ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 29 апреля 2010 года
«О ГОТОВНОСТИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Заслушав и обсудив доклад начальника учебно-методического управления О. В. Акуловой, Ученый совет констатирует, что в университете проводится целенаправленная работа по разработке основных образовательных программ в логике федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Разработка и начало внедрения в практику новых образовательных стандартов — одно из важнейших событий последнего десятилетия в жизни высшей школы России. Впервые вузу предоставлена возможность самому определять стратегию и содержание подготовки выпускников. Эта масштабная работа позволяет на основе рамочных стандартов третьего поколения создать примерные образовательные программы по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров, разработать учебные программы базовых и вариативных дисциплин, программы практики и другие методические материалы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» задает основополагающие ориентиры в выборе направления подготовки студентов и содержания образовательных программ, что важно учитывать каждому структурному подразделению университета при определении приоритетов своего развития.
Улучшение качества подготовки педагогических кадров напрямую связано с реализацией компетентностного подхода, с удовлетворением меняющихся потребностей рынка труда.
Результаты реализации инновационной образовательной программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», достигнутые в университете, способствуют переходу на новое поколение федеральных образовательных стандартов. К таким результатам относятся: создание модульных образовательных программ, расширение исследовательской и проектной деятельности студентов, внедрение в образовательный процесс информационных образовательных технологий, обновление учебно-методических комплексов по всем циклам дисциплин, переход на компетентностно-ориентированное обучение студентов, усиление их мотивации и ответственности.
В университете сложилась система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по двум образовательным моделям: линейная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения 5 лет), уровневая подготовка с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» (срок обучения 6 лет).
Ученый совет отмечает, что все факультеты и учебные институты имеют позитивный опыт реализации уровневого образования, понимают роль ценностного согласования разрабатываемых основных образовательных программ с работодателями, важность привлечения работодателей к оценке качества профессиональной подготовки педагогических кадров и экспертизе новых образовательных программ, признают значимость разработки учебно-методических материалов нового поколения по обеспечению образовательного процесса в вузе, в том числе для дистанционной поддержки обучающихся.
В настоящее время во всех структурных подразделениях университета полный переход на уровневую подготовку в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения является одной из наиболее актуальных задач. Основные направления решения этой задачи: проведение ревизии имеющихся и разработка новых конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров в соответствии с лучшими мировыми образцами, разработка новых форм организации самостоятельной работы студентов, систематическая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Переход к государственным стандартам третьего поколения вызывает необходимость внесения изменений в структурную организацию самого процесса обучения. Это предполагает новые подходы к изучению материала, а также изменение технологии оценки качества освоения студентами образовательных программ.
Ученый совет одобряет, что разработчики основных образовательных программ на факультетах уделяют особое внимание организации различных видов практики. На многих факультетах созданы рабочие группы по разработке концепции практики. Увеличение длительности практики в новом стандарте, конкретизация объекта и видов деятельности предполагают и интенсивное совершенствование форм взаимодействия с работодателями. Уже сейчас в этом отношении на факультетах реализуются различные формы взаимодействия: организуется волонтерская деятельность студентов на местах будущих баз практики; изучается мнение работодателей о необходимых будущим специалистам компетенциях (институт детства); планируется заключение договоров с учреждениями дополнительного образования, центрами допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания (факультет безопасности жизнедеятельности); проводится непрерывный мониторинг потребностей в конкретных управленческих компетенциях, анализ удовлетворенности работодателей подготовленностью магистрантов (факультет управления); разрабатывается система сетевого взаимодействия с работодателем (филологический факультет).
В университете разработан ряд положений, регламентирующих организацию образовательного процесса в условиях перехода на новое поколение стандартов. К таким документам относятся: положение о модульной организации образовательного процесса, положение об академическом консультанте, положение об итоговой государственной аттестации выпускников и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Важно, что переход на новое поколение стандартов в университете сопровождается постоянным повышением квалификации сотрудников. В университете разработана программа повышения квалификации «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения». Она ориентирована на деканов, заведующих кафедрами, а также на преподавателей, которые будут участвовать в разработке и реализации новых образовательных программ. Слушатели курсов обучаются новым принципам проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ — компетентностному подходу, модульному построению программ, применению системы зачетных единиц при организации учебного процесса, привлечению работодателей к проектированию и оценке качества образовательных программ, новым подходам к обеспечению внутренней и внешней академической мобильности.
Ученый совет отмечает, что переход университета на реализацию федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения является одним из важных направлений модернизации подготовки педагогических кадров и требует решения новых, значимых для университета задач. Первоочередными среди них являются:
• подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава и руководителей вузов к обеспечению перехода на новые образовательные программы;
• согласование разрабатываемых образовательных программ с работодателями;
• разработка современного научно-методического и учебно-методического обеспечения основных образовательных программ;
• развитие системы дополнительного образования.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предполагает изменение в управлении новыми образовательными программами. Появляется необходимость в руководителе образовательной программы. В то же время статус таких специалистов в университете пока не определен.
Ученый совет обращает внимание на нерешенные вопросы. Образовательные программы, разработанные в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, пока еще не полностью обеспечены конкретными учебными программами. Не по всем дисциплинам конечные результаты обучения соотнесены с компетенциями. В содержании многих программ профессионального цикла не нашли отражения общекультурные компетенции. Фрагментарно представлены конкретные вопросы и задания для промежуточной и итоговой аттестации студентов по отдельным дисциплинам или модулям. Не конкретизирована самостоятельная работа студентов и не полностью разработано ее методическое обеспечение.
Ученый совет постановляет:
1. Признать в целом удовлетворительной работу университета по разработке образовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения.
2. Провести ревизию реализуемых основных образовательных программ с точки зрения соответствия современным требованиям, осуществить их корректировку, определить приоритетные направления разработки новых программ, направленных на обеспечение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ответственные: деканы факультетов и директора учебных институтов и филиалов.
Срок: сентябрь 2010 г.
3. Организовать работу по подготовке программ дополнительного образования студентов, направленных на углубление и/или расширение основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в рамках федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, а также с учетом накопленного опыта подготовки специалистов.
Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, деканы факультетов и директора учебных институтов и филиалов.
Срок: ноябрь 2010 г.
4. Разработать новое положение о порядке утверждения в университете новых основных образовательных программ.
Ответственный: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления.
Срок: октябрь 2010 г.
5. Разработать и утвердить пакет нормативных документов, регламентирующих реализацию новых образовательных программ в университете: положение о руководителе образовательной программы, положение о дистанционной поддержке образовательного процесса, положение об организации самостоятельной работы студентов и др.
Ответственный: начальник учебно-методического управления, деканы, директора учебных институтов и филиалов.
Срок: октябрь 2010 г.
6. Разработать и издать учебно-методические комплексы нового поколения по всем циклам дисциплин федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, материалы итоговой и промежуточной аттестации студентов по новым образовательным программам.
Ответственные: заведующие кафедрами, редакционно-издательская коллегия.
Срок: в течение 2010/11 учебного года.
7. Обсудить на ученых советах факультетов, учебных институтов, филиалов участие в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и принять программу действий по разработке и внедрению новых основных и дополнительных образовательных программ. Систематически рассматривать на ученых советах ход выполнения этой программы.
Ответственные: деканы факультетов и директора учебных институтов и филиалов.
Срок: май 2010 г.
8. Разработать новое положение о методических кабинетах и определить новый функционал заведующих методическими кабинетами.
Ответственные: начальники учебно-методического управления, управления кадров и социальной работы.
Срок: сентябрь 2010 г.
9. Разработать структуру «Герценовского портфолио достижений студентов».
Ответственный: начальник управления развитием воспитательной деятельности.
Срок: октябрь 2010 г.
10. Осуществлять постоянное повышение квалификации всех преподавателей, участвующих в разработке и реализации новых образовательных программ.
Ответственные: проректор по учебной и воспитательной работе, директор института постдипломного образования, деканы факультетов, директора учебных институтов и филиалов.
Срок: в течение года.