Научная статья на тему 'Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности'

Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1763
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МОТИВАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / YOUTH / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MARKET ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / MOTIVATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кох И.А.

Становление рыночных отношений и глубокие преобразования в российском обществе, появление свободного предпринимательства остро ставят вопрос о роли молодежи и ее участии в реформах, выборе профессии и занятий, мотивах предпринимательской деятельности. Особое внимание в статье уделено малому бизнесу, его роли и месту в экономике страны. Анализируются роль государства в развитии и регулировании предпринимательства, ценности и мотивация предпринимательской деятельности. Рассмотрены теоретические основы исследования ценностей и профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи на занятие предпринимательской деятельностью. Изучены факторы, влияющие на оценку работы в структурах малого бизнеса. Проанализированы отношение студентов к предпринимательству, роль и место предпринимательской деятельности в жизненных планах молодых людей. Особое внимание уделено мотивации предпринимательской деятельности, ее привлекательности для молодежи. Приводятся статистические данные о вкладе малого предпринимательства в долю ВВП различных стран Европы, Азии, Африки, о степени вовлеченности взрослого населения в создание и функционирование новых предприятий. Изучены факторы, которые, по мнению студентов, сдерживают развитие малого предпринимательства в России, а также желаемые формы поддержки предпринимателей со стороны государства. Выявлены социальные факторы, влияющие на выбор предпринимательской деятельности как способа профессионального самоопределения студенческой молодежи. Раскрыты факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для проведения работы по профессиональной ориентации учащихся, молодых рабочих, а также для совершенствования форм государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of students to entrepreneurship

The formation of market relations and profound transformations in Russian society, the emergence of free enterprise sharply raises the question of the role of young people and their participation in reforms, the choice of profession and occupation, the motives of entrepreneurial activity. Special attention is paid to small business, its role and place in the country’s economy. The problem of state support of small business, creation of favorable conditions and motivation of business activity becomes more and more actual. The article analyzes the role of the state in the development and regulation of entrepreneurship, values and motivation of entrepreneurial activity. The aim of the study is to study the influence of social conditions and factors, value orientations and motivation of young people for entrepreneurial activities in market relations. The initial methodological principles are axiological and activity approaches, which allow to reveal the influence of value orientations of young people on the choice of profession, professional self-determination and entrepreneurial activity. In accordance with this approach, the main method of sociological research was a mass questionnaire survey of students of the Ural state mining University. A total of 320 full-time students were interviewed. The theoretical foundations of the study of values and professional-value orientations of students to engage in entrepreneurial activity are analyzed. The factors influencing the assessment of work in small business structures are studied. The attitude of students to entrepreneurship, the role and place of entrepreneurship in the life plans of young people are analyzed. Special attention is paid to the motivation of entrepreneurial activity, its attractiveness for young people. The article analyzes the students ‘ ideas about the necessary knowledge for entrepreneurship, for the organization of their own business. Statistical data on the contribution of small business to the share of GDP of various countries in Europe, Asia, Africa, the degree of involvement of the adult population in the creation and operation of new enterprises are presented. The factors that, according to the students, constrain the development of small business in Russia, as well as the desired forms of support for entrepreneurs from the state, are studied. The social factors influencing the choice of entrepreneurial activity as a way of professional self-determination of students are revealed. The factors constraining the development of small business in Russia are revealed. The role of the state and the desired forms of support for entrepreneurs are shown. The results of the study can be used as recommendations for work on professional orientation of students, young workers, as well as for improving the forms of state and municipal support for small businesses in Russia.

Текст научной работы на тему «Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10037

Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности

Кох И.А.

Становление рыночных отношений и глубокие преобразования в российском обществе, появление свободного предпринимательства остро ставят вопрос о роли молодежи и ее участии в реформах, выборе профессии и занятий, мотивах предпринимательской деятельности. Особое внимание в статье уделено малому бизнесу, его роли и месту в экономике страны. Анализируются роль государства в развитии и регулировании предпринимательства, ценности и мотивация предпринимательской деятельности. Рассмотрены теоретические основы исследования ценностей и профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи на занятие предпринимательской деятельностью. Изучены факторы, влияющие на оценку работы в структурах малого бизнеса. Проанализированы отношение студентов к предпринимательству, роль и место предпринимательской деятельности в жизненных планах молодых людей. Особое внимание уделено мотивации предпринимательской деятельности, ее привлекательности для молодежи. Приводятся статистические данные о вкладе малого предпринимательства в долю ВВП различных стран Европы, Азии, Африки, о степени вовлеченности взрослого населения в создание и функционирование новых предприятий. Изучены факторы, которые, по мнению студентов, сдерживают развитие малого предпринимательства в России, а также желаемые формы поддержки предпринимателей со стороны государства. Выявлены социальные факторы, влияющие на выбор предпринимательской деятельности как способа профессионального самоопределения студенческой молодежи. Раскрыты факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для проведения работы по профессиональной ориентации учащихся, молодых рабочих, а также для совершенствования форм государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в России.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Кох И.А. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности // Дискуссия. - 2019. - Вып. 96. - С. 6-17.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Молодежь, ценности, ценностные ориентации, рыночная экономика, предпринимательство, малый бизнес, мотивация предпринимательской деятельности, государственная поддержка предпринимательства.

Введение. Актуальность исследуемой темы обусловлена значимостью малого предпринимательства для экономической жизни общества и огромной ролью молодежи в его развитии. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, обладающая значительным потенциалом, наиболее остро и динамично реаги-

рующая на изменения в государстве и обществе. Следовательно, молодежь обладает большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие категории населения. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является важным фактором социализации подрастающего поколения, обеспече-

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10037

Attitude of students to entrepreneurship

Kokh I.A.

The formation of market relations and profound transformations in Russian society, the emergence of free enterprise sharply raises the question of the role of young people and their participation in reforms, the choice of profession and occupation, the motives of entrepreneurial activity. Special attention is paid to small business, its role and place in the country's economy. The problem of state support of small business, creation of favorable conditions and motivation of business activity becomes more and more actual. The article analyzes the role of the state in the development and regulation of entrepreneurship, values and motivation of entrepreneurial activity. The aim of the study is to study the influence of social conditions and factors, value orientations and motivation of young people for entrepreneurial activities in market relations. The initial methodological principles are axiological and activity approaches, which allow to reveal the influence of value orientations of young people on the choice of profession, professional self-determination and entrepreneurial activity. In accordance with this approach, the main method of sociological research was a mass questionnaire survey of students of the Ural state mining University. A total of 320 full-time students were interviewed. The theoretical foundations of the study of values and professional-value orientations of students to engage in entrepreneurial activity are analyzed. The factors influencing the assessment of work in small business structures are studied. The attitude of students to entrepreneurship, the role and place of entrepreneurship in the life plans of young people are analyzed. Special attention is paid to the motivation of entrepreneurial activity, its attractiveness for young people. The article analyzes the students ' ideas about the necessary knowledge for entrepreneurship, for the organization of their own business. Statistical data on the contribution of small business to the share of GDP of various countries in Europe, Asia, Africa, the degree of involvement of the adult population in the creation and operation of new enterprises are presented. The factors that, according to the students, constrain the development of small business in Russia, as well as the desired forms of support for entrepreneurs from the state, are studied. The social factors influencing the choice of entrepreneurial activity as a way of professional self-determination of students are revealed. The factors constraining the development of small business in Russia are revealed. The role of the state and the desired forms of support for entrepreneurs are shown. The results of the study can be used as recommendations for work on professional orientation of students, young workers, as well as for improving the forms of state and municipal support for small businesses in Russia.

FOR CITATION APA

Kokh I.A. Attitude of students to entrepreneurship. Diskussiya [Discussion], 96, 6-17.

ния трудовой занятости. Отсюда, формирование условий по развитию молодежного предпринимательства - наиболее важный аспект поддержки экономики, в том числе в условиях кризиса.

KEYWORDS

Youth, values, value orientations, market economy, entrepreneurship, small business, motivation of entrepreneurial activity, state support of entrepreneurship.

Согласно данным, полученным Институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ), от 46 до 63% наемных работников, которые были уволены во время экономического

кризиса, являются молодыми специалистами, не достигшими 30-летнего возраста.1 Ежегодные опросы и социологические исследования показывают, что процент молодежи, желающей заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех, кто уже создал свое дело. По данным ИКСИ, 78% опрошенных считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получение более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес.1

Молодежь в силу своего возраста находится в процессе поиска профессионального рода деятельности и нередко останавливает свой выбор на предпринимательстве. Относительно мотивов создания малого предприятия предлагаются различные суждения. Так, например, американский экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон утверждает, что «...Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные

задачи.» [цит. по: 1, с. 134].

Малый бизнес является незаменимой составляющей рыночной экономики. Во всех странах с рыночной экономикой малое предпринимательство занимает видное место в производстве товаров и услуг. На малых предприятиях помимо услуг производятся не только товары социокультурного и бытового назначения, но и комплектующие для крупных промышленных предприятий. А значит, они являются неотъемлемым звеном экономической системы страны.

Важнейшую роль в малом бизнесе играет молодежь, которая со свойственными ей энергией, энтузиазмом и творческой активностью ориентирована на поиск новых сфер приложения своих сил, новые перспективные виды профессиональной деятельности, что особенно большое значение имеет в условиях цифровизации экономики, масштабного развития и внедрения компьютерных технологий и быстротечной смены профессий. Молодежь обладает современными знаниями, большой гибкостью, способностью овладевать новыми профессиями. Производство новых товаров и услуг, как правило, начинается с идеи, которая реализуется посредством деловой

1 Аналитическая серия ИКСИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.icss.ac.ru/ (дата обращения: 15.07.2019).

энергии, креативности и мотивации молодых предпринимателей. Несомненно, студенческая молодежь находится на переднем крае развития предпринимательства в обществе, поскольку возрастная активность сочетается с приобретением профессиональных знаний и выбором жизненного пути.

Предпринимательство в силу своих широких возможностей занимает особое место в утверждении экономической свободы и идеалов гражданского общества, выступает неотъемлемым атрибутом развитого демократического государства. Особенное значение имеет малое предпринимательство для устойчивого роста благосостояния граждан и процветания общества, его экономического и социального развития. Малое предпринимательство является важным источником и фактором становления среднего класса - основы экономической и политической стабильности в обществе и устойчивого развития страны.

Предпринимательская деятельность - это вид трудовой деятельности, направленный прежде всего на систематическое получение прибыли от какого-либо вида работ, характеризующийся наличием риска и угрозами понести определенные материальные и иные (статусные, репутационные) потери. Предпринимательство предполагает и социальную ответственность, проявляющуюся в участии в решении социальных вопросов, в делах местного сообщества, в благотворительной деятельности и т.д. Предпринимательство отличается от обычного производства и реализации товаров и услуг тем, что в этой деятельности, как правило, присутствуют элементы инновации, применение новых технологий, освоение или создание нового рынка, что ярко проявляется в роботизации, разработке компьютерной техники и программного обеспечения, средств мобильной связи, систем «умный дом», «умный город» и др.

Обзор литературы. Проблемы предпринимательской деятельности изучали Г.А. Гершанок [ 2 ], В.В. Ладыгин [3], В.П. Позняков [4] и др. Вопросы роли молодежи и молодежного предпринимательства в рыночном обществе нашли отражение в работах Г.Ю. Власова [5], Е.Ю. Мелковой, Л.А. Энвери, Л.Б. Осиповой [6], В.В. Староверова [7], В.И. Чупрова [8].

В зарубежной литературе также разработаны различные аспекты предпринимательской деятельности. Особый интерес для нас представляют работы Д. Альстрема, который проанализировал быстрые институциональные сдвиги и коэво-

люцию предпринимательских фирм в странах с переходной экономикой [9]. Д.В. Аудреч раскрыл особенности предпринимательской экономики в условиях капитализма и демократии в XXI веке, а также трансфер технологий в глобальной экономике [10, 11]. М. Карри, А. Мартин и А.Р. Тюрик изучали влияние предпринимательства на экономический рост в современном обществе [12]. Ю. Лин показал влияние межфункционального сотрудничества на коммерциализацию технологий в высокотехнологичных отраслях [13], а С. Сингер стремился выявить тенденции предпринимательства с помощью глобального мониторинга [14].

Методология и методы исследования. Для изучения мотивации и отношения к предпринимательской деятельности было проведено социологическое исследование. Изучение литературы, различных документов позволяет сформулировать в качестве основного методологического принципа деятельностный подход. В ходе исследования был проведен массовый опрос студентов, который дал возможность ответить на ряд поставленных вопросов. Всего было опрошено 320 студентов Уральского государственного горного университета очной формы обучения по квотной пропорциональной выборке.

Результаты исследования. Предпринимательская деятельность в России получила

свое распространение после 1990-х годов, когда были сняты многочисленные ограничения на частную предпринимательскую деятельность и торговлю внутри страны и появились благоприятные условия для взаимодействия с зарубежными партнерами. В настоящее время предпринимательская деятельность активно развивается в нашей стране, все больше людей находят в ней источник своего заработка и способ самовыражения, а примеры успешных предпринимателей обращают к этой сфере внимание инициативной студенческой молодежи. Со стороны государства укрепление малого бизнеса становится на современном этапе одним из приоритетных направлений развития российской экономики, переживающей процесс незавершенных рыночных реформ и социальной трансформации общества. Малый бизнес является очень гибким и способен подстраиваться под динамику внутренней и внешней экономической и политической среды, которые в современном мире постоянно изменяются. Предпринимательство также способно развивать инновационный потенциал экономики, внедрять новые технологии.

В связи с этим насущной задачей становится воспитание предприимчивости у молодежи. Осуществить это призваны учебные заведения, прежде всего университеты. Здесь сосредоточена молодежь, занятая поиском профессионального

самоопределения. Молодежь - активная часть общества, способная принимать и создавать новое, готовая к рискам предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство в России сталкивается с множеством проблем, что сдерживает его развитие. Как отмечает Д. Николаева, малый бизнес в России стагнирует. «В большинстве регионов зафиксировано падение численности небольших компаний (за 2018 год), а формальный годовой рост численности обеспечен увеличением количества микропредприятий, где заняты до 15 человек. Их в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему подавляющее большинство - 95,5%. Число же малых и средних компаний уменьшается со скоростью 6-7% в год».1

Но вопрос, готовы ли сами будущие выпускники вузов использовать свою инициативу и энергию в предпринимательской деятельности, часто остается для них открытым вплоть до окончания учебы. Достаточно ли у молодых людей уверенности в своих силах, наличии необходимых знаний, личной мотивации, а также уверенности в том, что в трудную минуту можно будет положиться на помощь государства? Другими словами, созданы ли в стране условия для молодых и энергичных предпринимателей, готовых реализовывать свои замыслы и идеи, или институт предпринимательства в нашей стране нуждается в развитии и совершенствовании? Каково отношение студенческой молодежи к предпринимательству?

В первую очередь попытаемся выяснить, что привлекает молодого человека в предпринимательской деятельности. Вопрос непростой, поскольку широко распространено искаженное представление о потенциале предпринимательской деятельности, о свободе поведения и других привлекательных возможностях, которые пропагандируются СМИ на примерах немногих успешных предпринимателей, сумевших разбогатеть и закрепиться на рынке. Такие установки могут привести молодого человека к разочарованию и кризису идеалов. Наш опрос показал, что рассчитывают на возможность быстро разбогатеть 30% опрошенных, возможность иметь свободный график работы - 22% опрошенных студентов. Но стоит выделить и тех молодых людей, которые смотрят на данный вид деятельности не с праг-

1 Николаева Д. Малый бизнес ушел в микромир [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. № 33. ИПрзуУшшш.коттегзагЛ. ги^аИу/2019-02-25 (дата обращения: 11.08.2019).

матичной точки зрения, а как на возможность реализовать себя - таких оказалось 18%. Есть также студенты, которые воспринимают предпринимательство как возможность приобрести независимость (12% опрошенных), принести пользу обществу (9%), подняться в карьерном плане (6%) (табл. 1).

Таблица 1

Привлекательность предпринимательской деятельности для студентов

Количество

Привлекательность ответивших, %

предпринимательской деятельности от числа опрошенных

Высокий заработок 30

Гибкий график работы 22

Свобода самореализации 18

Возможность независимости 12

Полезность обществу 9

Карьерный рост 6

Для ведения предпринимательской деятельности необходимы специальные знания, причем в разных направлениях, прежде всего - экономических, управленческих, правовых, профессиональных. В достаточном ли объеме студенческая молодежь владеет этими знаниями? Результаты опроса представлены на рис. 1.

Затрудняюсь ответить

16%

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос «Достаточно ли у Вас знаний для открытия собственного бизнеса?»

Объективно видится, что с учетом возрастной категории и энтузиазма опрашиваемых нами студентов половина из них все же считают, что имеют достаточно знаний для открытия собственного бизнеса. Вероятно, студенты завышают уровень своих знаний либо упрощают положение

дел, даже с учетом того, что часть опрошенных студентов постоянно или временно работали в структурах малого бизнеса. Треть опрошенных студентов более реалистично и критично оценивают свои знания для организации собственного бизнеса, и только 16% опрошенных затруднились с ответом.

Более адекватно опрошенные студенты оценили структуру знаний, необходимых начинающему предпринимателю (рис. 2).

Действительно, экономикой и налогами должны заниматься специалисты, а для предпринимателя в первую очередь важны планирование, маркетинг и управление продажами. Разумеется, в распределении приоритетов знаний многое зависит от вида деятельности, размеров предприятия, товарооборота и других факторов.

Развитие малого бизнеса зависит от стратегии государства, в данном случае - насколько благоприятные условия для развития предпринимательской активности оно создает. Государство воздействует на предпринимательство различными средствами, прежде всего, через законодательство, налоговую политику, может оказывать поддержку консультациями, различными льготами, кредитами, арендой помещений, созданием инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности, например, логистических центров.

Во многих развитых странах с рыночной экономикой создаются благоприятные условия для развития малых предприятий. На них за-

нята значительная доля экономически активных трудовых ресурсов. Так, в США около половины трудоспособного населения задействовано на предприятиях малого бизнеса. Неудивительно, что около 40% ВВП приходится именно на малые предприятия. Развитые страны делают ставку на поддержку малого бизнеса. Это обеспечивает им хорошие показатели по налоговым отчислениям, создание и внедрение инновационных технологий, новые места на рынке труда.

Статистические данные ассоциации европейского бизнеса подтверждают, что малое предпринимательство в странах ЕС развивается стремительно и составляет 50-60% в структуре экономики,1 чем выгодно отличается от уровня развития малого и среднего бизнеса в России. По статистике, малые предприятия в некоторых европейских странах составляют до половины общего количества всех предприятий. Из ряда европейский стран, по данным Института экономики роста, в этом плане выделяются Голландия - 63%, Финляндия - 60%, Германия -53%, Великобритания - 51%,2 где вклад малого предпринимательства в ВВП составляет около половины.

В России за последние 10 лет наблюдается уменьшение количества предприятий малого бизнеса. Доля малого бизнеса в экономике России

1 РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/econom ics/30/07/2019/5d403c179a794718406e4102 (дата обращения: 11.08.2019).

2 Там же.

Бизнес-планирование

Маркетинг и управление

Основы менеджмента

Правовые основы предпринимательской деятельности

Экономика предприятия

Налогообложение

39%

29%

26%

50%

7%

16%

0% 10%20% 30%40% 50%60% 70%80%

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос «Какие знания необходимы начинающему предпринимателю в первую очередь (можно отметить не более 3)?»

согласно данным, опубликованные Росстатом, составляет 21,9% по оценке за 2017 год (итоги за 2018 год пока не подведены). Это более 20 трлн р.1

Согласно статистике, в России в последние годы сложилась устойчивая тенденция, когда только три малых предприятия из ста способны продержаться на рынке больше трех лет. Наиболее сложным для становления бизнеса является начальный этап. Трудности на первых этапах развития испытывают и зарубежные компании, что хорошо видно на примере некоторых развитых европейских стран (табл. 2).2

Эти тенденции продолжают сохраняться. По статистике, более 90% стартапов прекращают свое существование еще в первый год. Это связано прежде всего с недостаточной поддержкой малого предпринимательства со стороны государства, тяжелым налоговым бременем, отсутствием специальных налоговых режимов. В результате малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными организациями, которые имеют специализированные службы по юридическим вопросам, маркетингу, финансовому планированию.

Вместе с тем, следует отметить, что по уровню вовлеченности взрослого населения в создание

1 РБК [Электронный ресурс]. https://www.rbc.ru/econom ^/30/07/201^403с179а794718406е4102 (дата обращения: 11.08.2019).

2 Голова И. Только 3 процента малых предприятий России «жи-

вут» более трех лет // Российская газета. 2014. 22 янв.

и функционирование новых предприятий Россия не отстает от многих развитых европейских стран, хотя уступает развивающимся странам БРИКС (табл. 3).3

В странах БРИКС этот показатель значительно выше. Между тем, в России на волнах перманентных экономических кризисов продолжается стагнация в малом бизнесе. Число малых и средних компаний уменьшается со скоростью примерно 6-7% в год [2].

Какие формы поддержки со стороны государства хотели бы видеть студенты - будущие предприниматели? Наш опрос показал, что у потенциальных предпринимателей нет четких представлений об эффективности различных мер государственной поддержки малого бизнеса (рис. 3).

Судя по полученным данным, опрошенные студенты явно недооценивают значимость образовательной поддержки предпринимателей (отметили всего 7% опрошенных) и переоценивают важность финансовой - 26% опрошенных, а информационно-консалтинговой поддержкой обеспокоены только 9% опрошенных студентов.

Развитию предпринимательства в России, по мнению опрошенных, мешают в первую очередь высокие налоги - так считают треть студентов (рис. 4).

3 Там же.

Таблица 2

Число фирм, просуществовавших на рынке более 3,5 лет

Место в рейтинге Государство Доля фирм, просуществовавших на рынке более 3,5 лет, %

1 Греция 12,60

2 Испания 8,39

3 Финляндия 6,65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Норвегия 6,15

5 Россия 3,40

Место в рейтинге Государство Доля взрослого населения, участвующего в создании и функционировании новых предприятий, %

1 Бразилия 17,30

2 Китай 14,02

3 ЮАР 10,59

4 Норвегия 6,25

5 Россия 5,75

6 Греция 5,51

7 Финляндия 5,29

8 Испания 5,21

Таблица 3

Степень вовлеченности взрослого населения в создание и функционирование новых предприятий

Прямая финансовая поддержка Льготные кредиты

Получение в лизингоборудования

Участие вторгахна выполнение государственного

заказа

Информационно-консалтинговая поддержка Образовательная поддержка

26%

0% 5% 10%15% 20%25% 30%

Рис. 3. Желаемые студентами формы поддержки предпринимателей со стороны государства

Тем не менее, 64% опрошенных студентов готовы заняться предпринимательством, пятая часть опрошенных не имеют таких намерений, остальные 15% пока не определились. Но при этом почти половина (45%) опрошенных студентов намерены заниматься услугами, а производство готовы освоить лишь 16% студентов.

Хотя можно назвать множество объективных причин, сдерживающих малое предпринимательство в России, несомненно, многое зависит и от самого предпринимателя, его личных качеств и интересов, готовности к риску, знания и понимания реальностей рыночной экономики.

Что обеспечивает успех в предпринимательской деятельности в малом бизнесе? Мнения студентов по этому вопросу представлены на рис. 5.

Возникает вопрос: какую цель преследует человек, когда решает открыть свое дело? Быстро разбогатеть? Войти в конкурентную борьбу на рынке и подвергнуться риску потерять все в случае неудачи? Что движет уже сформировавшимся предпринимателем в принятии им решений? И влияют ли ценностные ориентации и мотивы предпринимателя на успешность его деятельности? Ответ на эти вопросы скрывается

Административные барьеры 14%

Отсутствие стартового капитала 15%

Влияние экономического кризиса 24%

Рис. 4. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России,

по мнению студентов

Иметь хорошее образование Иметь стартовый капитал

Иметь обширные связи

Обладать предпринимательской хваткой, лидерскими

качествами

Иметь большой профессиональный опыт Иметь оригинальную идею

Быть целеустремленным

Иметь поддержку со стороны властей и организаций, содействующих развитию малого бизнеса

Бытьудачливым, везучим Много работать

15% 14%

13%

11%

22%

0%

5%

10%

15%

20%

25%

Рис. 5. Факторы успеха в предпринимательской деятельности в малом бизнесе, по мнению студентов

в ценностных ориентациях и мотивах предпринимательской деятельности.

Ценностные ориентации являются основанием оценки человеком действительности, ранжирования объектов по их субъективной приоритетности. Ценности в экономическом поведении предпринимателя - это общие суждения человека, выражающие сравнительную значимость различных аспектов его работы или деятельности, включая ее смысл, содержание и результаты. Ценности упорядочиваются по относительной важности, организуя иерархию личных предпочтений человека, а также зависят от исторической эпохи, культуры, национальной идентичности и многих других факторов. Люди, для которых приоритетом являются социальный порядок, справедливость и взаимопомощь, в своей деятельности ориентированы на их достижение. Анализ ценностей предпринимателей позволяет лучше понять стимулы их экономической активности.

Возможность организовать свое собственное дело, исходя из своих представлений о жизненных целях в соответствии с собственными ценностями, выступает очень сильным стимулом предпринимательской активности. Для анализа предпринимательской деятельности более важным является деление ценностей на материальные и социальные. Материальные ценности, цели достижения высокой прибыли в бизнесе, как правило, доминируют. Но специфика предпринимательской

деятельности в том, что риск в бизнесе способен вызвать утрату некоторых ценностей, что может негативно отразиться на результатах всей деятельности.

Безусловно, не менее важны и социальные ценности предпринимателя. Успешная предпринимательская деятельность зависит от партнерских связей, возникающих на протяжении определенного времени, а также их количества и надежности. Их отсутствие или потеря могут пагубно повлиять на предпринимательскую деятельность. Деловые связи, деловая репутация формируют статус предпринимателя, могут способствовать росту доходов и прибыли, стать «подушкой безопасности» и уменьшить риски. Отсюда следует, что очень важны прочные деловые связи и «чистота» деловой репутации.

Для характеристики личности предпринимателя и стимулов его деятельности целесообразно выделить эгоистические и альтруистические мотивы. Главным эгоистическим мотивом предпринимательской деятельности всегда было повышение личного материального благосостояния, альтруистическим - делать добро другим людям, быть полезным окружающим, обществу. Эгоистические мотивы выражают частные интересы предпринимателя, альтруистические -связаны с интересами окружающих, семьи, трудового коллектива. Поведение человека определяется соотношением эгоистических и альтруи-

стических мотивов в структуре его мотивации. Это соотношение не является раз и навсегда заданным, а может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств, внешней среды, сложившейся ситуации, неожиданных поворотов судьбы.

При анализе экономической деятельности часто преувеличивают эгоистические мотивы (например, концепция «экономического человека»). Альтруистические мотивы заложены в природе человека, они так же органично присущи человеку, как и эгоистические. В процессе эволюции человеческого общества выжили и развивались те группы людей, которые заботились об окружающих, о потомстве, о детях и стариках, больных и слабых.

Проблема эгоистических мотивов состоит в том, что, если предприниматель будет стремиться, допустим, лишь к максимизации прибыли и достижению материального благосостояния любой ценой, не обращая внимания на способы достижения цели, возрастет риск негативных социальных последствий для развития общества.

Альтруистические мотивы выражают готовность предпринимателя действовать на пользу обществу, удовлетворение общественных потребностей иногда в ущерб личным интересам. Заключаются они в выделении денежных средств на развитие культуры, спорта, на благотворительность. Но даже при совершении общественно полезного поступка, направленного на благополучие людей (социальные проекты, меценатство и т. п.), поведение предпринимателя сохраняет эгоистичную основу, в частности, удовлетворяет эгоистические мотивы в самореализации, в общественном признании. Существует мнение, что предпринимателем движет стремление к самореализации через решение общественных проблем. Считается, что индивидуальный выбор определяется под влиянием не только личного интереса, но и моральных обязательств, которые детерминируют выбор как целей, так и средств их достижения.

Обсуждение. В статье использованы результаты массового опроса, проведенного ВЦИОМ - Всероссийским центром исследования общественного мнения,1 проведен вторичный анализ результатов исследований других авторов. Одним из главных аргументов жела-

1 ВЦИОМ. Всероссийский центр исследования общественного мнения [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: httpy/www.wciom. ru (дата обращения: 18.12.2018).

ющих начать предпринимательскую деятельность является стремление быть независимым, работать на себя (40%). Увеличить уровень дохода желают примерно столько же опрошенных (39%). Меньшее количество участников опроса хотят заниматься любимым делом (14%). И только 5% стремятся изменить свой социальный статус, а 2% - передать дело по наследству своим детям. Опираясь на данные проведенного нами опроса, можно сделать вывод о том, что главным мотивом деятельности предпринимателя является в первую очередь эгоистический мотив, а ценности преобладают материальные в тесной связи с социальными.

Выводы. Малое предпринимательство оказывает большое влияние на экономику, благоприятствует созданию таких экономических условий, которые необходимы для достижения высокой эффективности рыночного хозяйства. Развитый малый бизнес является одним из важных факторов обеспечения гибкости и устойчивого развития экономики страны. В России в результате проведенных рыночных реформ инициатива создания малых предприятий среди населения возросла. И по мере развития малого предпринимательства менялись стратегии бизнеса. Если первоначально главной задачей малого бизнеса было удержаться «на плаву», то теперь оно решает задачи более высокого порядка. Однако центральное место в успешности бизнеса принадлежит личности предпринимателя, его ценностным ориентациям, чем обусловлены его поведение, поступки, решения.

Подводя итоги нашего исследования, отметим, что подавляющее большинство студенческой молодежи положительно относятся к предпринимателям, предпринимательской деятельности, не меньшее число хотят стать предпринимателями. Студенческая молодежь хорошо понимает, что предпринимательство -это всегда риск. Сдерживающими факторами для начинающего предпринимателя выступают конкуренция и превратности современного рынка. В настоящее время большое количество людей уже занимаются предпринимательством, и найти свою нишу на рынке становится все труднее. Только целеустремленные и трудолюбивые молодые люди могут рассчитывать на успех в предпринимательстве.

Вместе с тем, заметим, что в России по-прежнему сохраняются многочисленные препоны на пути к свободному предпринимательству. О проблемах развития предпринимательства, осо-

бенно малого, пишут Н.Ю. Сайбель, А.С. Печенов [15], А.Ю. Чепуренко [16,17] и многие другие. Принятые Правительством России в последние годы меры призваны преодолеть противоречия и проблемы дальнейшего развития предпринимательства в целях устойчивого и ускоренного развития экономики.

Стратегия государства направлена на развитие и создание благоприятных условий для малого предпринимательства, однако сегодня, по результатам опроса, государственная поддержка оценивается молодежью как недостаточ-

Список литературы

1. Киселёв Ю.Н. Банк идей для частного бизнеса: Путь к финансовой независимости. М.: АСК, 2006. 352 с.

2. Гершанок Г.А. Жизненный цикл в контексте процесса генерации предпринимателей // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 9. С. 13-22.

3. Ладыгин В.В. Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 32-49.

4. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В.С. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2007. С. 513-528.

5. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. 2011. № 10, вып. 2 (194). С. 11-16.

6. Мелкова Е.Ю., Энвери Л.А., Осипова Л.Б. Проблемы развития молодежного предпринимательства на региональном уровне // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 34-48.

7. Староверов В.В. Социальные проблемы молодежного малого предпринимательства. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. 138 с.

8. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М.: [Б.и.], 2005. 246 с.

9. Ahlstrom D, Bruton G.D. Rapid Institutional Shifts and the Co-evolution of Entrepreneurial Firms in Transition Economies //

References

1. Kiselyov YU.N. Bank idej dlya chastnogo biznesa: Put' k finanso-voj nezavisimosti [Bank of ideas for private business: the Path to financial independence]. M.: ASK, 2006. 352 s.

2. Gershanok G.A. ZHiznennyj cikl v kontekste processa genera-cii predprinimatelej [Life cycle in the context of the process of generation of entrepreneurs]. Problemy ekonomiki i mene-dzhmenta. 2012. № 9. S. 13-22.

3. Ladygin V.V. Podderzhka malogo biznesa na municipal'nom urovne v Rossii: osnovnye etapy i tendencii [Small business support at the municipal level in Russia: main stages and trends]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2010. № 4. S. 32-49.

4. Poznyakov V.P. Predprinimatel'stvo kak cennost' i cennosti rossijs-kih predprinimatelej [Entrepreneurship as a value and values of Russian entrepreneurs]. Rossiya v globaliziruyushchemsya

ная. Между тем, малое предпринимательство выгодно обеим сторонам - как стране в целом, так и предпринимателю. Решение проблем предпринимательства связано с развитием сети консультационной поддержки начинающих молодых предпринимателей, гибкой налоговой политикой, созданием и развитием большого числа бизнес-школ, проводящих качественную подготовку молодых предпринимателей, другими словами, созданием государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Entrepreneurship: Theory and Practice / Baylor University. 2010. May. P. 531-554.

10. Audretsch D.B., Lehmann E.E., Wright M. Technology transfer in a global economy // The Journal of Technology Transfer. 2012. P. 1-12.

11. Audretsch D.B., Thurik A.R. Capitalism and Democracy in the 21st Century: From the Managed to the Entrepreneurial Economy // Journal of Evolutionary Economics. 2000. P. 17-34.

12. Carree M, Martin А, Thurik A.R. The Impact of Entrepreneurship on Economic Growth // Handbook of Entrepreneurship Research. 2010. P. 557-594.

13. Lin Y., Wang Y., Kung L. Influences of cross-functional collaboration and knowledge creation on technology commercialization: Evidence from high-tech industries // Industrial marketing management. 2015. № 49. P. 128-138.

14. Singer S., Amoros J.E., Arreola D.M. Global entrepreneurship monitor 2014 Global report [Электронный ресурс] // GERA, 2015: офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).

15. Сайбель Н.Ю., Печенов А.С. Проблемы развития предпринимательства в России // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 536-540.

16. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. М.: [Б.и.], 2004. 267 с.

17. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. 480 с.

mire: mirovozzrencheskie i sociokul'turnye aspekty. Otv. red. V.S. Stepin. Sekciya filosofii, sociologii, psihologii i prava Otdeleniya obshchestvennyh nauk RAN. M.: Nauka, 2007. S. 513-528.

5. Vlasov G.YU. Razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva na sovremennom etape [Development of youth entrepreneurship at the present stage]. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2011. № 10, vyp. 2 (194). S. 11-16.

6. Melkova E.YU., Enveri L.A., Osipova L.B. Problemy razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva na regional'nom urovne [Problems of youth entrepreneurship development at the regional level]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 34-48.

7. 7. Staroverov V.V. Social'nye problemy molodezhnogo malogo predprinimatel'stva [Social problems of youth small business]. M.: RIC ISPI RAN, 2004. 138 s.

8. CHuprov V.I. Social'noe razvitie molodezhi: teoreticheskie i prik-ladnye problem [Social development of youth: theoretical and applied problems]. M.: [B.i.], 2005. 246 s.

9. Ahlstrom D., Bruton G.D. Rapid Institutional Shifts and the Co-evolution of Entrepreneurial Firms in Transition Economies. Entrepreneurship: Theory and Practice. Baylor University. 2010. May. P. 531-554.

10. Audretsch D.B., Lehmann E.E., Wright M. Technology transfer in a global economy. The Journal of Technology Transfer. 2012. P. 1-12.

11. Audretsch D.B., Thurik A.R. Capitalism and Democracy in the 21st Century: From the Managed to the Entrepreneurial Economy. Journal of Evolutionary Economics. 2000. P. 17-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Carree M., Martin A., Thurik A.R. The Impact of Entrepreneurship on Economic Growth. Handbook of Entrepreneurship Research. 2010. P. 557-594.

13. Lin Y., Wang Y., Kung L. Influences of cross-functional collaboration and knowledge creation on technology commercialization: Evidence from high-tech industries. Industrial marketing management. 2015. № 49. P. 128-138.

14. Singer S., Amoros J.E., Arreola D.M. Global entrepreneurship monitor 2014 Global report. GERA, 2015: ofic. sajt Feder. sluzhby gos. statistiki. Access mode: http://www.gks.ru/ (access date: 12.09.2019).

15. Sajbel' N.YU., Pechenov A.S. Problemy razvitiya predprinim-atel'stva v Rossii [Problems of entrepreneurship development in Russia]. Molodoj uchenyj. 2016. № 28. S. 536-540.

16. CHepurenko A.YU. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii. Proshloe, nastoyashchee i budushchee [Small business in Russia. Past, present and future]. M.: [B.i.], 2004. 267 s.

17. CHepurenko A.YU. Maloe predprinimatel'stvo v social'nom kontek-ste [Small business in a social context]. M.: Nauka, 2004. 480 s.

Информация об авторе

Кох И.А., доктор социологических наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: kia4@mail.ru

Author Info

Kokh I.A., Professor of the Department of theory and sociology of management, doctorate. sociologist. sciences' Ural Institute of management - branch of Ranepa (Yekaterinburg, Russia). Corresponding author: kia4@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 13.08.2019

Дата принятия к публикации: 15.09.2019

© Кох И.А., 2019.

Article Info

Received for publication: 13.08.2019 Accepted for publication: 15.09.2019

©Kokh I .A., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.