Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 февраля 2008 г. "Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 февраля 2008 г. "Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 февраля 2008 г. "Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 февраля 2008 г.

«Итоги самообследования в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности университета»

Заслушав и обсудив доклад начальника учебно-методического управления О. В. Акуловой, Ученый совет университета констатирует, что в ходе подготовки к комплексной оценке деятельности РГПУ им. А. И. Герцена проведено самообследование содержания и качества подготовки выпускников по основным образовательным программам по направлениям, специальностям и дополнительным образовательным программам профессионального образования. Самообследование проведено по программе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, разработанной для аккредитации высших учебных заведений России.

Во всех структурных подразделениях осуществлена целенаправленная работа по обследованию состояния и определению перспектив развития учебно-воспитательной, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельности.

В ходе самообследования проведен анализ содержания образовательных программ, условий их реализации, дана оценка качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Реализация в университете основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров осуществляется на 21 факультете и в 4 институтах.

В университете из 132 кафедр 116 возглавляются докторами наук и профессорами, 16 кандидатами наук и доцентами.

Деятельность и взаимодействие структурных подразделений университета, филиалов, факультетов, институтов, кафедр осуществляются на основе положений, разработанных в соответствии с уставом университета и утвержденных Ученым советом. Система управления университетом обеспечивает решение всех задач учебного, научного и воспитательного процессов.

Нормативная и организационно-распорядительная документация, разработанная в университете, полностью соответствует действующему законодательству и уставу университета.

В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования в университете осуществляется обучение по 23 направлениям подготовки бакалавров, по 16 направлениям подготовки магистров и 49 специальностям высшего профессионального образования. В целом образовательная деятельность ведется по 9 укрупненным группам направлений подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием при аккредитационном показателе для университетов 7.

В университете также реализуются 12 программ дополнительного профессионального образования, в том числе программы профессиональной переподготовки, программы для получения дополнительной квалификации, программы длительного повышения квалификации.

За последние пять лет в университете открыта подготовка по 7 новым направлениям высшего профессионального образования (бакалавриат), 3 новым направлениям высшего профессионального образования (магистратура), 4 специальностям высшего профессионального образования, 3 программам послевузовского образования (аспирантура).

Анализ выполнения контрольных нормативов, предусмотренных лицензией (предельный контингент обучающихся, качественный состав преподавателей, обеспеченность обязательной учебной литературой и доля средств, направленных университетом на нужды образования в календарном году), показывает, что они полностью выполняются.

К самообследованию представлены 75 основных образовательных программ: по специальностям — 46; по направлениям подготовки — 29 (уровень бакалавриата — 15, уровень магистратуры — 14).

Контингент студентов по основным образовательным программам составил 21 564 человека (в том числе: по очной форме обучения — 13 166 чел., по очно-заочной форме обучения — 675 чел., по заочной форме обучения — 7 723 чел.).

Контингент обучающихся, приведенный к дневной форме обучения, составил 14 107 человек. Предельный контингент обучающихся, приведенный к дневной форме обучения, соответствует лицензионным требованиям (предельная норма — 16 000 чел.).

В университете осуществляется подготовка: кандидатов наук по 103 специальностям (16 отраслей наук) на 80 кафедрах, докторов наук по 44 специальностям (11 отраслей наук) на 33 кафедрах. В настоящее время в аспирантуре обучается 994 человека (из них по очной форме обучения — 535), в докторантуре — 70.

Анализ основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и учебных планов, представленных к самообследованию, показал их

соответствие государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования в части «Требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника».

В университете ведется интенсивная и планомерная работа по внедрению современных методик обучения и форм организации учебного процесса, в том числе и с использованием информационных технологий. В настоящее время в университете имеются 62 компьютерных класса, в которых проводятся учебные занятия по различным дисциплинам.

Лекционные и практические занятия сопровождаются самостоятельной работой студентов.

Самостоятельная работа осуществляется в разнообразных формах: выполнение индивидуальных домашних заданий, изучение и конспектирование специальной литературы, подготовка сообщений и докладов по отдельным темам учебных дисциплин, написание рефератов и курсовых работ, изготовление наглядных пособий, использование современных информационных технологий, в том числе поиск информации по отдельным дисциплинам в сети Интернет и ее систематизация и др.

За последние пять лет студентами опубликовано 1 842 научные работы. На базе РГПУ им. А. И. Герцена ежегодно проходит межвузовская студенческая научная конференция «Студент—исследователь—учитель», на которой за этот период прочитано более 975 докладов. В университете выходит сборник лучших студенческих работ «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена».

РГПУ им. А. И. Герцена является базовым вузом Всероссийского открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, гуманитарным и техническим дисциплинам в вузах РФ по направлению «Педагогика и методика преподавания дисциплин». За период с 2003 по 2007 г. студентами университета по итогам этого конкурса получено 20 медалей и 136 дипломов Минобрнау-ки России.

Объем и структура практики в системе подготовки бакалавров, магистров, специалистов в университете соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. По всем профессиональным образовательным программам реализуются все виды практики, предусмотренные образовательными стандартами: учебная, производственная, преддипломная. В университете существует широкий спектр форм проведения практики в зависимости от характера и особенностей направлений и специальностей подготовки. Практика студентов проводится на обширной базе сторонних организаций. Это разнообразные образовательные учреждения, государственные органы, государственные и муниципальные учреждения сферы управления, производства, культуры и др. В последние годы для проведения практики все в более широких масштабах используется собственная база университета, особенно это характерно для практик в магистратуре. Результаты, полученные в ходе практики, используются студентами для выполнения выпускных квалификационных работ, что способствует повышению их качества.

В рамках реализации инновационной образовательной программы в университете значительно укреплена материально-техническая база учебного и научного процессов. В 2007 г. приобретено и установлено оборудование для оснащения многофункциональных аудиторий, учебных аудиторий, учебных лабораторий, подготовлено дополнительно 28 аудиторий для проведения занятий с использованием современных аудиовизуальных средств, 7 аудиторий

оборудованы системами видеоконференцсвязи. Модернизированы 53 аудитории, 25 компьютерных классов, увеличилось количество классов, обеспечивающих свободный доступ студентам, аспирантам и преподавателям к сети Интернет. Модернизация аудиторного фонда в значительной мере повысила эффективность деятельности и комфортность условий труда преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов университета.

В 2007 г. были закуплены современные программные средства для экологической безопасности, проведения психолого-педагогических исследований, рационального природопользования, информационного и организационного управления. Существенное пополнение парка учебного оборудования способствует внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, позволяет использовать новые дидактические средства обучения и является основой для подготовки качественно новых специалистов, владеющих гуманитарными технологиями и способных решать профессиональные задачи в социальной сфере.

Современная технологическая база создает основу для подготовки инновационных электронных образовательных ресурсов, инновационных учебно-методических комплексов (включая создание электронных учебных пособий); реализации дистанционных образовательных программ и курсов; внедрения радикально новых форм учебного процесса (видеоконференций, интернет-конференций, виртуальных лабораторий) и др.

Произведена модернизация типографии издательства РГПУ им. А. И. Герцена на базе современных цифровых технологий Print-On-Demand корпорации Xerox.

В рамках инновационной образовательной программы в 2007 г. была проделана большая работа по созданию единой информационной среды современного университета, объединяющей инновации в области информационных технологий и инновации в управленческой деятельности и формах организации научно-образовательного процесса в вузе.

Продолжилась работа по информатизации управления учебным процессом. Разработано 5 новых сетевых информационных подсистем университета: «Нагрузка (кафедра)»; «Расписание»; «Декан»; «Проректор»; «Почасовая бюджетная нагрузка». Таким образом, в 2007 г. количество действующих сетевых информационных подсистем университета достигло 19.

Новые информационные технологии используются при освоении различных учебных дисциплин по всем реализуемым в университете направлениям и специальностям.

Уровень требований, предъявляемых в ходе промежуточных аттестаций студентов (по результатам экзаменационных сессий), соответствует содержанию и требованиям государственных образовательных стандартов, реализуемых в университете.

Экзаменационные билеты составлены по всем учебным курсам и дисциплинам, по которым предусмотрен экзамен как форма итоговой аттестации по предмету. Билеты составлены в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а также в соответствии с рабочими программами учебных курсов и дисциплин.

Содержание билетов в полной мере позволяет оценить степень обученно-сти студентов по конкретной дисциплине учебного плана. Билеты рассматриваются и утверждаются на заседании соответствующих кафедр.

При проведении промежуточной аттестации помимо устных опросов по билетам и подготовки специальных вопросов используются такие формы, как творческие задания, круглые столы, тесты, коллективные рефераты и т. п., помогающие раскрыть креативные способности студентов, их практические умения и навыки.

В ходе промежуточной аттестации большинство студентов показывают глубокие знания изученных дисциплин. Средний показатель качественной успеваемости по университету за последние пять лет составляет 65%, что свидетельствует о достаточном уровне подготовки студентов. Средний балл в университете составляет 4,2. Доля неудовлетворительных оценок составляет в среднем 5,3%.

В ходе самообследования был проведен выборочный контроль качества подготовки студентов по утвержденным фондам заданий по циклам дисциплин направлений и специальностей. Полученные результаты подтверждают соответствие подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

С учётом требований модернизации высшего педагогического образования постоянно обновляется содержание программ итоговой аттестации. Содержание аттестации ориентировано не только на выявление уровня усвоения выпускником конкретных знаний, но и на выявление готовности выпускников к самостоятельному поиску новых знаний, что имеет важное значение для успешной адаптации молодых специалистов на рынках труда.

Университет располагает квалифицированным профессорско-преподавательским составом, способным обеспечить достаточно высокое качество подготовки студентов по всем направлениям, специальностям высшего профессионального образования и программам дополнительного профессионального обучения.

Высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, конкурсный отбор преподавателей позволяет университету качественно осуществлять реализацию профессиональных образовательных программ.

В 2007 г. защитили диссертации в срок 77,5% от числа выпущенных соискателей ученой степени кандидата наук и 75% от выпущенных соискателей ученой степени доктора наук. Всего за последние пять лет в диссертационных советах РГПУ им. А. И. Герцена защищено 1 396 диссертаций, из которых — 209 докторские, 1 187 — кандидатские. Сотрудниками университета за этот период защищены 88 докторских и 320 кандидатских диссертаций.

Научные исследования ученых РГПУ им. А. И. Герцена выполняются в рамках 21 отрасли науки. В университете функционируют 34 основных научных направлений, результаты исследований по которым используются:

— для обновления и корректировки программ основных лекционных курсов, практических и лабораторных занятий;

— при разработке новых учебных программ, введении новых курсов лекций, в процессе совершенствования образовательной деятельности;

— для разработки новых технологий и форм обучения, создания методических материалов в помощь самостоятельной работе студентов.

РГПУ им. А. И. Герцена, обладая уникальным научным, образовательным и культурно-просветительским потенциалом, последовательно входит в международное образовательное пространство. Современное состояние меж-

дународной деятельности университета отличается принципиальными качественными изменениями в этой области.

Университет поддерживает договорные отношения с более чем 150 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями стран Европы, Азии, Америки и целого ряда стран ближнего зарубежья.

Университет продолжает активно сотрудничать с различными международными региональными и национальными организациями, фондами и программами в области образования и науки: ЮНЕСКО, Американскими Советами международного образования, Консорциумом американских университетов, Американским культурно-информационным центром, Советом министров Северных стран, Институтом Гете, ДААД (Немецкой государственной службой академических обменов), Французским институтом в Санкт-Петербурге, Центром по международным обменам (Финляндия), Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, фондами ФУЛБРАЙТ, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, фондом им. Конрада Аденауэра и др.; участвует во многих международных программах и проектах.

Важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях является наличие иностранных студентов. С 2003 г. университетом подготовлено 180 бакалавров, 324 магистра, 79 специалистов, 27 кандидатов наук более чем из 50 стран мира. С 2003 г. начальный курс языковой подготовки на факультете русского языка как иностранного университета закончили 218 иностранных граждан и более тысячи иностранцев прошли обучение в университете на краткосрочных курсах русского языка и других стажировках в рамках двухсторонних договоров и по направлениям Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2007/2008 учебном году в университете обучается 459 граждан из стран дальнего зарубежья и 181 гражданин из стран ближнего зарубежья (из 39 стран мира). Большая часть из них составляют граждане Китая (56,1%).

Одним из важных условий функционирования университета в контексте идей Болонского процесса является высокий уровень академической мобильности студентов и преподавателей, т. е. возможность напрямую знакомиться с образовательной практикой других стран, участвовать в научных исследованиях и проектах международного характера. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста этого показателя для нашего университета. За последние 5 лет более чем в два раза возросло количество участников обменных программ, а также значительно расширилась география этих командировок (Франция, Финляндия, Корея, Китай, Япония, Польша, Швейцария и др.).

Университет располагает 24 учебно-лабораторными корпусами общей площадью 121,44 тыс. кв. м., столовыми, административным зданием, фундаментальной библиотекой, а также вспомогательными зданиями и сооружениями, мастерскими.

За прошедшие пять лет университет активно проводил техническое и программно-информационное переоснащение учебного процесса и внедрение информационных педагогических технологий.

Материально-техническая база основных образовательных программ соответствует лицензионным требованиям. Реализация основных образовательных программ подготовки в полной мере подкреплена необходимым учебно-методическим обеспечением.

Основным источником учебной информации является учебная и научная литература фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны. Число читателей библиотеки составляет 25 966 человек, в том числе студентов 23 162 человек. Книжный фонд насчитывает (вместе с обменным фондом и фондом редких книг) 3 280 275 кн. ед., в том числе учебной — 1 211 351 экземпляров, научной — 1 082 453 экземпляров, зарубежной литературы — 235 417 экземпляра.

Университет имеет издательство, в котором за последние 5 лет издано 928 работ, из них учебной литературы — 680 наименований. В 2007 г. в издательстве подготовлено 225 научных и учебно-методических изданий.

В целом по дисциплинам учебного плана обеспеченность учебной литературой в среднем составляет 0,6, при пороговом значении не менее 0,5 на одного обучающегося.

В последние годы активизировалась воспитательная деятельность в университете. Воспитание студентов является одним из приоритетов в деятельности университета, носит системный характер, осуществляется в тесной взаимосвязи учебной и внеучебной работы, строится в соответствии с современными нормативными документами и требованиями. В университете созданы все необходимые условия для внеучебной и воспитательной работы с обучающимися.

Объем финансирования, выделяемый университету из федерального бюджета, по сравнению с 2003 г. увеличился с 340 786 тыс. рублей до 954 516 тыс. рублей, что составляет 280%. Увеличение коснулось заработной платы, стипендии, финансирования коммунальных расходов. Начиная с 2000 г. из федерального бюджета выделяются средства на финансирование капитального строительства, ремонтных работ, приобретение оборудования, оздоровление студентов.

Объем платных образовательных услуг, оказанных университетом, возрос с 213 989 тыс. рублей до 471 003 тыс. рублей, или в 2,2 раза. Все это позволило университету успешно конкурировать с другими вузами и увеличить объем внебюджетных источников за период с 2003 г. по 2007 г. в 2,8 раза.

Полученные в результате самообследования данные свидетельствуют о полном соответствии РГПУ им. А. И. Герцена государственному статусу образовательного учреждения «университет» и показывают, что содержание, уровень и качество подготовки специалистов отвечают требованиям государственных образовательных стандартов.

Данные, полученные в результате самообследования Выборгского, Волховского, Дагестанского филиалов университета, свидетельствуют о том, что содержание, уровень и качество подготовки выпускников по реализуемым в филиалах основным образовательным программам соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Условия ведения образовательного процесса по всем циклам дисциплин достаточны для подготовки выпускников по заявленному уровню.

За отчетный период накоплен значительный фонд материалов на электронных носителях, повысилась квалификация профессорско-преподавательского состава и шире используются современные информационные технологии обучения специалистов. Вместе с тем самообследование показало, что необходимо:

— создание новых современных электронных учебников и учебных пособий, более широкое использование обучающих программ;

— разработка заданий для самодиагностики и самоконтроля студентов;

— дальнейшее укрепление материально-технической базы (создание комплекса технических средств для организации дистанционного обучения, увеличение количества индивидуальных компьютерных мест для самостоятельной работы студентов и преподавателей).

Важно продолжить работу по поиску, разработке и апробации инновационных технологий организации воспитательной работы.

Необходимо расширить деятельность психолого-педагогической службы университета и повысить её эффективность.

Ученый совет университета постановляет:

1. Считать, что содержание профессиональных образовательных программ, представленных к аккредитации, качество подготовки специалистов соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

2. Признать, что условия реализации образовательного процесса подготовки бакалавров, специалистов, магистров, кадров высшей квалификации соответствуют лицензионным требованиям по заявленным уровням высшего профессионального образования.

3. Утвердить результаты проведенного самообследования университета.

4. Признать университет готовым к проведению комплексной оценки его деятельности.

5. Признать Волховский, Выборгский, Дагестанский филиалы университета готовыми к экспертизе соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и показателей деятельности образовательных учреждений.

6. Представить документы по самообследованию университета в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Ответственные: проректоры.

Срок — 15 марта 2008 г.

7. Разработать и утвердить в установленном порядке комплекты заданий для самодиагностики и самоконтроля студентов по всем направлениям и специальностям педагогического образования.

Ответственные: заведующие кафедрами, деканы факультетов.

Срок — в течение года.

8. Активизировать создание и внедрение электронных учебных пособий и программ в учебный процесс по основным и дополнительным программам.

Ответственные: заведующие кафедрами, деканы факультетов.

Срок — в течение года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.