Научная статья на тему 'Подготовка педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых (на примере среднего профессионального образования)'

Подготовка педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых (на примере среднего профессионального образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУ ЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / TEACHER TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION / ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Александра Владимировна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых; перечислены организа ционно-педагогические условия подготовки педагогов к обучению взрослых в учреждениях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of teachers of vocational education institutions to adult education (by the example of secondary professional education)

The article examines the theoretical and practical aspects of training teachers institutions of professional education to adult learning; listed organizational-pedagogical conditions for the preparation of educators for adult education in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых (на примере среднего профессионального образования)»

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

УДК / uDC 377 : 37.013.83 А. В. Копылова

A. Kopylova

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

PREPARATION OF TEACHERS OF VOCATIONAL

education institutions to adult education

(BY THE EXAMPLE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION)

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки педагогов учреждений профессионального образования к обучению взрослых; перечислены организационно-педагогические условия подготовки педагогов к обучению взрослых в учреждениях среднего профессионального образования.

The article examines the theoretical and practical aspects of training teachers institutions of professional education to adult learning; listed organizational-pedagogical conditions for the preparation of educators for adult education in secondary vocational education.

Ключевые слова: подготовка педагогов, среднее профессиональное образование, обучение взрослых.

Keywords: teacher training, vocational

education, adult education.

В современном обществе все большее значение приобретает образование взрослых как часть системы непрерывного образования. Оно предоставляет взрослому человеку возможность адаптироваться к изменяющимся условиям, компенсировать нехватку полученных ранее знаний, реализовать свои потребности и интересы, помогает преодолеть ощущение неопределенности и неуверенности, почувствовать себя защищенным от многих проблем сегодняшней жизни.

Потребность в образовании именно взрослого человека, на наш взгляд, достаточно точно отмечена С. Г Вершловским, С. И. Змеевым и др. Среди основных причин они выделяют: необходимость постоянно осваивать новые технологии в связи с развитием научно-технического прогресса; усложнение социальной среды, связанное с осуществлением постоянного осознанного выбора; новые нравственноэтические требования, предъявляемые современным обществом; удовлетворение потреб-

ностей человека в развитии своей собственной личности (саморазвитие, самосовершенствование, реализация способностей) [1].

В этом же ключе М. Т. Громкова пишет, что сегодня образование взрослых выполняет несколько функций, таких как компенсирование недостатков предыдущих уровней образования; обеспечение баланса собственно компетентности и современных требований к профессионалу; регулирование отношений со стремительно меняющимся внешним миром; доступ к необходимой информации, ее поиск, отбор, систематизация, производство, использование; овладение новыми методами, способами действий; усвоение взрослыми социального опыта; приобщение к современным требованиям культуры деятельности [2]. Образование взрослых в новой социально-экономической ситуации характеризуется непрерывностью, пожизненностью и опережающим характером.

В современных условиях система образования взрослых переживает ряд проблем, пронизывающих всю ее структуру на разных уровнях (федеральном, региональном, на уровне учебного заведения, обучающихся), порожденных, по утверждению С. Г Вершлов-ского и М. Т. Громковой, рядом противоречий: между осуществляемыми коренными преобразованиями общества в их позитивной части и неразработанностью образовательных технологий, позволяющих их осмыслить, понять и принять; между острой необходимостью массовой переподготовки взрослых в связи с изменением рода деятельности и непринятием самого процесса образования в том его виде, каким оно является в конкретных учебных процессах, в его методиках, технологиях, результатах; между необходимым для данной специальности и реальным уровнем знаний; между реальным уровнем знаний и необходи-

мым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социально одобряемых норм поведения; противоречиями саморефлексивного характера, обусловленными, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе и, с другой — недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя; противоречиями между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, выдвигаемыми не только потребностями жизнедеятельности (практики), но и им самим [1; 2].

В связи с этим взрослые обучающиеся, преодолевая кризис компетентности взрослого человека, стремятся повысить свою профессиональную квалификацию, развивают функциональную, технологическую, компьютерную грамотность. Они ищут возможные способы удовлетворения своих образовательных потребностей на рынке образовательных услуг.

Современная образовательная организация — это организация, которая реализует профессиональное обучение молодых людей и подготовку взрослого населения. Профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение ими квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения его уровня образования.

Неблагоприятная демографическая ситуация привела к расширению группы обучающихся за счет вовлечения на повышение квалификации и профессиональную подготовку не только молодежи, но и взрослых, у которых уже есть профессиональное образование. Что привело к увеличению доли образовательных услуг по образованию взрослых в организациях среднего профессионального образования.

В условиях непрерывного профессионального образования получают перспективное развитие такие направления, как внутри-организационное повышение квалификации педагогов, реализация на базе учреждения СПО дополнительных профессиональных программ для взрослого населения. Дополнительное профессиональное образование осуществляется через реализацию дополнитель-

ных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), позволяя удовлетворять образовательные и профессиональные потребности развития человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Если основная цель обучения связана с совершенствованием и (или) получением новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности обучающегося, и (или) повышением его профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, то образовательной организацией реализуются программы повышения квалификации. Повышение квалификации подразделяется на два вида: краткосрочное и длительное. Целью краткосрочного повышения квалификации (от 18 до 72 ч) является освоение новаций в конкретных вопросах профессиональной деятельности (тематические и проблемные конференции и семинары, обучение по месту основной работы и др.). Длительное повышение квалификации (свыше 72 ч до 500 ч) позволяет углубленно изучать проблемы по профилю профессиональной деятельности с целью обновления знаний по вопросам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия или организации. В других случаях, когда обучающимся нужно получить компетенции, важные для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации, предлагаются программы профессиональной переподготовки (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное образование. В образовательных организациях дополнительное профессиональное образование (ДПО) взрослого населения организуется в очной и заочной формах.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Они направлены на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивиду-

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

альных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию свободного времени.

В отдельных образовательных организациях, реализующих среднее профессиональное образование, создаются структурные подразделения (отделения дополнительного профессионального образования, центры образования взрослых, центры повышения квалификации и развития персонала, центры профессионального обучения рабочих, центр профподготовки, ресурсные центры и др.), осуществляющие дополнительное профессиональное образование педагогов, удовлетворяющие различные образовательные потребности и интересы различных групп взрослого населения, повышения готовности взрослого населения к происходящим изменениям [3].

Подбор кадров для обучения взрослых в организациях среднего профессионального образования осуществляется из числа педагогов, которые реализуют основные профессиональные образовательные программы по профессиям среднего профессионального образования, преподавателей спецдисци-плин, а также работающих специалистов, имеющих соответствующее образование. Кроме того, учитываются опыт и стаж работы педагогов, наличие соответствующей квалификации и профессионализма, повышенного разряда; высокий уровень коммуникативных навыков. Особое внимание обращается на такие важные качества, необходимые для педагога, как творческий подход, деловые качества, владение современным оборудованием, стремление повышать уровень своей квалификации и т. д.

Как показывает практика, обучение взрослых в организациях среднего профессионального образования основывается либо на эмпирическом опыте педагогов и методистов, либо на копировании ими форм и методов обучения студентов. Однако организация образовательного процесса взрослых имеет свою специфику, обусловленную особенностями взрослых людей как субъектов обучения.

Педагог в системе обучения взрослых перестает просто передавать знания, информацию, его задача, оставаясь на равных с участниками, организовывать и координировать процесс обучения, использовать имеющийся опыт взрослых, способствовать созданию атмосферы сотрудничества, при необходимо-

сти — советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Это требует от специалистов, осуществляющих образовательную деятельность со взрослыми, компетентности в области андрагогики, психологии взрослых, акмеологии, информационной культуры и др.

Педагог, организуя и реализуя обучение взрослых, должен владеть следующими компетенциями: осуществлять диагностику профессиональных затруднений и запросов взрослых обучающихся (с использованием анкет, стандартизированных опросников, целенаправленных наблюдений и т. д.); разрабатывать нормативную и учебно-программную документацию, регламентирующую и обеспечивающую образовательный процесс взрослых обучающихся; проектировать и проводить занятия со взрослыми в соответствии с их образовательными запросами, профессиональным опытом, значимыми ценностями (применять активные и интерактивные технологии и методы обучения, использовать модульную технологию в организации образовательного процесса со взрослыми, обучение по индивидуальному учебному плану). Знать: нормативные и концептуальные основы образования взрослых в России; особенности взрослых как субъектов образования; андрагогические принципы и особенности андрагогической модели обучения; современные подходы к содержанию и организации дополнительного профессионального образования взрослых в ОУ ПО; условия эффективной реализации программ дополнительного профессионального образования взрослых в ОУ ПО; современные технологии и методы обучения взрослых; формы контроля качества образовательной деятельности со взрослыми, техники получения обратной связи во взрослой аудитории. Уметь: разрабатывать и защищать образовательные проекты для взрослых с учетом современных требований и научных разработок в области андрагогики; разрабатывать образовательные программы на модульно-компетентностной основе; планировать и проводить занятия для взрослых с учетом ан-драгогических принципов и андрагогической модели; использовать в обучении взрослых современные формы проведения дискуссий, модерацию, кейс-метод, проектный метод и другие активные и интерактивные методы; осуществлять сопровождение взрослого при обучении по индивидуальной образовательной программе; проводить анкетирование,

тестирование, собеседование со взрослыми. Владеть: активными и интерактивными технологиями и методами обучения, использовать модульную технологию в организации образовательного процесса со взрослыми; современными техниками получения обратной связи во взрослой аудитории.

Педагог образовательной организации среднего профессионального образования приобретает данные компетенции через различные курсы повышения квалификации и переподготовки; обучение в центре профессиональной подготовки, на базе высших образовательных учреждений; на заседаниях методических объединений, предметно-цикловых комиссий преподавателей; на семинарах; в школе педагогического мастерства и др. То есть подготовка представляет собой совокупность заранее спланированных и разработанных мероприятий, направленных на организацию и осуществление обучения и воспитания взрослых обучающихся. Что в итоге позволяет педагогу сформировать и (или) пересмотреть установки, знания и умения, необходимые для адекватного выполнения специфических функций — обучения взрослых.

Подготовка педагога может включать в себя: внутриорганизационное обучение (семинары: «Современные формы и методы обучения взрослых», «Андрагогические аспекты обучения взрослых» и др.), наставничество; тьюторство, постоянно действующие семинары, консультации, мастер-классы, методические часы; семинары по обмену опытом; круглые столы с работодателями, стажировки в образовательных учреждениях города; самостоятельное обучение; повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования и др. Например, в рамках исследования в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования осуществляется повышение квалификации педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации (профессиональной подготовки) «Андрагогические основы дополнительного профессионального образования взрослых» (КРИРПО, 72 часа), «Андра-гогические и методические основы организации обучения взрослых» (более 100 часов); проводятся вебинары и консультации.

Нами были выделены организационно-педагогические условия подготовки педагогов к реализации программ обучения

взрослых на базе учреждений профессионального образования: разработка и внедрение андрагогической модели подготовки педагогов учреждений профессионального образования к реализации программ обучения взрослых, основанной на андрагоги-ческих принципах (которые обеспечивают субъектность участников, их самостоятельность; ориентируют на использование опыта обучающихся и обучающего; предполагают нацеленность на конкретный результат в обучении; полагают вариативность целей, содержания, методов обучения; позволяют осуществлять учебный процесс в контексте профессиональной деятельности участников); рефлексия участников; использование андрагогических технологий обучения в подготовке педагогов учреждений профессионального образования к реализации программ обучения взрослых; оценивание подготовки педагогов учреждений профессионального образования к реализации программ обучения взрослых.

Таким образом, в результате подготовки педагогов организаций среднего профессионального образования к реализации программ обучения взрослых они знакомятся с современными теоретическими и практическими наработками в сфере андрагогики и современных достижений методики профессионального образования; осмысливают и обогащают свой имеющийся практический опыт; на практике осваивают активные и интерактивные методы учебной работы со взрослыми; развивают навыки проектировочной деятельности; формируют умения в области образовательной, диагностической, информационно-ориентационной, организационнопедагогической работы со взрослыми в процессе их непрерывного профессионального образования.

1. Вершловский С. Г. К вопросу об андрагогической компетентности специалистов, обучающих взрослых // Образование взрослых через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XXI Международной конференции: в 2 ч. — Вып. 11. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — Ч. 1. — С. 277-282.

2. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых [Текст]: учеб. пособие для системы доп. проф. образования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 495 с.

3. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования: в 2 ч. / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, А. В. Фаломкин и др. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — Ч. 1. — 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.