ся в сознании человека. Если европейские духовные стандарты часто приводят к кризису производства, то стоит задуматься над собственными традициями, в которых можно обнаружить порядком забытые мировоззренческие ориентиры. Нам представляется очень значимым возникшая за последние десятилетия (в силу набирающего в российском обществе скепсиса относительно европейских ценностей) уникальная возможность обращения к внутреннему духовному потенциалу народов России.
Понятие «духовность» вызывает множество ассоциаций, часто связанных с поверхностным пониманием этого феномена человеческой цивилизации. Вместе с тем приобщение народов России к европейской культуре привело к кардинальному изменению экономической основы их жизни. Эпоха глобализации не оставила шансов для дальнейшей эволюции аборигенных форм религии в Сибири и в целом для существования многовековых традиций малых этносов. Именно в этом, на наш взгляд, заключается одна из главных причин продолжающихся в нашем обществе дискуссий относительно вектора социальной эволюции России. Пиетет перед европейскими мыслителями, активное включение их текстов в систему образования привело к тому, что собственные духовные интенции оказались вне поля зрения. Так случилось и с естественными религиями народов Сибири, которые практически были объявлены вне закона как в царской России, так и при Советской власти. Но
Библиографический список
игнорирование духовной истории народов Сибири привело к неадекватным формам освоения человеком природных богатств нашего края. Во введении мы обратились к легенде о зазеркалье и человеке, спасшем наш мир от порабощения. На наш взгляд, эта легенда в наиболее яркой форме демонстрирует борьбу народов Сибири с экспансией европейской культуры, которая, в конце концов, одержала победу.
Этнос оберегает свой мир от захватчиков не только в военном и политическом смысле, но и в культурном, духовном отношении. Особую роль в защите родной земли играют легендарные герои - мифологические предки, стоявшие у истоков каждого народа. Без их защиты самобытные традиции малых этносов обречены на гибель, так как культурная экспансия чужой цивилизации практически ничем не отличается от экспансии военной, экономической или любой другой. Образ зазеркалья - это угроза, исходящая от чужих сил, стремящихся захватить наш мир благодаря популяризации новых научных, философских, религиозных и иных идей. В конечном итоге изменяется система ценностей общества, а вслед за ней и характер предметно-практической деятельности человека. Считаем, что для адекватного понимания происходящих событий, особенно, тех, которые связаны с экономическими кризисами последних десятилетий, необходим тщательный анализ метаморфоз, произошедших в нашем сознании, умонастроении, в духовной культуре российского общества.
1. Момджян К.Х. Гипотеза общественного прогресса в современной социальной теории. Вопросы философии. 2016; № 10: 36 - 46.
2. Пилецкий С.Г Феномен человеческой агрессивности. Вопросы философии. 2008; № 10: 50 - 65.
3. Кениспаев Ж.К., Скосырева Н.Д. Антропология в естественнонаучной модели воспитания человека. Материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: АлтГПУ 2018: 97 - 101.
4. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. Москва: Наука, 1989.
5. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Ленинград: Наука, 1991.
6. Сокольская Е.В., Кочуров Б.И., Долгов Ю.А., Лобковский В.А. Многофакторная модель как основа управления качеством окружающей среды урбанизированных территорий. Теоретическая и прикладная экология. 2018; № 2: 26 - 34.
7. Воробьева Н.А., Трошина Т.И. Человек и север: к вопросу о социокультурных и медико-биологических источниках жизнестойкости. Экология человека. 2019; № 7: 42 - 48.
8. Аполлонов И.А., Тарба И.Д. Проблема оснований этнокультурной идентичности в контексте глобализации. Вопросы философии. 2017; № 8: 30 - 42. References
1. Momdzhyan K.H. Gipoteza obschestvennogo progressa v sovremennoj social'noj teorii. Voprosy filosofii. 2016; № 10: 36 - 46.
2. Pileckij S.G. Fenomen chelovecheskoj agressivnosti. Voprosy filosofii. 2008; № 10: 50 - 65.
3. Kenispaev Zh.K., Skosyreva N.D. Antropologiya v estestvennonauchnoj modeli vospitaniya cheloveka. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: AltGPU, 2018: 97 - 101.
4. Radlov V.V. Iz Sibiri: stranicy dnevnika. Moskva: Nauka, 1989.
5. Potapov L.P. Altajskij shamanizm. Leningrad: Nauka, 1991.
6. Sokol'skaya E.V., Kochurov B.I., Dolgov Yu.A., Lobkovskij V.A. Mnogofaktornaya model' kak osnova upravleniya kachestvom okruzhayuschej sredy urbanizirovannyh territorij. Teoreticheskaya i prikladnaya 'ekologiya. 2018; № 2: 26 - 34.
7. Vorob'eva N.A., Troshina T.I. Chelovek i sever: k voprosu o sociokul'turnyh i mediko-biologicheskih istochnikah zhiznestojkosti. 'Ekologiya cheloveka. 2019; № 7: 42 - 48.
8. Apollonov I.A., Tarba I.D. Problema osnovanij 'etnokul'turnoj identichnosti v kontekste globalizacii. Voprosy filosofii. 2017; № 8: 30 - 42.
Статья поступила в редакцию 24.07.20
УДК 378.14
Fortygina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian
and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)
TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING IMPLEMENTATION. The article considers features of training highly qualified future teachers in the context of distance learning at the present stage of development of telecommunications systems and globalization in the field of education. The main types of distance education technologies and their components are highlighted: case technology, Internet technology and telecommunications technology. Possibilities of using distance learning technologies in the implementation of educational programs of higher education are revealed. The article provides a justification for the feasibility of conducting research in this area, describes the structure, content of the questionnaire and the results of a survey of students of the faculty of training primary school teachers to assess the quality of the distance learning system in a pedagogical university.
Key words: distance learning, Internet technology, case technology, telecommunications technology, future teacher.
С.Н. Фортыгина, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Использование возможностей медиасреды в процессе реализации дистанционного обучения студентов педагогического университета», № заявки ШК-20-04-09/3, дата регистрации 09.04.2020.
В статье рассмотрены особенности подготовки высококвалифицированных будущих педагогов в условиях реализации дистанционного обучения на современном этапе развития телекоммуникационных систем и глобализации в сфере образования. Выделены основные виды дистанционных образовательных технологий и их составляющие: кейсовая технология, Интернет-технология и телекоммуникационная технология. Раскрыты возможности применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования. Представлено обоснование целесообразности проведения исследования в данной области, описаны структура, содержание анкеты и результаты анкетирования студентов факультета подготовки учителей начальных классов по оценке качества системы дистанционного обучения в педагогическом вузе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет-технология, кейсовая технология, телекоммуникационная технология, будущий педагог.
Современная система высшего педагогического образования Российской Федерации находится на этапе активной модернизации в связи с развитием телекоммуникационных систем и глобализацией в сфере образования. Следствием модернизации образования является обновление системы подготовки высококвалифицированных педагогов, готовых к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития дистанционного образования [1].
Педагогические вузы, реализующие образовательные программы, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст. 16.2) должны создать «... условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств для освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения» [2].
Очевидно, что одним из перспективных способов реализации образовательных программ является внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий, «реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2]. В условиях современной жизни овладение способами и приемами их использования в профессиональной деятельности каждого человека является неотъемлемым фактором успешной работы и жизни в целом. Это связано с технологическим прогрессом, преобразованием и реформированием всех сфер жизнедеятельности, в том числе и системы образования, начиная с начального.
Дистанционные технологии представляют собой совокупность различных методов, приемов и средств обучения, используемых для реализации дистанционного обучения участников образовательного процесса на расстоянии (без непосредственного взаимодействия).
Дистанционные образовательные технологии содержат большое количество преимуществ: в процессе обучения человек может находиться не в аудитории, а в домашних условиях или удаленном доступе (другой город, страна и т.д.); лояльность в обучении, так как во многих случаях в рамках дистанционных технологий обучающийся имеет возможность выбирать последовательность изучения предмета, курса или дисциплины, а также темп обучения в границах определенного временного промежутка, кроме этого он может выбрать конкретного преподавателя из представленных (с кем ему комфортно, удобно, понятно взаимодействовать в процессе обучения); обучающийся может консультироваться по интересующим вопросам в режиме реального времени; в некоторых случаях дистанционные технологии позволяют человеку не изучать весь курс (дисциплину) полностью, он может сдать промежуточный тест или контрольную работу, не осваивая весь материал полностью (если имеет представление о нем из практики своей работы или самостоятельного изучения), получив максимальный балл, может продвигаться по блокам дисциплины или курса далее; дистанционные технологии позволяют осуществить более массовую работу преподавателя в рамках взаимодействия с обучающимися, не нужно объяснять материал отдельно каждому, можно разработать грамотную структуру теоретического и практического материала для большой аудитории, работая с ним обучающиеся могут консультироваться с преподавателем, но объемного объяснения отдельно каждому преподаватель уже не осуществляет.
Среди основных дистанционных образовательных технологий можно выделить следующие виды [3]: кейсовая технология, Интернет-технология и телекоммуникационная технология. Далее представим описание видов дистанционных образовательных технологий. В основе кейсовой технологии лежит специализированный набор (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения обучающимися при регулярных консультациях у преподавателей. Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология базируется на использовании преимущественно систем телевидения, а также глобальных компьютерных сетей для передачи информации по различным электромагнитным системам обучающимся (цифровые библиотеки, видеолекции и др.). Интернет-технология (сетевая технология) направлена на активное применение локальных и глобальных вычислительных компьютерных сетей в целях предоставления доступа обучающихся к современным информационно-образовательным ресурсам, способствующих формированию комплекса аппаратно-программных и организационно-методических средств автоматизации управления учебным процессом обучающихся независимо от их местонахождения.
Вышеописанные дистанционные образовательные технологии, применяемые при реализации образовательных программ высшего образования, способствуют не только изменению содержания и способов обучения, но и положительным образом оказывают влияния на всех участников образовательного процесса [4]. Для студентов дистанционные образовательные технологии служат источником получения информации с возможностью проявления самостоятельности при поиске и изучении учебного материала независимо от его места нахождения. У студента появляется возможность получать объективную оценку собственных знаний при электронном тестировании с целью построения
его индивидуальной образовательной траектории при опосредованном контакте с преподавателем.
Для преподавателей дистанционные образовательные технологии являются инструментом осуществления индивидуального подхода с возможностью представления изучаемого учебного материала в наглядной форме, используя разнообразные презентации, видеоролики и анимационные эффекты. У преподавателя появляется возможность повысить собственную квалификацию через прохождение специальных курсов в дистанционной форме.
От квалификации педагога зависит эффективность результата применения дистанционных технологий в учебный процесс, с внедрением которых появляются новые условия для реализации процесса обучения студентов: фонд традиционных библиотек расширяется за счет электронных изданий, дорогостоящее лабораторное оборудование сменяется виртуальными лабораториями и т.д. Отбирая технологии для дистанционного обучения студентов, педагог должен учитывать их содержание, структуру и техническое исполнение, субъективные особенности обучаемых, начальные их знания, специфику освоения материала, технологии должны позволять обеспечивать смену видов деятельности студентов, контроль их знаний, возможность обратной связи с преподавателем и т.д. [5].
Для внедрения дистанционных технологий в процесс обучения используется нелинейная форма организации материала, которая предполагает представление единицы материала системой возможных переходов с взаимосвязью между ними при адекватном представлении разнообразных аспектов изучаемого материала. Данная форма организации учебного материала позволяет обеспечить адаптивность обучения и достоверность сертификации получаемых знаний в условиях дистанционного обучения.
Для оценки качества системы дистанционного обучения студентов в педагогическом вузе была использована анкета Глотовой Д.В., которая включала следующие блоки [6]: общая оценка дистанционных образовательных технологий; оценка эффективности контрольных мероприятий; формы индивидуального общения с преподавателем; оценка работы преподавателя; оценка организации самостоятельной работы студента; оценка информационного обеспечения дистанционного курса и электронных ресурсов библиотеки. Выборку исследования составили 124 студента факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Анкета позволила выявить, что наиболее приемлемой формой обучения студенты отметили очно-дистанционную форму (59%), очную форму обучения выбрали 31% и лишь 10% студентов остановились на дистанционной форме обучения. Среди инновационных методов, используемых преподавателем в процессе обучения студентов, респонденты выделили следующие виды: компьютерные презентации (38%); дистанционные образовательные ресурсы (22%); тестирующие программы (24%) и электронный учебник (16%). Оценивая дистанционное обучение по критериям, студенты отметили, что наиболее актуальным для них является доступность информации вне зависимости от расстояния и времени (55%), критерий удобство получения знаний с помощью дистанционного обучения выбрали 26% студентов, 19% студентов отметили возможность регулировать индивидуальный темп получения знаний.
При оценке эффективности контрольных мероприятий студенты ответили, что 94% удовлетворены возможностью использования информационных технологий и 6% студентов среди проблем применения выделили проблемы с тестированием, отсутствие постоянной связи с преподавателем и частые перебои с Интернетом. Оценивания качество тестов, большинство студентов (86%) положительно ответили за использование тестов в качестве инструмента проверки знаний, 14% студентов отрицательно ответили, подчеркивая сложность тестов и отсутствие периодической связи с преподавателем.
Среди форм индивидуального общения с преподавателем студенты выделили следующие виды: электронная почта преподавателя - 82% студентов и 18% - личная страница в ВК. Оценивая работу с преподавателем и возможность организации поддержки студентов, 92% студентов ответили, что удовлетворены эффективностью и частотой общения преподавателя со студентами, 8% респондентов выразили недовольство, которое выражалось в отсутствии периодической обратной связи с преподавателем, не всегда удобном и достоверном использовании справочных материалов и предоставлении их по электронной почте.
При оценке организации самостоятельной работы 60% студентов отметили, что качество выполнения заданий во многом определяется уровнем мотивации и активностью их работы, 40% студентов считают, что дистанционная форма обучения является успешной при организации процесса.
Оценка информационного обеспечения дистанционного курса и электронных ресурсов библиотеки показала, что для большинства студентов (64%) материалы, размещенные в Электронной библиотеке, являются относительно полезными, 36% студентов считают материалы полезными. В качестве учебных материалов в электронном виде, которые полезны, большинство студентов отметили лекции преподавателя (82%) и 18% - методические указания по выполнению заданий.
Проведенное анкетирование позволяет утверждать о возможности использования дистанционных технологий в процессе обучения студентов педагогического вуза. У студента появляется возможность получать информацию, проявляя
самостоятельность при поиске и изучении учебного материала независимо от его места нахождения. Преподаватель, применяя дистанционные технологии, формирует у студентов объективную оценку его собственных знаний при электронном тестировании с целью построения его индивидуальной образователь-
Библиографический список
ной траектории при опосредованном контакте с ним. Отбирая дистанционные технологии для обучения студентов, педагог должен учитывать их содержание, структуру и техническое исполнение, субъективные особенности обучаемых, начальные их знания, специфику освоения материала.
1. Тенденции и перспективы развития электронного образования: материалы Международной научно-методической видеоконференции. Тюмень: ТюмГНГУ 2014.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Официальные документы в образовании. 2013; № 2: 2 - 120; № 3: 2 - 114.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
4. Корнеев А.Н., Толоконникова Е.В. Дистанционное обучение: будущее развития образования: учебно-методическое пособие. Москва: Мир науки, 2019. Available at: http://izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf
5. Рюмин РВ., Ардовская РВ. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013.
6. Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов: учебное пособие. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010.
References
1. Tendencii i perspektivy razvitiya 'elektronnogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj videokonferencii. Tyumen': TyumGNGU, 2014.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2013; № 2: 2 - 120; № 3: 2 - 114.
3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Metodika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
4. Korneev A.N., Tolokonnikova E.V. Distancionnoe obuchenie: buduschee razvitiya obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Mir nauki, 2019. Available at: http:// izd-mn.com/PDF/13MNNPU19.pdf
5. Ryumin R.V., Ardovskaya R.V. Formirovanie mediativnoj kompetentnostiposredstvom distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: monografiya. Vologda: IS'ERT RAN, 2013.
6. Lebedeva M.B., Agaponov S.V., Goryunova M.A. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii: proektirovanie i realizaciya uchebnyh kursov: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2010.
Статья поступила в редакцию 24.07.20
УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34
Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR SIMULATION OF GEODYNAMIC RISKS FOR THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION OF URBAN SPECIALTIES. The article provides a subsequent explanation of the promising possibility of introducing new model ideas about the patterns of occurrence and development of geodynamic risks into the subject of vocational education in the field of urban planning activities based on engineering geology. After the outlined theoretical foundations of the conceptual understanding of this subject area, the authors talk about the developed and tested software and hardware, technological and applied service support of the designated types of models that determine the development processes of primary and secondary factors of geodynamic risks. These, in fact, providing directions of the proposed modern concepts are, nevertheless, of fundamental importance for students in understanding the theoretical features of modeling, research tools. Another relevant aspect is the potentially possible transition to a remote form, information security, which will be indicated in further materials.
Key words: technological support of mathematical modeling of geodynamic risks, engineering geology, professional education.
К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц. Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье представлена перспективная возможность введения в тематику профессионального образования в области градостроительной деятельности, базирующейся на инженерной геологии, новых модельных представлениях о закономерностях возникновения и развития геодинамических рисков. После изложенных теоретических основ концептуального понимания данной предметной сферы речь пойдет о разработанном и апробированном программно-аппаратном, технологическом и прикладном сервисном обеспечении обозначенных видов моделей, определяющих процессы развития первичных и вторичных факторов геодинамических рисков. Эти, по сути, обеспечивающие направления предлагаемых современных концепций имеют, тем не менее, принципиальное значение для обучающихся в понимании теоретических особенностей моделирования, исследовательском инструментарии. Еще одним актуальным аспектом становится потенциально возможный переход на дистанционную форму, обеспечение информационной безопасности, о чем будет указано в дальнейших материалах.
Ключевые слова: технологическое обеспечение математического моделирования геодинамических рисков, инженерная геология, профессиональное образование.
Авторы статьи продолжают последовательное изложение материалов по перспективе введения в образовательный процесс градостроительных специальностей новелл теоретико-прикладного понимания геодинамических рисков, базирующихся на современном концептуальном подходе, его апробированной реализации на платформе имитационного компьютерного моделирования [1 - 3]. В обозначенном пространстве уже были отражены общие положения такого расширения учебной программы, рассмотрены основы теоретического восприятия первичных и вторичных факторов геодинамических рисков, их учета при проектировании строительной деятельности практически всех уровней районирования, а
также возможного влияния, в том числе и катастрофического, на разнообразные показатели как возведенных строительных конструкций, так и их эксплуатационные характеристики [4 - 7].
Проводя последовательное, системное изложение общей композиции материалов, отметим, что предметной стороной представленной статьи будет обращение к ознакомлению с возможностями программно-аппаратного, технологического и прикладного сервисного обеспечения, которое было разработано для компьютерной реализации расчетно-аналитической части указанных подходов к моделированию первичных и вторичных геодинамических факторов. Располагая