Б01 10.24411/2077-7639-2019-10043
Профессиональное саморазвитие будущих предпринимателей
Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В.
Развитие современного человека характеризуется самостоятельностью, инициативностью, активностью, а также грамотным выбором профессиональных и личностных решений. Профессиональное саморазвитие современного человека способствует успешной реализации социально-профессиональных проектов. Мы рассматриваем профессиональное саморазвитие будущего предпринимателя как создание среды для раскрытия предпринимательского потенциала и профессионально важных качеств, разработки и реализации стратегии его становления. В рамках Оренбургской бизнес-школы реализуются программы и проекты, направленные на сопровождение профессионального саморазвития будущих предпринимателей. В статье представлен опыт работы бизнес-школы в рамках развития предпринимательского потенциала школьников - будущих предпринимателей. Программа «Бизнес-Юниор» имеет личностно-ориентированную, социально ответственную и предпринимательскую направленность. Программа ориентирована на выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов (развитие мотивации к предпринимательской деятельности, освоение основ предпринимательской деятельности, развитие лидерских качеств и навыков генерирования идей, умений работать в команде, освоение технологий работы над бизнес-проектами, овладение навыками презентации собственных проектов). В качестве организационных условий развития предпринимательского потенциала молодежи и дальнейшего профессионального саморазвития рассматриваем обогащение образования контекстами предпринимательской деятельности, информирование о бизнес-нишах, трансляцию успешных стратегий известных предпринимателей, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализацию бизнес-проектов и оценку перспектив. На основе полученных результатов комплекса диагностических методик для каждого школьника с целью дальнейшего профессионального саморазвития в сфере предпринимательства на базе Оренбургской бизнес-школы разрабатывается персональный план развития предпринимательского потенциала.
для цитирования гост 7.1-2003
Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В. Профессиональное саморазвитие будущих предпринимателей // Дискуссия. -2019. - Вып. 96. - С. 6-12.
ключевые слова
Профессиональное саморазвитие, предпринимательская деятельность, предпринимательский потенциал, управление проектами, бизнес-проекты, бизнес-юниор, молодежное предпринимательство, бизнес-образование.
Введение. Мировые тенденции обусловили потребность в активном профессиональном развитии современного человека для непрерывного освоения новых компетенций. Развитие личности определяется и проектируется тенденциями современного общества. Социальный заказ
на подготовку специалиста, готового к профессиональному росту и самореализации, ориентирует на управление и сопровождение профессиональным развитием будущего предпринимателя. Модернизация современного образования направлена на реализацию инновационных разработок
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10043
Professional self-development of future entrepreneurs
Belov I. P., Belova T. G., Nevolina V. V.
The development of modern man is characterized by independence, initiative, activity, as well as a competent choice of professional and personal decisions. Professional self-development of a modern person contributes to the successful implementation of social and professional projects. We consider professional self-development of a future entrepreneur as creating an environment for unlocking entrepreneurial potential and professionally important qualities, as well as developing and implementing a strategy for the formation of future entrepreneurs. As part of the Orenburg Business School, programs and projects are being implemented aimed at supporting the professional self-development of future entrepreneurs. The text presents the experience of the "Business School" in the development of the entrepreneurial potential of students - future entrepreneurs. The Business Junior program has a personality-oriented, socially responsible and entrepreneurial focus. The program is aimed at identifying the entrepreneurial potential of schoolchildren and further supporting their projects (developing motivation for entrepreneurial activity, mastering the fundamentals of entrepreneurial activity, developing leadership qualities and skills in generating ideas, developing teamwork skills, mastering the technology of working on business projects, mastering the skills of presenting your own projects).
As the organizational conditions for the development of the entrepreneurial potential of young people and their further professional self-development, we consider enriching education with the context of entrepreneurial activity, informing about business niches, broadcasting successful strategies of famous entrepreneurs, designing an entrepreneurial future, choosing business ideas, implementing business projects and assessing prospects. Based on the results of a set of diagnostic methods for each student, with the aim of further professional self-development in the field of entrepreneurship, a personal plan for the development of entrepreneurial potential is developed on the basis of the Orenburg Business School.
for citation apa
Belov I. P., Belova T. G, Nevolina V. V. Professional self-development of future entrepreneurs. Diskussiya [Discussion], 96, 6-12.
keywords
Professional self-development, entrepreneurial activity, entrepreneurial potential, support, project management, foresight projects, business projects.
и расширение перспектив для активного освоения новых компетенций.
В России необходимость профессионального развития отражена в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»1, в Федеральном законе
1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 год [Электронный ресурс]: разработан Минэкономразвития РФ. URL: http://base. garant.ru/70309010/ (дата обращения: 06.10.2019).
«Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, в требованиях профессиональных стандартов. Современное образование обладает значительным потенциалом для реализации стратегий профессионального развития человека. Интеграция современных сетевых информационных и образовательных технологий дает возможность
постоянного профессионально-личностного роста. Внедрение цифровизации способствует практике непрерывного образования. Что предполагает необходимость продумывать направления профессионального развития, выбирать способы, уровни и направления подготовки.
Современные исследования Э.Ф. Зеера, Л.Н. Куликовой, В.Г. Маралова, А.М. Новикова свидетельствуют об актуализации проблемы профессионального саморазвития, определения условий и факторов сопровождения данного феномена [1, 2]. Под профессиональным саморазвитием современные исследователи понимают прогрессивное самоизменение, формирование качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности (Р.С. Немов); процесс, определяющий формирование эффективного стиля профессиональной деятельности и выбор стратегий ее освоения (М.Р. Битянова); сознательную деятельность, направленную на самосовершенствование в соответствии с профессиональными требованиями (В.А. Сластенин); процесс интеграции профессиональной подготовки, определяющей содержание и личностный смысл саморазвития (Э.Ф. Зеер); ориентиры на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений в процессе профессиональной деятельности и взаимодействий (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин); личностные, социальные и профессиональные компетенции, определяющие способность специалиста реализовать на практике свой субъектный опыт в профессиональной области (В.И. Андреев). Следовательно, профессиональное саморазвитие будущего предпринимателя рассматриваем как создание среды для раскрытия предпринимательского потенциала и профессионально важных качеств, а также разработку и реализацию стратегии становления будущих предпринимателей.
В современном обществе наблюдаются такие тенденции, как профессиональная мобильность, ускоренное продвижение по карьерной лестнице для талантливых сотрудников, наставничество, комплектация ключевых направлений сильными кадрами. Стремительно развивается система дистанционного обучения (развитие сотрудников без отвлечения от работы, доступность обучения). Происходит мощное развитие информационных ресурсов (доступность актуальной информации)
[3, 4, 5].
Инновационные преобразования в системе образования, широкое распространение ин-фо-коммуникативных и интерактивных техно-
логий обусловили активное распространение форсайт-проектов, которые служат для разработки долгосрочных стратегий профессионального развития. Результаты форсайта нацелены на повышение конкурентоспособности специалиста и возможность максимально эффективной реализации человека1. Расширение доступных стратегических возможностей в профессиональном саморазвитии достигается за счет разработки ответственного образца будущего и ранней концентрации ресурсов на нужных направлениях. В результате взаимодействия субъектов, обладающих ресурсами (ученые, преподаватели, специалисты, предприниматели), происходит не только взаимообогащение новой информацией, но и развитие неформальных взаимосвязей2.
Современные ориентиры на успешность являются сильнейшим внутренним регулятивом и стимулом к профессиональной деятельности, выступают доминирующей жизненной установкой в том числе и в предпринимательской деятельности. Успешность - это возможность вести такой образ жизни, который отвечает особенностям личности и способствует гармоничному удовлетворению потребностей, достижение поставленных целей и устремлений в задуманном деле, положительный результат, общественное признание [6, 7].
В качестве условий для существования предпринимательства как деятельности по организации производства и распоряжению его результатами рассматриваем самостоятельность и независимость субъектов, наличие у них определенных свобод и прав (на выбор вида деятельности, источников финансирования, доступ к ресурсам, распоряжение прибылью и др.), ответственность за принимаемые решения, их последствия и обусловленный этим риск, ориентацию на достижение успеха [8, 9]. Считаем, что предприниматели (владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих) должны обладать неким предпринимательским потенциалом, интегрирующим определенные возможности и ресурсы (качества, умения, способности, позволяющие эффективно интегрировать ресурсы для производства, продажи товаров, принимать разумные решения, генерировать идеи, идти на оправдан-
1 Atlas of new professions. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Электронный ресурс] / Skolkovo. Moscow, 2015. URL: http:// atlas100.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).
2 Форсайт-прогноз «Образование-2030» [Электронный ресурс]. URL: http://emediator.ru/index.php/eleaming/novosti/1075-forsajt-prognoz-obrazovanie-2030 (дата обращения: 01.10.2019).
ный риск). Предпринимательский потенциал представляет собой возможности по реализации предпринимательских способностей, позволяет организовывать производство товаров и услуг; принимать эффективные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией (деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован); внедрять новые идеи и технологии [10, 11].
Материал и методы исследования. Оренбургская бизнес-школа реализует различные программы и проекты: Оренбургский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, конкурс бизнес-проектов «Свое дело», обучающая программа для детей и молодежи «Бизнес-Юниор», которая направлена на выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов. В Оренбургской бизнес-школе организована работа Центра карьеры, направленная на планирование карьеры выпускников бизнес-школы и содействие в их трудоустройстве, установление и поддержание партнерских отношений с оренбургскими и российскими компаниями-работодателями. Осенью 2019 года в рамках федерального проекта
«Мой бизнес»1 при содействии Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области стартовала программа «Бизнес-Юниор» по популяризации предпринимательства среди детей и молодежи. В программе принимают участие 60 учащихся гимназий, лицеев города Оренбурга, Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, а также школ Оренбургского района.
Результаты исследования. Программа «Бизнес-Юниор» направлена на выявление и развитие у школьников профессионально важных качеств и мотивации, лидерских качеств, навыков генерирования идей, умений работать в команде, освоение технологий работы над бизнес-проектами, овладение навыками презентации собственных проектов, а также освоение основ предпринимательской деятельности. В программе используются современные интерактивные формы и технологии обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, геймификация (деловые и ролевые игры), веб-квесты, дискуссионные площадки, проекты, кейсы, мозговой штурм, встречи с успешными предпринимателями и экскурсии на известные предприятия города; а команды
1 Мой бизнес [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: мойбиз-нес.рф (дата обращения: 15.10.2019).
школьников сопровождают опытные наставники, консультанты, эксперты.
В процессе работы специалистами Оренбургской бизнес-школы использовался диагностический инструментарий, направленный на выявление предпринимательского потенциала, который позволил нам выявить следующие профессионально важные качества предпринимателя: умения принимать грамотные предпринимательские решения, адаптироваться к условиям риска, быстро менять стратегию в ситуации риска, стрессоустойчивость, нацеленность на достижение мобильности, активность.
Приоритетом программы «Бизнес-Юниор» является разработка со школьниками стратегии достижения успеха на основе личной программы саморазвития. А итогом программы - защита обучающимися персональных и коллективных бизнес-проектов. По результатам обучения для каждого разрабатывается персональная модель сопровождения профессионального саморазвития будущего предпринимателя (рисунок).
Была проведена диагностика участников программы, ориентированная на выявление их предпринимательского потенциала. Результаты диагностики показали, что высоким потенциалом к предпринимательской деятельности обладают 25,2% участников программы; средним уровнем предрасположенности к предпринимательской деятельности - 58,4%; низким - 16,4%. Более низкие
показатели выявлены по информационному (экономические знания, осведомленность в сфере предпринимательской деятельности) и деятельностному (умение принимать решения, работать в команде, генерировать бизнес-идеи, разрабатывать стратегии и тактики, навыки тайм-менеджмента) компонентам предпринимательского потенциала.
Обсуждение. В качестве организационных условий развития предпринимательского потенциала молодежи и дальнейшего профессионального саморазвития рассматриваем обогащение образования контекстами предпринимательской деятельности, информирование о бизнес-нишах, трансляцию успешных стратегий известных предпринимателей, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализацию бизнес-проектов и оценку перспектив.
На основе полученных результатов реализации комплекса диагностических методик для каждого школьника с целью дальнейшего профессионального саморазвития в сфере предпринимательства на базе Оренбургской бизнес-школы разрабатывается персональный план развития предпринимательского потенциала (тестирование на оценку наличия или развития определенных свойств личности и навыков общения, участие в «мозговых штурмах», деловых играх; публичные выступления с последующим анализом, тренинги, разработка бизнес-планов, встречи с успешными предпринимателями и др.).
Цель - обеспечить сопровождение профессионального саморазвития будущего предпринимателя
Подход Проектный («Я как проект», проектирование профессионального саморазвития)
Компоненты предпринимательского потенциала Мотивационный индикаторы Устойчивая мотивация к предпринимательской деятельности
Информационный Знания в области экономики, осведомленность в сфере предпринимательской деятельности
Деятельностный Умение принимать решения, работать в команде, генерировать бизнес-идеи, разрабатывать стратегии и тактики, навыки тайм-менеджмента, готовность к риску
Личностный Лидерские качества, коммуникабельность, ответственность, решительность, инициатива, организаторские способности
Среды Реальные (Оренбургская бизнес-школа, экскурсии на успешные предприятия) Виртуальные (сайты)
технологии Мастер-классы, тренинги, семинары, дискуссионные площадки, квесты, проекты, кейсы
Средства Программы, рабочие тетради, тесты, анкеты, презентационный комплекс, конспекты и др.
Условия: мотивирование, информирование о бизнес-нишах, проектирование предпринимательского будущего, выбор бизнес-идей, реализация бизнес-проектов и оценка перспектив
результат - реализация предпринимательского потенциала
Модель сопровождения профессионального саморазвития будущего предпринимателя
Актуальность профессионального саморазвития будущего предпринимателя определяется потребностью современного общества в квалифицированных специалистах, готовых к профессиональному росту. В соответствии с потребностями социума и кадровым обеспечением предпринимательского сообщества, а также современными образовательными тенденциями (ориентация на компетентностные модели обучения, прогностическое содержание подготовки, вариативность интерактивных технологий и средств, сетевые форматы взаимодействия) считаем актуальным создание для школьников благоприятной среды, в которой могут быть реализованы бизнес-идеи на основе активной заинтересованности и вовлечения школьников в бизнес-проекты.
Выводы. Таким образом, в качестве стартапа для развития молодежного предпринимательства рассматриваем организацию платформ, площадок для взаимодействия, где поддерживаются уважение к личности и достоинству молодого че-
Список литературы
1. Неволина В.В. Стратегии профессионального саморазвития современного специалиста: монография. М.: РУСАЙНС, 2019. 166 с.
2. Formation of Content of University Professional Training Based on the System Research of Future Professional Activity / V.V. Nevolina [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97, № 14. P. 35-47.
3. Белов И.П., Кисловец О.В. Совершенствование системы управления персоналом предприятия // В мире научных открытий. 2016. № 5-2 (77). С. 36-41.
4. Белова Т.Г., Белов И.П., Анникова С.В. Проектная деятельность в современном образовании // Образовательная среда сегодня и завтра: сб. науч. тр. по материалам X Международ. науч.-практ. конф. М.: НОУ ВО МТИ, 2015. С. 31-34.
5. Богданова СЮ. Организационно-экономические инструменты развития молодежного предпринимательства в регионе: автореферат дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2014. 24 с.
6. Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 49-61.
References
1. Nevolina V.V. Strategii professional'nogo samorazvitiya sovre-mennogo specialista [Strategies for professional self-development of a modern specialist]. Monografiya. M.: RUSAJNS, 2019. 166 s.
2. Formation of Content of University Professional Training Based on the System Research of Future Professional Activity. V.V. Nevolina [et al.]. Man in India. 2017. Vol. 97, № 14. P. 35-47.
3. Belov I.P., Kislovec O.V. Sovershenstvovanie sistemy upravlen-iya personalom predpriyatiya [Improvement of the enterprise personnel management system]. V mire nauchnyh otkrytij. 2016. № 5-2 (77). S. 36-41.
4. Belova T.G., Belov I.P., Annikova S.V. Proektnaya deyatel'nost' v sovremennom obrazovanii [Project activities in modern edu-
ловека, инициатива и умение работать в команде. Системный подход к сопровождению и поддержке молодежного предпринимательства требует координации всех аспектов деятельности, применения проектного стиля организации, активного, заинтересованного участия предпринимателей, экспертов, преподавателей, обучаемых для достижения наилучшего результат-эффекта.
Качественная интеграция потенциалов среды для проявления бизнес-идей и личностного потенциала школьников, сетевые эффекты ускоренного обмена инновациями, развитие взаимосвязей, расширение информационного поля взаимодействия значимы для профессионального саморазвития будущих предпринимателей. Создание среды профессионально-личностного роста будущих предпринимателей способствует профессиональной успешности, определяет перспективные стратегии профессионального саморазвития и профессионально-личностный результат.
7. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2017. № 5. С. 42-61.
8. Клеменссон М., Кристенсен Й.Д. Создание благоприятных условий для молодежного предпринимательства и устойчивости предприятий: программа развития малых предприятий. Женева: Международ. бюро труда, 2010. 7 с.
9. Коцкович В.Б. Тенденции развития молодежного предпринимательства // Глобальный научный потенциал. 2017. № 9 (78). С. 112-114.
10. Фомина С.Н., Смолович А.Б. Молодежное предпринимательство как инструмент развития социальной активности молодежи // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Сер. «Демография. Социология. Экономика». М., 2019. С. 110-114.
11. Belova T.G. Development of students' research activity under the conditions of contemporary information-oriented society // SHS Web of Conferences (International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2016). 2016. Т. 29. С. 20090.
cation]. Obrazovatel'naya sreda segodnya i zavtra: sb. nauch. tr. po materialam X Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. M.: NOU VO MTI, 2015. S. 31-34.
5. Bogdanova S.YU. Organizacionno-ekonomicheskie instru-menty razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v regione [Organizational and economic tools for the development of youth entrepreneurship in the region]. Avtoreferat dis. ... kand. ekonom. nauk. Ufa, 2014. 24 s.
6. Gazetov A.N. Stimulirovanie razvitiya molodezhnogo (nachinay-ushchego) predprinimatel'stva v sisteme podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii [Stimulating the development of youth (start-up) entrepreneurship in the system of support for small and medium-sized businesses
in the Russian Federation]. ZHurnal rossijskogo prava. 2018. № 12. S. 49-61.
7. Golovina T.A., Merkulov P.A., Polyanin A.V. Gosudarstvennaya podderzhka molodezhnogo predprinimatel'stva v Rossii [State support for youth entrepreneurship in Russia]. Ekonomicheskaya politika. 2017. № 5. S. 42-61.
8. Klemensson M., Kristensen J.D. Sozdanie blagopriyat-nyh uslovij dlya molodezhnogo predprinimatel'stva i ustojchivosti predpriyatij: programma razvitiya malyh pred-priyatij [Creating an enabling environment for youth entrepreneurship and enterprise sustainability: small business development program]. ZHeneva: Mezhdunarod. byuro truda, 2010. 7 s.
9. Kockovich V.B. Tendencii razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva [Trends in the development of youth entrepreneur-ship]. Global'nyj nauchnyj potencial. 2017. № 9 (78). S. 112-114.
10. Fomina S.N., Smolovich A.B. Molodezhnoe predprinimatel'stvo kak instrument razvitiya social'noj aktivnosti molodezhi [Youth entrepreneurship as a tool for the development of social activity of young people]. Molodezh' i molodezhnaya politika: novye smysly i praktiki. Ser. «Demografiya. Sociologiya. Ekonomika». M., 2019. S. 110-114.
11. Belova T.G. Development of students' research activity under the conditions of contemporary information-oriented society. SHS Web of Conferences (International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2016). 2016. T. 29. S. 20090.
Информация об авторе
Белов И.П., кандидат педагогических наук, ректор, Оренбургская бизнес-школа (г. Оренбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Белова Т.Г., кандидат педагогических наук, проректор по научной работе и инновационной деятельности, Оренбургская бизнес-школа (г. Оренбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Неволина В.В., доктор педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: nevolina-v@ yandex.ru
Author Info
Belov I. P., Candidate of Pedagogical Sciences, Rector «Orenburg Business School» (Orenburg, Russia). Corresponding author: belovip@ mail.ru
Belova T. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Vice-rector for Research and Innovation «Orenburg Business School» (Orenburg, Russia). Corresponding author: [email protected]
Nevolina V. V., Doctor of Education, Associate Professor «Orenburg State Pedagogical University» (Orenburg, Russia). Corresponding author: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 17.11.2019
Дата принятия к публикации: 25.11.2019
© Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В., 2019.
Article Info
Received for publication: 17.11.2019 Accepted for publication: 25.11.2019
Belov I. P., Belova T. G., Nevolina V. V., 2019.