Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов Курского государственоного медицинского университета в контексте Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2016-2020 годы»'

Патриотическое воспитание студентов Курского государственоного медицинского университета в контексте Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2016-2020 годы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / МЕДИЦИНА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистяков М. В., Исаенко Т. П., Горюшкин Е. И.

Статья посвящена актуальным проблемам формирования чувства и идеалов патриотизма российских студентов. Описывается многогранная деятельность преподавателей Курского государственного медицинского университета, направленная на воспитание у студентов социальных, нравственных и патриотических качеств, опыт и формы педагогической работы по воспитанию патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистяков М. В., Исаенко Т. П., Горюшкин Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов Курского государственоного медицинского университета в контексте Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2016-2020 годы»»

УДК 37.035.6

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕНОНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016-2020 ГОДЫ»

© 2019 М. В. Чистяков1, Т. П. Исаенко2, Е. И. Горюшкин3

1 старший преподаватель, канд. физ.-мат. наук e-mail: chimish a@yan dex.ru;

2доцент кафедры, канд. мед. наук e-mail: isaenko. tat@yan dex ru 3доцент, канд. пед. наук e-mail: goryushkinfulist. ru

Курский государственный медицинский университет

Статья посвящена актуальным проблемам формирования чувства и идеалов патриотизма российских студентов. Описывается многогранная деятельность преподавателей Курского государственного медицинского университета, направленная на воспитание у студентов социальных, нравственных и патриотических качеств, опыт и формы педагогической работы по воспитанию патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, культура, воспитание, медицина, вуз.

Академик РАО профессор И.А. Зимняя подчеркивает, что система образования страны является той средой, в которой формируются важнейшие общекультурные и профессиональные компетенции современной личности: знания, умения и навыки, способность преодолевать жизненные трудности и успешно разрешать конфликты в современном многонациональном и поликультурном мире [Зимняя]. Сегодня усиливается внимание педагогических исследований высшей школы России к проблемам патриотического воспитания студентов.

Студенческий период - это важный этап воспитания патриотизма, формирования потребности и желания трудиться на благо общества. Во время обучения в медицинском университете формируется отношение студентов к профессии врача и будущим пациентам, к задачам системы здравоохранения России.

Мировой опыт подготовки студентов медицинских вузов показывает, что профессиональные знания, умения и навыки усваиваются тем успешнее, чем выше уровень моральной ответственности и духовного развития будущего специалиста [ 11].

Патриотическое воспитание студентов КГМУ исходит из концепций и принципов федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 годы». В процессе воспитания у молодых людей формируются такие ценностные ориентиры, личностные качества и нормы поведения, которыми обладают подлинные граждане и патриоты России. Для реализации задач патриотического воспитания студенты с первых дней обучения в медицинском университете вовлекаются в практическую деятельность, чтобы научиться делать осознанный выбор, основываясь на опыте поведения, достойном патриота России. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» содержит опыт, знания и традиции по патриотическому воспитанию за последние десять лет с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности,

непрерывности воспитательного процесса в современных условиях экономического и геополитического взаимодействия [Калядина 2016].

Основные задачи программы, которые необходимо учитывать в процессе патриотического воспитания студентов, включают следующие блоки:

• развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания;

• совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

• развитие военно-патриотического воспитания;

• создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

• информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

Студенты КГМУ принимают активное участие в разнообразных видах воспитательно-патриотической деятельности: волонтерское движение, поисковые отряды, спортивные мероприятия (ГТО), художественная самодеятельность (КВН, студенческий театр, музыкальные форумы, вечера поэзии), конкурсы, вечера Памяти, заседания философских, психологических и исторических клубов, научные конференции.

Рассмотрим комплекс мероприятий в КГМУ для реализации вышеуказанных направлений программы патриотического воспитания студентов.

Первый блок - научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания студентов в вузе.

Как отмечает большинство исследователей, в структуре патриотизма есть интеллектуальный компонент, характеризующий знания, взгляды, убеждения человека. Поэтому эффективной практикой патриотического воспитания является знакомство студентов с российскими учеными и выдающимися открытиями, подготовка и выступление с докладами и презентациями на учебных занятиях и научных конференциях.

Чувство патриотизма стало побуждающей силой в деле развития российской науки. Такие ученые, как М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов В.И. Вернадский, изобретатели К.Э. Циолковский, А.И. Попов, Н.С. Коротков внесли огромный вклад в развитие российской науки и техники, демонстрируя пример национального патриотизма и творческого вдохновения. Знакомство студентов с жизнью и деятельностью русских ученых, с их открытиями имеет научно-познавательную ценность для развития интеллектуальных способностей личности, формирует чувство гражданской гордости за научные достижения в нашей стране [Хуторской 1999].

В КГМУ ежегодно проводятся научно-практические конференции, в которых активно участвуют студенты. Организуются студенческие конференции и круглые столы, например: студенческая конференция «Молодежь - практическому здравоохранению», представляющая собой результат совместной работы нескольких вузов, в частности Тверского государственного медицинского университета, Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, Казанской государственной медицинской академии, Ивановской государственной

медицинской академии. В рамках конференции для молодых участников проводятся культурные мероприятия, например экскурсия в Путевой дворец Екатерины II, а также выступление студентов из различных кружков художественной самодеятельности.

Следует отметить эффективность студенческих научных обществ для успешного решения сложных задач патриотического воспитания: творческое общение студентов с учеными КГМУ, изучение научного опыта, разработка новых исследовательских проектов, соединение новаторских идей молодых изобретателей и материально-финансовых ресурсов заинтересованных инвесторов для массового производства, формирование профессиональных умений и навыков.

В КГМУ действует Совет молодых ученых, являющийся общественным органом самоуправления молодых преподавателей, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов. Основными направлениями в деятельности Совета являются: поддержка и координация деятельности молодых ученых и преподавателей, а также закрепление молодых кадров в университете; представительство молодых ученых в административных, общественных организациях и средствах массовой информации; содействие инициативам молодых ученых, направленным на решение социальных проблем; повышение интереса к научной деятельности в молодежной среде. Совет проводит ежегодный конкурс «За успехи в науке» для молодых ученых и выдвигает кандидатов на «Премию Президента РФ и Правительства РФ в области науки и инноваций для молодых ученых». С целью интеграции усилий в поддержке молодежной науки планомерно осуществляется программа сотрудничества с общественными организациями, в частности с Российским союзом молодых ученых, Сообществом молодых врачей и организаторов здравоохранения, Российской молодежной академией наук.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является межведомственное взаимодействие и общественно-государственное партнерство. Начиная с 2015 г. Комитет по делам молодежи и туризму и Совет молодых ученых и специалистов Курской области проводят Региональный форум студенческих научных обществ, молодых ученых и специалистов «Молодежь. Наука. Инновации». Партнерами проекта являются: Администрация Курской области, Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых учёных», Курский государственный университет, Юго-Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет и др.

По результатам форума публикуются сборники материалов, например в 2017 г. сборник вышел под названием «Патриотизм - основа стабильного развития», и в нем освещались проблемы воспитания патриотизма в молодежной среде. Студенты принимают активное участие в работе форума, выступают с докладами, публикуют статьи, создают видео военно-патриотического содержания, которое размещено в Интернете в социальных группах.

Второй блок - совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию студентов вуза.

Важную роль в воспитательно-патриотической работе студентов занимает куратор. Куратор подает студентам пример самоотверженного, сознательного и активного социального поведения и верности гражданскому долгу. Он наставник, друг, помощник студента. Институт кураторства помогает оперативно решать возникающие у студентов проблемы, что очень важно для повышения эффективности всей воспитательной работы.

В университете одним из центров патриотического воспитания является музей КГМУ. Во внеучебное время студенты вместе с кураторами изучают архивы в музейном

комплексе, развивают историческое сознание, знакомятся с выдающимися выпускниками и героями военного времени, осмысливают исторический материал о становлении медицинского университета. В музее проводятся круглые столы, уроки мужества, творческие вечера, выставки работ студентов. В музейном архиве есть альбомы, в которых содержатся документы о выпускниках и сотрудниках вуза, участвовавших во Второй мировой войне. Среди них К.Г. Аносова, А.В. Булгаков, А.И. Друян, С.П. Савлуков,

A.И. Сосин, В.Г. Масленников, Т.А. Тиганова, Г.А. Мерингоф, В.А. Леонов, М.И. Медведева, М.И. Чевычелова, В.Е. Фридляндер и другие.

В музее представлены фотографии всех выпусков врачей и памятных встреч выпускников КГМУ. Одна из экспозиций музея посвящена творчеству сотрудников прошлых лет. Здесь сохранены литературные произведения М. Еськова, А. Кириленко, Ю. Першина, Н. Филатова, В. Трошина, музыкальный альбом авторских песен Р. Бежина. Уникальной считается концертная афиша 1971 г. об инструментальном трио в составе профессоров М.И. Равича-Щербо - основателя биохимической и иммунологической школ КГМУ, профессора кафедры дерматовенерологии

B.А. Леонова и врача-онколога Б.Е. Рябкова.

Память о достижениях студентов и сотрудников вуза имеет большое воспитательное значение для формирования у студентов чувства патриотизма и гордости за свой университет, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет славные традиции культуры и гуманности.

На кафедрах медицинского университета представлены уникальные экспонаты, препараты и приборы для знакомства студентов с изучаемыми дисциплинами, их историей. В музейных экспонатах отражается память о предшествующем этапе развития медицинской науки и культуры, формируя у студентов убеждения о неразрывной связи поколений и интерес к науке.

Традиционно студенты и сотрудники Курского государственного медицинского университета принимают активное участие в государственных праздниках и памятных датах России: первомайская демонстрация, День народного единства, День России, Всемирный день здоровья, День донора, День памяти и скорби и др.

В рамках Центра творческого развития университета проводятся различные музыкальные и поэтические фестивали патриотической направленности. С 2013 г. в КГМУ возрождена традиция студенческих клубов как форма студенческого самоуправления и самоорганизации. Так, например, на кафедре дерматовенерологии создан студенческий клуб «Развитие», деятельность которого направлена на воспитание высокообразованного, культурного и нравственного человека, патриота своей страны. Огромную роль в этом играет эстетическое воспитание. Знаменитый русский хирург Н.Н. Бурденко любил повторять, что врач с ярким воображением ошибается реже, чем честный педант и трудолюбивый исследователь. Члены клуба «Развитие» - частые гости Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, где можно увидеть произведения живописи из фондов самой галереи, собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.

С 1998 г. в Курске регулярно проводится музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова, чьё творчество является национальным достоянием России и всего мира. Фестиваль дает студентам возможность увидеть и услышать на курских сценах известные музыкальные коллективы, такие как Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга под управлением В. Чернушенко, Государственная хоровая капелла им. А. Юрлова, Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина, старейший любительский хор России -

академический хор МГУ им. М.В. Ломоносова, квартет им. Д. Шостаковича, а также знаменитых музыкантов (например, студентам клуба «Развитие» посчастливилось побывать на концертах пианиста Николая Луганского).

В процессе творческой активности студенты приобретают нравственные качества личности: взаимопонимание, терпимость, умение дружить, происходит приобщение к достижениям мировой культуры, отражающие идеалы гуманизма, демократии и многообразие общества. Процесс демократизации воспитания, образования и обучения является необходимым условием эффективности патриотического воспитания [Бондаренко 2015].

Третий блок - военно-патриотическое воспитание студентов, практика руководства поисковых отрядов.

Существующий в Курском государственном медицинском университете волонтерский поисковый отряд «Снежный десант» успешно взаимодействует с такими общественными организациями:

1) МЧС России (проведение лекций о взрывоопасных предметах и действиях при их обнаружении, совместная работа на «Вахтах Памяти»);

2) всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство» (совместная работа на «Вахтах Памяти», помощь при захоронении найденных останков бойцов РККА и мирных жителей);

3) военно-патриотические клубы и поисковые отряды «Русичи», «Долг Родины» и «Память» (совместная работа на «Вахтах Памяти», уроки мужества, лекции о поисковом деле);

4) Союз журналистов Курской области.

Одним из основных направлений работы волонтерского поискового отряда «Снежный десант» является участие в «Вахтах Памяти». Перед участием в данном мероприятии студенты в течение года работают в архиве, ищут дополнительную информацию, связанную с местом будущей работы на «Вахте Памяти», осуществляют разведывательные выезды для проверки имеющихся данных.

За время существования отряда (с 2016 г.) были найдены, подняты и торжественно перезахоронены останки 30 бойцов РККА и 18 мирных жителей. Из них установлены имена 6 бойцов и 1 мирного жителя, были найдены родственники четырех бойцов, которые рассказали об их жизни и поделились удивительными фотографиями.

Благодаря архивной поисковой работе были найдены уникальные документы боевых частей, сражавшихся на территории Курской области. Частично восстановлены события давно минувших трагических лет.

Деятельность отряда отражается в региональных и местных СМИ.

Ежегодно студенты Курского государственного медицинского университета принимают участие в мероприятиях в честь Дня Победы и патриотической акции «Свеча в моем окне». В преддверии празднования Победы в ВОВ активисты профсоюзного комитета студентов КГМУ проводят акцию «Георгиевская ленточка». Лента - это символ уважения к исторической памяти и напоминает о боевых орденах Святого Георгия, Славы и медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Курский государственный медицинский университет принимает участие в памятном возложении цветов и венков, приуроченном памятному событию освобождения города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Мероприятие активизирует интерес к изучению истории России, формирует чувство уважения к прошлому нашей страны и сохранения памяти о подвигах защитников Отечества.

Пятый год подряд Студенческий совет становится инициатором межфакультетского фестиваля военно-патриотической песни «Наша Победа!». В этом году актовый зал КГМУ вновь собрал вокальные коллективы факультетов университета и фармацевтического колледжа.

В феврале 2019 г. прошел II этап Зимнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). По итогам командного зачета сборная КГМУ стала серебряным призером Зимнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди обучающихся высших учебных заведений Курской области. Студентка лечебного факультета Ряднова Олеся заняла III место в личном зачете [Сборная КГМУ... ].

Четвертый блок - развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом системы патриотического воспитания студентов.

В университете активно развивается волонтерское движение [Горюшкин 2018]. С каждым годом растет число мероприятий общероссийского и регионального уровня, которые не обходятся без участия волонтеров. Сегодня волонтерское движение КГМУ расширилось до регионального значения и приобрело статус Всероссийского общественного движения под названием «Волонтеры-медики». Проводимые волонтерами мероприятия освещаются в СМИ и на сайте университета [Студенческий совет.]. Участники движения имеют систему мотивации, систему учета работы волонтеров и их поощрения, что позволяет говорить об эффективной работе.

Например, волонтеры-медики организовывают медицинское сопровождение: во время проведения открытой всероссийской гонки «ЛЫЖНЯ РОССИИ 2019», мероприятий Бессмертный полк, День города и др. Волонтерский студенческий клуб КГМУ проводит акции, посвященные здоровому образу жизни. Так, акция под названием «Профилактика заболеваний ротовой полости у детей» состоялась в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 107». Участие в профессионально ориентированной волонтерской деятельности является одним из важных аспектов профессионального становления личности и формирования профессиональной идентичности [Шульгина и соавт. 2018].

Военно-патриотический сектор совместно с информационным сектором Студенческого совета КГМУ в этом году провели мероприятие «Патриот - интерес или призвание». В рамках дискуссии студенты постарались ответить на следующие вопросы: готовы ли они посвятить свою жизнь процветанию Родины? влияет ли место рождения на формирование патриотизма? человек, погибший во имя Родины, является патриотом или глупцом?

В КГМУ действует волонтерский отряд, участники которого ухаживают за захоронениями бывших сотрудников вуза, преподавателей и известных врачей, чьи могилы по разным причинам оставались неухоженными. Так, например, на Херсонском старом еврейском кладбище г. Курска группа из сотрудников и студентов нашего вуза отыскали могилу известного в Курске в 30-60-е гг. прошлого века врача и организатора здравоохранения, историка медицины Курской области М.А. Язвина. На Никитском кладбище г. Курска похоронена профессор А.В. Рудченко - основатель кафедры гигиены КГМУ, участница Гражданской войны.

Студенты должны знать имена людей, чья жизнь послужила эталоном врачебной профессии, и бережно относиться к их памяти. Как говорил маршал К.К. Рокоссовский: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память об умерших».

Пятый блок - информационное обеспечение патриотического воспитания студентов.

Студенты в своем личностном развитии ориентируются на нормы, модели и идеалы социального окружения [Бондаренко 2003]. Понимание ценности патриотизма

студенты могут подчерпнуть из социальной практики и общественных отношений. Одной из форм патриотического воспитания является информационная поддержка. Средства массовой информации составляют неотъемлемую часть современного воспитательного процесса в вузе, оказывая влияние на формирование мировоззрения, вкусов, гражданско-патриотической позиции, стереотипов мышления и социального поведения. В университете создаются условия для более широкого участия СМИ в информационном сопровождении и рекламе мероприятий патриотического содержания, а именно: тематические выставки в библиотеке вуза, выпуски студенческой газеты «Вернике и Брока», использование интернет-сайта университета, студенческое телевидение «Мед-ТВ».

Патриотическое воспитание осуществляется на базе библиотек. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории, формируется депозитарный фонд изданий, имеющий историческую и патриотическую ценность.

28 мая 2019 г. в КГМУ состоялась научно-теоретическая конференция «Медицина в годы Великой Отечественной войны», которая была организована при участии администрации университета и сотрудников библиотеки и ее заведующей А.В. Даниловой. Конференция привлекла внимание студентов международного факультета КГМУ и участников разных городов России: Курска, Санкт-Петербурга, Липецка, Твери и других городов. Сегодня библиотека много внимания уделяет проведению молодёжных конференций и круглых столов, посвященных военно-патриотическому воспитанию, сохранению культурного и исторического наследия России.

В процессе патриотического воспитания важную роль играют студенческие газета «Вернике и Брока» и интернет-телевидение «Мед-ТВ». Материалы газеты дают возможность в полной мере информировать коллектив педагогов и студентов университета о своих успехах во всех сферах общественной и учебной деятельности. В ней освещаются вопросы медицинской, социальной, духовной и культурной жизни университета, жизнь ветеранов войны и труда, проблемы гражданско-патриотического воспитания и пропаганда ЗОЖ. Ежемесячный выпуск газеты - это целенаправленный процесс, который вовлекает студентов в общественную деятельность, представляет возможность для самореализации, социализации, демонстрации значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Одной из целей технологии интернет-телевидения является творческая реализация патриотических проектов студентов КГМУ и оперативное освещение событий, происходящих в стенах университета.

Таким образом, воспитание и образование в нашем медицинском университете нацелено на формирование у студентов гражданского чувства патриотизма и профессиональной моральной ответственности за принимаемые решения. Преподаватели КГМУ стремятся повышать социальную активность студентов и воспитывают чувство гордости за отечественную науку и культуру. В университете продолжается научный поиск новых форм и методов воспитания у современной молодежи высоких нравственных качеств и патриотических идеалов.

В заключение приведем слова президента РФ В.В. Путина на совещании, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи: «Патриотизм - это уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее. От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия

сберечь и приумножить саму себя, сможет ли она быть современной, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [Путин...].

Библиографический список

Бондаренко С.Б. Приоритеты демократизации высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10-14.

Бондаренко С.Б. Университет в условиях манипуляции массовым сознанием. Депонированная рукопись Сыктывкарский государственный университет №30-2003 14.02.2003.

Горюшкин Е.И. Влияние волонтерства на профессионально-личностные качества студентов КГМУ // Профессионально ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы: сб. науч. трудов по материалам V Всероссийского форума (18-19 апреля 2018г, г. Курск) [Электронный ресурс] / под ред. В.А. Лазаренко, Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых. Курск: Изд-во КГМУ, 2018. 3,0 Мб. 1 электрон.опт. диск (CD/R).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. URL: СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 12.04.2019).

Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 14.04.2019).

Калядина И. С. Гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи в контексте программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Инновационная наука. 2016. №4. С.45-47.

Молодежь - практическому здравоохранению // Официальный сайт Курского государственного медицинского университета [Сайт]. URL:

https://kurskmed.com/news/read/2054/ (дата обращения: 05.06.2019).

Путин: Мы должны строить свое будущее на патриотизме // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/09/12/patriot-anons.html (дата обращения: 20.02.2019).

Сборная КГМУ - серебряный призер зимнего фестиваля всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» 2019 г. // Официальный сайт Курского государственного медицинского университета [Сайт]. URL: https://kurskmed.com/department/physical_education/news/read/3066/ (дата обращения: 30.05.2019).

Студенческий совет // Официальный сайт Курского государственного медицинского университета [Сайт]. URL:

https://kurskmed.com/department/council_student/news/ (дата обращения: 16.05.2019).

Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Бут Л.В. Проблемы и перспективы гуманизации высшего медицинского образования // Современная педагогика. 2014. №2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2114. (дата обращения: 02.04.2019).

Хуторской А.В. Принципы разработки и применения креативных технологий личностно ориентированного обучения // Сб. Интернет. Общество. Личность. Тезисы докл. межд. конф. СПб., 1999. С. 264-266.

Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Черникова С.И., Хроль Н.Е. Роль волонтерской деятельности в становлении профессиональной идентичности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018, №10. С. 23-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.