- на основе вышеизложенного, нами разработан формирующий эксперимент, предполагающий работу по коррекции связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с применением элементов ТРИЗ;
- полученные результаты повторного эксперимента полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о успешном развитии связной монологической речи у детей описываемой нами нозологической группы.
Литература:
1. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухова. - Москва: Владос, 2012. - 262 с.
2. Горохова, С.Н. Использование элементов методики обучения составления детьми творческих рассказов (ТРИЗ) в работе логопеда / С.Н. Горохова // Наука и образование: Новое время. - № 6,- 2016. - С. 519-522
3. Влкина, Н.В. Элементы ТРИЗ в обучении творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Н.В. Влкина, В.А. Лазарева// Дошкольное и начальное образование: Вариативность подходов. -2016. - С. 385-390
4. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.-СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
5. Минакова, О.В. Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР / О.В. Минакова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 2. - С. 145-152
6. Муминова, М.Г. Особенности сформированности навыка связной речи у детей с ОНР / М.Г. Муминова, В.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63. - С. 186-189
7. Насибуллина, А.Г. Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Г. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 4. - С. 213-217
8. Половодова, Л. С. Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Л.С. Половодова, Г.И Мальцева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). -С. 21-23
9. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т.А. Сидорчук, H.H. Хоменко. - М.: Литера, 2008 -59 с.
10. Татаринцева, В.А. Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников / В.А. Татаринцева, В.Д. Власенко // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 333-335
11. Толкачева, Т.В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.В. Толкачева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 274-278. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6780/ (дата обращения: 18.02.2023)
12. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва: «Владос»,2004. -288 с.
13. Филичева, Т.Е. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Е. Филичева // Дети с проблемами в развитии. -2004. -№ 1.-С. 4-8
14. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) / О.Г. Хабарова // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 151-160
15. Якушева, В.В. Особенности связных речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи / В.В. Якушева, Е.В. Раненкова // Современное образование. - 2021. - № 1. - С. 37-39
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ СКВОЗНЫХ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации, к применению сквозных цифровых технологий. Рассмотрены возможности дисциплин «Современные информационные технологии» и «Технологии цифрового образования». Данные дисциплины ведутся для всех будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Студенты знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий. Особое внимание уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Изучение дисциплин осуществляется по модели «перевернутого обучения» с использованием открытых online курсов. В статье приведены примеры таких курсов для дисциплин «Современные информационные технологии» и «Технологии цифрового образования». Лабораторные работы проходят в аудитории с участием преподавателя-тьютора. Также рассмотрены возможности учебной технологической практики для освоения сквозных цифровых технологий. Дальнейшее освоение сквозных цифровых технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность.
Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for work in the conditions of digital transformation, for the use of end-to-end digital technologies. The possibilities of disciplines "Modern information technologies" and "Technologies of digital education" are considered. These disciplines are conducted for all future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Students get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies. Particular attention is paid to the use of artificial intelligence technology, virtual and augmented reality in education. The study of disciplines is carried out according to the model of "flipped learning" using open online courses.
The article provides examples of such courses for the disciplines "Modern Information Technologies" and "Technologies of Digital Education". Laboratory work takes place in the classroom with the participation of a teacher-tutor. The possibilities of educational technological practice for the development of end-to-end digital technologies are also considered. Further development of end-to-end digital technologies by future teachers should be carried out within the framework of subject-methodological modules.
Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, artificial intelligence, virtual reality, augmented
Введение. Одной из основных задач, поставленных в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [12], является задача подготовки будущих учителей к решению проблем цифровой трансформации образования. Среди цифровых технологий, применяемых в вузах, особое внимание сегодня уделяется сквозным цифровым технологиям (СЦТ). Почему эти технологии называются «сквозными»? Потому что они универсальны и не связаны с конкретной сферой или продуктом, а используются во всех отраслях экономики, в социальной сфере и государственном управлении. Минпросвещения России подготовлены методические рекомендации [11] для внедрения в школах современных цифровых технологий, где представлены варианты использования таких СЦТ, как блокчейн, искусственный интеллект, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности. Освоение будущими педагогами данных сквозных цифровых технологий является актуальной педагогической задачей.
С 2022 г. во всех педагогических вузах России введено Ядро высшего педагогического образования. Для освоения будущими педагогами сквозных цифровых технологий, прежде всего, следует использовать возможности одного из модулей Ядра - коммуникативно-цифрового, в который входит дисциплина «Технологии цифрового образования» и учебная практика, направленная на разработку цифровых образовательных ресурсов.
В Нижегородском государственном педагогическом университете принято решение добавить в данный модуль дисциплину «Современные информационные технологии», а также на выбор дисциплины «Основы искусственного интеллекта» и «Машинное обучение». Тем не менее количество аудиторных часов, отведенных на освоение цифровых технологий, достаточно ограниченно. Данный факт определяет актуальность разработки открытых online-курсов для дисциплин коммуникативно-цифрового модуля, использования их для организации «перевернутого обучения» [5]. Не менее актуальной является разработка методики освоения сквозных цифровых технологий и в рамках других дисциплин Ядра высшего педагогического образования.
Изложение основного материала статьи. В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» разработаны дорожные карты по «сквозным» цифровым технологиям. Сквозные цифровые технологии - это ключевые направления науки и техники. Сквозные технологии можно разбить на группы: 5G, квантовые технологии, блокчейн - технологии, позволяющие передавать и хранить данные; виртуальная и дополненная реальность, компоненты робототехники и сенсорика - технологии для обработки информации; Интернет вещей, большие данные - технологии, позволяющие собирать данные; искусственный интеллект, нейротехнологии - технологии, позволяющие анализировать, принимать решения.
Сегодня в стране происходит цифровая трансформация образования. Цифровой трансформации педагогического образования посвящена статья [2]. Тренды развития сквозных технологий в образовании обсуждаются в статье [9]. Представлены кейсы использования в образовании искусственного интеллекта, технологии больших данных, робототехники, виртуальной и дополненной реальности, 3D печати. Возможности использования технологии блокчейна в образовании обсуждаются также в статье [15], искусственного интеллекта в статье - [13], виртуальной и дополненной реальности в статье - [7].
Подготовка студентов Мининского университета к использованию СЦТ в будущей профессиональной деятельности осуществляется в рамках таких дисциплин коммуникативно-цифрового модуля, как «Современные информационные технологии», «Технологии цифрового образования», «Основы искусственного интеллекта», «Машинное обучение», на учебной практике первого курса. При этом используются возможности цифровой образовательной среды университета [8, 16]. Изучение дисциплин осуществляется с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс». Данная модель подробна представлена в пособии [3]. Использование модели «перевернутого обучения» в вузе рассматривается в статьях [1, 14]. Особую актуальность модель «перевернутого» обучения имеет для обучения будущих учителей, которые смогут транслировать использование данной модели в своей будущей профессиональной деятельности. Для знакомства с теоретическим материалом студенты используют МООК по дисциплинам, размещенные на портале открытого образования Мининского университета.
Видео лекции записываются в видео лаборатории Мининского университета. Текстовые лекции на портале открытого образования Мининского университета представлены через элемент Moodle «Лекция», а примеры МООК предполагают асинхронный режим работы пользователей с ними, поэтому контент представлен с помощью видеолекций, текстовых лекций, скринкастов, примеров использования различных цифровых инструментов [4]. В конце каждого раздела предусмотрено тестирование. В конце курсов проводится итоговое тестирование, использования различных цифровых инструментов - Moodle «Страница». Скринкасты объясняют работу с теми или иными цифровыми инструментами. При составлении тестов используются вопросы различных типов: на выбор правильного ответа, на истинность суждения, на соответствие и др. Предусмотрены вопросы на знание, понимание и применение знаний.
МООК «Современные информационные технологии» состоит из введения, 3 обучающих блоков (продолжительностью в 10 недель обучения) и итоговой аттестации. Имеется отдельный раздел «Сквозные цифровые технологии», в котором раскрываются понятия цифровой трансформации экономики и «сквозных» цифровых технологий, представлены примеры использования СЦТ в промышленности, медицине, образовании и др.
В теме «Технологии искусственного интеллекта» рассматриваются вопросы классификации систем искусственного интеллекта, истории искусственного интеллекта, места искусственного интеллекта в образовании, обсуждаются этические проблемы в сфере ИИ, решение вопросов цифровой этики в России.
Тема «Технологии виртуальной и дополненной реальности» состоит из таких блоков информации, как: определение основных понятий; история развития средств виртуальной и дополненной реальности; типы VR устройств; гарнитуры; принцип работы VR шлема и трекинговые системы; специализированные устройства; методы передвижения и методы взаимодействия с VR; типы устройств AR; схема работы приложения дополненной реальности; применение VR и AR в различных областях, в т.ч. в образовании; примеры VR- и AR-продуктов, представленных на российском образовательном рынке; разработка приложений VR и AR. Тема направлена на то, чтобы убедить будущих учителей, что VR/AR-технологии - ключ к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях.
Что касается лабораторных работ, то они проходят в технопарке университета с участием преподавателя-тьютора.. Например, на практическом занятии в лаборатории VR/AR-технологии будущие учителя знакомятся с оборудованием, программным обеспечением доя создания VR-приложений, выполняют несложное программирование.
На освоение СЦТ направлена и дисциплина «Технологии цифрового образования». Подготовка будущих учителей к освоению СЦТ в рамках данной дисциплины подробно представлена в статье [6]. С примером педагогического сценария занятия по дисциплине «Технологии цифрового образования» по модели «перевернутого» обучения можно познакомиться по ссылке: https://clck.ru/359GPX. Педагогический сценарий представлен с помощью схемы, показывающей, что студенты самостоятельно смотрят 4 видеоролика, размещенных в МООК данной дисциплины: «Цифровая трансформация образования», «Понятие электронного обучения», «Цифророжденные педагогические технологии», «Дистанционное и смешанное обучение», выполняют тесты. Аудиторное практическое занятие начинается с дискуссии, обсуждаются контрольные вопросы: «Что такое цифровая трансформация? Каковы ее основные задачи?»; «В чем отличие информатизации и цифровизации образования?»; «Какие сервисы включены в Стратегию «Цифровая трансформация образования»?»; «Каковы требования ФГОС к информационно-образовательной среде?»; «Почему используется понятие «цифророжденные» педагогические технологии? Какие технологии к ним относятся?». Далее на совместной онлайн, созданной с помощью сервиса https://ru.padlet.com, будущие учителя участвуют в «мозговом штурме». Им предлагается распределиться по четырем ролевым группам «Педагоги», «Обучающиеся», «Родители», «Школьная администрация» и представить свое видение проблем перехода к смешанному обучению. Необходимо выявить «пересекающиеся» проблемы.
Приведем некоторые примеры практических заданий, связанных с освоением будущими бакалаврами СЦТ в рамках данной дисциплины. Например, обучающимся предлагается построить ментальную карту «Цифророжденные педагогические технологии» с помощью одного из online сервисов построения карт памяти. При этом они должны показать возможность интеграции перевернутого, зонального, мобильного, адаптивного обучения, кейс-технологии, технологии веб-квестов с искусственным интеллектом, виртуальной реальностью, дополненной реальностью, большими данными. Также будущие педагоги создают совместные каталоги примеров кейсов применения СЦТ в образовательном процессе школы. Пример каталога VR/AR-решений: https://clck.ru/32WXpz.
В освоении сквозных цифровых технологий будущими педагогами важная роль отводится учебной практике. Одна из основных задач практики - выполнение индивидуального задания по разработке цифровых образовательных ресурсов. Проблемы проектирования и внедрения ЦОР, их анализа и экспертизы, подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов рассматриваются в статье [10]. Примеры тем индивидуальных заданий на практике: разработка чат-бота для дисциплины, разработка интеллектуального помощника учителя, разработка голосового помощника классного руководителя, разработка веб-квеста на основе технологии VR, создание дополненной реальности для учебников, создание виртуальной экскурсии ит.п.
Выводы. Необходимость освоения студентами педагогических направлений подготовки сквозных цифровых технологий сегодня не вызывает сомнений. Это позволит будущим педагогам проводить более эффективные и интересные уроки, привлекать внимание учеников и повышать их мотивацию к обучению. Кроме того, использование современных технологий позволит им проводить более эффективную оценку знаний обучающихся и адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям каждого ученика.
При освоении СЦТ важным является использование инновационных образовательных технологий, прежде всего, цифророжденных педагогических технологий. Одна из них - «перевернутое обучение». В Мининском университете подготовка будущих педагогов к освоению сквозных цифровых технологий осуществляется по модели «перевернутого обучения» с использованием открытых online курсов. В статье приведены примеры таких курсов для дисциплин «Современные информационные технологии» и «Технологии цифрового образования».
Дальнейшее освоение СЦТ будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей. Например, в Мининском университете для направлений «Информатика и Технология» и «Математика и информатика» введены дисциплины «Иммерсивные технологии в образовании», «Виртуальная и дополненная реальность», «Искусственный интеллект в образовании», «Программирование на Python».
Литература:
1. Заводчикова, Н.И. Использование модели организации обучения «Перевернутый класс» в курсе дисциплины «Методика обучения и воспитания в области информатики» / Н.И. Заводчикова, У.В. Плясунова // Вестник Тверского государственногоуниверситета. Серия: Педагогика и психология. -2016. -№ 1. - С. 139-146
2. Казакова, Е.И Цифровая трансформация педагогического образования / Е.И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. -2020. -№1 (112). - С. 8-14
3. Калинкина, Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: Нижегородский институт развитии образования, 2019. - 120 с.
4. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. — № 71-1. -С. 193-196
5. Круподерова, Е.П. Организация «перевернутого обучения» с помощью МООК / Е.П. Круподерова, К.О. Тимофеева, С.А. Бобров // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №78-3. - С. 158-160
6. Круподерова, Е.П. Подготовка будущих учителей к освоению технологий цифрового образования / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, В.П. Харитонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№77-4.-С. 133-135
7. Круподерова, K.P. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / K.P. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238
8. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №4. - С. 11.
9. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. -2021. -№3. - С. 14-17
10. Поначугин, A.B. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / A.B. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - С. 5.
11. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 29.07.2023)
12. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 29.07.2023)
13. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород, 2021. - С. 132-136
14. Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped learning как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1. -С. 52-58
15. Шаронин, Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 29.07.2023)
16. Samerkhanova, Н.К. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin 11 Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T.9. - №7S. - C. 1381.
Педагогика
УДК 378.16
кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Дарья Анатольевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В
ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. В статье представлен опыт деятельности по разработке и включению в образовательный процесс подготовки магистрантов психологов дисциплины «Методологические аспекты социально-психологического тренинга». Отражены данные опроса обучающихся перед изучением образовательного курса, раскрывающие особенности понимания ими данного метода работы. Выявлена недостаточная информированность об особенностях тренинга. Представлены педагогические наработки, позволяющие овладевать на практике навыками, необходимыми для разработки и проведения тренинга. Описаны особенности изучаемых в рамках дисциплины тем и применяемых активных методов обучения, ориентированных на практику. Представлены варианты промежуточных и контрольных оценочных заданий образовательного курса.
Ключевые слова: социально-психологический тренинг, методы работы психолога, образовательный процесс, методология высшего образования, практико-ориентированные методы обучения.
Annotation. The article presents the experience of the development and inclusion in the educational process of training undergraduates psychologists of the discipline "Methodological aspects of socio-psychological training". The data of the survey of students before studying the educational course are reflected, revealing the peculiarities of their understanding of this method of work. Insufficient awareness about the features of the training was revealed. Pedagogical developments are presented, allowing to master in practice the skills necessary for the development and conduct of training. The features of the topics studied within the discipline and the applied active teaching methods focused on practice are described. The variants of intermediate and control assessment tasks of the educational course are presented.
Key words: socio-psychological training, methods of work of a psychologist, educational process, methodology of higher education, practice-oriented teaching methods.
Введение. В настоящее время среди образовательных услуг можно выделить большое количество предложений, ориентированных на подготовку психологов. При этом важно отметить, что в связи с отсрочкой принятия закона об оказании психологической помощи, ряд образовательных ресурсов, дающих документы, с которыми прошедшие обучение могут начать работу психологом, вызывает сомнения относительно качества подготовки специалистов. Переход в дистанционный режим обучения также вызывает опасения относительно возможности освоения ряда дисциплин, особенно практико-ориентированных, без должного опыта работы хотя бы на онлайн сессиях. Подобные дисциплины, позволяющие кроме усвоения теоретических основ осваивать практические навыки работы психолога, требуют особого внимания в рамках реализации любых образовательных программ. Особую значимость, по нашему мнению, имеет разработка образовательных курсов с практической ориентацией для обучающихся по программе магистратуры, где акцент делается на то, что базовая подготовка существует, слушатель углубляет знания, получает психологическую специализацию.
В то же время, требования к образовательным программам включают формирование у обучающихся определенных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), прописанных в приказе об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки уровня магистратуры [5].
Одним из основных направлений работы психолога является коррекционно-развивающая деятельность. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных методов реализации этого вида деятельности в групповом формате является социально-психологический тренинг. В данной статье представлен наш опыт участия в разработке и реализации программы магистратуры с включением в образовательный процесс дисциплины «Методологические аспекты социально-психологического тренинга», где происходит формирование компетенций, соответствующих освоению обозначенного направления деятельности психолога.
Изложение основного материала статьи. Изучение основ социально-психологического тренинга включено в обязательную часть освоения образовательной программы, реализующей подготовку в магистратуре по направлению «Социальная психология», подобные дисциплины как отдельные учебные предметы или части более крупных обязательны для изучения и в ходе освоения других образовательных программ по психологии. Кроме уже обозначенной цели овладения навыками для реализации коррекционно-развивающего направления деятельности психолога это связано и с все большим количеством мероприятий, именующихся тренингами, запросами клиентов на этот вид деятельности, но, одновременно, смешением понимания целей и требований к их проведению.
В данной статье приведен анализ опроса обучающихся в магистратуре (25 человек) в начале освоения дисциплины, иллюстрирующий их понимание этого метода работы, а также ключевые, с нашей точки зрения, моменты образовательного курса и методические разработки, позволяющие его успешно освоить.