Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров образования к профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности'

Подготовка бакалавров образования к профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER PROFESSION / JOB ANALYSIS / TEACHER-ORGANIZER OBZH / BACHELOR OF LIFE SAFETY / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОГРАМА / ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ / БАКАЛАВР БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрин А. А., Силакова О. В., Спицына Т. А.

В данной статье анализируется подготовка бакалавров образования к будущей профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности; описывается разработанный авторами курс «Введение в профессию» через характеристику содержания лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ бакалавров, выделяются методические условия реализации самостоятельной деятельности, направленной на формирование готовности осуществлять свою профессиональную деятельность в области педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрин А. А., Силакова О. В., Спицына Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AS TEACHERS-ORGANIZERS OF BASICS OF LIFE SAFETY

The article analyzes a level of readiness for future professional activity of the teacher-organizer of the basics of life safety of bachelors of education. The research describes a course “Introduction to the profession” developed by the authors through the characteristics of the contents of lectures and practical classes in the discipline, as well as the contents of the invariant and variable independent works of bachelors, highlights the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the formation of readiness to carry out their professional activities in the field of life safety.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров образования к профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности»

функционирования ИКП исследователю в процессе обновления понятийно-категориального аппарата представляется возможность микромониторинга инверсии образа человека в традиционном костюме в рамках эмоционально-когнитивной эмпатийности реципиента, а также в ходе наблюдения «актерского перевоплощения» представителей современных творческих сообществ и театральных коллективов на различных мероприятиях (фестивалях, конкурсах, выставках).

Следует подчеркнуть, что, как уже было сказано выше, термин ИКП, помимо аналитической функции, приобретает в наши дни и прикладную значимость, что подтверждается реализацией культурно-образовательных проектов экодизайна современного костюма (для экспозиций ПГОМ им. В.К. Арсе-ньева, для демонстрации коллекций студенческого театра моды «Пигмалион» ВГУЭС, для постановок танцевального ансамбля пос. Красный Яр Пожарского района Приморского края и проч.), направленных на визуализацию интерпре-

Библиографический список

тируемых архетипических образов и быстро распознаваемых элементов традиционного костюма носителей культур коренных народов дальневосточного региона РФ.

Позитивные результаты изучения процессов межкультурного взаимодействия коренных народов ДВ РФ подтверждают инструментальность предлагаемого в статье методологического аппарата и универсальность предложенных аналитических средств, используемых в исследовании данных интегральных процессов в ИКП этно- и экодизайна костюма в сфере художественных коммуникаций. Проведенное исследование содействует окончательному закреплению выводов о неразрывности процессов этнокультурной динамики, активизации межкультурного и межцивилизационного взаимодействия этих народов, как между собой, так и с другими представителями населения многонационального российского Дальнего Востока и стран АТР.

1. Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа. Архангельск: КИРА, 2009.

2. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. Москва: Государственная академия славянской культуры, 2006.

3. Данилова О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна. Дизайн и технологии. 2011; 19 (61): 9 - 19.

4. Evans S. Creative Clusters. Available at: http://creativeclusters.com/?page_id=701

5. Княгинин В.Н. Культурная индустрия в пространстве города. 60 параллель. 2009; 2 (33): 68 - 77.

6. Орлова Э.А. Теоретические основания изучения социального взаимодействия. Обсерватория культуры. 2008; 1: 4 - 13.

7. Орлова Э.А. История антропологических учений. Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2010.

8. Каяк А.Б. Межкультурные и межцивилизационные закономерности и механизмы развития музыкального взаимодействия. Полигнозис. 2008; 2: 105 - 124.

9. Дизайн: ил. словарь-справочник. Москва: Архитектура-С, 2004.

10. Данилова О.Н. Функционально-эстетическое зонирование объектов экодизайна. Владивосток: Дальнаука, 2011.

11. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX -XXвв. Санкт-Петербург: Наука, 1995.

12. Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. Владивосток: Дальнаука, 2017.

13. Подмаскин В.В. Народные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов: проблемы этногенеза и этнической истории. Владивосток: Дальнаука, 2006.

14. Петренко М.А. Этнопедагогика как средство воспитания духовно-нравственной личности. Международный журнал экспериментального образования.2016; 7: 24 - 28.

References

1. Solov'eva A.N. 'Etnichnost'i kul'tura: problemy diskurs-analiza. Arhangel'sk: KIRA, 2009.

2. Kuchmaeva I.K. Social'nye zakonomernostii mehanizmy nasledovaniya kul'tury. Moskva: Gosudarstvennaya akademiya slavyanskoj kul'tury, 2006.

3. Danilova O.N. Informacionno-kreativnoe prostranstvo regional'nogo 'ekodizajna. Dizajn i tehnologii. 2011; 19 (61): 9 - 19.

4. Evans S. Creative Clusters. Available at: http://creativeclusters.com/?page_id=701

5. Knyaginin V.N. Kul'turnaya industriya v prostranstve goroda. 60parallel'. 2009; 2 (33): 68 - 77.

6. Orlova 'E.A. Teoreticheskie osnovaniya izucheniya social'nogo vzaimodejstviya. Observatoriya kul'tury. 2008; 1: 4 - 13.

7. Orlova 'E.A. Istoriya antropologicheskih uchenij. Moskva: Akademicheskij Proekt; Al'ma Mater, 2010.

8. Kayak A.B. Mezhkul'turnye i mezhcivilizacionnye zakonomernosti i mehanizmy razvitiya muzykal'nogo vzaimodejstviya. Polignozis. 2008; 2: 105 - 124.

9. Dizajn: il. slovar'-spravochnik. Moskva: Arhitektura-S, 2004.

10. Danilova O.N. Funkcional'no-'esteticheskoe zonirovanie ob'ektov 'ekodizajna. Vladivostok: Dal'nauka, 2011.

11. Kocheshkov N.V. Dekorativnoe iskusstvo narodov Nizhnego Amura i Sahalina XIX -XX vv. Sankt-Peterburg: Nauka, 1995.

12. Starcev A.F. 'Etnicheskiepredstavleniya tunguso-man'chzhurov oprirode iobschestve. Vladivostok: Dal'nauka, 2017.

13. Podmaskin V.V. Narodnye znaniya tunguso-man'chzhurov i nivhov: problemy 'etnogeneza i 'etnicheskoj istorii. Vladivostok: Dal'nauka, 2006.

14. Petrenko M.A. 'Etnopedagogika kak sredstvo vospitaniya duhovno-nravstvennoj lichnosti. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya.2016; 7: 24 - 28.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378.016

Kudrin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Silakova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Spitsyna T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AS TEACHERS-ORGANIZERS OF BASICS OF LIFE SAFETY. The article analyzes a level of readiness for future professional activity of the teacher-organizer of the basics of life safety of bachelors of education. The research describes a course "Introduction to the profession" developed by the authors through the characteristics of the contents of lectures and practical classes in the discipline, as well as the contents of the invariant and variable independent works of bachelors, highlights the methodological conditions for the implementation of independent activities of bachelors, aimed at the formation of readiness to carry out their professional activities in the field of life safety.

Key words: teacher profession, job analysis, teacher-organizer OBZH, bachelor of life safety, independent work of students.

А.А. Кудрин, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

О.В. Силакоеа, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Т.А. Спицына, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье анализируется подготовка бакалавров образования к будущей профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности; описывается разработанный авторами курс «Введение в профессию» через характеристику содержания лекционных и практических занятий по дисциплине, а также рассматривается содержание инвариантной и вариативной самостоятельных работ бакалавров, выделяются

методические условия реализации самостоятельной деятельности, направленной на формирование готовности осуществлять свою профессиональную деятельность в области педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессия учитель, профессиограма, педагог-организатор ОБЖ, бакалавр безопасности жизнедеятельности, самостоятельная работа студентов.

В свете повышения угроз различного характера на современном этапе развития общества приоритетным являются вопросы формирования личности безопасного типа поведения. Процесс формирования такой личности непрерывен и многоаспектен, а значит, есть большая потребность в профессиональной подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности и спектр профессии в данной области достаточно обширен. Наибольший вклад в формирование личности безопасного типа поведения вносит образование в области безопасности жизнедеятельности. Поэтому профессия педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, сегодня как никогда актуальна и особенно в школьном образовании, т.к. подрастающее поколение чрезвычайно важно обучить знаниям основ безопасности жизнедеятельности и научить применять эти знания в жизни.

Российские школы до сих пор нуждаются в дипломированных специалистах в области безопасности жизнедеятельности, а именно в педагогах-организаторах ОБЖ. Результатом подготовки бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является формирование у него не только фундаментальных знаний, профессиональной культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, но и универсальных способов познания, формирование общекультурных компетенций, гуманистических технологий в педагогической, культурноориентированной деятельности в процессе обучения безопасному типу поведения, усвоенных студентом в процессе профессиональной подготовки. Теоретико-методологические основы подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности представлены в работах ученых С.В. Абрамовой, В.М. Губанова, Э.М. Киселевой, Н.А. Крючека, Л.А. Михайлова, РИ. Поповой, О.Н. Русака, П.В. Станкевича, В.П. Соломина и др. В них рассматриваются основные направления подготов-

ки студентов в области безопасности жизнедеятельности, методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, направленные на формирование и развитие культуры безопасного типа поведения - личности безопасного типа поведения [1; 2; 3].

Важно, в самом начале обучения по дисциплине «Введение в профессию», бакалаврам, делая, прежде всего акцент на социальную значимость своей будущей профессии, чтобы увеличить мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности педагогом-организатором ОБЖ, привить уважение к профессии учитель в целом, особенно в аспектах овладения профессиональной этикой и культурой речи [4; 5; 6].

Для решения поставленных задач в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности разработана и реализуется учебная программа по дисциплине «Введение в профессию», объемом 72 часа, из которых 18 часов - лекционных занятий, 18 часов - практические занятия и 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Тематика с кратким содержанием курса представлена в таблице 1 - Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий.

Лекционные занятия проходят в условиях потоковой организации учебного процесса. На этих занятиях студенты знакомятся с особенностями деятельности учителя, профессией учитель в области безопасности жизнедеятельности, а также со спецификой профессиональной деятельности педагога-организатора ОБЖ, рассматривают стандарт образования в области безопасности жизнедеятельности. На вводном занятии бакалавры участвуют в анкетировании, благодаря которому мы выясняем мотивацию бакалавров выбора факультета безопасности жизнедеятельности для своего обучения, отношение к будущей профессии,

Таблица 1

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий

№ темы Виды занятий, часы Самосто- Всего часов

Название темы с кратким содержанием Лекци-он-ные Практические ятельная работа, часы

1 ВВЕДЕНИЕ

Место учебного курса «Введение в профессию» в системе 1 1 2

педагогического

образования в области безопасности жизнедеятельности.

2 Раздел 1. Общая характеристика профессии учителя.

История развития педагогической мысли. Основные эта- 2 4 6

пы развития педагогики как науки

3 Педагогическое мастерство и личность учителя. Про-фессиограмма и особенности педагогической деятельно-

сти. Элементы педагогического мастерства: гуманистиче- 2 2 6 10

ская направленность, профессиональная компетентность,

педагогические способности, педагогическая техника. Пе-

дагогическая этика.

4 Восприятие учителя учащимися. Культура внешнего вида. 3 4 4 11

Мимическая и пантомимическая выразительность педагога.

5 Мастерство учителя в организации информативного ре-

чевого и демонстрационного воздействия. Техника речи. 4 4 8

Дыхание. Голос. Дикция. Внешний вид учителя.

6 Раздел 2. Содержание профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятель-ности. Ос-

новы общей теории БЖ: понятия, критерии, показатели 2 2 4 8

БЖ. Концепция БЖ РФ. История становления и развития

предметной области БЖ; основные проблемы в области БЖ

7 Содержание профессиональной деятельности в области БЖ. Виды профессий в области БЖ. Специфические особенности профессии - педагог-организатор ОБЖ 1 4 5

8 Сущность и содержание профессии - педагог-организа-

тор ОБЖ. Профессиональные требования, предъявляемые педагогу-организатору ОБЖ, его основные права и обязанности 3 2 4 9

9 Стандарт и содержание школьного курса «Основы безо-

пасности жизнедеятельности». Особенности учебно-вос- 4 4 6 14

питательного процесса по ОБЖ

ИТОГО 18 18 36 72

потенциальную возможность работать после получения диплома бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности по специальности педагог-организатор ОБЖ. В конце прохождения курса студенты вновь опрашиваются по тем же вопросам, чтобы проанализировать динамику увеличения степени готовности студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Нами было проведено анкетирование бакалавров 1 курса факультета безопасности жизнедеятельности, в котором приняли участие 45 человек 2017 года поступления (дисциплина проводиться во втором семестре).

Так, в начале изучения курса при ответе на вопрос «Почему Вы пришли учиться на факультет безопасности жизнедеятельности?» только 10 человек -22,2% респондентов отметили, что целенаправленно поступали именно на этот

факультет и готовы к профессии педагог-организатор ОБЖ. Приятно было увидеть результаты ответов респондентов на вопрос «Интересно ли Вам учиться на факультете безопасности жизнедеятельности»: так ответ «а» - «да» выбрало 17 человек - 37,8%, 23 человека предпочли ответ «б» - «скорее да, чем нет» -51,1% респондентов, 5 человек - 11,1% отметили ответ «в» - «скорее нет, чем да», ответ «г» - «нет» не был отмечен.

При ответе на вопрос: «Какие профессии в области безопасности жизнедеятельности Вам известны?» в начале изучения курса подавляющее большинство респондентов более 90% от всех опрошенных отмечали профессию педагог-организатор ОБЖ и спасателей разных профилей (пожарный, полицейский, специалист скорой помощи, охранник), то в конце курса, список профессий у

Таблица 2

Содержание самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Введение в профессию»

№ Темы Содержание самостоятельной работы

инвариантная часть вариативная часть

1 - составление аннотированного каталога периодических изданий и статей, связанных с профессиями в области БЖ - подготовка сообщения на одну из тем по проблеме становления и развития педагогической профессии

2 - подготовка доклада с мультимедийной презентацией по основным этапам развития педагогической мысли - социологическое мини-исследование по проблеме удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью; - подготовка сообщения о выдающихся педагогах прошлого и современности; - составление таблицы «Исторические этапы становления педагогики ка науки»

3 - составление терминологического словаря по теме с указанием источников информации; - составление опорного конспекта по основным понятиям педагогики как науки - подготовка эссе на тему «Мой любимый учитель: штрихи к портрету»

4 - изучение с помощью Интернет-ресурсов профессио-граммы учителя; - подготовка к дискуссии на тему: «Восприятие учителя учащимися. Культура внешнего вида. Мимическая и пантомимическая выразительность педагога» - подготовка к написанию эссе на тему «Педагогическое мастерство и личность учителя. Элементы педагогического мастерства»; - подготовка к самодиагностике по качествам личности будущего педагога

5 - реферирование научной статьи по теме; - подготовка к дискуссии на тему: «Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция. Мастерство учителя в организации информативного речевого и демонстрационного воздействия» - подготовка к написанию эссе на тему: «Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция. Мастерство учителя в организации информативного речевого и демонстрационного воздействия»; - подготовка к самодиагностике профессиональных качеств личности будущего педагога

6 - подготовка аннотированного каталога изданий по теме «Основы общей теории БЖ: понятия, критерии, показатели БЖ. Концепции БЖ РФ»; - подготовка к сообщению студентов с докладами по теме: «ЧС природного и техногенного характера. Особенности поведения при возникновении ЧС разного характера» - составление аннотированного каталога периодических изданий и статей по истории становления и развития предметной области БЖ; - подготовка доклада с мультимедийной презентацией на тему «Основные проблемы в области БЖ»

7 - составление списка электронных изданий по различным профессиям в области БЖ; - подготовка к дискуссии по теме «Специфика профессии - педагог-организатор ОБЖ» - подготовка к написанию эссе на тему «Многообразие и специфика профессий в области БЖ»; - составление сравнительной таблицы «Многообразие и специфика профессий в области БЖ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 - ознакомление и составление с применением электронных ресурсов должностной инструкции педагога-организатора ОБЖ; - подготовка к работе в группах по изучению стандарта и основного содержания курса ОБЖ в школе - подготовка к написанию эссе - «Специфика профессии преподаватель-организатор ОБЖ»; - составление аналитической таблицы прав и обязанностей по должностной инструкции педагога-организатора ОБЖ

9 - ознакомление и составление с применением электронных ресурсов по учебно-методическому оснащению предмета ОБЖ; - подготовка к дискуссии по психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса по ОБЖ; - анализ фрагментов уроков по ОБЖ по характеристике деятельности педагога-организатора ОБЖ; - анализ фрагментов внеклассных мероприятий по ОБЖ по характеристике деятельности педагога-организатора ОБЖ - подготовка к разработке фрагмента урока по выбранной студентом темы по ОБЖ; - подготовка к разработке фрагмента внеклассного мероприятия по ОБЖ

респондентов качественно расширился: называли и выше отмеченные профессии, но и отмечали специалистов в области информационной, техносферной, экологической безопасности - инженеры; специалист по охране труда; инженер по технике безопасности; инспектора по пропаганде пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, патриотического воспитания, здорового образа жизни; специалисты медики; специалист по гражданской обороне; лаборанты химического производства и другие. В конце изучения курса многие бакалавры отмечали, что даже не задумывались над тем колоссальным объёмом знаний и умений, которыми должен обладать педагог-организатор ОБЖ. Рассмотрению должностной инструкции педагога-организатора ОБЖ уделяется большое внимание на практических занятиях и на зачёте предусмотрен ряд контрольных вопросов, касающихся прав и обязанностей такого специалиста. Принципиален и тот факт, что практически все респонденты понимают сущность и высокую социальную значимость своей будущей профессии - преподавателя-организатора ОБЖ.

Отметим, что в конце изучения курса «Введение в профессию» к 10 бакалаврам, которые изначально были замотивированны на работу в будущем педагогами-организаторами ОБЖ присоединились ещё 15 человек. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора ОБЖ составила 55,6% среди опрошенных бакалавров. И все 100% опрошенных отметили, что ждут с интересом первую производственную (педагогическую) практику в школах, которая реализуется на 3 и 4 курсах бакалавриата. Практи-

Библиографический список

ческие занятия по курсу реализуются по 2-м разделам: «Общая характеристика профессии учителя», «Содержание профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности». Данные занятия проходят в разное время и проводятся разными преподавателями.

Важную роль в освоении дисциплины играет самостоятельная работа бакалавров. Самостоятельная работа направлена на получение дополнительной информации по изучаемой теме, на самообразование и совершенствование знаний в вопросах профессионального самоопределения. Виды заданий для самостоятельной работы студентов при изучении данного курса представлены в таблице 2 - Содержание самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Введение в профессию».

После изучения курса, обучающиеся знают основные этапы становления педагогики как науки, демонстрируют знание основных особенностей педагогической деятельности и требования к ней, умеют работать с информационными источниками в соответствии с проблематикой курса, понимая необходимость профессионального саморазвития педагога; разбираются в особенностях профессии учителя и требованиях к качествам личности, способной реализовывать педагогическую деятельность, ориентируются в специфике профессий в области безопасности жизнедеятельности, знают права и обязанности преподавателя-организатора ОБЖ; имеют представления о стандарте и основных содержательных линях предметной области безопасность жизнедеятельности.

1. Михайлов Л.А. Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Под редакцией Л.А. Михайлова. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

2. Попова РИ. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11 (126): 54 - 58.

3. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: монография. Санкт-Петербург: Изд-во «ТЕССА», 2006.

4. Блинов В.И. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Москва: Издательство «Юрайт», 2017.

5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2018.

6. Организация деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта (уровень общего образования): учебно-методическое пособие. Бахмутский А.Е., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Лебедева Л.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Санкт-Петербург: Издательство «Свое издательство», 2016.

References

1. Mihajlov L.A. Solomin V.P Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej L.A. Mihajlova. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

2. Popova R.I. Aspekty metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11 (126): 54 - 58.

3. Stankevich P.V. Teoriya i prakíika podgotovki bakalavra v sisteme mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo «TESSA», 2006.

4. Blinov V.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2017.

5. Kuznecov V.V. Vvedenie v professional'no-pedagogicheskuyu special'nost': Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2018.

6. Organizaciya deyatel'nosti pedagogicheskih rabotnikov v sootvetstvii s trebovaniyami professional'nogo standarta (uroven' obschego obrazovaniya): uchebno-metodicheskoe posobie. Bahmutskij A.E., Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Kondrakova I.'E., Lebedeva L.I., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Svoe izdatel'stvo», 2016.

Статья отправлена в редакцию 29.11.18

УДК 378.878

Laptev I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), hornored teacher in Public Education, Professor, Department of Preschool and Primary Education,

Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mial: [email protected]

TO THE QUESTION ABOUT ACTIVIZATION OF MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article deals with a relevant problem of musical and aesthetic education of younger students. Convincing reports of researchers-teachers about the need to activate the methods of musical and aesthetic education are given. These are, first of all, lectures and concerts for children in a philharmony, a conservatory and school by means of instrumental and vocal-choral art, as well as analytical interpretation of musical works. An important task of the teacher is the formation and consolidation by means of musical art of a sense of social responsibility, a sense of patriotism, love for the motherland. The results of musical and aesthetic education of younger schoolchildren give their positive results - students more often manifest elements of culture in communication, talk about homework with their parents listening to music with an emotional generalization of musical and aesthetic feelings that have arisen. The article substantiates the necessity and significance of musical and aesthetic education, provides specific musical examples.

Key words: younger students, musical and aesthetic education, examples of musical works.

И.Г. Лаптев, канд. пед. наук, отличник народного просвещения, проф. каф. дошкольного и начального образования, Астраханский государственный

университет, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальная животрепещущая проблема музыкально-эстетического просвещения младших школьников. Приведены убедительные сообщения исследователей-педагогов о необходимости активизации методов музыкально-эстетического просвещения. Это, прежде всего, лекции-концерты для детей в филармонии, в консерватории, в школе - средствами инструментального и вокально-хорового искусства, а также аналитической интерпретации музыкальных произведений.

Важной задачей учителя является формирование и закрепление средствами музыкального искусства чувства социальной ответственности, чувства патриотизма, любви к Родине, к малой Родине. Результаты музыкально-эстетического просвещения младших школьников дают свои положительные результаты - учащиеся чаще проявляют элементы культуры в общении, рассказывают о домашнем совместно с родителями прослушивании музыкальных произведений с эмоциональным обобщением возникших музыкально-эстетических чувств.

В статье обосновывается необходимость и значимость музыкально-эстетического просвещения, приводятся конкретные музыкальные примеры.

Ключевые слова: младшие школьники, музыкально-эстетическое просвещение, примеры музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.