Научная статья на тему 'Поддержка молодежного предпринимательства'

Поддержка молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / БИЗНЕС-ЮНИОР / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В.

Современные тенденции развития общества обусловили потребность в активном профессиональном развитии молодого человека для непрерывного освоения новых компетенций. Социальный заказ на подготовку специалиста, готового к профессиональному росту и самореализации ориентирует на управление и сопровождение профессиональным развитием будущего предпринимателя. В рамках Оренбургской бизнес-школы реализуются программы и проекты, направленные на популяризацию предпринимательства среди детей и молодежи. Программа Бизнес-Юниор имеет личностно-ориентированную, социально-ответственную и предпринимательскую направленность (выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка молодежного предпринимательства»

Поддержка молодежного предпринимательства

Белов Игорь Петрович

кандидат педагогических наук, ректор АНО ДПО «Оренбургская бизнес-школа», belovip@mail.ru

Белова Татьяна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, Проректор по научной работе и инновационной деятельности, АНО ДПО «Оренбургская бизнес-школа», tgbelova@mail.ru

Неволина Виктория Васильевна

доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», nevolina-v@yandex.ru

Современные тенденции развития общества обусловили потребность в активном профессиональном развитии молодого человека для непрерывного освоения новых компетенций. Социальный заказ на подготовку специалиста, готового к профессиональному росту и самореализации ориентирует на управление и сопровождение профессиональным развитием будущего предпринимателя. В рамках Оренбургской бизнес-школы реализуются программы и проекты, направленные на популяризацию предпринимательства среди детей и молодежи. Программа Бизнес-Юниор имеет личностно-ориентированную, социально-ответственную и предпринимательскую направленность (выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов). Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, предпринимательская деятельность, предпринимательский потенциал, управление проектами, бизнес-проекты, бизнес-юниор, бизнес-образование.

Развитие современного человека характеризуется самостоятельностью, инициативностью, активностью, а также грамотным выбором профессиональных и личностных решений. Профессиональное саморазвитие молодого человека способствует успешной реализации социально-профессиональных проектов. Модернизация современного образования направлена на реализацию инновационных разработок и расширение перспектив для активного освоения молодым человеком новых компетенций.

На сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России [3, 5, 7, 8]. Создание благоприятных условий, стимулирующих молодёжь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня. В России необходимость сопровождения молодежного предпринимательства отражена в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», в программе Минэкономразвития России, в программе поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодёжный бизнес России», в программе Росмолодежи «Ты - предприниматель», в программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте РФ», в требованиях профессиональных стандартов.

Современное образование обладает значительным потенциалом для развития молодежного предпринимательства. Интеграция современных сетевых информационных и образовательных технологий дает возможность постоянного профессионально-личностного роста молодому человеку. Внедрение цифровизации способствует практике непрерывного образования, которое предполагает необходимость продумывать направления профессионального развития, выбирать способы, уровни и направления подготовки.

Предпринимательский потенциал представляет собой возможности по реализации предпринимательских способностей людей, позволяет организовывать производство товаров и услуг; принимать эффективные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией (деятельность на рынке связана с неопределенностью, а результат не гарантирован); внедрять новые идеи и технологии [9, 12, 15].

Развитию предпринимательского потенциала современной молодежи способствует реализация идеи «Я как

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 2

М О

о

см

см

О!

о ш т

X

<

т О X X

проект». Данная концепция представляет собой конструирование человеком собственного образа жизни, персональный навигатор и расстановку приоритетов (самопроектирование профессионального будущего, личностный рост, самоорганизация личности и др.). В настоящее время в качестве востребованных умений и компетенций отмечаются: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, опыт коллективной работы в проектах, работа с большими объемами информации, быстрое обучение и переобучение, компетенции саморазвития и самоорганизации, владение иностранными языками, работа в международных контекстах, работа в условиях неопределенности, программирование, искусственный интеллект, бережливое производство, форсайт [17, 19, 23, 25]. Следовательно, развитие предпринимательского потенциала, который определяет успешность поведения молодого человека в процессе преодоления трудностей, необходимо осуществлять в различных направлениях: реализация в предпринимательской деятельности (совершенствование способов и средств достижения поставленной цели), в профессиональном саморазвитии личности (ориентиры на высокий уровень достижений в предпринимательстве, способность к профессиональной самореализации).

Предпринимательский потенциал современной молодежи интегрирует определенные возможности и ресурсы и является необходимым условием для осуществления деятельности и достижения запланированных результатов. Профессиональному саморазвитию будущего предпринимателя способствует наличие различных ресурсов: объективных (материальные (доход, дом, транспорт) и нематериальные (информация) объекты, которыми обладает человек); социальных (социальные статусы - должность, звание, имидж, позиция в обществе); личностных (персональные характеристики - оптимизм, целеустремленность) и энергетических (грамотное распределение данных ресурсов способствует приобретению других ресурсов - время, деньги) [22, 26].

Развитию молодежного предпринимательского потенциала способствует грамотное управление своими ресурсами, которое предполагает концентрацию ресурсов на жизненно важных целях, определение приоритетов, накопление ресурсов посредством использования собственного опыта, совместной деятельности, сотрудничества. Следовательно, инвестиции в ключевые ресурсы (знания, компетенции, имидж, связи) способствуют достижению поставленных целей.

Специфика молодежного предпринимательства имеет как достоинства (высокая инновационная активность, инновационность мышления, мобильность, гибкость подходов, быстрота реакции по освоению инноваций, высокий уровень возможностей обновления знаний и умений, потенциальная способность выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, предрасположенность к риску), так и определенные ограничения (незначительный социальный опыт, отсутствие деловой репутации, затруднения в формировании стартового капитала, недостаток личных контактов в сфере бизнеса) [1, 2, 11, 14].

Оренбургская бизнес-школа реализует различные программы и проекты: Оренбургский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, Конкурс бизнес-проектов «Свое дело». Обучающая программа для детей и

молодежи «Бизнес-Юниор» направлена на выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов. В Оренбургской бизнес-школе организована работа Центра карьеры, направленная на планирование карьеры выпускников и содействие в их трудоустройстве, установление и поддержание партнерских отношений с оренбургскими и российскими компаниями-работодателями.

Программа Бизнес-юниор направлена на выявление и развитие у школьников профессионально-важных качеств и мотивации, лидерских качеств, навыков генерирования идей, умений работать в команде, освоение технологий работы над бизнес-проектами, овладение навыками презентации собственных проектов, а также освоение основ предпринимательской деятельности. В программе используются современные интерактивные формы и технологии обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, геймификация (деловые и ролевые игры), веб-квесты, дискуссионные площадки, проекты, кейсы, мозговой штурм, встречи с успешными предпринимателями и экскурсии на известные предприятия города; а команды школьников сопровождают опытные наставники, консультанты, эксперты.

Осенью 2019 года в рамках федерального проекта Мойбизнес.рф при содействии Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области стартовала программа «Бизнес-Юниор» по популяризации предпринимательства среди детей и молодежи. В программе принимают участие 60 школьников гимназий, лицеев г. Оренбурга, Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, а также школ Оренбургского района.

Специалистами Оренбургской бизнес-школы использовался диагностический инструментарий, направленный на выявление предпринимательского потенциала школьников, который позволил нам выявить следующие профессионально-важные качества: умения принимать грамотные предпринимательские решения, адаптироваться к условиям риска, быстро менять стратегию в ситуации риска, стрессоустойчивость, нацеленность на достижение мобильности, активность. Результаты диагностики показали, что высоким потенциалом к предпринимательской деятельности обладают 25,2% участников программы; средним уровнем предрасположенности к предпринимательской деятельности обладают 58,4% выборки; низким потенциалом - 16,4%. Более низкие показатели выявлены по информационному компоненту предпринимательского потенциала (экономические знания, осведомленность в сфере предпринимательской деятельности) и деятельностному компоненту (умение принимать решения, работать в команде, генерировать бизнес-идеи, разрабатывать стратегии и тактики, навыки тайм-менеджмента).

В ходе реализации программы «Бизнес-Юниор» значительное внимание уделялось пространству возможностей, в котором можно разрабатывать стратегию развития будущего предпринимателя, выбирать бизнес-нишу. Так, с ребятами был проанализирован «Атлас новых профессий» на 2020-2030гг., разработанный Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, который представляет альманах перспективных отраслей и профессий. Интерес для школьников представляли такие новые профессии, как оценщик интеллектуальной собственности (специалист, определяющий стоимость идеи, бизнес-модели, изобретения, социальной технологии); менеджер фонда

инвестиций в талантливых людей (сопровождает образовательные и карьерные траектории специалистов), форсайтер (отслеживает появление новых тенденций в экономике, общественной жизни); координатор программ развития сообществ (директор по стратегии для сообществ, состоящих из нескольких независимых команд); проектировщик индивидуальной финансовой траектории (рассчитывает модель личных инвестиций, развитие карьеры).

Также обсуждались стратегии профессионального саморазвития будущих предпринимателей:

- в зависимости от личностной позиции (стратегия стагнации («меня все устраивает»), стратегия адаптации («я смогу приспособиться»), стратегия преодоления («я все преодолею»), стратегия прогресса («я добьюсь, я создам»), стратегия конкуренции («я буду первым), VIP-стратегия («я буду лучшим»);

- по масштабу и географии (стратегия профессионального саморазвития в рамках региона, страны, «Бизнес без границ»);

- по степени произвольности (целенаправленная, обоснованная, с осознанием рисков и перспективы, эпизодически корректируемая, стихийная стратегия).

На занятиях вместе со школьниками составлялась карта достижения успеха: цель (что я хочу); ресурсы внешние и внутренние (что мне нужно); инструменты (как я буду это делать); сроки (когда должно быть сделано); критерии достижения (как я пойму, что достиг); первый шаг (что можно начать уже сейчас). В рамках программы достижения успеха ребята разрабатывали перспективный, стратегический план саморазвития (три- пять лет); оперативный (план на год) и текущий план (месяц, неделя, день). Стратегия достижения успеха на основе личной программы саморазвития школьников ориентирована на раскрытие собственного потенциала, эффективное управление ресурсами, разработку стратегии и тактики достижения успеха, реализацию в практических действиях. Итогом программы является защита обучающимися персональных и коллективных бизнес-проектов.

В качестве условий развития предпринимательского потенциала молодежи рассматриваем обогащение образования контекстами предпринимательской деятельности, информирование о бизнес-нишах, трансляцию успешных стратегий известных предпринимателей, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализацию бизнес-проектов и оценку перспектив.

Таким образом, в качестве стартапа для развития молодежного предпринимательства рассматриваем организацию платформ, площадок для взаимодействия, в котором поддерживается уважение к личности и достоинству молодого человека, инициатива и умение работать в «команде». Системный подход к сопровождению и поддержке молодежного предпринимательства требует координации всех аспектов деятельности, применения «проектного стиля» организации, активного, заинтересованного участия предпринимателей, экспертов, преподавателей, обучаемых для достижения наилучшего результат-эффекта.

Актуальность поддержки молодежного предпринимательства определяется потребностью современного общества в квалифицированных специалистах, готовых к профессиональному росту. В соответствии с потребностями социума и кадровым обеспечением предприни-

мательского сообщества, а также современными образовательными тенденциями считаем актуальным создание для школьников благоприятной среды, в которой могут быть реализованы бизнес-идеи на основе активной заинтересованности и вовлечения школьников в бизнес-проекты.

Литература

1. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: дис. канд. э. наук. -Уфа. 2009. -38 с.

2. Баженова С.А. Молодежное предпринимательство как фактор развития экономики / Путеводитель предпринимателя. - 2018. - № 40. - С. 23-29.

3. Богданова И.М., Грачёв Д.А. Молодежное инновационное предпринимательство в России // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 9. - С. 2-5.

4. Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Мальгина И. В. Стратегия малого и среднего предпринимательства России до 2030 года: новые перспективы и новые проблемы // Проблемы управления (Минск). 2016. - № 4(6l). - С. 42-50.

5. Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства В Российской Федерации // Журнал российского права. -2018. - № 12 (264). - С. 49-61.

6. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-molodezhnogo-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 22.11.2019).

7. Дорошенко С.В., Ерошенко Е.П.Система университетского партнерства как фактор развития молодежного предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - Т. 11. - № 6. - С. 244-258.

8. Зонис М.М., Казин Ф.А., Мальчукова А.Л., Оленина Е.В., Причисленко А. Г. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе.- СПб: Университет ИТМО, 2016. - 109 с.

9. Иванова А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2013.

10. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (дата обращения: 22.11.2019).

11. Кичигин И.Н. К вопросу о молодежном технологическом предпринимательстве // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2018. - № 1 (2). - С. 29.

12. Клеменссон М., Кристенсен Й. Д. Создание благоприятных условий для молодежного предпринимательства и устойчивости предприятий. Программа развития малых предприятий. Женева: Международное бюро труда, 2010.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 2

М О

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

13. Курцадзе А.И., Оноприенко Ю.Г. Поддержка молодежного предпринимательства как фактора экономического развития России / Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. - 2018. - № 15. - С. 2226.

14. Магдеева Д.Р., Карсакова Е.Д., Сайфутдинов Р.А. Поддержка молодежного предпринимательства // В сборнике: Молодежь, устремленная в будущее: проблемы, интересы, перспективы Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. - 2018. - С. 157160.

15. Меркулов П. А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.nj/article/n/molodezhnoe-predprinimatelstvo-kak-faktor-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 22.11.2019).

16. Милославский В. Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 594-597. — URL https://moluch.ru/archive/112/28765/ (дата обращения: 20.11.2019).

17. Неволина В.В. Стратегии профессионального саморазвития современного специалиста: монография / В.В. Неволина. - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 166с.

18. Богданова С.Ю. Организационно-экономические инструменты развития молодежного предпринимательства в регионе // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Уфим. гос. акад. экономики и сервиса. Уфа, 2014.

19. Основные предпринимательские страхи на этапе стартапа [Электронный ресурс]. URL: http://bzzn.ru/article/Osnovnie_predprinimatelskie strahi_na_etape_startapa (дата обращения: 20.11.2019).

20. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» - [Электронный ресурс] - URL: www.fadm.gov.ru/projects/mp/prog%20vmpd%202011.doc (дата обращения: 22.11.2019).

21. Романцова Д. В., Денисевич Е. И. Проблемы развития молодежного предпринимательства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 614-618. — URL https://moluch.ru/archive/88/17566/ (дата обращения: 20.11.2019).

22. Официальный сайт: Мойбизнес.рф [Электронный ресурс]

23. Селиверстова М.А. Перспективы развития инновационной инфраструктуры молодежного предпринимательства // Финансовая экономика. - 2018. - № 9. - С. 392395.

24. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70309010/.

25. Пророков А.Н. Молодежное предпринимательство // Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития. Сб. научных трудов преподавателей кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. отв. ред. Т.Б. Фонина. Москва, 2019. - С. 28-34.

26. Коцкович В.Б. Тенденции развития молодежного предпринимательства // Глобальный научный потенциал. - 2017. - № 9 (78). - С. 112-114.

27. Фомина С.Н., Смолович А.Б. Молодежное предпринимательство как инструмент развития социальной

активности молодежи // В сборнике: Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Сер. "Демография. Социология. Экономика" - Москва, 2019. - С. 110-114.

Youth Entrepreneurship Support Belov I.P., Belova T.G., Nevolina V.V.

Orenburg Business School, Orenburg State Pedagogical University Modern trends in the development of society have necessitated the active professional development of a young man for the continuous development of new competencies. A social order for training a specialist who is ready for professional growth and self-realization focuses on managing and supporting the professional development of a future entrepreneur. As part of the Orenburg Business School, programs and projects are being implemented aimed at promoting entrepreneurship among children and youth. The Business Junior program has a personality-oriented, socially responsible and entrepreneurial focus (identifying the entrepreneurial potential of students and the further support of their projects). Key words: professional self-development, entrepreneurial activity, entrepreneurial potential, project management, business projects, business junior, business education. References

1. Akhiyarova N.V. Social and managerial problems of state support

of youth entrepreneurship in the Republic of Bashkortostan: dis. Cand. e. sciences. -Ufa. 2009. -38 p.

2. Bazhenova S.A. Youth entrepreneurship as a factor in economic

development / Entrepreneur Guide. - 2018. - No. 40. - S. 23-29.

3. Bogdanova I.M., Grachev D.A. Youth innovative entrepreneurship in Russia // Innovations and investments. -2017. - No. 9. - S. 2-5.

4. Buchwald E. M., Vilensky A. V., Malgina I. V. The Strategy of

Small and Medium-Sized Enterprises of Russia until 2030: New Perspectives and New Problems // Management Problems (Minsk). 2016. - No. 4 (61). - S. 42-50.

5. Gazetov A.N. Stimulating the development of youth (beginner)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

entrepreneurship in the system of support for small and medium-sized enterprises in the Russian Federation // Journal of Russian Law. - 2018.- No. 12 (264). - S. 49-61.

6. Golovina T.A., Merkulov P.A., Polyanin A.V. State support of

youth entrepreneurship in Russia // Economic policy. 2017. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-molodezhnogo-predprinimatelstva-v-rossii (accessed: 11/22/2019).

7. Doroshenko SV, Eroshenko EP System of university partnership

as a factor in the development of youth entrepreneurship // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2018. -T. 11. - No. 6. - S. 244-258.

8. Zonis M.M., Kazin F.A., Malchukova A.L., Olenina E.V., Prichislenko A.G. Life Navigation: Self-development Technologies of a Student's Personality in the Process of Education at a University - St. Petersburg: ITMO University, 2016 .-- 109 p.

9. Ivanova A.V. A comprehensive assessment of the factors of

development of youth entrepreneurship in the university environment // Abstract of thesis. ... candidate of economic sciences / Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Yekaterinburg, 2013.

10. Karpunina M.A., Savinova S.Yu., Shubnyakova N.G. Formation of the youth entrepreneurial community as a tool to increase entrepreneurial activity in Russia // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 2 .;

URL: http://science-education.ru/en/article/view7idH2360

(accessed: 11/22/2019).

11. Kichigin I.N. To the question of youth technological entrepreneurship // Social and human sciences: theory and practice. - 2018. - No. 1 (2). - S. 29.

12. Klemensson M., Kristensen J. D. Creating an enabling environment for youth entrepreneurship and enterprise sustainability. Small Business Development Program. Geneva: International Labor Office, 2010.

13. Kurtzadze A.I., Onoprienko Yu.G. Support for youth entrepreneurship as a factor in the economic development of Russia / Bulletin of SIC MISI: current issues of modern science. - 2018. - No. 15. - S. 22-26.

14. Magdeeva D.R., Karsakova E.D., Sayfutdinov R.A. Support for youth entrepreneurship // In the collection: Young people looking to the future: problems, interests, prospects Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific Conference. -2018 .-- S. 157-160.

15. Merkulov P. A. Youth entrepreneurship as a factor in sustainable socio-economic growth // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017. No3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-predprinimatelstvo-kak-faktor-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-rosta (accessed: 11/22/2019).

16. Miloslavsky VG Youth entrepreneurship as the foundation for the development of the middle class in Russia // Young scientist. - 2016. - No. 8. - S. 594-597. - URL https://moluch.ru/archive/112/28765/ (accessed: 11/20/2019).

17. Nevolina V.V. Strategies of professional self-development of a modern specialist: monograph / V.V. Nevolina. - Moscow: RUSINS, 2019 .-- 166s.

18. Bogdanova S.Yu. Organizational and economic instruments for the development of youth entrepreneurship in the region // Abstract of thesis. ... candidate of economic sciences / Ufim. state Acad. economics and service. Ufa, 2014.

19. Basic entrepreneurial fears at the startup stage [Electronic resource]. URL: http://bzzn.ru/article/Osnovnie_predprinimatelskie strahi_na_etape_startapa (accessed: 11/20/2019).

20. The program "Involving youth in entrepreneurial activity in the subject of the Russian Federation" - [Electronic resource] - URL: www.fadm.gov.ru/projects/mp/prog%20vmpd%202011.doc (accessed: 11/22/2019).

21. Romantsova D. V., Denisevich E. I. Problems of development of youth entrepreneurship // Young scientist. - 2015. - No. 8. -S. 614-618. - URL https://moluch.ru/archive/88/17566/ (accessed: 11/20/2019).

22. Official site: Mybusiness.rf [Electronic resource]

23. Seliverstova M.A. Prospects for the development of innovative infrastructure of youth entrepreneurship // Financial Economics. - 2018. - No. 9. - S. 392-395.

24. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2030 (developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. -[Electronic resource]. - URL: http://base.garant.ru/70309010/.

25. Prophets A.N. Youth entrepreneurship // Entrepreneurship in Russia: problems and development prospects. Sat scientific works of teachers of the Department of Economics and Entrepreneurship MGOU. open ed. T.B. Fonina. Moscow, 2019 .-- S. 28-34.

26. Kotskovich V.B. Trends in the development of youth entrepreneurship // Global scientific potential. - 2017. - No. 9 (78). - S. 112-114.

27. Fomina S.N., Smolovich A.B. Youth entrepreneurship as a tool for the development of youth social activity // In the collection: Youth and youth policy: new meanings and practices. Ser. "Demography. Sociology. Economics" - Moscow, 2019. - P. 110-114.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

io 2

IO O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.