Научная статья на тему 'Региональные факторы повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона (на примере Мурманской области)'

Региональные факторы повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE REGION / THE ENTREPRENEURIAL ACTIVISM / THE REAL SECTOR OF ECONOMY / THE REGIONAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажутова Е. А.

В статье автором обосновывается актуальность проведения исследования предпринимательской активности в реальном секторе экономики с учетом региональных факторов, как на уровне страны, так и на уровне региона (Мурманской области). Также автор обосновывает необходимость систематизации полученных результатов для их практического использования при разработке программ стимулирования предпринимательской активности в регионах и увеличения их эффективности. Производится постановка цели и задач исследования, определение методов планируемых исследований и перспектив реализации проекта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бажутова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author proves actuality of conducting of the entrepreneurial activism research in the real sector of regional economy taking into account the regional factors both at the country and region level (the Murmansk region). And also the author proves the need of systematization of the results research gained for applying them in the development of the encourage entrepreneurial activity programs in regions and increasing their efficiency. Made formulation of goals and objectives of the study, determining of the planning research methods and the prospects of the project.

Текст научной работы на тему «Региональные факторы повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона (на примере Мурманской области)»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

УДК 330

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е.А. Бажутова, аспирант Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, Email: [email protected]

Аннотация

В статье автором обосновывается актуальность проведения исследования предпринимательской активности в реальном секторе экономики с учетом региональных факторов, как на уровне страны, так и на уровне региона (Мурманской области). Также автор обосновывает необходимость систематизации полученных результатов для их практического использования при разработке программ стимулирования предпринимательской активности в регионах и увеличения их эффективности. Производится постановка цели и задач исследования, определение методов планируемых исследований и перспектив реализации проекта.

Ключевые слова: регион, предпринимательская активность, реальный сектор экономики, региональные факторы, малое и среднее предпринимательство, государственная политика поддержки предпринимательства, меры стимулирования предпринимательства, инновации, промышленные кластеры.

В современных условиях, сложившихся в региональной экономике, актуализируются исследования, концептуально базирующиеся на принципах так называемого управления условиями1. Происходят значительные преобразования в развитии экономики регионов, их инфраструктуры, систем управления, освоении природных ресурсов и развитии бизнеса. Одной из обоснованных экономических задач развития территории является создание благоприятного институционального, инвестиционного и социального климата для развития предпринимательства и бизнеса на территории.

Изучение и качественный анализ региональных факторов развития бизнеса позволяют проводить анализ и оценку экономического потенциала региона для ведения бизнеса, вложения финансовых активов, развития инновационных производств2.

Известно, что предпринимательство составляет основу экономических отношений, процессов и систем. Исследование процессов его становления и развития вызывает интерес многих исследователей во всем мире. Для нашей страны данный вопрос стоит на повестке дня с момента перехода её к экономике рыночного типа. Последние пять лет наибольший интерес вызывают вопросы формирования благоприятной среды и условий для становления, роста и развития предпринимательства, а также повышения эффективности реализации программ государственной помощи и поддержки предпринимателей.

Правительство придает развитию малого и среднего предпринимательства огромное значение, видя в нём основу для инновационного развития страны и диверсификации его экономики. Однако реализация возложенных надежд затрудняется, в том числе в связи со структурными перекосами в сферах приложения предпринимательских усилий. В частности, основным сектором, который является средой для непосредственного воплощения инноваций, создания продуктов импортозамещения является производственный сектор экономики, а он уже на протяжении многих лет остается малопривлекательным для субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране. Следствием этого является то, что доля его по отношению к непроизводственному сектору остается недостаточной для реализации заложенного в нем потенциала для роста экономики страны. Раскрыть его потенциал, и

сделать более привлекательным для предпринимательских инициатив, возможно через создание надлежащей благоприятный среды путем эффективного использования региональных факторов, влияющих на предпринимательскую активность в реальном секторе экономики регионов страны.

В виду этого, актуальность темы исследования на уровне страны обусловлена следующими аспектами:

- потребностью в диверсификации экономики - уходе от ее сырьевого типа;

- необходимостью государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- низкой эффективностью мер государственной поддержки предпринимательства, в том числе в связи с универсальностью инструментов, применяемых ко всем регионам без учета специфических условий, факторов развития экономики, а также секторов деятельности малого и среднего бизнеса;

- потребностью в создании необходимого уровня предпринимательской

3

активности .

Рассмотрение данного вопроса именно через призму региона необходимо в связи с тем, что в состав нашей страны входит большое количество субъектов, которые отличаются не только природно-климатическими и ресурсными особенностями, но и имеют разный уровень социально-экономического развития, что определяет различные начальные условия как для предпринимателей, так и для подходов к формированию государственной политики их поддержки. Выбор Мурманской области в качестве региона для исследования объясняется тем, что данный субъект исторически и своими природно-географическими и ресурсными возможностями обладает большим производственным потенциалом, однако, как и многие другие регионы нашей страны, он слабо выражен в реализуемых предпринимательских усилиях. А в свете всё возрастающего интереса к Арктической зоне и её богатствам (к коей относится и Мурманская область), возникает дополнительный импульс, к изучению проблем и вопросов развития предпринимательства именно в реальном секторе экономики региона. Акцент на реальный сектор экономики региона делается в виду того, что он является основой как для доступа к природным ресурсам Арктики (создания необходимой инфраструктуры), так и для обеспечения крупных проектов по её освоению продуктами производственно-технического, потребительского характера, а главное инновациями необходимыми для успешного решения довольно специфических задач, связанных с условиями Севера.

Таким образом, исследовать факторы повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики Мурманской области важно по целому ряду причин:

- экономика данного Северного региона по целому ряду параметров существенно отличается от экономики других регионов страны4;

- Мурманская область в Национальном инвестиционном рейтинге, который оценивает деятельность всех уровней органов государственной власти в регионах по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, не занимает лидирующих позиций;

- в структуре малого и среднего бизнеса превалируют предприятия сферы торговли и услуг при незначительной доли предприятий в сфере обрабатывающей промышленности и при значительном производственном потенциале региона5;

- низок уровень активности в создании и работе промышленных кластеров в регионе;

- явно выражена необходимость создания эффективных механизмов мультипликации положительных импульсов от реализации промышленных мегапроектов по освоению Арктики, в т. ч. за счет создания кластеров, и реализации сценария «обживания» территории Мурманской области, соответствующего активному развитию человеческого потенциала на Севере6.

А исследование региональных факторов повышения предпринимательской активности именно в реальном секторе экономики региона, обусловлено тем, что:

- с позиции расширенного общественного воспроизводства более перспективной для изучения является предпринимательская деятельность, направленная на производство

7

непосредственно продукта ;

- государственная политика России нацелена на инновационное развитие экономики, а непосредственной сферой для создания и развития инноваций является именно реальный сектор экономики с отведением значительной роли малому и среднему предпринимательству как субъектам для реализации инноваций;

- на протяжении нескольких лет не увеличивается доля малого и среднего предпринимательства в производственном секторе экономики России по отношению к непроизводственному (табл. 1).

Таблица 1 - Соотношение долей малого и среднего бизнеса (в т. ч. микропредприятий) по видам экономической деятельности в России (на конец года, %)8_

Наименование вида экономической деятельности 2010 2011 2012 2013 2014

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,8 3,3 3,1 3,0 2,6

Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Добыча полезных ископаемых 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4

Обрабатывающие производства 9,3 9,1 9,4 9,3 9,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Строительство 11,1 11,0 11,5 11,7 12,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 39,2 40,5 40,2 39,9 39,4

Гостиницы и рестораны 2,8 2,8 2,7 2,8 3,0

Транспорт и связь 6,2 6,4 6,6 6,7 6,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 21,4 20,9 20,5 20,4 20,5

Научные исследования и разработки 0,7 0,7 0,8 0,8 0,7

Образование 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,6

и Производственный сектор

■ Непроизводственный сектор

Рис. 1. Соотношение долей малого и среднего предпринимательства по секторам экономики

России (на конец 2014 г., %)

Необходимо отметить, что под производственным сектором экономики в широком смысле понимается и сфера таких услуг, как ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования, услуги по перевозке пассажиров и грузов, обеспечение связи. Но в данном исследовании будут рассматриваться те виды производственного сектора, которые включают в себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ. Применение данного подхода обосновывается необходимостью оценки малого и среднего предпринимательства с позиции процесса расширенного воспроизводства. Аналогично этому подходу будет рассматриваться и реальный сектор экономики.

Что касается изученности данной темы, то на сегодняшний день исследованию вопросов о механизмах и условиях повышения предпринимательской активности посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Существуют противоречия как в толковании понятий, характеризующих сферу предпринимательства (в частности, понятия предпринимательская активность), так и в подходах к выделению факторов, оказывающих влияние на неё. Отсутствие единого объективного представления об основных понятиях предпринимательства в свою очередь снижает эффективность управления им. На сегодняшний день выделено огромное количество факторов на уровне региона, влияющих на предпринимательство. Однако проводимые исследования строятся либо только исходя из статистических и эконометрических методов, либо только из опросов представителей бизнеса. При этом и те, и другие стремятся найти универсальный комплекс факторов для всех регионов, что приводит к их «усреднению» и такому же учету при разработке региональной политики и мер, направленных на стимулирование и поддержку предпринимательской активности в регионах. Кроме этого, изучение региональных факторов, влияющих на развитие предпринимательства в регионе, не конкретизируется относительно определенных секторов экономики, что в свою очередь, приводит к ещё большему «усреднению» программ и мероприятий, разрабатываемых для стимулирования и поддержки предпринимательской активности.

Многообразие факторов, влияющих на предпринимательскую активность, несовершенство методологической базы их исследования, отсутствие механизмов систематизации региональных факторов и расстановки приоритетов с точки зрения конкретного региона и сектора экономики, снижает эффективность политики управления предпринимательством и разрабатываемых на её основе мер, направленных на его поддержку и содействие развитию предпринимательской активности на уровне субъекта РФ.

Таким образом, можно говорить о том, что назрела необходимость в углубленном исследовании предпринимательской активности в реальном секторе экономики с учетом факторов, способствующих её повышению, а также систематизация полученных результатов для их практического использования при разработке программ стимулирования предпринимательской активности в регионах и увеличения их эффективности.

Объект исследования - предпринимательская активность в реальном секторе экономики региона. Предмет - региональные факторы, влияющие на предпринимательскую активность в реальном секторе экономики региона.

Целью настоящего научно-исследовательского проекта является развитие теоретических, методологических и прикладных аспектов эффективного использования региональных факторов повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:

- изучить основные понятия, характеризующие предпринимательство, уточнить их с учетом применения системного подхода к рассмотрению предпринимательства как социально-экономической системы, сравнить существующие методы их оценки, выявить особенности предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики страны;

- обобщить и систематизировать подходы к классификации региональных факторов, влияющих на предпринимательскую активность, определить особенности влияния региональных факторов на предпринимательскую активность в реальном секторе экономики, изучить существующие методики их анализа и оценки;

- собрать накопленный опыт по имеющейся практике поддержки предпринимательства на уровне страны и в её регионах, отметить меры, оказавшие наибольшее влияние на рост предпринимательской активности в реальном секторе экономики регионов страны;

- выявить факторы, значительно влияющие на повышение предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона и определить формы зависимостей между региональными факторами, мерами по поддержке бизнеса и показателями предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона (на примере Мурманской области);

- представить полученные результаты в виде сводной теоретической модели зависимости предпринимательской активности в реальном секторе экономики регионов от их региональных факторов и провести на её основе сегментирования территории страны, получить типологические группы субъектов, различающиеся по уровню предпринимательской активности, и разработать для них типовые шаблоны политики поддержки предпринимательской активности в реальном секторе экономики на уровне субъекта страны, а также соответствующие этой политике возможные мероприятия, учитывающие региональные особенности конкретного субъекта;

- применить полученную теоретическую модель к Мурманской области и разработать на её основе практические рекомендации по повышению предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона, апробировать полученные результаты.

В данном научно-исследовательском проекте планируется применение таких методов, как теоретический анализ, метод системного подхода, сравнительно-сопоставительный метод, аналитический метод, ретроспективный анализ, анализ нормативно-целевой базы на федеральном, региональном и уровне местного самоуправления, методы пилотажного социологического опроса, методы моделирования, методы синтеза, метод апробации. Кроме того, планируется конкретизация методов, связанных с решением задач для оценки уровня предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона и оценки уровня влияния региональных факторов и их последующего ранжирования.

Результатом данного научно-исследовательского проекта выступит модель, которую можно будет использовать для сегментирования территории страны и формирования групп регионов, обладающих схожими характеристиками по уровню предпринимательской активности в реальном секторе экономики и ранжированному набору региональных факторов. Данная модель сможет служить теоретическим обоснованием для разработки мер, направленных на поддержку и стимулирование предпринимательской активности в реальном секторе экономики регионов на всех уровнях государственного управления.

Данная модель будет способствовать повышению эффективности мер, предпринимаемых государственными органами и иными структурами, занятыми решением проблем предпринимательства и улучшением инвестиционного климата в регионе. При этом эффективность будет выражаться в выборе объектов и направлений воздействия, которые

будут давать наибольший эффект, выраженный в активизации предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона. Правильный выбор таких объектов и направлений воздействия, обусловленных региональными особенностями конкретного субъекта, будет обеспечивать рациональное использование средств, выделяемых и направляемых на решение задач, стоящих перед регионами в сфере предпринимательства, в частности увеличения доли малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики региона, и получение всех следующих за ним преимуществ для региональной экономики (снижение безработицы, повышение доходов бюджета, роста инновационной активности, создание реально действующих промышленных кластеров и т. д.)

Результаты использования предложенной модели будут оценены как количественно, так и качественно. Количественная оценка результатов применения модели будет выполнена на основе сравнения уровня предпринимательской активности до и после проведения мероприятий, предложенных в рамках данного научно-исследовательского проекта на примере Мурманской области, путем применения метода оценки предпринимательской активности, выбранного в рамках проекта.

Качественную оценку будут представлять отзывы соответствующих лиц, принимающих решения, непосредственно занятых в разработке мероприятий, направленных на поддержку и рост предпринимательской активности в регионе. Кроме того, предполагается общая оценка условий создания и ведения бизнеса в регионе путем проведения пилотажного опроса представителей бизнеса, органов государственной власти и населения до и после реализации предложенных мероприятий (или оценка ими «жизнеспособности» и эффективности предлагаемых мероприятий).

Результаты данного научно-исследовательского проекта могут быть тиражированы и на другие регионы страны, оказывая помощь в разработке политики поддержки и роста предпринимательской активности в их реальном секторе экономики, и соответствующих ей мероприятий.

Применение подхода, предлагаемого в данном научно-исследовательском проекте, может в дальнейшем использоваться как для углубления изучения влияния региональной среды на следующие этапы развития предпринимательства (увеличение его срока жизни, роста, в т. ч. за счет горизонтальной и вертикальной интеграции) или конкретизации сферы его деятельности (например, в случае заинтересованности развития отдельных отраслей экономики), так и для расширения исследования влияний региональной среды на другие важные аспекты жизнедеятельности региона, например, на инновационную активность.

Примечания

1 Лябах, Н.Н. Математические основы разработки и использования машинного интеллекта. - Ростов-н/Дону: СКНЦ ВШ, 1992. 152 с.

2 Малин, А.С. Рабочая программа дисциплины «Анализ региональных факторов развития бизнеса». - Москва: ФГА ОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики», 2013. 27 с.

3 Доклад «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - Москва. Кремль: Государственный Совет РФ, 2015. 79 с.

4 Шиганов, В.В. Малый бизнес в промышленно развитом регионе: становление и оценка состояния (на примере Кольского Севера). - Мурманск: Вестник МГТУ. 1999. - том 2. - №2. - С. 99-104.

5 Там же

6 Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 23.12.2011г. №693-1II1/15 «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». - Мурманск: 2011. - 79 с.

7 Базулин, А.В. Малое предпринимательство в сфере производства: кластерный подход. - Волгоград: Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - №1 (18). - С. 116-123.

8 Малое и среднее предпринимательство в России. Москва: Стат.сб./ М19 Росстат, 2015. 96 с.

REGIONAL FACTORS OF INCREASING ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION)

E.A. Bazhutova, graduate student of the Institute of Economic Problems. G.P. Luzin KSC RAS

E-mail: [email protected]

Abstract

In this article the author proves actuality of conducting of the entrepreneurial activism research in the real sector of regional economy taking into account the regional factors both at the country and region level (the Murmansk region). And also the author proves the need of systematization of the results research gained for applying them in the development of the encourage entrepreneurial activity programs in regions and increasing their efficiency. Made formulation of goals and objectives of the study, determining of the planning research methods and the prospects of the project.

Keywords: the region, the entrepreneurial activism, the real sector of economy, the regional factors, the small and medium enterprises, the state policy of entrepreneurship support, the measures of entrepreneurship stimulation, the innovation, the industrial clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.