Научная статья на тему 'Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России'

Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОРЯДОК / РЕКОМЕНДАЦИИ / МОДЕЛЬ / МОНИТОРИНГ / LEGAL BASIS / NORMATIVE LEGAL ACTS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / EDUCATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ORDER / RECOMMENDATIONS / MODEL / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урумов Аскер Валерьевич

Статья посвящена анализу правовой регламентации дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России. Рассматривается создание и развитие системы дистанционного обучения в МВД России. Цель исследования выявить основные тенденции формирования и развития дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России, а также установление степени их правовой регламентации и применения. Постановка исследуемой проблемы. Анализ правовых актов позволил не отождествлять такие понятия как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «использование информационных и телекоммуникационных технологий», «электронная информационно-образовательная среда». Исследованы модели реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий «полностью дистанционное обучение» и «частичное использование дистанционных образовательных технологий». Обозначены условия, обусловливающие выбор указанных моделей образовательной организацией и функционирование информационно-образовательной среды. Перечислены основные дистанционные образовательные технологии, применяемые в образовательных организациях. Отмечается, что делегирование вопросов правового регулирования дистанционного обучения образовательным организациям требует их закрепления в локальных нормативных актах. Основными методами исследования явились: анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-логический, моделирование и классификация, мониторинг, экспертная оценка. Результаты. Дистанционное обучение представляет собой новую технологию, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств. Допускается сочетание основных видов технологий с иными формами проведения занятий. Указаны варианты проведения обучения в системе дистанционного обучения. Вывод. Мониторинг правовой основы и правоприменительной практики дистанционного обучения позволил выявить ряд проблем, требующих своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урумов Аскер Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF DISTANCE LEARNING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the distance learning legal regulation in the system of additional professional education in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The creation and the development of a distance learning system in the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered in the article. The purpose of the study is to identify the main trends in the formation and development of distance learning in the system of additional professional education in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as well as to establish the degree of its legal regulation and application. Formulation of the problem. The analysis of the legal acts made it possible not to identify such concepts as «e-learning», «distance educational technologies», «use of information and telecommunication technologies», «electronic information and educational environment». Models for the implementation of educational programs using distance educational technologies «fully distance learning» and «partial use of distance educational technologies» are studied. The conditions determining the choice of these models by the educational organization and the functioning of the information and educational environment are indicated. The main distance educational technologies used in educational organizations are recited. It is noted that the delegation of issues of legal regulation of distance learning to educational organizations requires their consolidation in the local normative acts. The main research methods are: analysis and synthesis, comparative and legal method, formal and logical method, modeling and classification, monitoring, expert evaluation. Results: Distance learning is a new technology based on the use of a wide range of traditional, new information and telecommunication technologies, technical means. A combination of the main types of technologies with other forms of classes conducting is admitted. Variants for learning conducting in the distance education system are indicated. Conclusion: The monitoring of the legal basis and law enforcement practice of distance learning has revealed a number of problems to be solved.

Текст научной работы на тему «Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России»

14.4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Урумов Аскер Валерьевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технической подготовки. E-mail: urumov07@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу правовой регламентации дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России. Рассматривается создание и развитие системы дистанционного обучения в МВД России. Цель исследования - выявить основные тенденции формирования и развития дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России, а также установление степени их правовой регламентации и применения.

Постановка исследуемой проблемы. Анализ право-вых актов позволил не отождествлять такие понятия как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «использование информационных и телекоммуникационных технологий», «электронная информационно-образовательная среда». Исследованы модели реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий - «полностью дистанционное обучение» и «частичное использование дистанционных образовательных технологий». Обозначены условия, обусловливающие выбор указанных моделей образовательной организацией и функционирование информационно-образовательной среды. Перечислены основные дистанционные образовательные технологии, применяемые в образовательных организациях. Отмечается, что делегирование вопросов правового регулирования дистанционного обучения образовательным организациям требует их закрепления в локальных нормативных актах.

Основными методами исследования явились: анализ и синтез, сравнительно-правовой, формальнологический, моделирование и классификация, мониторинг, экспертная оценка.

Результаты. Дистанционное обучение представляет собой новую технологию, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств. Допускается сочетание основных видов технологий с иными формами проведения занятий. Указаны варианты проведения обучения в системе дистанционного обучения.

Вывод. Мониторинг правовой основы и правоприменительной практики дистанционного обучения

позволил выявить ряд проблем, требующих своего решения.

Ключевые слова: правовые основы, нормативные правовые акты, дополнительное профессиональное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, образовательная организация, порядок, рекомендации, модель, мониторинг.

LEGAL BASIS OF DISTANCE LEARNING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Urumov Asker Valerevich, PhD at Law, Police Lieutenant Colonel. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: Special Technical Training Chair. E-mail: urumov07@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the analysis of the distance learning legal regulation in the system of additional professional education in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The creation and the development of a distance learning system in the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered in the article. The purpose of the study is to identify the main trends in the formation and development of distance learning in the system of additional professional education in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as well as to establish the degree of its legal regulation and application.

Formulation of the problem. The analysis of the legal acts made it possible not to identify such concepts as «e-learning», «distance educational technologies», «use of information and telecommunication technologies», «electronic information and educational environment». Models for the implementation of educational programs using distance educational technologies - «fully distance learning» and «partial use of distance educational technologies» are studied. The conditions determining the choice of these models by the educational organization and the functioning of the information and educational environment are indicated. The main distance educational technologies used in educational organizations are recited. It is noted that the delegation of issues of legal regulation of distance learning to educational organizations requires their consolidation in the local normative acts.

The main research methods are: analysis and synthesis, comparative and legal method, formal and logical method, modeling and classification, monitoring, expert evaluation.

Results: Distance learning is a new technology based on the use of a wide range of traditional, new information and telecommunication technologies, technical means. A combination of the main types of technologies with other forms of classes conducting is admitted. Variants for learning conducting in the distance education system are indicated.

Conclusion: The monitoring of the legal basis and law enforcement practice of distance learning has revealed a number of problems to be solved.

Keywords: legal basis, normative legal acts, additional professional education, distance education, distance learning, education technologies, educational organization, order, recommendations, model, monitoring.

Введение

Проблемы модернизации и развития дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) -это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы

образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип непрерывности развития как новой парадигмы российского образования.

Министерство внутренних дел Российской Федерации уделяет особое внимание ДПО, так как нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих хорошие деловые качества, а также новые правовые, гуманитарные, технические и другие знания. Ему необходимы сотрудники соответствующего уровня и профиля, компетентные, ответственные, свободно владеющие профессией, ориентированные в смежных областях деятельности, способные к эффективной работе, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Амбивалетный характер ДПО проявляется в единстве его развивающей и адаптивной роли, взаимообогащении процессов социальной интеграции и индивидуализации, преобразовании самой личности.

Основная часть

В эпоху информационного общества решение указанных проблем без информационных технологий невозможно, так как под воздействием этих технологий идет становление новых форм обучения, изменение его средств и методов. Система ДПО в образовательных организациях МВД России не является исключением. Особого внимания заслуживает дистанционное обучение в системе ДПО в образовательных организациях МВД России как новый инструмент передачи информации и освоения компетенции.

Особенности содержания и проблематика исследования. Создание системы дистанционного обучения в МВД России изначально было заложено решением Коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5км/2, когда была принята Концепция развития ведомственной образовательной системы на 2004-2010 гг. Предусматривалось «реформирование ведомственной системы дополнительного профессионального образования» (п. 2.8 приложения 2 к приказу МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5км/2»). Концепция закрепляла проведение ряда мероприятий по дальнейшему развитию системы ДПО с учетом современных требований, в частности, «повсеместный переход на современные инновационные педагогические технологии обучения (блочно-модульное, проблемное, дистанционное и др.), что требовало разработки новых подходов к организации учебного процесса, изменения его содержательной части, а также совершенствования форм и методов обучения.

В целях реализации положений указанной Концепции был издан приказ МВД России от 23 июня 2006 г. № 497 «О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России» [4], согласно которому с 1 сентября 2006 года в образовательные организации МВД России и учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ внедрялась Система дистанционных образовательных технологий. Также была разработана Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», утвержденная Приказом МВД России от 8 июня 2006 г. № 420 [5]. Программа предусматривала создание универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел, развитие автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационно-аналитических и экспертно-криминалистических цен-

тров органов внутренних дел, интеграцию автоматизированных банков данных, обеспечение информационной безопасности. В дальнейшем программа получила обновление и утверждена приказом МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 (в ред. от 28.12.2011) «Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» [6].

Правовая база дистанционного обучения в системе ДПО в образовательных организациях МВД России основана также на положениях ГК РФ и федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (например, ч. 2 ст. 13, ст. 16 и др.). Так, действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» не только признает, но и поощряет новые образовательные технологии, включая «дистанционные образовательные технологии». Для реализации основных положений закона Ми-нобрнауки России издал ряд подзаконных актов, регламентирующих порядок применения дистанционных образовательных технологий:

1) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 [2];

2) Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 [3].

Для оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России разработал Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 «О направлении методических рекомендаций») [8]. Впоследствии письмом Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» [9] данные рекомендации были обновлены.

Следует отметить, что рекомендации внесли определенную ясность и дали толкование некоторым положениям законодательных и подзаконных актов в указанной сфере деятельности. Предварительный анализ перечисленных актов, в частности, свидетельствует, что в них не отождествляются такие понятия как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «использование информационных и телекоммуникационных технологий», «электронная информационно-образовательная среда». Каждое определение в разъяснительных актах имеет свое содержательное и смысловое значение.

Согласно ч. 12 ст. 76 федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законом, на основе сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, а также полностью или частично в форме стажировки [1].

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:

1) «полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) слушателя - это модель, при которой обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно, с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается образовательной и иной организацией» [9] (так например, Краснодарский университет МВД России и его филиалы реализуют программу профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (с применением исключительно дистанционных образовательных технологий) по должности служащего «Полицейский»);

2) «частичное использование дистанционных образовательных технологий (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) - это модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной профессиональной программы, то есть очные занятия чередуются с дистанционными» [9] (так например, в Краснодарском университете МВД России реализуются следующие образовательные программы по дистанционно-очной форме обучения: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации оперативного состава подразделений уголовного розыска территориальных органов МВД России по организации розыскной работы (с использованием системы дистанционных образовательных технологий); дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Деятельность УУП по рассмотрению заявлений и обращений граждан, принятию по ним процессуальных решений. Проблемные вопросы и пути их решения» (с использованием системы дистанционных образовательных технологий); дополнительная профессиональная программа повышения квалификации оперативного состава подразделений ЭБ и ПК территориальных органов МВД России на районном уровне, специализирующихся на выявлении, раскрытии преступлений в кредитно-банковской сфере (с использованием системы дистанционных образовательных технологий) и т.д.).

Выбор указанных моделей образовательной организацией (в том числе и образовательной организацией МВД России) обуславливается следующими условиями:

- содержанием дополнительной профессиональной программы;

- регламентацией локальными нормативными актами образовательной организации порядка реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

- материально-технической базой образовательной организации (электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств);

- уровнем кадрового потенциала образовательной организации (наличие у административных работников и профессорско-преподавательского состава соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования).

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения образовательная и иная организация должна

обеспечить функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично, независимо от места их нахождения.

Так для обеспечения дистанционного обучения в ряде образовательных организаций МВД России (например, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России и др.) был создан портал «STELLUS» в единой информационно-телекоммуникационной системе органов внутренних дел (далее - ЕИТКС ОВД), который позволил проводить дистанционное обучение слушателей по различным образовательным программам, предусматривающие исключительно дистанционную или дистанционно-очную форму обучения. После входа в СДОТ «STELLUS» слушателю становятся доступны учебно-методические материалы для самостоятельного изучения, практические задания, а также план-график и расписание учебных мероприятий. Контроль самостоятельной работы сотрудника в период дистанционного обучения возлагается на руководство комплектующего органа. Наставник - ответственный сотрудник кафедры образовательной организации осуществляет руководство и координацию процесса обучения.

Так как Методические рекомендации Минобрнауки России по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ [8] предусматривают использование системы электронного обучения, в том числе в формате СДО «Moodle», образовательные организации МВД России (например, Краснодарский университет МВД России и его филиалы) стали использовать дистанционные курсы на базе системы управления обучения Moodle (СУО Moodle).

Однако следует отметить, что в ходе дистанционного обучения некоторые образовательные организации МВД России (например, Севоро -Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России) столкнулись с проблемой доступа слушателей на местах к ЕИТКС ОВД по различным техническим причинам. В связи с чем, на официальном сайте института были размещены ряд учебно-методических материалов на период обучение слушателей.

Определенное правовое регулирование дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России нашли отражение в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 [7]. Так Порядок закрепил обязанность органов, организации, подразделения МВД России обеспечить доступ к техническим средствам обучения сотрудникам, осваивающим образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий по сети единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Также данным актом регламентированы вопросы зачисления и исключения сотрудников из числа слушателей образовательной организации МВД России, досрочного прекращения служебной командировки,

выдачи удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке сотрудников.

Тем не менее, в связи с отсутствием в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подзаконных актах Минобрнауки России и МВД России детальной регламентации процедурно-технического использования образовательными организациями дистанционных образовательных технологий организация разрабатывает соответствующие локальные нормативные правовые акты. Данные акты на основе имеющейся нормативной правовой базы обеспечивают образовательную деятельность организации по применению дистанционных образовательных технологий. К таким актам, например, следует отнести: положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; нормативы для расчета объема учебной, учебно-методической и организационной работы, выполняемой преподавателями при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий; требования к архитектонике (структуре), содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов; инструкции для слушателей, профессорско-преподавательского состава, технических специалистов (программистов, техников) и др. Следует отметить, что отсутствие локальных нормативных актов образовательной организации МВД России, регламентирующие применение дистанционных образовательных технологий, нарушают положения ч. 2 ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и относятся к существенным недостаткам организации ДПО [13].

Значимость внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий отмечается МВД России и при проведении инспектирования образовательных организаций МВД России. Так, например, в справке о результатах инспектирования в

2016 году Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России указано, что «Институт в своей образовательной деятельности не учитывает Методические рекомендации ДГСК МВД России, в части необходимости внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. В течение 2016 г. к реализации с частичным либо полным использованием дистанционных образовательных технологий в Институте не запланирована ни одна образовательная программа, что не позволяет в полной мере обеспечить выполнение подпункта 8.1 распоряжения МВД России от 30 декабря 2015 г. № 1/11114 «О федеральном бюджете МВД России на 2016 год», в части необходимости замещения части учебного процесса при проведении повышения квалификации сотрудников МВД России дистанционным обучением. В течение 20122015 годов образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий Институтом не реализовывались, в предложениях на

2017 г., направленных в Университет 23 марта 2016 г., они также отсутствуют» [12].

Заключение. Как видим, дистанционное обучение представляет собой новую технологию получения слушателями знаний, базирующуюся на принципе самостоятельного изучения учебного материала образовательной программы и на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических

средств, которые создают для обучаемого условия свободного выбора интенсивности обучения, удаленного диалогового обмена с преподавателем, при этом на процесс обучения не влияет местонахождение обучаемого.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая, сетевая, кейсово-сетевая и видеотехнология [10, с. 8-9]. Допускается сочетание основных видов технологий, а также их сочетание с иными формами проведения занятий.

Основными целями дистанционного обучения являются:

- освоение образовательных программ непосредственно по месту службы слушателя (жительства или его временного пребывания (нахождения);

- получение ДПО в соответствии с потребностями МВД России, профессиональными интересами и способностями слушателя;

- создание условий, обеспечивающих интеграцию образования и науки со служебной деятельностью без отрыва от нее;

- оперативное обеспечение потребностей МВД России специалистами соответствующего квалификационного уровня.

В настоящее время важным и перспективным направлением развития системы образования в целом и ДПО, в частности, является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических и информационных технологий. Создание эффективной системы дистанционного обучения в системе образования МВД России определяет условия доступности и непрерывности повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - сотрудников правоохранительных органов. Быстрое развитие и широкое применение в системе образования МВД России разнообразных технических средств и технологий, обеспечивающих качественный уровень обучения, неизменно приведут к тенденции увеличения доли слушателей, выбирающих учебу без отрыва от основной служебной деятельности.

Осознание перспективности технологий дистанционного обучения и непрерывного повышения уровня профессиональных знаний привело к разработке системы дистанционного обучения на базе образовательных организаций МВД России. Поставленная задача требует детальной проработки нормативного, учебно-методического и организационного обеспечения.

Необходимость изучения этих вопросов обусловлена следующими проблемами:

- выбор технологии дистанционного обучения, в зависимости от которого будет осуществляться обеспечение функционирования сети региональных учебных центров или обеспечение работы локальной сети образовательной организации МВД России дистанционного обучения (ИДО) (на основе учебных серверов);

- наличие соответствующего оборудования в ИДО и на местах обучения;

- контроль качества учебного процесса, контроль итоговых знаний и выдача документа об обучении;

- подготовка профессорско-преподавательского состава;

- наличие навыков работы на компьютерах у слушателей - сотрудников правоохранительных органов;

- значительные капиталовложения;

- другие организационно-экономические проблемы, которые непременно возникнут на различных этапах внедрения дистанционного обучения.

Создание системы дистанционного обучения - это создание уникальной обучающей среды, в основу которой заложены принципы модульности и непрерывности ведения учебного процесса по дистанционной форме обучения.

Обучение в системе дистанционного обучения может проводиться по двум вариантам:

1-й вариант требует создания сети региональных учебных центров на базе других различных образовательных организаций (по договору). Процесс обучения слушателей в региональных центрах включает в себя самостоятельное изучение специально подготовленного учебно-методического материала по курсу под руководством тьютора (с базовой образовательной организации, но можно подобрать преподавателя-тьютора с той образовательной организации, с которой заключен договор в качестве регионального центра) и выполнение контрольных заданий по каждому разделу курса. По изучении каждого из разделов курса, обучающийся самостоятельно выполняет комплексное задание в виде теста или иного вида контрольного задания. Процесс обучения заканчивается итоговой аттестацией. В некоторых материалах по дистанционному обучению этот вариант обучения называется «кейс-технологией».

2-й вариант - сетевая технология дистанционного обучения (по Интернету или специально выделенному для МВД России каналу связи). Обычно она основана на использовании уникальной транспортной среды «Интернет» для решения задач обучения слушателей, независимо от места их нахождения. После прохождения всех предварительных процедур по оформлению документов для обучения, слушатель получает доступ к учебно-методическим материалам курса по соответствующей категории обучения на учебном WWW-сервере образовательной организации МВД России и координаты преподавателя-тьютора для индивидуальных консультаций. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов курса в виде электронных учебно-информационных программ или электронного учебного пособия на основе гипертекста, находящихся на сервере ИДО или присланных по почте, выполнение контрольных заданий в любом виде по каждому разделу курса (тест, реферат, контрольная работа, совместный телекоммуникационный проект и т.п.) и проведение консультаций по электронной почте. Кроме того, учебный WEB-сервер предполагает другие способы коммуникации между преподавателем и слушателем и слушателями между собой. Только при положительных итогах промежуточного контроля слушатель допускается к итоговому экзамену по курсу дистанционного обучения. В случае успешной сдачи, слушатель получает документ установленного образца об освоении программы курса дистанционного обучения.

Полноценный курс дистанционного обучения должен состоять из нескольких разделов: инструктивного (цели и задачи курса, организационные стороны его изучения, технология работы слушателей с курсом), информационного (система информационного наполнения учебных ресурсов), контрольного (механизм тестирования и оценивания), коммуникативного (система интерактивного обучения и взаимодействия участников образовательного процесса) и управляющей информационной системы, объединяющей все разделы [11, с. 22-23].

Вывод

Мониторинг правовой основы и правоприменительной практики дистанционного обучения в системе ДПО в образовательных организациях МВД России позволил выявить ряд проблем (задач), требующих своего решения:

1. Создание Координационного совета по разработке и внедрению дистанционных образовательных технологий с представителями ДГСК МВД России и образовательных организаций МВД России.

2. Не рекомендательная, а утвердительная методика применения образовательных технологий с четко определенной технологией обучения и, соответственно, техническим и программным обеспечением, разработанным и утвержденным в соответствии с нормативными и инструктивными документами по организации учебного процесса в системе МВД России.

3. Отсутствие полноценной ведомственной нормативной базы тормозит развитие и внедрение дистанционного обучения. Делегирование вопросов правового регулирования дистанционного обучения образовательным организациям требует развития локальных нормативных актов, в которых должно быть определено и закреплено нормативно: какие подразделения в образовательной организации функционально должны заниматься разработкой и внедрением дистанционных образовательных технологий и организацией дистанционного образовательного процесса; какова процедура комплектования группы дистанционного обучения по той или иной категории обучаемых; как будет проводиться итоговый контроль знаний, экзамен; как учитывать нагрузку преподавателей и т.д.

4. При разработке и решении организационных вопросов следует учитывать возможности каждой образовательной организации МВД России и ее особенности. Анализ имеющегося опыта использования дистанционного обучения показывает, что его целесообразно организовывать на базе образовательных организаций МВД России, в структуру которых входит базовый информационный сервер (располагается в образовательной организации), связанный с учебными классами и аудиторией с обратной связью, которая предназначена для проведения учебных занятий и контроля.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Фз (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Ми-нобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета от 28 августа 2013 г. № 190.

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

4. О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России: приказ МВД России от 23 июня 2006 г. № 497 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Программа Министерства внутренних дел Российской Федерации «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», утвержденная приказом МВД России от 8 июня 2006 г. № 420 // Организация правовой работы в системе МВД России: сборник правовых актов и методических документов. Том II. М., 2006.

6. Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»: приказ МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 (в ред. от 28.12.2011) // СПС «Консультант Плюс».

7. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 (ред. от 14.08.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

8. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ»): письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 // СПС «Консультант Плюс».

9. О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»): письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 // Администратор образования. 2015. № 12.

10. Демидов Ю.Н., Груненков Ю.П., Ратова И.В. Подготовка и проведение учебных занятий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования системы МВД России: учебно-методическое пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. - 76 с.

11. Ратова И.В., Мовчан А.В. Использование современных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования: учебно-методическое пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. - 60 с.

12. Справка о результатах инспектирования организации разработки и реализации образовательных программ, организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в Северо-Кавказском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (филиале) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Текущий архив СКИ(ф) КрУ МВД России.

13. Справка о результатах контрольной проверки деятельности федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального

образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://випк.мвд.рф/upload/site152/folder_page/003/ 347/093/Spravka_o_rezultatakh_kontrolnoy_proverki_05.0 5.16.pdf (дата обращения: 05.11.2019).

Рецензия

на статью «Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России», подготовленную старшим преподавателем кафедры специально-технической подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России кандидатом юридических наук Урумовым А.В.

Глобальное развитие информационных технологий как необратимый процесс развития общества затрагивает различные сферы деятельности человечества, в том числе и образовательную деятельность. Информатизация образования является инструментом ее кардинальной перестройки и формирования новой парадигмы. Информационные технологии изменяют суть образования, доминантой которого становится взаимодействие и сотрудничество на основе взаимообучения, органическое соединение информационной и развивающей модели образования.

Одним из современных способов обучения в системе дополнительного профессионального образования является дистанционное обучение с использованием информационных технологий, вызывающее неподдельный интерес как у экспертного (педагогического) сообщества, так и у граждан, интересующихся вопросами образования. Указанное свидетельствует об актуальности темы статьи и широком интересе для научно-юридического исследования.

В работе проведен подробный анализ правовой регламентации дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России. Рассмотрены модели дистанционных образовательных технологий. Мониторинг правовой основы и правоприменительной практики дистанционного обучения позволил автору выявить ряд проблем, требующие своего решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья написана доступным языком, содержит четкие определения основных категорий, в ней отсутствуют взаимоисключающие положения. Выводы, сделанные автором, представляют научный интерес, имеют теоретическую и практическую значимость.

В целом статья «Правовые основы дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России» отвечает предъявляемым требованиям к такого рода работам и рекомендуется к опубликованию.

Начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ (ф) КрУ МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции Н.Г.Канунникова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.