Научная статья на тему 'Особенности подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров по профилю "безопасность жизнедеятельности и физическая культура"'

Особенности подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров по профилю "безопасность жизнедеятельности и физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOPHYSICAL PREPARATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ADVERSE FACTOR / MOTIVATIONAL COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музаев А.И.

Статья посвящена проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров. В статье рассматриваются некоторые особенности подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Также в статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Кроме того, на основании анализа образовательной программы по дисциплине «Физическая культура», определены условия, которые повысят уровень физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. В статье также раскрыты те виды спорта и некоторые упражнения, которые наилучшим образом были бы направлены на тренировку именно тех качеств, которые необходимы будущему бакалавру по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Музаев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS ON A PROFILE OF HEALTH AND SAFETY AND PHYSICAL EDUCATION

The article observes a problem of forming safety culture for the life of bachelors. In the article some features of preparation for professional activity of future bachelors on the profile of life safety and physical culture are considered. The research concerns questions of physical training of bachelors of faculty of safety of ability to live, the basic educational program of training of bachelors of faculty of safety of ability to live. In addition, based on the analysis of the educational program for the discipline “Physical Education”, conditions are defined that will increase the level of physical training for bachelors of the Faculty of Life Safety. The article also chooses those sports and some exercises that would be best directed to training exactly those qualities that are necessary for a future bachelor in the field of life safety and physical culture.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров по профилю "безопасность жизнедеятельности и физическая культура"»

Таблица 1

№ Группа ПЗЛК Качества личности

1 Коммуникативные свойства доминантность, проницательность, дипломатичность, эмпатия, смелость в установлении социальных контактов, рассудительность, серьезность

2 Интеллектуальные качества независимость мышления, способность к абстрагированию, к поиску нестандартных, творческих способов решения поставленных задач

3 Профессионально-психологическая устойчивость самоконтроль, сдержанность в проявлении чувств и эмоций, уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, владеть собой и руководить другими в психологически напряженных ситуациях

Например, в структуре коммуникативной компетентности следователя такими умениями являются:

- умение устанавливать психологический контакт с подследственными лицами;

- умение разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе производства предварительного расследования и др.;

- владение вербальными и невербальными приемами и способами общения в процессе следственных действий.

В структуре психологической устойчивости выделяются:

- умение проявлять устойчивость к противодействию, тактической хитрости участников предварительного расследования;

- умение сохранять выдержку при проявлении угроз, агрессивных действий со стороны подозреваемых;

- умение сопротивляться негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних лиц) на проведение следственных действий.

В структуре специального мышления следователя выделяют следующие умения:

- умение самостоятельно находить необходимую информацию для доказательств по уголовному делу (эвристичность мышления);

- умение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами, выявленными в ходе расследования, при воспроизведении общей картины совершенного преступления (логичность мышления);

- умение моделировать решения подследственных лиц, предугадывать их вероятные действия (рефлексивность мышления).

Библиографический список

Сравнительное исследование психологических портретов профессионально успешного сотрудника ОВД и следователя-выпускника вуза МВД дало возможность считать критерием успешности развития у слушателей к моменту окончания обучения уровень сформированности следующих содержательных характеристик ПЗЛК (таблица 1).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что определение ПЗЛК сотрудника МВД очень важно и необходимо в современном обществе. Определение индивидуально психологических качеств способствует установлению пригодности личности к той или иной деятельности. При этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и другим характеристикам, то это уже на первом этапе поможет решить такие важные проблемы, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. Ведь в случае профессиональной непригодности, человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости своей деятельностью, безразличию к работе, что негативно повлияет на эффективность работы и может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы.

Практика показывает, что при использовании в вузе МВД активных методов обучения происходит развитие большинства необходимых ПЗЛК. Многие исследователи сделали вывод, что, несмотря на развитие в вузе МВД большей части ПЗЛК, их развитие в полном объеме осуществляется только в результате приобретения сотрудником значительного профессионального опыта.

1. Профессионально важные качества юриста. Available at: https://studopedia.ru/17_25226_professionalno-vazhnie-kachestva-yurista. html

2. Молоканова А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Professional'no vazhnye kachestva yurista. Available at: https://studopedia.ru/17_25226_professionalno-vazhnie-kachestva-yurista.html

2. Molokanova A.V. Professional'no-psihologicheskie kachestva sledovatelya i ih razvitie v vysshem obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.04.18

УДК 378

Muzaev A.I., teacher (Safety Management and Physical Education), lyceum № 8, (Kaspiysk, Russia),

E-mail: muzaeva56@mail.ru

FEATURES OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS ON A PROFILE OF HEALTH AND SAFETY AND PHYSICAL EDUCATION. The article observes a problem of forming safety culture for the life of bachelors. In the article some features of preparation for professional activity of future bachelors on the profile of life safety and physical culture are considered. The research concerns questions of physical training of bachelors of faculty of safety of ability to live, the basic educational program of training of bachelors of faculty of safety of ability to live. In addition, based on the analysis of the educational program for the discipline "Physical Education", conditions are defined that will increase the level of physical training for bachelors of the Faculty of Life Safety. The article also chooses those sports and some exercises that would be best directed to training exactly those qualities that are necessary for a future bachelor in the field of life safety and physical culture.

Key words: psychophysical preparation, professional competences, extreme situation, adverse factor, motivational component of vocational training.

А.И. Музаев, преподаватель ОБЖ и физической культуры, лицей № 8, г. Каспийск,

E-mail: muzaeva56@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Статья посвящена проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров. В статье рассматриваются некоторые особенности подготовки к профессиональной деятельности будущих бакалавров по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Также в статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Кроме того, на основании анализа образовательной программы по дисциплине «Физическая культура», определены условия, которые повысят уровень физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. В статье также раскрыты те виды спорта и некоторые упражнения, которые наилучшим образом были бы направлены на тренировку именно тех качеств, которые необходимы будущему бакалавру по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, психофизическая подготовка, профессиональные компетенции, экстремальная ситуация.

Модернизация образования актуализирует необходимость улучшения качества профессиональной подготовки студентов. В связи с этим профессиональная подготовка будущих выпускников университета должна быть наполнена современным содержанием, ориентирована на качество знаний и высокий уровень развития профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции бакалавра включают готовность выполнить профессиональные функции и систему конкретных практических действий [1].

Педагогический труд реализуется через выполнение обязанностей школьного педагога. Эффективность выполнения профессиональных обязанностей зависит от знания методики, дидактики и теории воспитания. Кроме того, необходимо иметь представление об управлении и руководстве коллективом педагогов и школы в целом. Другими словами, профессиональные компетенции состоят из взаимосвязанных подсистем, которые являются критериями качества образования на локальном подуровне субъект-субъектных отношений студент-преподаватель [2].

Анализ различных взглядов и подходов к подготовке будущих специалистов в вузе приводит к выводу, что необходимым условием развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, и нацеленности личности будущего педагога на непрерывное самоусовершенствование, является стремление к профессиональному саморазвитию. Этому способствует особый комплекс психолого-педагогических условий. Однако существует подтверждение о том, что этому способствует моделирование квази-профессиональных ситуаций будущей деятельности.

В этом случаи у студента появляется возможность выбора. Он может самостоятельно ставить цели и выбирать способы их достижения, свободно выражать свое личное мнение и отношение к происходящему, Тем самым повышается и активизируется уровень саморазвития студента, который позволяет ему осознанно принимать необходимые решения.

Профессиональная подготовка будущих бакалавров по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура позволяет будущим специалистам в этой области быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности, если макет программы разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО и сочетается с требованиями профстандарта педагога. Раскрывая содержание учебной информации по изучаемым дисциплинам, выполняя комплекс учебных задач, заданий и упражнений, которые способствуют развитию профессионально значимых личностных качеств, будущий выпускник проходит развернутую профессиональную подготовку. Знания об окружающей среде (естественной и искусственной) имеют сложную структуру, интегрируя естественнонаучный, гуманитарный и социальный блоки.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» отличается от других дисциплин тем, что для ее изучения необходимы специфические условия. Важно обучить будущих бакалавров не только безопасному поведению, но и сформировать у них необходимые личностные и психофизические качества. Этого можно достичь, если каждый студент во время обучения проявляет самостоятельные творческие усилия для достижения практического результата. Конечно, для этого прежде он должен иметь ценностное отношение к своему делу, приверженность к здоровому образу жизни, безопасному поведению.

Профессиональная подготовка будущих бакалавров по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура

предполагает приобретение новых знаний и умений путем самостоятельных практических действий под руководством преподавателя, который лишь направляет эти действия, дает алгоритм их выполнения. Студент усвоит содержание образования тогда, когда у него возникает внутренняя потребность и интерес для этого. Этого можно достичь, если во время оглашения задания педагог опускает некоторые структурные моменты из алгоритма его выполнения. В этом случаи студент вынужден проявить инициативу и творческий подход к выполнению задания и определить релевантный выход из проблемной ситуации.

Важной составляющей профессиональных компетенций будущих бакалавров по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура является выработка готовности к быстрому и точному выполнению необходимых действий по выходу из критической ситуации и способности организовывать людей. Это позволит профессионально использовать адекватные меры в критической ситуации и средства защиты. А также вовремя распознать и оценить опасную ситуацию и определить способы защиты от нее, при необходимости оказать помощь себе или окружающим.

Необходимо отметить, что данный профиль профессиональной подготовки отличается спецификой содержания и имеет свои особенности, где профессиональные компетенции включают кроме специальных знаний, умений и навыков еще и психологическую устойчивость, а также физические качества личности. Это обеспечит будущему выпускнику адаптацию к экстремальным условиям среды обитания и внутреннюю готовность к возможным опасным видам деятельности. Здесь речь идет об интеграции интеллекта, творческого подхода к педагогической деятельности, уровня психологического и физического состояния. Однако, как отмечают И.А. Бикмаев и К.Э. Загуменных существуют некоторые затруднения в правильной организации подготовки бакалавров данного профиля [3; 4].

Современный подход теории и практики к качеству профессиональной подготовки студентов, как отмечает Давыдова Л.Н., ориентирован на «встроенное» качество, предусматривающее улучшение последнего на основе оценивания всех его компонентов. В связи с этим необходимо обеспечить условия для профессиональной подготовки студентов профиля безопасности жизнедеятельности и физической культуры, опираясь на особенности их будущей профессиональной деятельности. Становление профессионализма современного бакалавра может способствовать как личной, так и национальной и глобальной безопасности.

Как отмечает М.А. Мурадисов, что систематические занятия физической культурой и спортом способствуют достижению наивысших результатов в формировании необходимых компетенций и наилучших успехов в достижении высокого уровня психологической подготовленности. Целенаправленная работа со студентами, целью которой является развитие и совершенствование у них психологических свойств и качеств личности, благодаря наличию которых деятельность человека выполняется более успешно [5].

Поскольку педагог по безопасности жизнедеятельности и физической культуре должен уметь действовать в экстремальных условиях, то здесь необходимо подобрать именно те виды спорта, которые положительным образом влияют на формирование необходимых компетенций, развитие важных качеств его умений и дают возможность моделировать сложные условия

профессиональной деятельности и приобретению навыков по адаптации к ним.

Особенно плодотворно выполняются командные задания, когда осознание значимости каждого очевидно для всей команды. Это можно объяснить тем, что командная работа дает возможность преобразования внутреннего мира каждой личности, во время которого активизируются эмоциональный настрой, ответственность. Вследствие этого происходит трансформация социальной мотивации в личностные ценности студента. Такой точки зрения вслед за авторами придерживаемся и мы, которые считают, что одним из средств развития профессиональной ориентации человека является организация позитивного воздействия на личность непосредственного окружения [6; 7].

Человек, регулярно закаливающий свой организм, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам. Причем, закаляться лучше всего, занимаясь физическими упражнениями под открытым небом. Особо эффективны занятия с резкими перепадами температуры окружающей среды. Опыт показывает, что закаливание традиционными способами способствует устойчивости организма к резким перепадам температур лишь на короткий промежуток времени и не дает результата для длительного приспособления организма к воздействию замедленного охлаждения. По мнению авторов, для лиц, подвергаю-

Библиографический список

щихся длительному периоду больших перепадов температур окружающей среды, закаливание должно быть полиградационным, то есть им нужно приучать организм к разным воздействиям холода.

В Дагестанском государственном педагогическом университете решили подобрать те виды спорта и некоторые упражнения, которые наилучшим образом были бы направлены на тренировку именно тех качеств, которые необходимы будущему бакалавру по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Предполагалось, что необходимые психофизические качества будущего бакалавра по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура будут формироваться через занятия такими видами спорта, как туризм, альпинизм, лыжный спорт, плавание, легкая и тяжелая атлетика, являющиеся приоритетными в регионе. С целью реализации данного подхода использовались индивидуальные образовательные маршруты для студентов с учетом выбранного ими вида спорта.

На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод. Особенности профессиональной подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности и физической культуры таковы, что общепрофессиональная, общефизическая и психофизическая подготовка должны строиться с ориентиром на будущую профессиональную деятельность выпускника.

1. Давыдова Л.Н. Методика оценки профессиональной компетенции педагога. Методические рекомендации. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007.

2. Давыдова Л.Н. Критерии качества образования на локальном подуровне субъектно-субъектных отношений. Интеграция образования. 2005.

3. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2004.

4. Загуменных К.Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2007.

5. Матвеев А.В. Специфика профессиональной подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности на базе вуза физической культуры: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.

6. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-пресс, 1999.

References

1. Davydova L.N. Metodika ocenki professional'noj kompetencii pedagoga. Metodicheskie rekomendacii. Astrahan': Izdatel'stvo OGOU DPO «AIPKP», 2007.

2. Davydova L.N. Kriterii kachestva obrazovaniya na lokal'nom podurovne sub'ektno-sub'ektnyh otnoshenij. Integraciya obrazovaniya. 2005.

3. Bikmaev I.A. Professional'naya psihofizicheskaya podgotovka studentov special'nosti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v fizkul'turnyh vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2004.

4. Zagumennyh K.'E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnovprofessionalizma uchitelya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2007.

5. Matveev A.V. Specifika professional'noj podgotovki prepodavatelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na baze vuza fizicheskoj kul'tury: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.

6. Volkov I.P. Praktikum po sportivnojpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

7. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-press, 1999.

Статья поступила в редакцию 22.04.18

УДК 371

Navrazova M.R., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

THE USE OF CHECHEN PEOPLE'S TRADITIONS IN THE MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF ADOLESCENTS. The article outlines components of the moral and aesthetic education of teenage pupils of the Chechen national school. Spiritual and moral potential of man is largely a result of education in the family, but an important factor is the society and environment of his environment. In the article some aspects of moral and aesthetic education of teenagers are considered: both the traditions of the Chechen family and the people themselves in labor, musical, aesthetic and moral development. The author focuses on compulsory acquaintance of children with classical literature, which tells about their ethnos. In addition, according to the author of the article, it is very important to instill in children love for national music. Only by observing the indicated rules, the child will be able to cultivate a qualitative moral and ethnic attitude to culture.

Key words: society, moral perfection, project "Sinmehallash" (spiritual values), "globalization", value-oriented personality.

М.Р. Навразова, аспирант ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЧЕНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

В статье обозначены составляющие нравственно-эстетического воспитания подростков-учащихся чеченской национальной школы. Духовно-нравственный потенциал человека во многом результат воспитания в семье, но немаловажным фактором является социум и среда его окружения. В статье рассмотрены некоторые аспекты нравственно-эстетического воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.