УДК 658:005.32-053.5 Белов Игорь Петрович
кандидат педагогических наук, ректор Оренбургской бизнес-школы
Неволина Виктория Васильевна
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук Оренбургского государственного педагогического университета
СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
https://doi.org/10.24158/pep.2019.12.6 Belov Igor Petrovich
PhD in Education Science, Rector, Orenburg Business School
Nevolina Viktoria Vasilyevna
D.Phil. in Education Science, PhD in Psychology, Orenburg State Pedagogical University
STRATEGIES FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE ENTREPRENEURS
Аннотация:
Мировые тенденции социального развития обусловили потребность в активном профессиональном совершенствовании современного человека в целях непрерывного освоения новых компетенций. Для реализации потенциала в условиях неопределенности необходимо проектировать стратегии профессионального прогресса. В рамках Оренбургской бизнес-школы разрабатываются и осуществляются программы и проекты, сопровождающие формирование стратегий профессионального саморазвития будущих предпринимателей. Программа «Бизнес-Юниор» имеет личностно ориентированную, социально ответственную и предпринимательскую направленность. Результатами реализации этой программы служат выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее ведение их проектов (создание мотивации к предпринимательской деятельности, изучение ее основ, развитие лидерских качеств и навыков генерирования идей, умений работать в команде, освоение технологий работы над бизнес-проектами, овладение навыками презентации собственных проектов). В итоге авторами определены организационные условия, средства и инструменты профессионального саморазвития будущего предпринимателя и спроектирована модель сопровождения данного процесса.
Ключевые слова:
профессиональное саморазвитие, стратегии профессионального саморазвития, поддержка предпринимательства, предпринимательский потенциал, сопровождение и управление проектами, бизнес-проекты, «Бизнес-Юниор», молодежное предпринимательство, бизнес-образование.
Summary:
World trends in social development have necessitated the active professional development of the modern human for continuous acquisition of new competencies. To fulfill the potential of the modern human in the face of uncertainty, it is necessary to develop and implement strategies for professional development. In Orenburg Business School, programs and projects aimed at supporting professional self-development strategies of future entrepreneurs are developed and implemented. The Business Junior program has a personality-oriented, socially responsible, and entrepreneurial focus. The result of the implementation of the Business Junior program is the identification of the entrepreneurial potential of schoolchildren and further support of their projects (development of motivation for entrepreneurial activity, studying basics of this activity, development of leadership qualities and skills of generating ideas, teamwork skills, acquisition of technologies for working on business projects, mastering the skills of presenting your own projects). As a result of the work, the authors identified organizational conditions, means, and instruments of professional self-development of a future entrepreneur and designed a model of support of this process.
Keywords:
professional self-development, professional self-development strategies, entrepreneurship support, entrepreneurial potential, project support and management, business projects, Business Junior, youth entrepreneurship, business education.
Развитие личности определяется и прогнозируется тенденциями современного общества. Сегодня требуется специалист, реализующий конструктивные актуальные стратегии профессионального развития. Социальный заказ на подготовку работника, нацеленного на профессиональный рост и самореализацию, ориентирует на управление и сопровождение профессионального совершенствования будущего предпринимателя. В России необходимость данного процесса отражена в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [1], федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., программе Минэкономразвития России, программах поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России», «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте РФ», программе Росмолодежи «Ты - предприниматель», требованиях профессиональных стандартов.
Модернизация образования ориентирована на введение инновационных разработок, расширение перспектив активного освоения новых компетенций. Современное образование обладает значительным потенциалом для реализации стратегий профессионального развития человека. Интеграция сетевых информационных и образовательных технологий дает возможность постоянного профессионально-личностного совершенствования. Внедрение цифровизации способствует практике непрерывного образования, что предполагает необходимость продумывать направления профессионального пути, выбирать способы, уровни и инструменты подготовки.
В результате анализа современных работ Э.Ф. Зеера, Л.Н. Куликовой, В.Г. Маралова, А.М. Новикова и в соответствии с итогами проведенного нами ранее исследования отмечается актуализация проблемы профессионального саморазвития, условий и факторов сопровождения данного феномена [2]. Под профессиональным саморазвитием разные авторы понимают прогрессивное самоизменение, формирование качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности (Р.С. Немов); организацию эффективного стиля профессиональной деятельности и выбор стратегий ее освоения (М.Р. Битянова); сознательную деятельность, направленную на самосовершенствование, отвечающее профессиональным требования (В.А. Сластенин); процесс интеграции профессиональной подготовки, определяющей содержание и личностный смысл саморазвития (Э.Ф. Зеер); ориентиры на высокий уровень достижений в процессе профессиональной деятельности и взаимодействий (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин); личностные, социальные и профессиональные компетенции, определяющие способность специалиста реализовать на практике субъектный опыт в профессиональной области (В.И. Андреев).
В настоящее время наблюдаются следующие тенденции: ускоренное продвижение по карьерной лестнице талантливых сотрудников, наставничество, комплектация ключевых направлений сильными кадрами. Инновационные преобразования, широкое распространение инфоком-муникативных и интерактивных технологий обусловили активное распространение форсайт-проектов, которые служат для разработки долгосрочных стратегий профессионального развития. Инструменты форсайта нацелены на повышение конкурентоспособности специалиста и возможность эффективной реализации потенциала человека. Расширение доступных стратегических возможностей специалиста достигается за счет разработки ответственного образца будущего и ранней концентрации ресурсов на нужных направлениях. Как мы отмечали ранее, в результате взаимодействия субъектов, обладающих ресурсами (ученых, преподавателей, специалистов, предпринимателей), на дискуссионных площадках развиваются неформальные взаимосвязи между участниками соответствующих мероприятий [3].
По нашему мнению, предприниматели должны обладать потенциалом, включающим качества, умения, позволяющие эффективно интегрировать ресурсы для производства, продажи товаров, принимать разумные и ответственные решения, генерировать идеи, идти на оправданный риск. Предпринимательский потенциал представляет собой возможности в сфере реализации предпринимательских способностей, организации производства товаров и услуг, управления производством и ведения бизнеса; позволяет рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, внедрять новые идеи и технологии [4].
Оренбургская бизнес-школа реализует различные программы и проекты, в частности региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского [5], конкурс бизнес-проектов «Свое дело» [6]. Обучающая программа для детей и молодежи «Бизнес-Юниор» направлена на выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов. В бизнес-школе организована работа Центра карьеры, ориентированная на планирование карьеры выпускников, содействие в их трудоустройстве, установление и поддержание партнерских отношений с оренбургскими и российскими компаниями-работодателями.
Программа «Бизнес-Юниор» направлена на выявление и развитие у школьников профессионально важных качеств, мотивации, лидерских харктеристик, навыков генерирования идей, умения работать в команде, а также освоение технологий работы над собственными бизнес-проектами, способов их презентации, основ предпринимательской деятельности. В программе используются современные интерактивные формы и инструменты обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, геймификация (деловые и ролевые игры), веб-квесты, дискуссионные площадки, проекты, кейсы, мозговой штурм, встречи с успешными предпринимателями и экскурсии на известные предприятия города, при этом команды школьников сопровождают опытные наставники, консультанты, эксперты. Приоритетом программы выступает разработка обучаемыми стратегии достижения успеха на базе личного саморазвития, итогом - защита персональных и коллективных проектов. По результатам обучения в Оренбургской бизнес-школе для каждого обучаемого разрабатывается персональная модель сопровождения профессионального саморазвития будущего предпринимателя [7] (таблица 1).
Таблица 1 - Модель сопровождения стратегии профессионального саморазвития
будущего предпринимателя
Цель - обеспечить сопровождение стратегии профессионального саморазвития будущего предпринимателя
Подход - проектный («Я как проект», проектирование профессионального саморазвития)
Компоненты предпринимательского потенциала Мотивационный Индикаторы Устойчивая мотивация к предпринимательской деятельности
Информационный Знания в области экономики, осведомленность в сфере предпринимательской деятельности
Деятельностный Умения принимать решения, работать в команде, генерировать бизнес-идеи, разрабатывать стратегии и тактики; навыки тайм-менеджмента; готовность к риску
Личностный Лидерские качества, коммуникабельность, ответственность, решительность, инициативность, организаторские способности
Среда Реальная (Оренбургская бизнес-школа, экскурсии на успешные предприятия)
Виртуальная (сайты)
Технологии Мастер-классы, тренинги, семинары, дискуссионные площадки, квесты, проекты, кейсы
Средства Программы, рабочие тетради, тесты, анкеты, презентационный комплекс, конспекты и др.
Условия: мотивирование, информирование о бизнес-нишах, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализация бизнес-проектов и оценка перспектив
Результат - развитие и реализация предпринимательского потенциала
Программа «Бизнес-Юниор» по популяризации предпринимательства среди детей и молодежи стартовала осенью 2019 г. в рамках федерального проекта «Мойбизнес.рф» при содействии Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области [8]. В проекте принимают участие 60 школьников гимназий, лицеев Оренбурга, Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, а также школ Оренбургского района.
В процессе работы мы использовали диагностический инструментарий, направленный на выявление предпринимательского потенциала школьников. Определены специфика и уровни развития профессионально важных качеств участников программы «Бизнес-Юниор»: умения принимать грамотные предпринимательские решения, адаптироваться к условиям риска, быстро менять стратегию в ситуации риска, стрессоустойчивость, нацеленность на достижение мобильности, активность. Результаты диагностики показали, что высоким потенциалом к предпринимательской деятельности обладают 25,2 % обучаемых; средним уровнем предрасположенности к подобной деятельности - 58,4 % выборки; низким потенциалом - 16,4 %. Невысокие значения установлены по информационному (экономическим знаниям, осведомленности в сфере предпринимательской деятельности) и деятельностному (умениям принимать решения, действовать в команде, генерировать бизнес-идеи, разрабатывать стратегии и тактики, навыкам тайм-менеджмента) компонентам профессионального саморазвития предпринимательского потенциала.
В качестве организационных условий развития предпринимательского потенциала молодежи можно выделить следующие: обогащение образования контекстами предпринимательской деятельности, информирование о бизнес-нишах, трансляция успешных стратегий известных предпринимателей, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализация бизнес-проектов и оценка перспектив. На основе результатов комплекса диагностических методик совместно со школьниками разрабатывался персональный план раскрытия предпринимательского потенциала (тестирование на определение наличия или развития необходимых свойств личности и навыков общения, участие в мозговых штурмах, деловых играх, публичные выступления с последующим анализом, тренинги, разработка бизнес-планов, встречи с успешными предпринимателями).
В ходе реализации программы «Бизнес-Юниор» значительное внимание мы уделяли пространству возможностей, в котором можно разрабатывать стратегию развития будущего предпринимателя, выбирать бизнес-нишу. В частности, со школьниками был проанализирован «Атлас новых профессий» на 2020-2030 гг., разработанный московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив в виде альманаха перспективных отраслей и профессий. Интерес для обучаемых представляли такие новые профессии, как оценщик интеллектуальной собственности (специалист, определяющий стоимость идеи, бизнес-модели, изобретения, социальной технологии); менеджер фонда инвестиций в талантливых людей (сопровождает образовательные и карьерные траектории специалистов); форсайтер (отслеживает появление новых тенденций в экономике, общественной жизни); координатор программ развития сообществ (директор по стратегии для сообществ, состоящих из нескольких независимых команд); проектировщик индивидуальной финансовой траектории (рассчитывает модель личных инвестиций, прогнозирует развитие карьеры).
Кроме того, мы разработали следующие стратегии профессионального саморазвития будущих предпринимателей:
- в зависимости от личностной позиции (стратегии стагнации («меня все устраивает»), адаптации («я смогу приспособиться»), преодоления («я все преодолею»), прогресса («я добьюсь, я создам»), конкуренции («я буду первым»), VIP-стратегия («я буду лучшим»);
- по масштабу и географии (стратегия профессионального саморазвития в рамках региона, страны - «Бизнес без границ»);
- по степени произвольности (целенаправленная, обоснованная, с осознанием рисков и перспективы, эпизодически корректируемая, стихийная стратегии).
Актуальность профессионального саморазвития будущего предпринимателя определяется потребностью современного общества в квалифицированных специалистах, готовых к профессиональному совершенствованию. В соответствии с запросами социума и кадровым обеспечением предпринимательского сообщества, а также текущими образовательными тенденциями (ориентацией на компетентностью модели обучения, прогностическое содержание подготовки, вариативность интерактивных технологий и средств, сетевые форматы взаимодействия) считаем актуальным создание для школьников благоприятной среды, в которой были реализованы бизнес-идеи на основе активной заинтересованности и вовлечения обучаемых в бизнес-проекты.
Таким образом, для реализации потенциала современного человека в условиях неопределенности необходимо разрабатывать и претворять в жизнь стратегии профессионального развития. Нами определены организационные условия, средства и технологии профессионального саморазвития будущего предпринимателя и спроектирована модель сопровождения данного процесса. Кроме того, сформированы стратегии профессионального саморазвития будущих предпринимателей. Качественная интеграция потенциалов среды для проявления бизнес-идей и личностного потенциала школьников, сетевые эффекты ускоренного обмена инновациями, интенсификация неформальных взаимосвязей, расширение информационного поля взаимодействия выступают значимыми элементами профессионального саморазвития будущих предпринимателей. Создание среды профессионально-личностного становления для будущих предпринимателей способствует их профессиональной успешности, позволяет определять перспективные стратегии саморазвития и добиваться позитивных результатов в указанной области.
Ссылки:
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : разработан Минэкономразвития России. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Богданова С.Ю. Организационно-экономические инструменты развития молодежного предпринимательства в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2014. 24 с. ; Иванова А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013. 23 с. ; Неволина В.В. Стратегии профессионального саморазвития современного специалиста : монография. М., 2019. 166 с.
3. Белов И.П., Кисловец О.В. Совершенствование системы управления персоналом предприятия // В мире научных открытий. 2016. № 5-2 (77). С. 36-41 ; Белова Т.Г., Белов И.П., Анникова С.В. Проектная деятельность в современном образовании // Образовательная среда сегодня и завтра : сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции / ред. Г.Г. Бубнов, Е.В. Плужник, В.И. Солдаткин. М., 2015. С. 31-34 ; Михайлов В. Сага о форсайте [Электронный ресурс] // Эксперт Сибирь. 2014. № 46 (432). URL: https://expert.ru/siberia/2014/46/saga-o-forsajte (дата обращения: 13.12.2019).
4. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Мальгина И.В. Стратегия малого и среднего предпринимательства России до 2030 г.: новые перспективы и новые проблемы // Проблемы управления (Минск). 2016. № 4 (61). С. 42-50 ; Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12 (264). С. 49-61. https://doi.org/10.12737/art_2018_12_5 ; Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12, № 5. С. 42-61. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-5-03.
5. Оренбургский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского [Электронный ресурс] // Оренбургская бизнес-школа. 2019. URL: https://orenbs.info/orenburgskij-regionalnyij-etap-vse-rossijskogo-konkursa-yunosheskix-issledovatelskix-rabot-imeni-vi-vernadskogo (дата обращения: 13.12.2019).
6. Конкурс бизнес-проектов «Свое дело» [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://orenbs.info/konkurs-biznes-proektov-%C2%ABsvoe-delo%C2%BB (дата обращения: 13.12.2019).
7. Белов И.П., Кисловец О.В. Указ. соч. ; Белова Т.Г., Белов И.П., Анникова С.В. Указ. соч. ; Неволина В.В. Указ. соч.
8. Мой бизнес [Электронный ресурс] : портал по поддержке предпринимателей. URL: https://мойбизнес.рф (дата обращения: 13.12.2019).
References:
Belov, IP & Kislovets, OV 2016, 'Improvement of the Enterprise Human Resource Management System', Vmire nauchnikh otkritiy, no. 5-2 (77), pp. 36-41, (in Russian).
Belova, TG, Belov, IP & Annikova, SV 2015, 'Project Activity in Modern Education', in GG Bubnov, EV Pluzhnik & VI Soldatkin (eds), Educational Environment Today And Tomorrow: a Collection of Scientific Papers Based on the Materials of the X International Applied Science Conference, Moscow, pp. 31-34, (in Russian).
Bogdanova, SYu 2014, Organizational and Economic Instruments for the Development of Youth Entrepreneurship in the Region, PhD thesis abstract, Ufa, 24 p., (in Russian).
Bukhwald, EM, Vilensky, AV & Malgina, IV 2016, 'Strategy of Small and Medium Enterprise in Russia till 2030: New Perspectives and New Problems', Problemy upravleniya (Minsk), no. 4 (61), pp. 42-50, (in Russian).
Gazetov, AN 2018, 'Stimulating Youth (Startup) Entrepreneurship Development in the System of Support for Small and Medium-sized Enterprises in the Russian Federation', Zhurnal rossiyskogo prava, no. 12 (264), pp. 49-61, https://doi.org/10.12737/art_2018_12_5, (in Russian).
Golovina, TA, Merkulov, PA & Polyanin, AV 2017, 'Strategic Vectors of the Development of the State Support of Youth Entrepreneurship in Russia', Ekonomicheskaya politika, vol. 12, no. 5, pp. 42-31, https://doi.org/10.18288/1994-5124-2017-5-03, (in Russian).
Ivanova, AV 2013, A Comprehensive Assessment of the Factors of Development of Youth Entrepreneurship in the University Environment, PhD thesis abstract, Yekaterinburg, 23 p., (in Russian).
Mikhailov, V 2014, 'The Foresight Saga', Expert Sibir, no. 46 (432), viewed 13 December 2019, <https://expert.ru/sibe-ria/2014/46/saga-o-forsajte>, (in Russian).
Nevolina, VV 2019, Strategies of Professional Self-Development of a Modern Specialist: Monograph, Moscow, 166 p., (in Russian).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна