Научная статья на тему 'Самостоятельная познавательная деятельность как ключевое условие методической подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности'

Самостоятельная познавательная деятельность как ключевое условие методической подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODICAL TRAINING / PROFESSIONAL SKILLS / HEALTH AND SAFETY / UNIVERSITY EDUCATION / INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Э. М., Абрамова В. Ю., Бахвалова С. В.

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения самостоятельной познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации высшего образования и компетентностного подхода. Определены педагогические условия и содержание самостоятельной познавательной деятельности в проектировании методической подготовки студентов. Рассмотрены основные признаки самостоятельной работы, такие как, наличие цели, проявление сознательности и активности студентов. Выявлены современные виды самостоятельной работы студентов, используемые в практике обучения в вузе, и предложены виды самостоятельной работы, требующие разного уровня самостоятельности выполнения, по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Э. М., Абрамова В. Ю., Бахвалова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY AS THE KEY CONDITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY

The following article emphasizes special aspects of methodic support of individual cognitive activity of bachelors with respect to pedagogical education on health and safety in the context of modernization of university education and competency-based approach. The article describes pedagogical conditions and contents of individual cognitive activity with respect to planning of the methodical training of the students. The main features of individual work are considered, such as the presence of a goal, consciousness and activity of students. The modern types of individual work of students used in the practice of teaching at the university are indicated, and types of individual work that require different levels of autonomy to perform for the discipline “Methods of training and education of life safety” are proposed.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная познавательная деятельность как ключевое условие методической подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности»

References

1. Bugakova N.Yu. Karelina E.A., Kirova I.V. «Klipovoe myshlenie» kak vyzov obrazovatel'noj sisteme. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018; 3 (45): 7 - 11.

2. Atamanenko N.V. Nekotorye aspekty formirovaniya soderzhatel'noj chasti uchebnoj discipliny pri vnedrenii 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnyj process. N.V. Atamanenko, M.Yu. Karelina, T.Yu. Cherepnina. O nekotoryh voprosah i problemah psihologii i pedagogiki: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 94 - 97.

3. Prikhodko V.M., Professional Competence a Teacher at an Institution of Higher Education as a Basic Component of Quality of the Educational Process. V.M. Prikhodko, N.V. Atamanenko, S.B. Benevolenskiy, M.Yu. Karelina. The Second International Conference on Development of Pedagogical Science in Eurasia. 2014: 28 - 31.

4. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Gumanitarizaciya soderzhaniya professional'noj podgotovki studentov v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Kazanskayanauka. 2014; 3: 226 - 230.

5. Atamanenko N.V., Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. O roli professional'noj kompetentnosti i obschekul'turnogo urovnya prepodavatelya v obespechenii kachestva obrazovatel'nogo processa. Innovacionnyj vektor razvitiya; predposylki, real'nost', perspektivy sovershenstvovaniya nauchnyh razrabotok v 'ekonomike, proektnom menedzhmente, obrazovanii, yurisprudencii, yazykoznanii, kul'turologii, 'ekologii, zoologii, himii, biologii, medicine, psihologii, politologii, filologii, filosofii, sociologii, gradostroitel'stve, informatike, tehnike, matematike, fizike, istorii, rastenievodstve. 2014: 6.

6. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. O nekotoryh osobennostyah sovershenstvovaniya professional'noj deyatel'nosti prepodavatelej uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 5: 46 - 49.

7. Atamanenko N.V., Karelina M.Yu. Nekotorye osobennosti sovershenstvovaniya professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina. 2014; 1 (61): 70 - 72.

8. Karelina M.Yu. Osnovnye tendencii formirovaniya magisterskih programm v tehnicheskom universitete pri perehode na setevye formy realizacii obrazovatel'nyh programm. Inzhenernaya pedagogika: sbornik. 2015: 68 - 74.

9. Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Proektirovanie i realizaciya obrazovatel'nyh programm magistratury v tehnicheskom universitete v setevoj forme v ramkah proektov kratkosrochnoj mobil'nosti Erasmus+. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 109 - 111.

10. Karelina M.Yu., Atamanenko N.V., Cherepnina T.Yu. Formirovanie soderzhaniya uchebnoj discipliny kak glavnaya sostavlyayuschaya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa. Novye zadachi psihologii ipedagogiki i puti ih resheniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 23 - 27.

11. Benevolenskij S.B., Karelina M.Yu., Cherepnina T.Yu. Issledovanie pedagogicheskih zakonomernostej i osobennostej formirovaniya soderzhaniya uchebnoj discipliny pri vnedrenii 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnyj process. M.Yu. Karelina, T.Yu. Cherepnina. Sovremennye nauchnye issledovaniya: metodologiya, teoriya, praktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 20 - 28.

Статья поступила в редакцию 09.01.19

УДК 378.147

Kiseleva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Abramova V.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

Bahvalova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY AS THE KEY CONDITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY. The

following article emphasizes special aspects of methodic support of individual cognitive activity of bachelors with respect to pedagogical education on health and safety in the context of modernization of university education and competency-based approach. The article describes pedagogical conditions and contents of individual cognitive activity with respect to planning of the methodical training of the students. The main features of individual work are considered, such as the presence of a goal, consciousness and activity of students. The modern types of individual work of students used in the practice of teaching at the university are indicated, and types of individual work that require different levels of autonomy to perform for the discipline "Methods of training and education of life safety" are proposed.

Key words: methodical training, professional skills, health and safety, university education, individual cognitive activity.

Э.М. Киселева, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

B.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

C.В. Бахвалова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения самостоятельной познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации высшего образования и компетентностного подхода. Определены педагогические условия и содержание самостоятельной познавательной деятельности в проектировании методической подготовки студентов. Рассмотрены основные признаки самостоятельной работы, такие как, наличие цели, проявление сознательности и активности студентов. Выявлены современные виды самостоятельной работы студентов, используемые в практике обучения в вузе, и предложены виды самостоятельной работы, требующие разного уровня самостоятельности выполнения, по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: методическая подготовка, профессиональные компетенции, безопасность жизнедеятельности, высшее профессиональное образование, самостоятельная познавательная деятельность.

Реализация идей реформирования высшего педагогического образования направлена на достижение результатов, заложенных в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, включающих в себя не только достижение профессиональной компетентности, но и формирование культурно развитой, самостоятельной, духовно-творческой, конкурентоспособной личности будущего педагога.

Решающая роль в приобретении студентами профессиональных компетенций и повышении мотивации к непрерывному образованию принадлежит, безусловно, самостоятельной работе студентов. В современных условиях можно

отметить сложившееся противоречие между признанием приоритета формирования социально активного, творческого специалиста в педагогической области и недостаточной ролью самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в процессе обучения. Актуальность решения этой проблемы требует пересмотра сложившейся практики организации самостоятельной работы студентов в процессе уровневой подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

В соответствии со стандартами нового поколения подготовка бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в области безопасности жизнедеятельности направлена на возможность успешной самореализации выпуск-

ника в следующих видах профессиональной деятельности: педагогической и культурно-просветительской, которые являются основополагающими в профессиональной компетентности бакалавра педагогического вуза.

Формирование профессиональной компетенции бакалавра, готовность к решению профессиональных задач осуществляется в сферах деятельности, обозначенных в стандарте. Данные виды профессиональной деятельности, готовность к решению профессиональных задач формируются в процессе методической подготовки будущих педагогов в области БЖ.

В то же время реалии педагогической практики бакалавров свидетельствуют о существенных затруднениях в педагогической профессиональной деятельности, связанных с необходимостью применения и модифицирования полученных знаний и умений, принятием самостоятельного решения, с выбором форм и методов работы. Вот почему так важно формирование, не только профессиональной компетенции, но и профессиональной мобильности, готовности работать автономно и творчески. Базовым элементом профессионализма современного педагога, на наш взгляд, является методическая подготовка.

Методическая подготовка бакалавра в образовательной области безопасности жизнедеятельности - это «процесс обучения и самообучения студента в вузе по осуществлению им методической деятельности, основанной на интеграции научных знаний и научных достижениях в области общей педагогики и частной теории и методики обучения» [1], целью которого является профессиональное становление учителя.

Ключевая роль в достижении целей профессиональной подготовки бакалавров в области БЖ принадлежит курсу «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности». Современные цели профессионального образования, заложенные во ФГОС ВПО Государственном стандарте, потребовали изменения содержательной компоненты учебной программы, отражающие новые подходы и задачи в подготовке бакалавров [2].

Принципиальным отличием является компетентностный подход, который сложился в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающейся педагогики [3, 4]. Сравнительный анализ показал, что содержание программы предыдущего курса по методике безопасности жизнедеятельности («Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности») было основано на усвоении студентами профессиональных знаний, умений и навыков, а современный курс («Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности») направлен на формирование методической компетентности будущего учителя ОБЖ, разрабатывался с учетом компетентностного подхода (таблица 1).

Таким образом, компетентностный подход дает возможность выпускникам реализовать себя не только в учительской профессии, но и значительно расширить сферу профессиональной педагогической деятельности, включая различные уровни и формы образования.

По учебному плану на изучение дисциплины «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности» выделяется 540 часов, из них на самостоятельную работу - 288. Программа курса нацелена на формирование готовности к саморазвитию и самореализации будущих специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности. В связи с этим при разработке данного курса мы акцентируем внимание на организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в освоении содержания программы. При разработке методики самостоятельной работы студентов научно-теоретической базой послужили принципы развития активности и сознательности студентов, самостоятельности, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм [5].

Учитывая перечисленные установки, нами определены общие условия методики организации самостоятельной работы студентов по освоению курса «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»:

- использование мотивации и развитие интереса к выполнению самостоятельных заданий по курсу;

- разработка системы самостоятельных заданий по темам данного курса, направленных на формирование профессиональной компетентности по предмету;

- применение индивидуальных и групповых форм деятельности, аудиторных и внеаудиторных;

- использование дистанционных и информационно-коммуникативных методов в самостоятельной работе.

Самостоятельная работа студентов при изучении данного курса является одним из условий повышения эффективности подготовки бакалавра к профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа по освоению учебной дисциплины предполагает:

• работу с лекционным материалом и подготовку к практическим занятиям;

• выполнение учебных заданий, предполагающих достижение цели и задач курса;

• самостоятельное изучение отдельных тем курса на основе познавательного интереса, научных ориентации, научной проблематики и особенностей научно-педагогических школ конкретного вуза;

• выполнение индивидуальных текущих и итоговых заданий.

При этом, самостоятельная работа студентов рассматривается как вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной программы, обладающей следующими признаками: наличие познавательной и практической задачи, проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач; наличие результатов. В процессе обучения студентам предлагаются виды самостоятельной работы, требующие разного уровня самостоятельности выполнения [6].

Таблица 1

Цели методической подготовки в учебных дисциплинах

ГОС ВПО «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности» ФГОСВПО «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»

Цель: Усвоение системы знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций по теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Задачи: - обеспечить профессионально-педагогическую ориентацию знаний, мотивированное стремление к овладению профессией учитель; - формировать системные знания о современных методических технологиях, используемых в преподавании ОБЖ; - вооружить студентов знаниями по методике внеурочной и массовой работы по формированию навыков безопасного поведения и здорового образа жизни; - формировать творческое отношение к профессии учителя, готовность использовать активные методы и формы работы по ОБЖ; - развивать исследовательские педагогические умения; - подготовить к выполнению обязанностей преподавателя-организатора ОБЖ в школе; - вооружить студентов знаниями по использованию мультимедийного программно-методического комплекса преподавания ОБЖ. Цель: Формирование и развитие готовности к решению профессиональных задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Задачи: - способен к реализации учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; - готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса в ОУ; - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение; - способен использовать возможности образовательной среды, в т. ч. информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; - готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Анализ методической литературы позволил выявить современные виды самостоятельной работы студентов, которые используются в практике обучения в вузе. Традиционно, в педагогической литературе, рассматривается как ведущий, используемый в комплексе, вид самостоятельной работы, объединенный едиными дидактическими целями, и соответственно, определяются группы самостоятельной работы:

- приобретение новых знаний (работа с учебной и научной литературой, наблюдения, выполнение практических заданий).

- образование умений и навыков (упражнения, решение задач, составление задач и др.).

- применение знаний (подбор и составление примеров, иллюстрирующих суть усваиваемых обобщений, выполнение трудовых задач, подготовка сочинений).

- контроль (письменные ответы, самостоятельное выполнение заданий на повторение небольших тем, работа с целью преодоления ошибок).

Остановимся более подробно на использовании педагогических задач в самостоятельной познавательной деятельности, как эффективной методике формирования профессиональной компетентности бакалавров образования. Педагогическую задачу можно рассматривать как «модель конкретной ситуации, решение которой предполагает имитацию образовательного процесса в условиях, максимально приближенных к реальным условиям». Решение педагогической задачи - творческий процесс, индивидуальный, способствующий развитию интеллектуальных умений и критического мышления. Студент учится анализировать и оценивать ситуацию, выявлять причины и обстоятельства возникновения, мотивы поведения участников образовательного процесса, проектировать решение, позволяющее получить положительный эффект.

При организации самостоятельной работы студентов мы опирались на условия, обеспечивающие успешное их выполнение: мотивированность на выполнение учебного задания; постановка целей и задач; обеспечение необходимыми методическими материалами, определение форм отчетности, объема работы; наличие критериев оценки.

В ходе проектирования самостоятельной работы, разработки конкретных педагогических задач были определены виды деятельности студентов-бакалавров по учебному курсу «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»:

- поисковая работа с теоретическими источниками по образованию в области безопасности жизнедеятельности: подбор литературы к теме; рецензирование; анализ текстов; составление библиографических списков; подготовка аннотаций; подготовка обзора источников по изучаемой проблеме;

- работа с нормативными документами по образованию в области безопасности жизнедеятельности;

- работа с аудио-видео-Интернет материалами - подбор аудио-видео и/или Интернет - материалов к курсу;

- работа с понятийным аппаратом - поиск и сравнительный анализ определений, суждений по содержанию понятий, соотношение родственных понятий, составление терминологического словаря;

- работа по педагогическому проектированию: составление опорно-логических схем, опорных конспектов; составление диагностических методик; про-

Библиографический список

ектирование фрагментов учебных программ, уроков; проектирование воспитательных мероприятий.

Важным методическим условием к составлению педагогических задач представляется практическая направленность, функциональность и актуальность содержания, возможность развития индивидуальных педагогических способностей студента в ходе выполнения задания. Характер предлагаемых педагогических задач, несомненно, зависит от подготовленности студентов [7].

Приведем примеры самостоятельных заданий для студентов-бакалавров по вышеназванному курсу для первого семестра:

1. Составьте аннотированный список основных нормативных документов об образовании в области безопасности жизнедеятельности.

2. Создайте презентацию идей и главных задач в области обучения безопасности жизнедеятельности по материалам документов Министерства образования, начиная с 1991 года.

3. Выберите для анализа одну из программ дошкольного образования и сравните с программой начальной школы. Сопоставьте задачи обеих программ в области безопасности и здорового образа жизни.

4. Рассмотрите 2 - 3 источника по проблеме проектирования антитеррористической подготовки школьников. Составьте таблицу, отражающую понятийный аппарат проблемы проектирования на основе этих источников.

5. Соотнесите понятие «обучение» с близкими по смыслу и значению понятиями «учение», «преподавание», «образование». Работая со словарями и справочниками, определите общие черты и специфику данных понятий. Постройте кластер, показав соотношение и взаимосвязь данных определений.

6. Выберите для анализа линейку учебников по ОБЖ. Составьте таблицу развития понятий по теме «Здоровый образ жизни» с 5 по 9 класс.

7. Проанализируйте учебник ОБЖ для 8 класса, выпишите умения, формируемые при изучении темы «ЧС техногенного характера». Составьте алгоритм действий учителя в урочной работе для формирования умений таких умений.

8. Рассмотрите 3-4 источника по безопасности жизнедеятельности. Выпишите определения понятий «безопасность», «опасность». Выявите сходство и различие в определениях. Обоснуйте возможную точку зрения авторов, как причину различий в определениях.

Представленные задания самостоятельных работ направлены на системную организацию деятельности студентов в приобретении профессиональных компетенций и повышение мотивации к обучению. Самостоятельные работы по курсу выполняют ряд задач: систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную учебную и научную литературу; формирование самостоятельного мышления.

Успешность выполнения самостоятельной работы по курсу обеспечивается не только мотивированностью, четкой постановкой задач выполнения заданий, но и организацией форм отчетности по данным заданиям.

Таким образом, самостоятельная работа по разработанным заданиям, позволяет реализовать контрольно-измерительную функцию учебного процесса подготовки бакалавров и магистров образования.

1. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования: методология, теория и перспективы: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

2. Станкевич П.В., Попова РИ., Киселева Э.М. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; 11: 177 - 186.

3. Попова Р.И. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Педагогика высшей школы 2016; 3.1: 162 - 165.

4. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования: монография. Санкт-Петербург: Изд-во «ТЕССА», 2006.

5. Соломин В.П., Верещагина Н.О. Образовательный кластер как форма совершенствования методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования. Материалы XI международного методологического семинара «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 115 - 124.

6. Костецкая ГА., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, Серия «Гуманитарные и общественные науки». № 2 (24).

7. Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасность жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов. Перспективы развития науки: Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. Уфа, 2014: 252 - 259.

References

1. Vereschagina N.O. Metodicheskaya podgotovka bakalavrov i magistrov v oblasti estestvennonauchnogo obrazovaniya: metodologiya, teoriya iperspektivy: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

2. Stankevich P.V., Popova R.I., Kiseleva 'E.M. Strategiya formirovaniya specializirovannyh magisterskih programm v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; 11: 177 - 186.

3. Popova R.I. K voprosu o razvitii celevyh ustanovok pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Pedagogika vysshejshkoly2016; 3.1: 162 - 165.

4. Stankevich P.V. Teoriya i praktika podgotovki bakalavra v sisteme mnogourovnevogo estestvennonauchnogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo «TESSA», 2006.

5. Solomin V.P., Vereschagina N.O. Obrazovatel'nyj klaster kak forma sovershenstvovaniya metodicheskoj podgotovki bakalavrov i magistrov v oblasti estestvennonauchnogo obrazovaniya. Materialy XI mezhdunarodnogo metodologicheskogo seminara «Biologicheskoe i 'ekologicheskoe obrazovanie: metodologiya, teoriya, metodika. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 115 - 124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kosteckaya G.A., Kiseleva 'EM. Problemy prakticheskoj podgotovki uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya i modernizacii obrazovatel'nyh standartov. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU, Seriya «Gumanitarnye iobschestvennye nauki». № 2 (24).

7. Vereschagina N.O., Vilejto T.V., Kiseleva 'E.M. Sovershenstvovanie metodicheskoj podgotovki bakalavrov i magistrov v obrazovatel'noj oblasti bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v usloviyah modernizacii obrazovatel'nyh standartov. Perspektivyrazvitiya nauki: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Otvetstvennyj redaktor: A.A. Sukiasyan. Ufa, 2014: 252 - 259.

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 378

Kulibekov A.N., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FACTORS DETERMING THE PREPARATION OF FUTURE MASTERS TO ORGANIZATION AND USE OF NETWORK TRAINING COURSES. In the article a problem of formation of readiness of future masters for organization and application of network training courses is considered. A set of methods of actions aimed at establishing prerequisites for the use of network training courses and on the formation of professional and creative competence of undergraduates in the process of professional education is defined. The proposals are aimed at establishing the necessary conditions for the use of the network training course and on the formation of motivation for the organization of network technologies. The author finds that networking allows greater efficiency in the use of resources; to exercise the right of choice of educational services, thereby substantially improve the quality of educational services.

Key words: network training courses, means of formation of readiness, system of formation of readiness, professional and creative competence, professional education.

А.Н. Кулибекое, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИРУЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЮ СЕТЕВЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих магистров к организации и применению сетевых учебных курсов. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых учебных курсов и на формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов в процессе профессионального образования. Высказываются предложения направленные на установление необходимых условий к использованию сетевого учебного курса и на формирование мотивации к организации сетевых технологий. Автор приходит к выводу о том, что сетевое взаимодействие позволяет повысить эффективность использования ресурсов; реализовать право выбора образовательных услуг, тем самым существенно повысить качество образовательных услуг

Ключевые слова: сетевые учебные курсы, средства формирования готовности, система формирования готовности, профессионально-творческая компетентность, профессиональное образование.

Современная социально-экономическая ситуация развития системы высшего образования требует от педагогических кадров высокого уровня профессиональной мобильности. Поиск форм, путей, способов подготовки профессионально мобильного специалиста становится для России значимой и актуальной проблемой. Решение задачи подготовки профессионально мобильных специалистов требует глубокой теоретической рефлексии природы профессиональной мобильности, механизмов её реализации, анализа условий и факторов, влияющих на формирование высокого уровня профессиональной мобильности специалистов.

Нельзя не отметить тот факт, что современный мир практически стал информационным из-за широкого использования сетевых технологий, которые становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности десятков миллионов людей.

В настоящее время сетевые технологии активно внедряются в профессиональный образовательный процесс и систему образования. Идеи внедрения сетевых технологий распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и образования. Сложность процесса подготовки будущих магистров к организации применения сетевых учебных курсов требует разработки системы для формирования их готовности к решению профессиональных проблем.

Как отмечают М.Л. Кондакова и Е.Я. Подгорная, сетевые технологии в образовательном процессе, обладают следующими свойствами [1]:

- гибкость, адаптивность (способность выполнять задания индивидуаль-

- интерактивность (возможность обучения в интерактивном режиме всем участникам образовательного процесса);

- асинхронность (возможность осуществлять технологическое обучение независимо от времени, по удобному графику);

- открытость (инструкторам предоставляется доступ ко многим источникам образовательной информации, таким как электронные библиотеки, базы данных, электронные ресурсы различных организаций и учебных заведений и т. д.);

- массивность (эффективность технологического обучения не зависит от количества студентов);

- доступность (возможность равного предоставления задания независимо от места и места жительства).

Положительные свойства сетевых технологий будут способствовать развитию независимой, поисковой, исследовательской деятельности магистрантов для организации и повышения у них познавательного и профессионально-творческого интереса.

Как отмечают авторы монографии [2] Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян, используя сетевые технологии, у каждого студента магистратуры есть возможность

развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.

По мнению зарубежных авторов [3], сетевое обучение - плановое обучение, при котором учение отделено от преподавания, и, следовательно, требующее специальной методики разработки учебных пособий, особой стратегии преподавания, особых средств коммуникации посредством сетевых или иных технологий, равно как и специальных организационных и административных решений.

По определению С.А. Щенникова [4], сетевое обучение - форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами, общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся».

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя образовательный процесс, его информационное содержание, управление этим процессом и современные педагогические технологии.

Сетевое обучение, по мнению А.Н. Богомолова, «протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса».

Структура информационно-образовательной среды курса, построенного на модели сетевого обучения, представлена следующими инвариантными компонентами [5 - 8].

Нам представляется, что именно сетевые технологии, на наш взгляд, могут обеспечить достижение следующих педагогических целей:

- развитие культуры общения: коммуникабельности, контактности в различных социальных группах;

- умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности;

- психологическая и практическая подготовка будущих специалистов для комфортной профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Для наиболее эффективного достижения поставленных целей необходимы определенные предпосылки для их осуществления. Речь идет о том, чтобы самостоятельная работа специалиста с применением сетевых технологий приобрела такие объективные свойства, которые бы формировали стойкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, развивали бы творческие способности обучаемых, позволяли бы их реализовать в полном объёме.

В настоящее время сетевые технологии активно внедряются в профессиональный образовательный процесс педагогического вуза. Профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.