Научная статья на тему 'Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения'

Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Раиса Умяровна

В послании президента Д. А. Медведева сказано: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации». Основной акцент президент сделал на школьном образовании, говоря о том, что «оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Президент подчеркнул, что ключевая роль в школе принадлежит учителю и необходимо пополнить школы новым поколением учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Раиса Умяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»

Р. У. Богданова,

начальник управления развитием воспитательной деятельности

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В послании президента Д. А. Медведева сказано: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации». Основной акцент президент сделал на школьном образовании, говоря о том, что «оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Президент подчеркнул, что ключевая роль в школе принадлежит учителю и необходимо пополнить школы новым поколением учителей.

Решение этой ответственной задачи должны обеспечить основные образовательные программы федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Впервые в новых стандартах речь идет о воспитании, о необходимости создания определенной социокультурной среды, которая породит условия для формирования общекультурных компетенций выпускников. В общих требованиях к условиям реализации основных образовательных программ записано: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социаль-но-воспи-тательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спор-

тивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

Перед нами встает серьезная задача создания воспитательной среды Герценовско-го университета, отвечающей этим требованиям. Нужно определить стратегию её решения. Для этого надо ответить на целый ряд вопросов. Ответы на них помогут понять и определить стратегию наших действий.

Первый вопрос. Кто создает воспитательную среду университета? От кого зависит её качество?

Ответ один — все герценовцы. Это дело не только управленческих кадров университета, а каждого — преподавателя, сотрудника, студента. Ведь эффективную воспитательную среду невозможно создать без развития герценовского сообщества, объединенного общими ценностями, устремлениями, человечными отношениями, созидательными делами, без того, что каждый испытывает чувства гордости за то, что он учится или работает в Герценовском университете, что он — герценовец.

Должна возникнуть внутренняя потребность для улучшения нашей среды, а не только выполнение внешнего требования. Поскольку без этого невозможно сегодня выполнить миссию Герценовского университета. Напомню, она ориентирует коллектив герценовцев на построение университета как пространства жизненного самоопределения человека во всём многообразии его проявлений в современной культурной

практике, на воспитание гражданина, компетентного профессионала, на развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны, на противодействие негативным явлениям в молодежной среде.

Второй вопрос. Что задает качественные и содержательные характеристики воспитательной среды Герценовского университета? Какой она должна быть сегодня?

Прежде всего, это ценности, на которые ориентируются герценовцы.

В концепции воспитания студентов в Герценовском университете заявлены ценности, на которые мы ориентировались и старались приобщать к ним студентов. Это — человек, честь и достоинство, личное и общественное благо, созидание, свобода и ответственность, развитие, профессиональная компетентность и детоцентри-стская ориентация. Эти ценностные ориентиры мы выбирали сами.

Сегодня в послании президента Д. А. Медведева названы ценности, устои общества, нравственные ориентиры, которые делают нас единым народом, Россией и от которых мы не откажемся ни при каких обстоятельствах. Назову их.

Справедливость. Свобода — личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, приобщенность к национальной великой культуре.

Этот перечень, с одной стороны, подтверждает правильность нашего выбора, с другой — существенно дополняет его. Именно эти ценности — основа развития воспитательной среды Герценовского университета. На них следует ориентироваться в поведении и поступках, взаимодействии

друг с другом, при выборе способов решения той или иной проблемы.

Еще один ориентир — это проблемы в молодежной среде, цели и задачи, содержание, формы и технологии деятельности самой молодежи и специалистов, работающих с ней и задающих стратегии государственной молодежной политики, а также федеральные, региональные программы работы с молодежью.

Выделяются ключевые проблемы: несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны; социальная изолированность молодых людей; отсутствие необходимого набора возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; слабая вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества; неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи; слабая общегражданская идентичность; отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов; несоответствие кадрового потенциала молодежной политики имеющимся потребностям.

Эти проблемы предстоит решать и нам в университете, так как они присущи сегодня и студенческой молодежи.

В своей деятельности мы обязаны реализовывать цель государственной молодежной политики РФ. Она состоит в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитии потенциала молодежи и его использовании в интересах инновационного развития страны. Эта цель конкретизирована в следующих задачах: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи,

содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Важно также ориентироваться на индикаторы выполнения задач: доля молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений (целевое значение — не менее 4G% к 2Gl2 г.); доля молодежи, вовлеченной в проекты и программы в сфере социализации и эффективной самореализации молодежи, реализуемые в рамках настоящего проекта (целевое значение — не менее 75% к 2Gl2 г.); доля молодежи, принимающей участие в волонтерской деятельности, в общем количестве молодежи (целевое значение — не менее l8% к 2Gl2 г.); доля молодежи, приступившей к работе по специальности в течение года после окончания учебных заведений профессионального образования (целевое значение — не менее 78% к 2Gl2 г.); доля молодых специалистов, работающих за пределами России после окончания высшего учебного заведения (от общего числа выпускников) (целевое значение — не более 2% к 2Gl2 г.); доля молодых граждан Российской Федерации, считающих себя «россиянами» и ассоциирующих себя с российской нацией (целевое значение — 53% к 2Gl2 г.); доля молодежи, испытывающей неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности (уровень интолерантного отношения, по данным соцопроса) (целевое значение — 23% к 2Gl2 г.).

Наконец, среда будет определяться наработанным нами опытом её создания, имеющимся опытом организации воспитательной деятельности.

Конкретизируя вопрос о том, какой быть воспитательной среде Герценовского университета, укажем, что это, прежде всего, среда, создающая условия для студента, помогающая ему овладеть необходимыми компетенциями, активно включиться в социальную практику, развивать и проявлять талант, демонстрировать свои достижения, стать успешным в жизни. Характеристики такой воспитательной среды можно кон-

кретизировать так: это среда, построенная на ценностях, устоях общества, нравственных ориентирах, заявленных в послании президента Д. А. Медведева; это правовая среда, где в полной мере действует Основной закон нашей страны Конституция РФ (об этом послание президента), законы, регламентирующие образовательную деятельность, работу с молодежью, и более частное — устав университета и правила внутреннего распорядка; это высокоинтеллектуальная среда, содействующая приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку, где сообщество той или иной научной школы — одно из важнейших средств воспитания студентов; это среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, студентов друг с другом; это среда продвинутых информационно-коммуникционных технологий; это среда, открытая к сотрудничеству с работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе с зарубежными; это среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом.

Третий вопрос. Соответствует ли этим характеристикам воспитательная среда Герценовского университета?

И да, и нет. Безусловно, сделано немало. Сформировано управленческое и научнометодическое обеспечение осуществления воспитательной деятельности.

Существенно улучшена инфраструктура работы со студенческой молодежью. У студентов есть возможность заниматься творчеством — научным и художественным, общественной работой, иметь открытый доступ в Интернет, пользоваться современной библиотекой, скоро будет введен в строй университетский стадион. Проведен широкомасштабный ремонт, обновлено оборудование, приобретена мебель. Это работает на решение воспитательных задач. Найдены продуктивные механизмы активизации и стимулирования воспитательной

работы структурных подразделений университета. Активизирована деятельность органов студенческого самоуправления. Используются эффективные формы организации воспитательной деятельности. Активность студентов в Год молодежи, результаты участия в образовательном форуме «Селигер — 2009», в других конкурсах и соревнованиях показали это. Сейчас мы готовим делегацию молодых герценовцев для участия в форуме талантливой молодежи в Москве, который состоится l7 декабря в спорткомплексе «Олимпийский». Потенциально от нашего университета в нем смогут принять участие не менее 50 человек. Это еще одна возможность заявить о потенциале Герценовского университета в воспитании студенческой молодежи как основы инновационного развития страны. Налажены продуктивные связи с социальными партнерами для реализации воспитательной функции образования и на уровне университета, и на уровне отдельных факультетов и кафедр, в том числе по линии международного сотрудничества. Организована сеть вузов, занимающихся созданием новой практики воспитания студентов при научно-методическом совете по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования. Сегодня в него входит более 40 вузов РФ, а разносторонне сотрудничество осуществляется почти со 100 вузами. Иными словами, можно сделать вывод: в университетской воспитательной среде созданы серьезные предпосылки для реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Однако, несомненно, воспитательная среда вуза требует изменений. Следует выделить ряд проблем, требующих первоочередного решения: ценностно-смысловая,

правовая, коммуникативная, предметнопространственная, информационная, событийная характеристики среды университета не в полной мере соответствуют задачам воспитательной деятельности со студента-

ми; не все факультеты, кафедры университета являются основным пространством воспитательной работы со студентами, ведут её в соответствии с установками, определенными в федеральных и внутривузов-ских документах; ряд факультетов, выпускающих кафедр, реализуя основные образовательные программы, не уделяют должного внимания их воспитательной составляющей, созданию необходимой для этого среды; советы факультетов уделяют недостаточное внимание выполнению студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета, заботе о нем, уюте, чистоте, особой культуре, благоустройству своей территории, сохранности оборудования; не во всех разрабатываемых основных образовательных программах федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения представлен раздел о социокультурной среде вуза, способствующей развитию общекультурных компетенций студентов; на факультетах недостаточно активно развивается сеть проектных групп, разнообразных студенческих объединений — сообществ студентов и преподавателей (учебных, научных, общественных, производственных, клубных и др.); преподаватели и сотрудники университета не всегда оказывают необходимую педагогическую поддержку деятельности органов студенческого самоуправления на факультетах и в университете; имеющаяся в университете информационно-коммуникационная среда не позволяет в полной мере реализовать воспитательную функцию основных образовательных программ, выполнение программ и проектов работы с молодежью, предусмотренных государственной молодежной политикой РФ; отсутствуют реальные механизмы, позволяющие морально и материально стимулировать, поощрять активность преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами; требуют совершенствования межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами, координация деятельности структурных подраз-

делений университета в вопросах воспитательной деятельности со студентами.

Четвертый вопрос. Как изменить воспитательную среду университета? Какие средства необходимо для этого использовать?

Развитие воспитательной среды вуза невозможно без изменения характера и форм взаимодействия преподавателей и студентов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Происходит смена вектора в отношениях преподаватель — студент от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству, причем, не декларируемому, а реальному. Основа взаимодействия на новых началах — инициатива, свобода выбора, самостоятельность, ответственность студента и помощь, содействие, поддержка преподавателя. Взаимодействие основано на диалоге, на способности понимать друг друга, на деятельности различных команд и сообществ, на сотрудничестве и со-управлении.

Однако следует признать, что к такому взаимодействию, к сожалению, не готовы, прежде всего, преподаватели, хотя и студенты находятся в плену старых стереотипов. Взаимодействие — процесс двусторонний, тем не менее, необходимо в первую очередь изменить именно позицию преподавателя по отношению к студенту. Пока он не признает в студенте равноправного партнера, имеющего собственное мнение, линию поведения, достижения и ошибки, не изменить и позицию студента в образовательном процессе. А это значит, не решить сущностных задач воспитания личности с инновационным — творческим мышлением, профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста.

Воспитательная деятельность должна быть не реактивной, а активной, не фрагментарной, а выстроенной в систему, она не должна ограничиваться словесными формами и методами воспитания.

С введением стандартов третьего поколения появляется новый инструмент создания такой среды. При проектировании ос-

новных образовательных программ нужно разработать раздел «Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов». Пока этот раздел в большинстве разработанных программ не представлен. Это не удивительно, так как дело новое.

Есть опасения, что в этот раздел просто будет включена вся воспитательная работа, которая проводится, и мы будем говорить о том, то она способствует формированию компетенций. Другой вариант: под каждый код компетенций укажем какие-то формы воспитательной работы со студентами (как делали с учебными программами). Но компетенции формируются в разных формах не по одной, а комплексно. Важно избежать дробного подхода. Нужны формы организации воспитательной работы, формы воспитания студентов, позволяющие достигать интегративного результата. Поэтому нужно определить общую концепцию, формат этого раздела, варианты, содержательное наполнение. Полезно посмотреть, что делают технические вузы. Интересный опыт есть, например, в Уральском политехническом университете.

В соответствии с концепцией воспитательной деятельности в Герценовском университете она должна осуществляться в единстве учебной и внеучебной работы. В новых образовательных программах целесообразно использовать для решения воспитательных задач возможности организации самостоятельной работы студентов, разных видов практик, научно-исследовательской работы, курсов по выбору, аттестации.

Во внеучебной деятельности нужно особое внимание уделить участию студентов в различных конкурсах — международных, всероссийских, региональных, Нужно не просто послать какого-то нередко достаточно случайно выбранного студента на конкурс, а обязательно стараться провести вузовский этап того или иного конкурса, вести планомерную, целенаправленную работу по подготовке студентов к конкурсам.

Именно это будет важной составляющей нашей работы по поиску, отбору и продвижению талантливой молодежи. Возможность проявить свои достижения — важный мотиватор социальной, творческой, научной активности студента.

Важной проблемой, которую нам предстоит решить, является выявление результатов освоения общекультурных компетентностей, которые освоил студент. Возможно, мы воспользуемся тем, что в стране планируется ввести книжки волонтеров для молодежи, где опыт общественной деятельности будет фиксироваться, чтобы потом в такой форме быть предъявленным, в том числе и работодателям. Возможно, введем социальную зачетку или портфолио социальной активности. Не исключено, что найдем еще какие-то варианты фиксирования достижений студентов.

Нам следует учитывать, что происходит во внешней среде. В частности, федеральные проекты и программы, связанные с развитием опыта инновационного поведения, толерантности, организацией волонтерства. Причем выход напрямую на молодежь через сайты, блоги и т. д. осуществляется самими студентами (выставление своих работ на сайт, их экспертная оценка, выстраиваются рейтинги). Конечно, эта работа происходит не только в виртуальном пространстве. Это средство, причем не дешевое. Но это нужно делать и нам. Иначе наши студенты будут реализовывать себя в основном за пределами вуза (что часто и происходит), вне нашего влияния. На данный момент у нас есть сайт, поддерживаемый сотрудниками управления развитием воспитательной деятельности, сайт студенческого совета. Эти сайты информационные. Чтобы они были современными, их должны возглавить профессионалы, а при них должна работать группа студентов.

Необходимо устанавливать межфакуль-тетские и межкафедральные связи. Команда образовательной программы — это межка-федральная команда. Необходимо также понять, как можно задействовать различные структурные подразделения университета в

решении поставленных задач. Убеждена, что им сегодня тоже следует изменить свою работу. Так, служба психологического сопровождения действует в основном на пси-холого-педагогическом факультете и в институте народов Севера. Центр «Мост» еще не вполне ориентирован на поддержку работы кафедр и факультетов по трудоустройству выпускников по специальности. Все эти структуры малочисленны. Но нужно продумывать способы, как к своей работе привлекать преподавателей, самих студентов, прежде всего тех, кто по роду своей будущей деятельности могли, еще будучи студентами, получить профессиональный опыт. Конечно, это другая организация работы, более интенсивная и беспокойная. Но это нужно делать в интересах студентов. Это необходимо для решения поставленных перед университетом задач.

Еще одно важное средство — задействовать самих студентов, органы студенческого самоуправления. Они главные в разработке и реализации программ внеучебной деятельности, своих проектов. Степень развития студенческого самоуправления будет определять активность всех студентов — участников образовательной программы. Поэтому наличие развитой системы самоуправления — важнейшее условие продуктивной реализации образовательных программ.

Нужно активнее подключать к воспитательной деятельности молодых преподавателей, продумать, как их мотивировать. Было бы полезно, чтобы в вузе появилась молодежное объединение герценовцев, в которое входили студенты и молодые преподаватели.

Пятый вопрос. Как организовать работу коллектива Герценовского университета по развитию, совершенствованию его воспитательной среды?

1. Прежде всего, необходимо создать творческую группу из представителей разных образовательных программ для определения концепции и формата этого раздела, разработки преемственных программ созидательной активности студентов, про-

ектов, методических рекомендаций. По общеуниверситетским проектам может быть общий методический комплекс. Например, по конкурсу социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» есть существенный задел для преподавателей — 50 пособий серии «Воспитательная работа с молодежью». Есть механизм активизации деятельности преподавателей по изданию таких пособий — конкурсы проектов и методических разработок воспитательной деятельности, программы кураторов. На сегодняшний день — больше 100

2. В проектировании и реализации образовательных программ включаются все кафедры. Но деканы, заведующие кафедрами, руководители образовательных программ, преподаватели не информированы или мало информированы сегодня о современных документах, формах, технологиях работы со студенческой молодежью. Здесь одними методические рекомендациями не обойтись. Поэтому нужно живое общение, обсуждение, дискуссия, обучение. Конечно, программы разные, у каждой есть специфика. В данном случае нет необходимости полной унификации, но общее, несомненно, будет. Оно определяется общностью общекультурных компетенций и федеральными программами работы с молодежью. Разобраться можно только в процессе информирования и разъяснения, обсуждения, коллективной разработки и совместной рефлексии при реализации этого аспекта программ.

3. Следует организовать экспертизу данного раздела. С одной стороны, будет осуществляться экспертиза программ в целом. Но уже есть устоявшиеся процедуры экспертизы и принятия учебных планов, программ практик, научно-исследовательской работы, аттестационных материалов. Нужно и этот раздел подвергать отдельной экспертизе и согласованию. Тем более это новый раздел. Экспертиза будет осуществляться не как оценка хорошо — плохо, а как инструмент совершенствования качества программ, научно-методической помощи в их создании и корректировке. Необходи-

мо будет подготовить экспертов, в том числе с привлечением студенческого самоуправления.

4. Необходимо наметить и реализовать меры по развитию студенческого самоуправления в формах, адекватных реализации государственной молодежной политики РФ, федеральных и региональных программ работы с молодежью, стимулированию созидательной активности студентов во внутренней и внешней воспитательной среде.

5. Новые задачи в воспитательной деятельности, в создании среды требуют новых технологий работы с молодежью, их поиска. Известно, что ведущее средство развития — участие в инновационной, экспериментальной работе. Поэтому факультетам, кафедрам будет предложено включиться в проект «Инновации в воспитании», инициированный и организуемый нашим университетом, в котором сегодня участвуют уже более 40 вузов России. Мы сможем вместе с ними находить наиболее продуктивные воспитательные средства реалии-зации образовательных программ, использования инфраструктуры вуза для осуществления государственной молодежной политики, федеральных программ работы с молодежью.

Это большая работа. В неё должны быть включены деканы, заведующие кафедрами, руководители образовательных программ, преподаватели, представители структурных подразделений, работодатели и социальные партнеры, с которыми могут взаимодействовать кафедры при реализации программ. Поэтому следует спланировать ее и вести в соответствии с графиком.

Эту работу необходимо осуществить во многом до конца учебного года. Стоит ли так торопиться, если введение стандартов откладывается на год?

Стоит. Мы можем быть первыми. Вопросов много. Мы имеем возможность предлагать свои варианты решения, стать опорной площадкой для их апробации. Это, несомненно, будет повышать конкурентные преимущества нашего вуза, а значит, и воспитательный потенциал его среды.

В заключение хочу выразить уверен- дачи. Ведь мы работаем в Герценовском

ность, что у нас есть потенциал решить все университете, мы — герценовцы, а это зна-

имеющиеся проблемы и поставленные за- чит, что не имеем права поступить иначе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.