Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 48 (2015) 17-29 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Экономическая политика государства
ISSN 2073-2872 (Print)
ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ г. УЛЬЯНОВСКА)
Ольга Владимировна КИСЕЛЁВА3^, Ольга Александровна СУРОВАЬ, Михаил Александрович СУРОВС
а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления,
Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация
b соискатель кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет,
Ульяновск, Российская Федерация
c главный консультант Министерства экономического развития Ульяновской области, Ульяновск, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 02.09.2015 Одобрена 21.09.2015
УДК 338.22 JEL: L26, O18, R11
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, условия для развития малого бизнеса, муниципальные программы развития предпринимательства
Аннотация
Предмет. В условиях обострения экономического кризиса в российской экономике создание условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях становится стратегическим ориентиром в решении многих социально-экономических проблем. Уровень развития малого бизнеса и предпринимательства на определенной территории является индикатором благоприятного климата для развития экономики, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности, отражает социально-экономическое положение конкретной территории.
Цели. Выявление проблем реализации политики поддержки малого бизнеса и предпринимательства в муниципальном образовании, определение перспективных направлений решения этих проблем по результатам исследования условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск». Методология. В настоящем исследовании использовались методы проведения опроса предпринимателей и субъектов малого бизнеса на основе репрезентативной выборки, методы группировки полученных данных, методы логического, сравнительного анализа. Результаты. Выявлены факторы формирования благоприятного предпринимательского климата и условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск», проблемы развития субъектов малого бизнеса и предпринимательства, определены основные направления политики регулирования и поддержки предпринимательства.
Выводы. Сделаны выводы о необходимости при разработке мер политики поддержки предпринимательства и создании условий для его развития ориентироваться не только на финансовые механизмы поддержки, но и на информационные, консультационные меры, а также на воспитание будущего поколения предпринимателей, формирование предпринимательского мышления и культуры для перехода на новый, более качественный уровень предпринимательства.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Малый бизнес в настоящее время - это результат экономических реформ, которые проводились государственной властью в 1990-х гг. и легли в основу зарождения частного сектора в экономике. Однако, несмотря на то что первые шаги в формировании частного предпринимательства были сделаны почти 20 лет назад, в регионах России и муниципальных образованиях оно все еще проходит путь трансформации от теневого с преобладанием торгово-посреднической
деятельности к более легальному и
востребованному задачами социально-
экономического развития территории.
В силу своей специфики малый бизнес имеет ярко выраженный территориальный аспект, поскольку субъекты предпринимательства строят свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса [1]. Уровень развития малого предпринимательства в городе, являясь индикатором благоприятного климата для развития экономики, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности, как ничто другое отражает социально-экономическое положение конкретной территории.
Как и многие муниципальные образования, г. Ульяновск имеет богатую практику реализации муниципальных программ по поддержке предпринимательства1 [2, 3]. В 2009 г. была принята первая целевая программа, а в настоящее время в городе реализуется третий по счету комплекс программных мероприятий «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2014-2016 гг.».
Одним из главных индикаторов качества экономической среды города является число субъектов малого бизнеса. Динамика численности индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и общего количества субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования «город Ульяновск», представлена на рис. 1.
По динамике численности индивидуальных предпринимателей (ИП), отраженной на рис. 1, пик роста числа индивидуальных
предпринимателей в Ульяновске приходится на 2010 г. Во многом это может быть объяснимо усиленной финансовой поддержкой начинающих предпринимателей как со стороны муниципалитета, так и правительства Ульяновской области. Резкий спад численности предпринимателей в 2009 г. связан с удалением из статистической базы индивидуальных
предпринимателей, не прошедших
государственную перерегистрацию в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2003 № 76 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц».
Как следует из представленных на рис. 1 данных, динамика числа ИП и предприятий малого бизнеса является разнонаправленной. Аналогичная картина наблюдается и в других муниципальных образованиях и регионах России2. Это может быть связано с принятием Федерального закона от 03.12.2012 № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», увеличившего вдвое с 01.01.2013 размер страховых взносов в Пенсионный фонд России для индивидуальных предпринимателей. В результате
1 Валапов Т.Р., Насырова С.И. Государственная поддержка малого бизнеса и среднего предпринимательства в России // Экономика и социум. 2014. № 4-2. С. 8-11.
2 ФроловА.С. Оценка бизнес-климата для деятельности
малого и среднего предпринимательства в Самарской области // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1 (24). С. 71-76.
этого определенная часть предпринимателей изменила форму собственности, а значительное их количество окончательно покинуло сектор малого бизнеса.
Более 60% ИП Ульяновска заняты в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и товаров личного пользования, около 12% задействовано в области операций с недвижимым имуществом, по 5,5 и 2,6% приходится на сферу оказания коммунальных, социальных и персональных услуг и сферу строительства соответственно. Такое распределение мало чем отличается от регионального и даже общегосударственного положения дел, однако это лишь подчеркивает несостоятельность малого бизнеса как экономического феномена и неразвитость качественной его составляющей.
С момента зарождения малого бизнеса многие специалисты и исследователи особое внимание уделяли социальной составляющей его развития. В частности, утверждалось, что малые предприятия - это новые рабочие места для населения всех регионов и муниципальных образований3 [4].
Недооценивать значение предпринимательского сектора для жизнедеятельности города не следует. Общие условия для его формирования и развития созданы, что подтверждается наличием достаточно разветвленной системы поддержки данного сектора. В то же время представленные количественные показатели развития малого бизнеса и его качественные характеристики не отвечают целям и задачам многих муниципальных образований. Поэтому именно сейчас важно проведение эффективной, продуманной политики, направленной на совершенствование качества малого бизнеса и устойчивое повышение его конкурентоспособности.
Высокий интерес вызывает реальное отношение предпринимателей и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса к деятельности региональных органов власти в сфере регулирования и поддержки малого бизнеса. В
3 Краскова Н.И. Управление развитием малого предпринимательства как социально-экономической системой (на материалах Самарской области) // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2011. № 1. С. 72-78; Уракова М.Х. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения // Экономика и эффективность организации производства. 2014. № 20. С. 54-55; Петров Е.В., Качаева С.Г. Стимулирование развития малого бизнеса и предпринимательства как основа обеспечения занятости молодежи // Наука и современность. 2014. № 1. С. 101-107.
целях получения оценки эффективности взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами власти в ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный
университет» был разработан и проведен опрос, результаты которого позволили выявить основные тенденции в отношениях субъектов предпринимательства к данному вопросу.
В ходе подготовки опроса была разработана анкета, включающая в себя два блока. Первый блок нацелен на определение «облика» представителя малого и среднего бизнеса и состоял из следующих вопросов: организационно-правовой форма бизнеса; количества работников на предприятии малого бизнеса; сферы хозяйственной деятельности; года открытия (возраста предприятия); наличия у респондента высшего экономического образования.
Второй блок направлен на выявление оценки Ульяновска как площадки для ведения бизнеса и отношения предпринимателей-респондентов к мерам поддержки, осуществляемым на территории муниципального образования. Кроме того, предпринимателям предоставлялась возможность высказать свое мнение о том, каким образом структуры муниципальной власти должны способствовать становлению и развитию предпринимательства. Следует отметить, что при заполнении анкет соблюдалась анонимность респондентов, что позволило получить достаточно полные и прямые ответы.
Согласно результатам опроса, 54% респондентов зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, 46% являются руководителями юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью).
По критерию численности занятых почти 97% опрошенных относятся к категории микропредприятий (численность работников не превышает 15 чел.), 72% от указанного количества ответили, что у них трудится не более 5 чел. Лишь 3% респондентов обеспечивают на своем предприятии рабочими местами более 15 чел., при этом максимальное число работников составило 89 чел.
Первый год занимаются предпринимательской деятельностью 25% респондентов, 59% - от 1 года до 3 лет, то есть более половины от общего числа опрошенных успешно преодолели стадию стартапа. Существуют более 4 лет 16% предпринимателей, при этом самый «старший» ведет деятельность уже более 10 лет.
Почти треть опрошенных - 32% респондентов составили предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, 24% заняты в сфере услуг, 17% заняты в сфере промышленности, 13% - в строительстве, 6% занимаются грузовыми перевозками, 8% - в других видах деятельности.
Такой «портрет» малого бизнеса характерен для многих муниципальных образований России. Предпринимательство представлено в основном микропредприятиями, продолжительность
деятельности, как правило, не более 10 лет, основная доля приходится на сферу торговли и услуг4 [5, 6].
Вторая часть анкеты состояла из 15 вопросов. Первые два направлены на получение оценки сложившихся условий ведения бизнеса на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Согласно полученным результатам опроса, 41% респондентов положительно оценивают город в качестве площадки для предпринимательской деятельности (рис. 2). Среди аргументов в поддержку данного ответа наиболее часто встречались следующие:
- многие сегменты рынка в Ульяновске свободны, поэтому несложно найти свою нишу и потенциальную клиентскую базу;
- в рамках реализации государственной и муниципальной поддержки бизнеса созданы необходимые условия для ведения деятельности;
- имеется достаточно возможностей и ресурсов, в том числе кадровых.
Кроме того, отмечалось, что вести предпринимательскую деятельность в городе вполне комфортно, но для этого необходимы «связи» в органах власти либо участие в крупных общественных объединениях предпринимателей. Были и те, кто предварительно не изучал город в качестве бизнес-площадки, но не побоялся открыть свое дело, опираясь на удачный опыт ведения бизнеса знакомых предпринимателей. Некоторыми респондентами было отмечено, что отсутствие прессинга со стороны органов власти уже является необходимым и достаточным условием для ведения предпринимательской деятельности.
Более половины - 57% респондентов считают имеющиеся в городе условия
4 Чалдаева Л.А. Риски современных бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства // Современное предпринимательство в инновационной экономике: теория и практика. М.: 2015. С. 284-292.
неудовлетворительными для ведения бизнеса. Среди причин в качестве наиболее актуальных указывались:
- коррупция в органах власти, безразличное отношение городской администрации к проблемам малого бизнеса, непрозрачность оказания финансовой помощи предпринимателям, в частности при выдаче грантов;
- высокие налоговые ставки и арендные платежи;
- неразвитая городская инфраструктура;
- нестабильное экономическое положение области, низкая покупательская способность населения;
- несовершенство конкуренции;
- отсутствие диалога с налоговой службой и др.
На вопрос, комфортно ли вести бизнес в Ульяновске, утвердительно ответили 46% респондентов. Недовольны деятельностью муниципальных властей 12% опрошенных, однако они предпочли бы продолжать
предпринимательскую деятельность в своем муниципальном образовании, а 6% высказали готовность вести деятельность в других муниципальных образованиях Ульяновской области в случае расширения. Более трети, 36% бизнесменов, затруднились ответить на данный вопрос.
Следующие вопросы анкеты были связаны с мерами по поддержке малого
предпринимательства в Ульяновской области. Результаты опроса показали, что наиболее востребованными для малых предприятий оказалась финансовая поддержка (70% ответов), информационная и имущественная - 38 и 41% соответственно. Распределение ответов представлено на рис. 3.
Следует отметить, что за исключением представленных на рис. 3 направлений содействия малому бизнесу респондентами были выдвинуты и желаемые меры поддержки. В их числе введение налоговых каникул для начинающих предпринимателей, помощь в заключении договоров по реализации продукции и др. Надо сказать, что введение налоговых каникул в Ульяновской области состоялось в связи с принятием Закона Ульяновской области от 01.04.2015 № 30-30.
Анализ результатов опроса показал, что как для начинающих, так и для уже прошедших этап
20 Шр://Ап^аи
становления предприятий наиболее актуальной остается проблема недостатка финансовых средств5. Необходимость в информационной поддержке в большей степени отмечается уже действующими предпринимателями, а вот для стартапов важнее решение имущественного вопроса.
В ходе исследования 44% опрошенных заявили, что не знают о деятельности областного бизнес-инкубатора, функционирующего на территории Ульяновска, что объясняется слабой информационной поддержкой данной структуры. Не воспользовались бы услугами данного учреждения по причине его территориальной удаленности от центра города, а также из-за отсутствия надобности в подобных услугах 33% опрошенных. Один респондент ответил, что не заинтересован в деятельности бизнес-инкубатора и предпочел бы развиваться самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних структур.
В то же время 22% были готовы при необходимости воспользоваться
предоставляемыми услугами, однако не имеют достаточной информации об условиях их получения. Кроме того, несколько респондентов, не зная о деятельности инкубатора, ответили, что воспользовались бы любыми услугами, которые предоставляются в регионе, поскольку на начальном этапе любая помощь полезна. Данные результаты показывают низкую эффективность мер по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса в городе, поскольку в других муниципальных образованиях роль бизнес-инкубаторов в развитии предпринимательства весьма велика6 [7, 8].
С 2010 г. в каждом муниципальном образовании Ульяновской области действует центр развития предпринимательства. Один из вопросов анкеты был посвящен оценке их деятельности. Согласно результатам опроса, 48% респондентов обращались в центр развития
предпринимательства за консультационными услугами и оценили уровень их качества как высокий. Трое респондентов отозвались об этих услугах негативно, подчеркнув «неуверенность специалистов при ответах на вопросы».
5 Ярных Э.А. Источники финансирования малого предпринимательства в среднем и малом бизнесе // Современное предпринимательство в инновационной экономике: теория и практика. М.: 2015. С. 48-52.
6 Умнова Д.И., Губарь Е.В. Роль бизнес-инкубаторов в
поддержке развития малого и среднего предпринимательства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5. С. 15.
Еще 48% опрошенных не видят смысла обращаться в муниципальный центр развития предпринимательства. Аргументы приводились следующие: услуги в центрах платные, недостаточно информации о деятельности, центры занимаются только вопросами субсидирования и юридической помощью, этого явно недостаточно. Наконец, 4% заявили, что вообще не знают о существовании такого центра.
Следующий вопрос был направлен на получение оценки деятельности местной администрации и регионального правительства в рамках поддержки малого предпринимательства. Результаты показали, что 67% респондентов не получали какой-либо помощи, одной из причин этого явилось недоверие предпринимателей к органам представительной власти. Кроме того, среди причин были отмечены следующие:
• не было необходимости для обращений в органы власти;
• нет доверия к власти;
• нет информации о мерах поддержки, которые может оказать администрация;
• имели место обращения в администрацию города, но помощь не была оказана.
Среди 33% респондентов, которые ответили, что получали помощь от местной или областной администрации в своей предпринимательской деятельности, отмечались следующие виды помощи:
• консультационная, информационная поддержка;
• юридическая поддержка при оформлении документов;
• получение гранта для начинающих предпринимателей;
• помощь по программе самозанятости.
Поскольку многими исследователями в качестве одной из наиболее серьезных проблем развития малого предпринимательства выделяется наличие административных барьеров, в ходе исследования было решено выяснить, насколько эта проблема актуальна в Ульяновске7. Анализ результатов показал, что 35% опрошенных столкнулись в своей практике с волокитой, некомпетентностью властей, проблемами с контролирующими органами, коррупцией при проверках, медленным
7 Кузин А.В. Административные барьеры как фактор, препятствующий эффективному развитию малого предпринимательства в РФ // Образование и наука в России и за рубежом. 2014. Т. 13. № 4. С. 4-6.
решением вопросов и полным отсутствием реакции органов власти на обращения без применения системы «откатов». Некоторые респонденты, однако, считают, что административные барьеры существуют, но с ними вполне можно бороться. Около трети (29%) заявили, что такого рода проблем в городе нет, либо им неизвестно об их существовании. Большая же часть - 37% опрошенных - не смогли ответить на поставленный вопрос.
С 2005 г. в Ульяновской области реализуется целевая программа, направленная на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, согласно которой региональным бизнесменам должен оказываться целый ряд мер поддержки. Один из вопросов анкеты был посвящен информированности предпринимателей об этих мерах.
Как и следовало ожидать, 89% опрошенных известно о предоставлении субсидий (грантов) начинающим субъектам малого
предпринимательства. Чуть менее половины респондентов знает о таких мерах поддержки, как проведение форумов, конференций, выставок с участием субъектов малого бизнеса (49%); субсидии действующим инновационным малым предприятиям (48%); субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (41%), гранты экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего бизнеса (32%), компенсация части затрат на производство энергии с использованием альтернативных источников (22%). Незнакомы с мерами поддержки 9% опрошенных.
Одной из возможных мер содействия развитию предпринимательства может быть привлечение субъектов малого бизнеса к государственному или муниципальному заказу8. Так, 65% от числа опрошенных имеют желание принять участие в конкурсе на получение заказа, 21% ответил отрицательно, а 14% затруднились с ответом.
В ходе обследования предприниматели дали оценку ситуации в секторе малого предпринимательства, указав его основные проблемы. По мнению опрошенных, наиболее сдерживающими факторами для становления и развития бизнеса являются недостаток собственных финансовых средств (так считают 67% опрошенных) и высокий уровень налогового
8 Захарченко А.А., ЦеловальниковИ.К. Комплекс мероприятий по развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне // Современное предпринимательство: состояние и перспективы. М.: 2010. С. 63-65.
бремени (63%). Кроме того, 54% анкетируемых отметили в качестве серьезной проблемы трудности получения кредита и высокие процентные ставки. Также респондентами были высказаны свои точки зрения об основных проблемах предпринимательства. К ним относятся:
- недостаток образовательных программ;
- равнодушие властей к проблемам малого бизнеса;
- конкуренция со стороны незаконно действующих предприятий.
Следующие два вопроса анкеты были нацелены на получение оценки эффективности
информационной поддержки
предпринимательства. Распределение ответов на вопрос об источниках, из которых предприниматели получают информацию о мерах поддержки, выглядят следующим образом:
- интернет - 40%
- средства массовой информации - 32%;
- органы власти - 29%;
- объединения предпринимателей - 14%;
- знакомые, друзья - 10%;
- центр развития предпринимательства - 6%.
Ответы на вопрос, какими источниками информации воспользуется предприниматель, если у него возникнет необходимость заполнить появившуюся вакансию, распределились так:
- обратятся в службу занятости - 46%;
- разместят объявление в СМИ - 52%;
- обратятся к знакомым или друзьям с предложением работы - 67%;
- обратятся за помощью в городской центр развития предпринимательства - 21%.
Один респондент ответил, что готов самостоятельно обучать и подготавливать кадры для работы на своем предприятии. Очевидно, что деятельность центров развития
предпринимательства по информационному обеспечению развития малого бизнеса в городе поставлена не на самом высоком уровне.
Проведенное исследование показало, что 100% опрошенных признают необходимость повышения своего профессионального уровня в сфере предпринимательства. Из них 73% наиболее оптимальным вариантом для этого считают
посещение краткосрочных курсов повышения квалификации, 57% предпочли заняться самообразованием и 36% обратились в образовательные учреждения для получения более глубоких знаний в интересующей их сфере.
Поскольку характерной особенностью малых предприятий является то, что они сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов как в период становления, так и в период развития и роста, авторами было решено выяснить, каков процент предпринимателей использует кредиты [9]. Не используют кредиты 70% ответивших, причем из них достаточно высока доля тех, кому отказали банки. Остальные 30% кредитами пользуются. Среди доли предпринимателей, использующих кредиты, 14% привлекают заемные финансовые средства на срок более трех лет, 11% - от года до трех лет. Лишь 3% бизнесменов планируют вернуть кредит в течение одного года.
Последний вопрос анкеты был посвящен отношению предпринимателей к текущему экономическому кризису и положению в этих условиях малых предприятий города. Так, 44% респондентов ответили, что кризис несет негативные последствия для ведения предпринимательской деятельности. В первую очередь отмечались:
• снижение покупательской способности населения, уменьшение рыночных цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги, уменьшение среднего чека покупки;
• повышение стоимости оборудования;
• невозможность планирования крупных проектов в условиях экономической нестабильности;
• увеличение издержек производства;
• вынужденное сокращение расходов на рекламу;
• уменьшение объемов финансирования государственных программ поддержки.
Четверть опрошенных ответили, что кризис не отразился на их деятельности, при этом высказывались также точки зрения, будто он был специально придуман для оправдания закрытия неэффективных предприятий. Около трети (31%) респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.
Итак, по итогам исследования, посвященного оценке эффективности государственных мер, а также мер, применяемых муниципальными властями по поддержке малого бизнеса в Ульяновске, удалось выявить актуальность
реализуемых направлений и действенность работы органов власти и других организаций, формирующих городскую инфраструктуру поддержки предпринимательства. Полученные результаты акцентируют внимание на наличии в городе определенного круга проблем, решение которых должно стать первоочередным в работе органов, регулирующих сферу
предпринимательства.
По мнению авторов, основными в развитии малого предпринимательства в г. Ульяновске являются следующие проблемы.
1. Сложившиеся количественные показатели развития, отраслевая и имущественная структура МСП не отвечают целям и задачам развития города.
2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, экономические показатели их деятельности недостаточны для устойчивого развития города.
3. Преимущественное развитие в малом и среднем предпринимательстве получили торговля и сфера услуг.
4. Недостаточное развитие инновационной составляющей малого и среднего предпринимательства, а также слабая кооперация малого и среднего предпринимательства с научными учреждениями города.
5. Налицо низкий уровень коммерциализации научно-технических разработок, которые генерируются научными коллективами города.
6. Недостаточное развитие транспортной, энергетической, финансовой, информационной, социальной инфраструктуры города создает трудности в развитии бизнеса.
7. Инфраструктура стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства сформирована не окончательно, находится в стадии становления.
8. Недостаточно развито партнерство между государственными структурами и предпринимательским сообществом.
Возможности для привлечения финансовых ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства существенно ограничены. Это связано с объективными особенностями малых и средних предприятий: отсутствием залоговой базы для финансирования; недостатками требуемых для финансирования параметров (сроков осуществления деятельности, оборотов хозяйственной деятельности,
положительной кредитной истории и т.п.); низкой коммерческой привлекательностью операций с малыми и средними предприятиями для финансовых организаций; высокой стоимостью кредитных ресурсов; большими первоначальными платежами по лизинговым операциям.
Актуальной остается проблема доступности и обеспеченности малых и средних предприятий офисными и производственными площадями, причем препятствием выступает как высокая арендная плата, так и дефицит самих площадей9.
Продолжающийся рост цен на энергоносители и сырье создает серьезные трудности для субъектов малого и среднего предпринимательства, так как они не обладают существенной рыночной силой, чтобы перекладывать этот рост на своих потребителей [10].
Малые и средние предприятия сталкиваются с серьезными кадровыми проблемами, при этом наибольшее значение имеют сложности с подбором персонала, нехватка
квалифицированных специалистов, нехватка технических, экономических и правовых знаний и компетенций у управляющего звена малых и средних предприятий [11, 12].
Учитывая финансовые проблемы развития малого бизнеса и предпринимательства, необходимо все же уходить от прямой помощи предпринимателям и реализации политики «присутствия» и «содействия». Не зря говорят: если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу - дай удочку и научи рыбачить. На взгляд авторов, прямая финансовая поддержка малоэффективна, она больше похожа на «безрезультатную благотворительность».
Необходимо перейти на новый, более качественный уровень предпринимательства, когда в роли целевых индикаторов развития малого и среднего бизнеса выступают не количественные показатели (как, например, количество субъектов малого предпринимательства или количество созданных рабочих мест в этом секторе), а качественные характеристики бизнеса: улучшение структуры предпринимательства по видам экономической деятельности, увеличение продолжительности жизни субъектов малого бизнеса, увеличение среднего количества занятых на одном предприятии малого бизнеса, рост
9 Красникова Е.А. Совершенствование деятельности органов МСУ по развитию малого предпринимательства на территории Самарской области // Современные проблемы управления. Самара: 2014. С. 84-95.
средней заработной платы на предприятиях малого бизнеса.
Немаловажную роль в развитии малого предпринимательства играет и создание нового представления о предпринимательстве как о достойной, общественно-полезной и престижной деятельности. Важными задачами являются поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов малого предпринимательства, формирование прозрачных партнерских отношений власти и бизнес-сообщества, сотрудничество в решении приоритетных задач социально-экономического развитие муниципального образования10.
Необходимо повышать престиж
предпринимательской деятельности среди населения, вовлекать в бизнес социально незащищенные группы, развивать программы предпринимательской активности для молодежи. На территории многих субъектов Российской Федерации сегодня действуют специальные целевые программы, направленные на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Основной задачей таких программ является сопровождение молодых людей, желающих открыть собственное дело, на всем пути - от идеи до открытия бизнеса11.В целях пропаганды предпринимательской деятельности и
инициативы при Ульяновском государственном университете создана Молодежная
академияэкономики и предпринимательства. Сотрудники УлГУ занимаются со школьниками 910-х классов по актуальным темам современного предпринимательства. Крайне важно вовлечение старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность, разработка и внедрение различных программ поддержки и стимулирования студенческого
предпринимательства, самозанятости среди молодежи, которая позволяет создавать и новые инновационные предприятия. Кроме того, должны предоставляться налоговые льготы, микрокредиты и возможность получения консультаций и бесплатных услуг при открытии собственного бизнеса.
Очевидно, что на местном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях местного малого и среднего предпринимательства, содействовать
формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию.
10 Биджиев А.С., Шамарова ГМ. Взаимодействие органов власти и бизнеса как фактор управления социально-экономическим развитием региона // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2012. № 1.
С. 18-27.
11 Соколова М.Г., Новикова Н.Е. Формирование предпринимательского типа поведения среди молодежи // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/formirovame-predprinimatelskogo-tipa-povedeniya-sredi-molodyozhi
Рисунок 1
Динамика численности индивидуальных предпринимателей в г. Ульяновске с 2007 по 2014 г.:
1 - ИП, тыс. чел.; 2 - малые предприятия, тыс. ед.; 3 - субъекты малого предпринимательства, всего, тыс. ед.
Рисунок 2
Распределение ответов на вопрос об условиях ведения бизнеса в г. Ульяновске
Рисунок 3
Наиболее востребованные меры поддержки малого бизнеса
Рисунок 4
Проблемы развития сектора малого бизнеса
Рисунок 5
Распределение ответов на вопрос об использовании кредитных и заемных средств в предпринимательской деятельности
Рисунок 6
Распределение ответов на вопрос о влиянии кризиса на предпринимательскую деятельность
Список литературы
1. Филонова Е.С., Букреева Е.В. Анализ состояния регионов Центрального федерального округа по показателям предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник финансового университета. 2013. № 6. С. 35-47.
2. ШвобМ.С., Бережная Т.В. Предпринимательство и малый бизнес в Воронежском регионе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2015. № 14. С. 155-157.
3. Шаховская Л.С., Сулейманова К.Р. Регулирование предпринимательской деятельности в условиях современной России // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 20. № 17. С. 39-44.
4. Ивушкин С.А. Развитие малого бизнеса и предпринимательства - одна из основ поддержания социальной стабильности в обществе // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: ПГСХА, 2014. С. 47-50.
5. Головинская В.А. Предпринимательство, развитие малого и среднего бизнеса // Наука: прошлое, настоящее, будущее: материалы VI Международной научно-практической конференции. Уфа: ИЦ «Аэтерна», 2015. С. 26-29.
6. Бессонов И.С. Малый бизнес и малое предпринимательство: особенности, преимущества и факторы развития // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 1. С.13-18.
7. Анненкова А.А., Давыдова Л.В., Самостроенко Г.В. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства в регионах России на основе бизнес-инкубирования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. С. 204-209.
8. Бакина Е.В., Нанакина Ю.С. Роль бизнес-инкубатора в малом инновационном предпринимательстве // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования: материалы Международной научно-практической конференции. Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 141-147.
9. Клейман А.В., Карих П.И. Актуальные вопросы финансового планирования на малых предприятиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8. С. 147-153.
10. ГрачевИ.Д. Проблем много у малого бизнеса // Право и инвестиции. 2013. № 1-2. С. 54-55.
11. Дивиченко О.И., Почернин И.О. Пути совершенствования бизнес-образования в сфере малого предпринимательства (по результатам социологического опроса) // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: материалы VI Международной научно-практической конференции. Белгород: БГТУ. 2014. С.215-220.
12. Бессонова А.Н. Малый бизнес в мире XXI века: почему студенты должны изучать предпринимательство // Высшее образование сегодня. 2014. № 7. С. 67-72.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Economic Policy of the State
A RESEARCH INTO CONDITIONS FOR SMALL BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT: EVIDENCE FROM THE CITY OF ULYANOVSK
Ol'ga V. KISELEVAa'% Ol'ga A. SUROVAb, Mikhail A. SUROVc
a Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation [email protected]
b Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation [email protected]
c Ministry of Economic Development of Ulyanovsk Oblast, Ulyanovsk, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 2 September 2015 Accepted 21 September 2015
Abstract
Importance Considering the aggravating economic crisis in the Russian economy, it is strategically important to create conditions for small business development in regions and municipal entities so to resolve many socio-economic issues. JEL classification: L26, O18, R11 Objectives The research identifies difficulties in implementing the policy for supporting small
business and entrepreneurship in the municipal entity, determines promising areas for addressing the issues in line with the research into conditions of small business and entrepreneurship development in the municipal entity of Ulyanovsk.
Methods The research applies methods of surveying businessmen and small businesses on the basis of representative sampling, data grouping, logic and comparative analysis.
Results We found the factors of favorable business environment and conditions for developing small business and entrepreneurship in the municipal entity of Ulyanovsk, difficulties in developing small businesses and entrepreneurship, and determined the main aspects of the business support and regulation policy.
Conclusions and Relevance It is necessary to consider information, advisory measures, rather than Keywords: small business, financial support mechanisms only, and strive for growing up the future generation of businessmen,
entrepreneurship, development, generating business thinking and culture so to make a step towards a new and more advanced municipal programs business level.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Filonova E.S., Bukreeva E.V. Analiz sostoyaniya regionov Tsentral'nogo federal'nogo okruga po pokazatelyam predpriyatii malogo i srednego biznesa [Analyzing the state of regions in the Central Federal District against indicators of small and medium-sized businesses]. Vestnik fmansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2013, no. 6, pp. 35-47.
2. Shvob M.S., Berezhnaya T.V. Predprinimatel'stvo i malyi biznes v Voronezhskom regione [Entrepreneurship and small business in the Voronezh oblast]. Vestnik Voronezhskogo instituta vysokikh tekhnologii = Bulletin of Voronezh Institute of High Technologies, 2015, no. 14, pp. 155-157.
3. Shakhovskaya L.S., Suleimanova K.R. Regulirovanie predprinimatel'skoi deyatel'nosti v usloviyakh sovremennoi Rossii [Regulation of entrepreneurial activity in modern circumstances of Russia]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Izvestia VSTU, 2014, vol. 20, no. 17, pp. 39-44.
4. Ivushkin S.A. [Small business and entrepreneurship development is one of the fundamentals for sustaining social stability]. Regional'nye problemy razvitiya malogo agrobiznesa: materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 2nd All-Russian Sci. Conf. Regional Issues of Developing Small Agricultural Business]. Penza, PSAA Publ., 2014, pp. 47-50.
5. Golovinskaya VA. [Entrepreneurship, small and medium-sized business development]. Nauka: proshloe, nastoyashchee, budushchee: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Science: Past, Present, Future]. Ufa, Aeterna Publ., 2015, pp. 26-29.
6. Bessonov I.S. Malyi biznes i maloe predprinimatel'stvo: osobennosti, preimushchestva i faktory razvitiya [Small business and entrepreneurship: specifics, advantages and development factors]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Samara State University of Economics, 2013, no. 1, pp. 13-18.
7. Annenkova A.A., Davydova L.V., Samostroenko G.V. Infrastrukturnoe obespechenie malogo predprinimatel'stva v regionakh Rossii na osnove biznes-inkubirovaniya [The infrastructure platform for small entrepreneurship in the Russian regions on the basis of business incubators]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, 2013, no. 3, pp. 204-209.
8. Bakina E.V., Nanakina Yu.S. [The role of business incubators in small innovation entrepreneurship].
Prognozirovanie innovatsionnogo razvitiya natsional'noi ekonomiki v ramkakh ratsional'nogo prirodopol'zovaniya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Forecasting the Innovative Development of National Economy as part of Reasonable Use of Natural Resources]. Perm, Perm State University Publ., 2014, pp. 141-147.
9. Kleiman A.V., Karikh P.I. Aktual'nye voprosy finansovogo planirovaniya na malykh predpriyatiyakh [Current issues of financial planning in small enterprises]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2013, vol. 8, iss. 40, pp. 147-153.
10. Grachev I.D. Problem mnogo u malogo biznesa [Small businesses facing a great deal of problems]. Pravo i investitsii = Law and Investment, 2013, no. 1-2, pp. 54-55.
11. Divichenko O.I., Pochernin I.O. [Methods to improve business education in small entrepreneurship (based on the sociological survey)]. Sodeistvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroistvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh: materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Assisting in Professional Development of the Personality and Employment of Beginning Specialists in the Current Circumstances]. Belgorod, BSTU Publ., 2014, pp. 215-220.
12. Bessonova A.N. Malyi biznes v mire XXI veka: pochemu studenty dolzhny izuchat' predprinimatel'stvo [Small business in the 21st century: why should students have business classes?]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2014, no. 7, pp. 67-72.