Научная статья на тему 'Стимулирование предпринимательской активности на региональном уровне (на примере Волгоградской области)'

Стимулирование предпринимательской активности на региональном уровне (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1350
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STIMULATION / MOTIVATION / SMALL BUSINESS / INADEQUATE FINANCING / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаховская Л.С., Акимова О.Е., Базарбаева Т.И.

В статье обосновывается необходимость развития предпринимательства в контексте низкой предпринимательской активности населения, а также возможные способы его стимулирования в России. Приведены статистические данные относительно различных показателей предпринимательской активности в России и зарубежных странах и составлен их краткий сравнительный анализ. Автором была сформулирована инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства на региональном уровне (на примере Волгоградской области). В ходе исследования были выявлены недостатки инфраструктуры стимулирования субъектов малого предпринимательства, а также факторы, затрудняющие развитие предпринимательской деятельности на территории РФ, и предложены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the necessity of the entrepreneurship development in the context of the low level of people's entrepreneurial intentions and possible ways of stimulating it in Russia. There is statistic information of different characteristics of entrepreneurial activity in Russia and abroad and there is short comparative analysis. The author formulated the infrastructure of support of the entrepreneurial subjects at the regional level (on the example of the Volgograd region).The structure of work to represented by the introduction, description of the object and methods of investigation, analysis of the results, and as a result, the formulation of a number of conclusions. The main purpose of the research was to study the main barriers to entrepreneurship, the search for optimal ways of their elimination, and most importantly, the role of government agencies in addressing these key business issues. During the survey of the population was carried out on their involvement in business activities. Based on respondents' answers were calculated and compared the proportion of potential, emerging, established entrepreneurs and owners of newly created businesses. Based on the sample survey data, which was conducted among businessmen of the Volgograd region, the author of this article have been identified among the factors impeding the dynamic and effective development of small business in the region, infrastructure deficiencies stimulate small businesses have been identified.

Текст научной работы на тему «Стимулирование предпринимательской активности на региональном уровне (на примере Волгоградской области)»

Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38

УДК 338.1

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

THE STIMULATING OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY AT THE REGIONAL LEVEL (AS EXAMPLE THE VOLGOGRAD REGION)

Л.С. Шаховская, О.Е. Акимова, Т.И. Базарбаева L.S. Shahovskaya, O.E. Akimova, T.I. Bazarbaeva

Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28

Volgograd State Technical University, Lenin Avenue, 28, Volgograd, 400005, Russia E-mail: mamol4k@yandex.ru; akimovann25@mail.ru; tanya.bazarbaeva@yandex.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития предпринимательства в контексте низкой предпринимательской активности населения, а также возможные способы его стимулирования в России. Приведены статистические данные относительно различных показателей предпринимательской активности в России и зарубежных странах и составлен их краткий сравнительный анализ. Автором была сформулирована инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства на региональном уровне (на примере Волгоградской области). В ходе исследования были выявлены недостатки инфраструктуры стимулирования субъектов малого предпринимательства, а также факторы, затрудняющие развитие предпринимательской деятельности на территории РФ, и предложены пути их преодоления.

Resume. The article proves the necessity of the entrepreneurship development in the context of the low level of people's entrepreneurial intentions and possible ways of stimulating it in Russia. There is statistic information of different characteristics of entrepreneurial activity in Russia and abroad and there is short comparative analysis. The author formulated the infrastructure of support of the entrepreneurial subjects at the regional level (on the example of the Volgograd region).

The structure of work to represented by the introduction, description of the object and methods of investigation, analysis of the results, and as a result, the formulation of a number of conclusions. The main purpose of the research was to study the main barriers to entrepreneurship, the search for optimal ways of their elimination, and most importantly, the role of government agencies in addressing these key business issues. During the survey of the population was carried out on their involvement in business activities. Based on respondents' answers were calculated and compared the proportion of potential, emerging, established entrepreneurs and owners of newly created businesses. Based on the sample survey data, which was conducted among businessmen of the Volgograd region, the author of this article have been identified among the factors impeding the dynamic and effective development of small business in the region, infrastructure deficiencies stimulate small businesses have been identified.

Research found disadvantages of the infrastructure of stimulating subjects of small entrepreneurship and also factors that complicate the development entrepreneurial activity in Russia and there were offered ways of overcoming them.

The conducted researches allow to draw a conclusion that financial illiteracy of the population, difficulty in receiving financial aid are the key reasons of low enterprise activity in the Volgograd region; high level of administrative barriers and corruption; imperfection of system of the taxation; lack of qualified personnel.

Ключевые слова: Предпринимательская активность, стимулирование, мотивация, малый бизнес, финансирование, предпринимательский потенциал.

Keywords: entrepreneurial activity, stimulation, motivation, small business, inadequate financing, entrepreneurial potential._

Предпринимательство - важнейший стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной экономики, поэтому стимулирование предпринимательства на протяжении уже ряда лет является одной из ключевых задач Правительства РФ. Стимулирование связано с созданием необходимых условий для проявления наиболее прогрессивных качеств предпринимателей и, как следствие, оптимального использования имеющихся в стране ресурсов.

Введение

Существенное значение имеет понимание различий в таких понятиях, как «стимулирование» и «мотивация». Многие путают или отождествляют эти понятия, что является крайним заблуждением.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. По мнению авторов статьи, мотивирование можно трактовать как сложный механизм, предполагающий изменение ценностей и, соответственно, иерархии мотивов, а стимулирование - это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование [Акимова, 2012].

Таким образом, под понятием «стимулирование» надо понимать внешнее побуждение к активности, эффективность которого зависит от соответствия предлагаемых благ (стимулов) потребностям человека. Механизм стимулирования предполагает воздействие на имеющуюся систему мотивов, актуализируя и усиливая их, не меняя при этом структуру мотивации. Эффективное стимулирование предпринимательской деятельности способствует росту предпринимательской активности. Предпринимательская активность является многосторонним понятием и описывает вовлеченность населения в создание новых компаний, в управление растущими и устоявшимися компаниями, а также в закрытие бизнеса.

Широко признанным считается тот факт, что предпринимательская активность выступает двигателем экономики. К исследованиям механизма взаимодействия между предпринимательством и экономическим ростом можно отнести международный исследовательский проект «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), представляющий собой исследовательскую программу, которая главным образом исследует стимулы экономического роста.

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global ЕЩгергепеигеЫр Мопйог, GEM) является проектом ведущих бизнес-школ мира по организации внутристрановых исследований развития предпринимательства и обмену информацией о состоянии предпринимательской активности. Россия принимает участие в проекте с 2006 г. В 2013 г. исследование проводилось Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY и Центра предпринимательства.

В соответствии с данными проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» [Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013] уровень предпринимательской активности в России составляет 5.75% - это меньше, чем в странах БРИКС: в Бразилии 17% трудоспособного населения являются предпринимателями, в Китае - 14%, в ЮАР - 11%, в Индии - 10%, в России - около 6%. По этому показателю Россия оказалась на одной ступени с Испанией, Финляндией, Грецией, Норвегией, где также 5-6% трудоспособного населения являются предпринимателями.

Только 3.4% малых компаний из вновь создаваемых в России продолжают существовать на рынке более трех лет, что существенно меньше, чем в странах, схожих с Россией по количеству предпринимателей: Норвегия - 6.15%, Финляндия - 6.65%, Испания - 8.39%, Греция - 12.6%.

Количество российских предпринимателей, прекративших свой бизнес в 2013 году, было в два раза больше по сравнению с 2012 годом. Примерно 40% предпринимателей были вынуждены прекратить свою деятельность из-за ее нерентабельности. В 2013 году из-за невозможности получения финансирования количество представителей малого бизнеса, прекративших свою деятельность, сократилось.

Опять же ссылаясь на данные проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» [Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013] только 4.7% респондентов в России планируют открыть собственное дело в ближайшие три года, что является самым низким показателем среди стран-участниц проекта. В странах БРИКС он составил в среднем 22%, а в странах Восточной Европы - 21%. В основном открывать новое дело планируют уже действующие предприниматели.

Низкий уровень предпринимательских намерений объясняется рядом факторов, одним из которых является негативная оценка условий для предпринимательского старта. Поэтому важная роль в стимулировании предпринимательской активности должна принадлежать не только федеральному управлению, но и региональным властям.

Предпринимательская активность в регионе является частью региональной предпринимательской системы, которая представляет собой сложную, открытую систему, находящуюся под постоянным влиянием как внутренних, так и внешних факторов, в частности государственной политики [Шаховская, 2011]. Важнейшей задачей регионального социально-экономического развития в современных условиях является стимулирование предпринимательской активности, свидетель-

Объект и методы исследования

ствующее о высоких показателях реализации предпринимательского потенциала, благоприятном предпринимательском климате и эффективности предпринимательской деятельности в регионе.

На Федеральном портале малого и среднего предпринимательства был проведен интернет-опрос 3012 респондентов в возрасте от 18 до 64 лет из следующих городов России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Тольятти, Краснодар, Ульяновск, Ижевск, Ярославль, Барнаул, Иркутск, Владивосток, Хабаровск [Федеральный портал малого и среднего предпринимательства]. Опрос был посвящен развитию предпринимательства в регионе. Авторами статьи был проведен анализ ответов, данных в интернет-опросе, о состоянии предпринимательской активности в регионах России.

Для измерения активности населения были рассчитаны доли потенциальных, нарождающихся, устоявшихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса. Разделение на группы основывалось на ответах респондентов на вопросы об их вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Проведенный анализ позволил отнести к потенциальным предпринимателям 776 респондентов, т.е. каждый четвертый житель крупного города в ближайшие три года планировал начать дело. 6.3% (189 респондентов) являются нарождающимися предпринимателями, владельцев вновь созданного бизнеса - 4.4% (132 респондента), а 3.2% (96 респондентов) были отнесены к владельцам устоявшегося бизнеса.

40,0

35,0

30,0

25,0

20,0

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства

При этом можно заметить различия в предпринимательской активности в городах. Наибольший уровень потенциальной предпринимательской активности (рис. 1) демонстрируют такие города, как Красноярск (35.9%), Владивосток (33.3%), Казань (33.3%), Ульяновск (31.5%), Санкт-Петербург (30%). Аутсайдерами по желанию открывать новые компании стали: Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск и Пермь.

Сопоставление этих данных с уровнем нарождающихся предпринимателей (рис. 2) позволяет констатировать, что не все города удерживают лидирующие позиции, когда речь идет о действиях индивидуумов по созданию компаний. Казань и Санкт-Петербург демонстрируют устойчивые позиции и среди нарождающихся предпринимателей. Также высокую активность нарождающихся предпринимателей показали Иркутск, Хабаровск, Воронеж и Красноярск. Среди городов, население которых наименее активно в создании новых предприятий, оказались Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа. Если уровень потенциального предпринимательства среди городов различается в 2 раза, то уровень нарождающихся предпринимателей колеблется от 2.4% в Перми до 13.2% в Иркутске.

Как показал проведенный анализ, Волгоградская область не входит в число регионов, где наблюдается положительная динамика развития предпринимательства. Хотя работа в этом направлении в регионе ведется. Из числа ключевых задач Правительства Волгоградской области приоритетной считается становление и действенное внедрение объектов инфраструктуры пред-

принимательства в сферы, обеспечивающие подходящие условия для функционирования бизнеса [О положении о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград, 2010].

14

12

10

8

6

4

2

0

Рис. 2. Уровень нарождающегося предпринимательства в городах Fig. 2. Level of nascent entrepreneurship in Russian cities

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства

Инфраструктура помощи предпринимательству в Волгоградской области развивается согласно программам, реализуемым Министерством финансового развития Волгоградской области и Волгоградской торгово-промышленной палаты, социальных объединений предпринимателей, фондов, специальных центров и разных консалтинговых структур, представленных на рис. 3.

Рис. 3. Инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства Волгоградской области Fig. 3. The infrastructure of support of the entrepreneurial subjects of the Volgograd region

Источник: составлено авторами статьи на основании данных Правительства Волгоградской области

Однако у имеющейся инфраструктуры стимулирования субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области, при всей ее развитости, все же имеются ряд немаловажных недочетов:

1) большая часть объектов инфраструктуры появляется подсознательно. При этом фактически не учитываются более острые потребности местных бизнесменов и отсутствует адекватная ресурсная помощь со стороны органов власти субъектов Федерации;

Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38

2) инициаторы и организаторы проектов открытия субъектов помощи малого и среднего предпринимательства нередко сами имеют очень нечеткое понятие о том, какие конкретно виды помощи оказывать, на исполнении каких функций специализироваться и каким образом обеспечивать финансирование для снабжения хотя бы частичной самоокупаемости учреждаемой структуры. Поэтому почти во всех вариантах помощи исполняют, либо пробуют исполнять неспецифические виды деятельности;

3) почти все объекты инфраструктуры отсутствуют, либо существуют лишь на бумаге;

4) сами предприниматели не имеют четкого представления об инфраструктуре их поддержки, не обладают информацией о том, к кому обратиться за помощью или разъяснениями, о времени, месте и форме обращения.

Немаловажными причинами, снижающими эффективность формируемых объектов инфраструктуры мотивации предпринимательской деятельности, являются их слабое и неудачное территориальное расположение и острый недочет квалифицированного персонала. Следует подметить и недостаточную информированность бизнесменов о наличии в регионе объектов инфраструктуры, ориентированной на мотивационный эффект развития предпринимательской деятельности.

Исходя из данных выборочного опроса, который был проведен среди бизнесменов Волгоградской области, авторами данной статьи к числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в регионе, были отнесены следующие:

- затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

- высокий уровень административных барьеров и коррупции;

- несовершенство системы налогообложения;

- недостаток квалифицированных кадров.

Существенной особенностью малого предпринимательства является то, что оно развивается в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса, тем самым осложняя ситуацию. К подобным условиям можно отнести: несовершенство нормативно-правовой базы; ненадлежащее исполнение законодательства субъектами правоотношений в сфере бизнеса вообще и малого, в частности; несовершенство государственной фискальной политики и налоговой системы; дефицит собственных средств предприятий; неплатежеспособность партнеров, неэффективная система государственной поддержки.

Для решения этих проблем необходима активная и эффективная региональная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти [Растворцева, 2013]. В настоящее время такая политика в регионе только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. На сегодняшний момент региональные органы видят проблему малого бизнеса и считают ее одной из наиболее важных. Поэтому они заинтересованы в стимулировании малого предпринимательства и оказывают информационную поддержку и помощь в преодолении административных барьеров. Однако надо сказать, что большая часть региональных руководителей не имеет желания менять ситуацию, так как «взрощенный» на бюджетных деньгах в 90-е года крупный бизнес не намерен иметь конкурентов. Используя связи с представителями власти для малого предпринимательства, организуются дополнительные бюрократические барьеры.

Для появления малого бизнеса необходимо повысить правовую грамотность граждан, а также создавать благоприятные условия для развития предпринимательства: установить льготный период налогообложения, в течение года предприниматель имеет право трудится, развивая свой бизнес, без уплаты налогов, после чего на последующий год устанавливается налог исходя из его реальной прибыли (чем выше прибыль, тем выше налог).

В случае если предприятие является производителем товаров народного потребления и расширяет их перечень, власти региона должны обязано подумать о субсидировании данного предпринимателя [Растворцева, Куга, 2012]. Для людей, желающих зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, и самозанятого населения предоставить возможность приобретения патента на короткий промежуток времени, чтобы человек попробовал себя в роли предпринимателя. В случае неудачи для него не возникает никаких негативных последствий, и он просто прекращает деятельность. В данный момент ситуация такова, что многие люди бояться открывать новое дело, поскольку знают, что им придется оплатить все налоги за год, даже если их деятельность окажется нерентабельной. Все риски будущие предприниматели несут, к сожалению, пока самостоятельно, а потому их количество с каждым годом снижается.

Известно, что без вложений прибыль получить нельзя. Если представить государство как предпринимателя, то, не вложив усилий или финансов в малый бизнес, отдачи от него ждать не

Результаты исследования

придется, а практика взимания денег на разрешение заниматься бизнесом не приведет к развитию малого предпринимательства.

Серьезной проблемой является нехватка квалифицированных кадров, как в производстве, так и в сфере услуг. Справиться с этой проблемой под силу только органам власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях при содействии самих предпринимателей. У предпринимателей есть спрос на квалифицированных специалистов, а предложение от вузов города Волгограда значительно отстает. Эту ситуацию может исправить бесплатное обучение, так как требовать знания от будущих специалистов можно в том случае, когда они обучаются за бюджетный счет, а не когда платят за обучение сами.

По мнению авторов, потенциал малого бизнеса региона огромен, но для того, чтобы он был реализован, нужны благоприятные условия. На данный момент региональные власти обеспечить таких условий не в состоянии. Насколько государство готово услышать проблемы малых предпринимателей и как быстро отреагировать на них, будет зависеть скорость развития малого бизнеса.

Выводы

На основании проведенного в данной статье исследования процесса стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне можно сделать ряд выводов:

1. Под стимулированием предпринимательской деятельности следует понимать наличие внешних факторов, побуждающих к активности предпринимательства.

2. Предпринимательская активность проявляется в вовлеченности трудоспособного населения в создание новых компаний, а также в процесс развития существующего бизнеса или его реорганизации под влиянием экономической ситуации.

3. Основными причинами низкой предпринимательской активности в Волгоградской области являются: трудности в получении финансовой, имущественной и информационной помощи; высокий уровень административных барьеров и коррупции; несовершенство системы налогообложения; недостаток квалифицированных кадров.

Список литературы References

1. Акимова О.Е. 2012. Мотивация предпринимательского труда: теория и практика: монография. Волгоград: Волг! ТУ, 112.

Akimova O.E. 2012. Entrepreneurial Motivation of labor theory and practice: a monograph. Volgograd: Vol-gGTU, 112.

2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem/ (19.02.2016).

Nacional'nyj otchet «Global'nyj monitoring predprinimatel'stva. Rossija 2013 [Electronic resource]. - URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/gem/ (accessed 19 February 2016). (In Russian).

3. О положении о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград: Решение от 14 июля 2010 г. № 35/1040 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

O polozhenii o territorijah predprinimatel'skoj aktivnosti v gorodskom okruge gorod-geroj Volgograd: Reshenie ot 14 ijulja 2010 g. № 35/1040 [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru. (accessed 19 February 2016).

4. Растворцева С.Н., Акимова О.Е., Бережная О.В. 2013. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики. М.: Экон-Информ, 335.

Rastvortseva S.N., Akimova O.E., Berezhnaya O.V.2013. Competitiveness of Russian regions in a globalized economy. Moskva: Jekon-Inform, 335.

5. Растворцева С.Н., Куга Я.Т. 2012. Региональная специализация и географическая концентрация промышленности в России. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 13. - С. 37-46.

Rastvorceva S.N., Kuga Ja.T. 2012. Regional specialization and geographic concentration of industry in Russia. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika. Informatika [Scientific statements Belgorod State University. Series: Economy. Computer science]. 13: - P. 37-46.

6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://smb.gov.ru/statistics/nayy/analitic/l4952.html (19.02.2016).

Federal'nyj portal malogo i srednego predprinimatel'stva [Electronic resource]. - URL: http: //smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html (accessed 19 February 2016).

7. Шаховская Л.С., Морозова И.А., Акимова О.Е. 2011. Мотивация труда в предпринимательской деятельности: экономический и институциональный аспекты: монография. ВолгГТУ. - Волгоград: ВолгГТУ, 339.

Shahovskaja L.S., Morozova I.A., Akimova O.E. 2011. Work motivation in entrepreneurial activity: economic and institutional aspects: monograph. Volgograd: VolgGTU, 339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.