo yazihka: konspekt lekciyj. - M., 2006.
20. Avanesov, V.S. Kompoziciya testovihkh zadaniyj. - M., 2002.
21. Merriam-Webster Online Dictionary [Eh/r]. - R/d: http://www.merriam-webster.com/dictionary/
Статья поступила в редакцию 29.06.12
УДК 378:37.013
Koulbakh O.S., Zinkevich E.R. TO THE PROBLEM OF EDUCATING MEDICAL STUDENTS AS AN INTEGRAL PART OF PROFESSIONAL EDUCATION. The article deals with the problem of education of medical students in the way of contemporary approaches to the higher professional education in connection with its modernization. The authors emphasize the importance of education in contexts of teaching in the higher medical school.
Key words: higher education, medical education, education, education system, technology education.
О.С. Кульбах, д-р мед. наук, проф. каф. общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин Санкт-Петербургской гос. педиатрической медицинской академии, г. Санкт-Петербург,
E-mail: os_koulbakh@mail.ru; Е.Р. Зинкевич, канд. пед. наук, доц. каф. общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин Санкт-Петербургской гос. педиатрической медицинской академии, г. Санкт-Петербург, E-mail: lenazinkevich@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема воспитания студентов медицинских вузов в свете современных подходов к организации высшего профессионального образования в связи с его модернизацией. Авторы подчеркивают особое значение воспитания в условиях обучения в высшей медицинской школе.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, медицинское образование, воспитание, воспитательная система, технология воспитания.
В связи с реформированием современной системы высшего профессионального образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания студентов стоит особенно остро. Воспитание является неотъемлемой частью процесса профессионального образования наряду с обучением и его личностная и социальная значимость очевидна.
Ведущими характеристиками современного профессионального образования является компетентностно-ориентированный подход, личностно и профессионально ориентированный подход, деятельностный подход, интегративно-проблемный подход, непрерывность образования, гуманитаризация, гуманизация образования и технологизация образовательного процесса. Как правило, профессорско-преподавательский состав вузов ориентирует эти подходы на процесс обучения, забывая о том, что в равной мере они должны применяться и к процессу воспитания.
Происходящий в российских вузах переход от знаниевого подхода к компетентносто-ориентированному переводит оценку результатов образования с понятий «образованность» на понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентностно-ори-ентированный подход означает овладение будущими специалистами общекультурными и профессиональными компетенциями, что детерминирует роль и значение воспитания, актуализируя перспективные потребности не только общества и государства, но и личности [1]. Формирование профессиональных компетенций приобретает особое воспитательное значение именно в медицинском вузе, учитывая условия их становления в клинике, в процессе общения с больными и коллегами. Через содержание предмета осуществляется воспитание ценностного отношения к человеку, к профессии врача, и к себе, как к представителю профессионального сообщества.
Целью личностно ориентированного подхода является формирование целостного человека в единстве его природной и социальной сущности. Личностно ориентированная парадигма образования требует взаимопроникновения воспитания и обучения, соединяя эти две вузовские сущности в процессе помощи, поддержки и сопровождения личностного и профессионального становления студента [2].
Процесс профессионального становления личности становится эффективным, когда студент выступает не объектом, а субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации личностного подхода. Сущность личностного подхода заключается в отношении к каждому человеку как к уникальности, что связано с готовностью и преподавателей, и студентов воспринимать каждого человека, как заведомо интересного, не обязательно похожего на других.
Основу интегративно-проблемного подхода составляет межпредметная интеграция по горизонтали и по вертикали, что способствует созданию стройной системы процесса обучения, обеспечивающей формирование системного клинического мышления будущих специалистов. Интеграция обязана касаться не только учебных форм организации образовательного процесса, но и внеучебной воспитательной работы, при этом целеполагающим должно стать формирование ценностного отношения к профессии. Основу обучения и воспитания должны составлять проблемно-поисковые ситуации, обеспечивающие развитие критического мышления, творческого отношения к учебно-познавательной деятельности и формирование познавательного интереса, составляющего начало мотивации учения.
Непрерывность образования - «образование через всю жизнь» - актуализирует задачу профессионального становления, следовательно, и конкурентоспособности человека в течение всей его жизни. Эта задача решается благодаря выстраиванию перспективных линий в образовательном маршруте. Преимуществами непрерывного образования является возможность более полной самореализации, ценностного отношения к себе, что выражается в адекватной самооценке и чувстве личного достоинства и ощущения себя субъектом социального взаимодействия. Одним из важных результатов непрерывного образования является столь же непрерывное развитие, совершенствование или, в крайнем случае, поддержание на стабильном уровне когнитивных психических процессов, таких как мышление, внимание, память, восприятие и воображение, а также речи как психической функции, обеспечивающей межличностную коммуникацию.
Реализация государственного заказа на воспитание личности выдвигает на первый план требования гуманизации всего образовательного процесса. Гуманитаризация в медицинском вузе направлена на воспитание у студентов гуманного отношения к человеку, толерантности и эмпатии. Следует указать три ведущих направления гуманитаризации медицинского образования: усиление гуманитарной направленности преподавания теоретических и клинических дисциплин; увеличение объема собственно гуманитарных знаний; гуманизация среды развития личности студента, т.е. всех сторон жизнедеятельности высшего учебного заведения.
В настоящее время вопрос, касающийся технологизации образовательного процесса, все чаще находится в фокусе внимания исследователей в связи с поиском новых деятельностно-ориентирующих технологий формирования компетенций. Но в педагогике высшей школы не представлены технологии воспитания, хотя, по мнению авторов, они являются составной частью современного технологического образовательного процесса.
Традиции обучения и воспитания в высшей медицинской школе во многом основываются на идеях замечательного врача и педагога Н.И. Пирогова. По мнению современников, Н.И. Пирогов обладал широкой эрудицией, позволившей ему особым образом выделить воспитание как неотъемлемую часть подготовки будущих врачей. «Каждый учитель должен, прежде всего, усвоить, что наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется, - иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, - другой важный элемент - воспитательный» [3, с. 157]. С точки зрения ученого, преподаватель должен не только учить, но и воспитывать. Многое из сказанного Н.И. Пироговым не потеряло своего значения и в наши дни, было воспринято последующими поколениями врачей -педагогов и положено в основу современных подходов к организации воспитания в медицинском вузе. «Блестящие очерки
Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», касающиеся проблем воспитания и развития личности, стали опорной точкой для многих новаций (от позднелат. novatio - обновление, изменение) в учебно-воспитательных учреждениях современной России» [4, с. 27]
В своих сочинениях Н.И. Пирогов показывает глубинный смысл воспитания, касается его роли в личностном становлении будущего врача. Великий русский педагог К.Д. Ушинский, рассматривая значение наследия Н.И. Пирогова, в своей статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» отметил: «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения <...>» [5, с. 226].
Воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на субъектов общества, именно это позволяет транслировать культуру и сохранить преемственность между поколениями. Наряду с этим воспитание выполняет функцию взаимодействия между старшим и младшим поколением, обеспечивая последним адаптацию, социализацию в социум, интеграцию в существующую систему общественных отношений.
Это социальное явление закономерно отражает тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки. Наиболее важными, с нашей точки зрения, являются идеи ориентации на индивидуальность, педагогическое сотрудничество, сохранение и воспроизводство профессиональной культуры.
Рассматривая проблему воспитания студентов в медицинском вузе, следует помнить, что понятие личности врача является комплексным и многоплановым. Наиболее сложным и важным является становление личностно-профессиональной позиции будущего специалиста. Становление этой позиции характеризует феномен духовности человека, вносящий смысл в многогранное пространство его бытия. Духовность понимается как более высокий уровень развития сознания и самосознания [6].
Культура врача - это стержень его деонтологически и психологически грамотного клинического мышления и поведения, нравственного самосознания.
В рамках понятия «культура» выделяется несколько сфер:
• духовная культура - это внутренняя, глубоко личностный пласт жизненных приоритетов, ценностей и вектор нравственного самосовершенствования человека и общества;
• образованность - система знаний, формирующая мировоззренческую позицию индивида, обеспечивающая его личностное развитие и стремление к самосовершенствованию;
• социальная культура - культура человека как члена общества;
• профессиональная культура - это культура человека в реализации своей профессиональной деятельности;
• физическая культура - культура и гигиена тела.
Культура реализует свою функцию развития личности только
в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
Традиционно в образовательном учреждении реализуются различные направления воспитания. Блоки дисциплин, представленные в учебных планах медицинских специальностей, дают возможность получения:
• нравственно-деонтологического; эстетического, физического, гражданско-патриотического и интернационального воспитания (гуманитарный блок);
• умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);
• профессионального воспитания - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Воспитательная работа в медицинском вузе направлена на становление личности будущего врача. В связи с чем, ее организация должна осуществляться на основе системного подхода и включать в себя следующие этапы:
1. Определение компонентов личности студента - будущего профессионала, выступающих мишенями воспитательной работы.
2. Разработка концептуальных основ воспитательной системы вуза (определение цели, задач, форм и методов ее осуществления).
3. Обеспечение информационного, психолого-педагогичес-кого, научно-методического сопровождения воспитательного процесса.
4. Создание системы воспитательного мониторинга, обеспечивающего диагностику процесса и результата воспитания.
5. Формирование организационной структуры обеспечения воспитательной работы в вузе.
Этот подход позволяет создать воспитательную систему в вузе, сохраняя традиции и учитывая особенности современной ситуации.
Понятие воспитательной системы в настоящее время является ключевым в педагогике, поскольку обладает свойством широты и является единством общего, особенного и единичного. Воспитательная система является одновременно психологопедагогической и социально-педагогической, поскольку оказывает влияние на студентов, как через процесс обучения, так и через включенность в окружающую среду; через отношения между студентами, их родителями, преподавателями; через психологический климат, созданный на факультете, в вузе.
Развитие воспитательной системы определяется, в первую очередь, субъективными факторами, поскольку ее создателями и субъектами являются люди разных возрастов и личностной направленности - люди творческие, нестандартные, консервативные и т.д. Ввиду сложности этого социального организма управление воспитательной системой должно осуществляться одновременно в трех плоскостях: системой как целым, каждым ее компонентом в отдельности и взаимодействием компонентов.
Цель воспитательной системы - создание условий для полноценного развития всех субъектов системы, в первую очередь, через создание гуманистических, демократических отношений между преподавателями и студентами, через творчество, самоуправление, самоактуализацию.
Системообразующей является совместная творческая деятельность преподавателей и студентов, которая реализуется в различных формах, например:
• проведение Дня кафедры, Дня специалиста;
• работа студенческого научного общества (СНО);
• организация встреч студентов с сотрудниками медицинских и научных учреждений города, клубной деятельности, волонтерского движения;
• ежегодные научные студенческие конференции;
• дежурства студентов в медицинских учреждениях города и области;
• тренинги и другие формы работы.
Эти формы творческой деятельности предполагают реализацию всех направлений воспитания, но в зависимости от курса, на котором обучаются студенты, в каждом направлении актуализируется наиболее значимые для момента личностного развития [7].
Субъекты системы - студенческий и профессорско-преподавательский коллектив. Одним из условий успешного взаимодействия субъектов этой системы является межличностное сотрудничество, которое должно строиться на основе профессиональной этики корпоративной культуры. Профессиональная этика - это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер отношений между людьми, объединенными единой профессиональной деятельностью. Корпоративная культура - это модели поведения, которые поддерживаются и разделяются субъектами профессионального сообщества в процессе деятельности, детерминируя ее внутреннюю интеграцию.
Одной из главных задач воспитательной системы является создание гуманистических отношений, возникновению которых способствует совместная проектная деятельность. Она обеспечивает особые доверительные отношения между субъектами совместной деятельности, творческую атмосферу, продуктивное педагогическое сотрудничество.
Формирование педагогического сотрудничества возможно в виде: бинарных лекций, интегрированных практических занятий, совместной организации практики и сопровождения курсовых проектов разными специалистами, написания научно-педагогических трудов творческими коллективами.
В своей статье мы уже упоминали о том, что технологиза-ция образовательного процесса является составной частью системы обучения, но в ней отсутствуют технологии воспитания в высшей школе. С нашей точки зрения, педагогическая техноло-
Библиографический список
гия воспитания есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности преподавателей и студентов по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий как для одних, так и для других его участников, реализующих идею полной управляемости воспитательным процессом. И если подходить к понятию «педагогическая технология воспитания» с позиций личностного подхода, то в ней можно выделить следующие признаки:
• возможность воспроизведения (и распространения) технологии применительно к заданным условиям;
• результативность - высокая степень достижения запланированного уровня воспитанности;
• направленность на развитие личности;
• целеполагание (таксономия)
• организация воспитательного процесса в соответствии с учебными целями, то есть через содержание учебных дисциплин и через «погружение» в различные модели будущей профессиональной деятельности;
• мониторинг уровня воспитанности студентов:
• исходная (стартовая) диагностика - для получения информации о состоянии нравственной сферы и готовности студентов к ее преобразованиям;
• текущая или промежуточная диагностика - с целью выявления пробелов в ходе воспитательной работы и необходимости коррекции состояния нравственной сферы;
• итоговая диагностика - для оценки конечного уровня воспитанности выпускников.
Разработке педагогической технологии воспитания в конкретном вузе предшествует создание технологического проекта. Технологический проект - это научное описание последовательности действий преподавателей и студентов в рамках образовательной системы, создание абстрактной модели воспитания. На уровне абстрактной модели любая педагогическая технология воспитания «обретает лицо», становится реальной разработкой, руководством к действию, что позволяет использовать ее в личностно ориентированном контексте.
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию воспитательной деятельности в различных формах.
Прежде всего, следует исходить из необходимости подчинения содержания предмета не только профессиональным знаниям, но и воспитательному результату, который должен заключаться в качественных материальных и идеальных изменениях личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивацион-но-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности [8].
Непременным требованием к организации любого вида воспитательной деятельности является создание условий обязательного переживания студентом положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой, веры в свои силы и возможности, что, в свою очередь, будет способствовать формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности [9]. Социально окрашенные мотивы поведения и деятельности обеспечивают постепенное вхождение в профессию врача и овладение необходимыми компетенциями, значимыми для специалиста.
Следует подчеркнуть, что технология воспитания, должна применяться сообразно личностным и возрастным особенностям студентов, лишь тогда она будет содействовать нравственному и профессиональному становлению личности.
Подводя итоги, можно резюмировать следующее: воспитание студентов медицинских вузов является важнейшим условием становления личности будущего врача. Процесс воспитания должен стать доминантой в подготовке компетентного специалиста, готового не только врачевать тело, но и душу человека.
1. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону, 2002.
2. Воспитательная работа со студентами в медицинских вузах (опыт Российского государственного медицинского университета): учеб.
пособие для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / под общей ред. В.Н. Ярыгина. - М., 2005.
3. Пирогов, Н.И. Чего мы желаем? // Сочинения: в 2 т. - Киев, 1910. - Т. 1.
4. Медицина - культура - милосердие: книга-альбом. - СПб., 2002.
5. Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М., 2005. - Кн. 1: Проблемы педагогики.
6. Ковалев, В.Л. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.
8. Аверин, В.А. Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе: учеб. пособие для преподавателей / В.А.. Аверин, Е.Р Зинкевич, О.С. Кульбах. - СПб., 2011.
9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М., 1983. - Т. 1.
Bibliography
1. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posobie I pod red. M.V. Bulanovoyj-Toporkovoyj. - Rostov-na-Donu, 2002.
2. Vospitateljnaya rabota so studentami v medicinskikh vuzakh (opiht Rossiyjskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta): ucheb. posobie
dlya prepodavateleyj medicinskikh i farmacevticheskikh vuzov I pod obtheyj red. V.N. Yarihgina. - M., 2005.
3. Pirogov, N.I. Chego mih zhelaem? II Sochineniya: v 2 t. - Kiev, 1910. - T. 1.
4. Medicina - kuljtura - miloserdie: kniga-aljbom. - SPb., 2002.
5. Ushinskiyj, K.D. Izbrannihe trudih: v 4 kn. I sost., vstup. st., primech. i komment. Eh.D. Dneprova. - M., 2005. - Kn. 1: Problemih pedagogiki.
6. Kovalev, V.L. Motivih povedeniya i deyateljnosti. - M., 1988.
7. Kuzjmina, N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. - M., 1990.
8. Averin, V.A. Teoriya i metodika vospitateljnoyj rabotih v medicinskom vuze: ucheb. posobie dlya prepodavateleyj I V.A.. Averin, E.R. Zinkevich, O.S. Kuljbakh. - SPb., 2011.
9. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. I pod red. V.V. Davihdova, V.P. Zinchenko, A.A. Leontjeva, A.V. Petrovskogo. - M., 1983. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 01.06.12
УДК 371.035.6
LazarevA.A. GRAZHDANSVENNOSTI'S FORMATION AND PATRIOTISM AT STUDENTS СПО: ON THE EXAMPLE OF ACTIVITY OF MILITARY AND SPORTS CLUB “PATRIOT”. In this paper there are understanding of the problem of formation of citizenship and patriotism as an example of the military-patriotic club. Also guidelines for the development of civil and patriotic qualities in students are updated in secondary vocational education.
Key words: citizenship, patriotism, students, military-patriotic club
А.А. Лазарев, соискатель ФГБОУ ВПО «АГПИ имени А.П. Гайдара», преподаватель ФГОУ СПО «Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова», г. Арзамас, E -mail: alex.lazarev.1982@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ СПО: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-СПОРТИВНОГО КЛУБА «ПАТРИОТ»
В работе представлено понимание проблемы формирования гражданственности и патриотизма на примере работы военно-патриотического клуба, актуализированы основы формирования гражданско-патриотических качеств у студенческой молодежи в среднем профессиональном образовании.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм
В современных условиях патриотическое воспитание молодежи и формирование гражданственности приобретает особую актуальность и значимость, так как патриотизм является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Россия XXI века переживает серьёзнейший моральный, духовный и нравственный кризис. Всеобъемлющее влияние запада подорвало весь институт общественной нравственности и гражданского самосознания, а также нивелировала до неузнаваемости принципы отношения людей к обществу, государству, закону, труду и вообще отношения человека к человеку. В последние десятилетия в образовательных учреждениях значительно ослаблена работа по гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи. В условиях экономического кризиса, нестабильной экономической ситуации, наблюдающейся в России, возникают множество проблем: социально-психологическая напряженность, безработица, снижение жизненного уровня у большинства населения, социальное расслоение общества на богатых и бедных. Эти негативные процессы отрицательно влияют на гражданско-патриотическое воспитание молодежи и ведут к усилению социальной напряженности, росту преступности, наркомании и пьянства в молодежной среде. Явно прослеживается тенденция падения престижа военной службы, снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотических ценностей [1].
Развиваясь в таких условиях, личность подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционного национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших. Падение на дно асоциальной и аморальной жизни разрушает их психику и систему привычных жизненных ценностей. Ставший ныне модным цинизм и отрицание моральных норм нередко является признаком душевного расстройства или невроза, защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства и отсутствие теплых отношений с кем бы то ни было. Сохранить свое «Я» в ситуации сложного морального выбора очень важно.
Кардинальные перемены в обществе не могли не затронуть такое важное качество любого любящего свою Родину человека, как патриотизм. Превращение России во второразрядную страну нанесло сокрушительный удар по патриотическим чув-
, студенты, военно-спортивный клуб.
ствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Что мы имеем сейчас? Проводя социологический опрос по вопросам патриотизма среди подростков 15-17 летнего возраста в колледже, мы получили плачевную статистику. Из 100 опрошенных молодых людей только 10 считают себя патриотами России. А на вопрос «Хотели бы Вы уехать из своей страны?» - 92 человека дали утвердительный ответ. Молодёжь сегодня потеряла перспективу жизни, всё больше растёт растерянность, тревога, неуверенность в завтрашнем дне и чувство безысходности, обманутости и доминирующие установки жить «одним днём».
Очень большая проблема причин отсутствия чувства патриотизма заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступило поколение начала 90-х годов XX столетия, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями. Это поколение родилось в совершенно другой стране, и оно требует совершенно иных способов формирования и развития морали, нравственности и патриотизма в Российской Федерации. Одним из деятельностных способов является военно-патриотическое и военно-спортивное движение. Военно-патриотическое воспитание обучающихся - это целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций народа, формирования готовности к выполнению задач по защите Отечества и овладения необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками [2, с. 21].
Военно-патриотические клубы - это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учебная методика военнопатриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.
Интересен в этом смысле опыт работы Арзамасского Военно-спортивного клуба «Патриот», который располагается на базе Арзамасского политехнического колледжа им. В.А. Новикова