УДК 332.14 + 338.22
АЛГОРИТМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ НА ОСНОВЕ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
С.И. Войнова
Предпринимательская активность в регионе является частью региональной предпринимательской системы, которая представляет собой сложную, открытую систему, находящуюся под постоянным влиянием как внутренних, так и внешних факторов, в частности государственной политики. Важнейшей задачей регионального социально-экономического развития в современных условиях является стимулирование предпринимательской активности, свидетельствующее о высоких показателях реализации предпринимательского потенциала, благоприятном предпринимательском климате и эффективности предпринимательской деятельности в регионе. Актуальность государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе не вызывает сомнений, что подтверждается Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», включающим порядок оказания поддержки субъектам предпринимательства государственными и региональными органами власти, Федеральным законом от 7 мая 2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», утверждающим институт бизнес-омбудсмена, практической реализацией которых на федеральном и региональном уровнях занимаются различные министерства, ведомства и организации (Министерство экономического развития, Министерство инвестиционной политики, Агентство инвестиционного развития, Союз промышленников и предпринимателей) для оказания поддержки субъектам предпринимательства. В связи с этим разработка алгоритма государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе является актуальной исследовательской задачей. Целью исследования является разработка алгоритма государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе. Для решения поставленной цели автором применялись методы системного и причинно-следственного анализа, экономико-статистические и социологические методы, анализ, синтез, обобщение и аналогия. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней в качестве научно-методической базы для оценки предпринимательской активности в регионе, а также для определения возможностей, направлений и методов ее стимулирования. Таким образом, в статье раскрываются основные этапы государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе, начиная с проведения комплексной социально-экономической оценки предпринимательской активности и заканчивая анализом полученных результатов и внесением необходимых корректив в направления и методы стимулирования, применение которого может обеспечить повышение уровня развития предпринимательства как в отдельных регионах, так и по стране в целом.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская активность, стимулирование предпринимательской активности, региональная предпринимательская система, региональная экономика.
Алгоритм государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных, экономических и административно-правовых методов воздействия органов власти на предпринимательскую активность путем выработки целей и задач регулирования предпринимательского сектора, выбора системы показателей, необходимых для оценки результативности предпринимательской деятельности, прогнозирования возможных изменений системы предпринимательства в перспективе и корректировки целей и задач в зависимости от действия факторов внутренней и внешней среды, а также путем использования мер правового регулирования и законодательной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.
Алгоритм государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе состоит из пяти этапов.
Войнова Светлана Игоревна, ассистент кафедры финансового менеджмента Южно-Уральского государственного университета (Россия, 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина д. 76). E-mail: [email protected]
Первым этапом становится социально-экономическая оценка предпринимательской активности в регионах России.
В настоящее время существует ряд методик оценки предпринимательской активности: методика международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» [1], методики, предложенные отечественными учеными, включающие различные критерии для анализа [2-4], методика рейтингового агентства «Эксперт РА» [5] и др. Для достижения наиболее полных и точных результатов по уровню предпринимательской активности в регионе можно воспользоваться методикой «Глобального мониторинга предпринимательства» [1], однако ее практическое применение на региональном уровне может быть затруднено ввиду необходимости разработки специальных анкет, их рассылки большому числу респондентов и последующей обработки. При отсутствии необходимости сравнения различных регионов по уровню предпринимательской активности можно воспользоваться наиболее простой с точки зрения доступности данных для анализа методикой ученых Национального института системных исследований проблем предпринимательства [2], однако она не охватывает экономическую составляющую предпринимательской активности (инвестиции в основной капитал), отраслевую направленность и не отражает особенностей ведения предпринимательской деятельности на малых, средних и крупных предприятиях. Наиболее используемой в настоящее время является методика рейтингового агентства «Эксперт РА», которая позволяет определить рейтинг регионов и провести сопоставление между ними. Среди недостатков можно выделить то, что методика отражает лишь инвестиционную составляющую предпринимательской активности. Таким образом, практическое применение перечисленных методов оценки предпринимательской активности в регионе может быть затруднено. В частности, более детальной проработки требует задача не только проведения оценки предпринимательской активности в регионах, но и использования результатов оценки в целях разработки инструментария дальнейшего повышения предпринимательской активности [6].
Для оценки предпринимательской активности в регионе автор предлагает, во -первых, разработать систему показателей, учитывающую максимальное число влияющих факторов, а во-вторых, сделать эту систему пригодной для практического применения. По результатам анализа различных факторов, влияющих на предпринимательскую активность в регионе, и в соответствии с необходимостью разработки практического инструментария применения социально -экономической оценки автор предлагает использовать систему показателей, отражающую различные аспекты и включающую в себя учет четырех характеристик. Характеристики предпринимательской активности можно структурировать следующим образом:
1. Демографические процессы - совокупность процессов, отражающих изменение во времени любых элементов, непосредственно влияющих на изменение состава и структуры предпринимательской сферы в регионе. К демографическим процессам в предпринимательстве можно отнести процессы создания и ликвидации организаций, смены их источника финансирования, размера и организационно-правовой формы.
2. Отраслевая структура - связана с уровнем развития в регионе добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, торговли и сферы услуг. Каждый регион имеет собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией потребности не только внутренних, но и внешних покупателей.
3. Инвестиционно-инновационная деятельность - включена в перечень факторов вследствие того, что осуществление инвестиций в современном мире не только является источником развития предпринимательского сектора, но и способствует развитию социально-экономической сферы. Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах с хорошо развитой инфраструктурой и богатых природными ресурсами регионах, тем самым улучшая их социально-экономическое положение. Значение процесса инвестирования продолжает возрастать как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных пред-
приятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.
4. Занятость населения в предпринимательстве - выполняет важнейшую социальную функцию, обеспечивая качественное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, повышая конкурентоспособность предпринимательских организаций и уровень жизни людей.
Затем автор предлагает, используя данные официальной статистики, выделить для каждой характеристики конкретные влияющие показатели. Необходимость практического применения методики в региональном аспекте предполагает сбор и обработку количественных данных сборника «Регионы России: социально-экономические показатели» [7], отражающих четыре перечисленные характеристики.
Однако измерение предпринимательской активности в регионе опирается не только на оценку состояния, но и на анализ динамики изменения предпринимательской активности за конкретный период времени. Поэтому автор предлагает использовать показатели, отражающие не только текущее состояние уровня развития предпринимательства в регионе (статические показатели), но и изменение значений показателей по сравнению с предшествующим периодом (динамические показатели).
В табл. 1 представлены характеристики предпринимательской активности в регионе в разрезе статических и динамических показателей.
Таблица 1. Характеристики предпринимательской активности в регионе
Характеристика Статические показатели Динамические показатели
Демографические процессы Число предприятий и организаций Темп роста количества предприятий и организаций по сравнению с предыдущим периодом, %
Число зарегистрированных малых предприятий Темп роста количества зарегистрированных малых предприятий по сравнению с предыдущим периодом, %
Число зарегистрированных средних предприятий Темп роста количества зарегистрированных средних предприятий по сравнению с предыдущим периодом, %
Число зарегистрированных организаций с участием иностранного капитала Темп роста количества зарегистрированных организаций с участием иностранного капитала по сравнению с предыдущим периодом, %
Отраслевая структура Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, воды и газа» Темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, воды и газа» по сравнению с предыдущим периодом, %
Объем продукции сельского хозяйства Темп роста объема продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим периодом, %
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» Темп роста объема работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», по сравнению с предыдущим периодом, %
Оборот оптовой и розничной торговли Темп роста оборота оптовой и розничной торговли по сравнению с предыдущим периодом, %
Инвестиционно-инновационная деятельность Инвестиции в основной капитал Темп роста объема инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом, %
Инвестиции в основной капитал (жилые здания) Темп роста объема инвестиций в жилые здания по сравнению с предыдущим периодом, %
Инвестиции в основной капитал (здания, земля) Темп роста объема инвестиций в нежилые здания, землю по сравнению с предыдущим периодом, %
Иностранные инвестиции Темп роста объема иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим периодом, %
Занятость населения в предпринимательстве Численность экономически активного населения Темп роста численности экономически активного населения по сравнению с предыдущим периодом, %
Среднегодовая численность занятых в экономике Темп роста численности занятых в экономике по сравнению с предыдущим периодом, %
Численность безработных Темп роста численности безработных по сравнению с предыдущим периодом, %
Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения Темп роста потребности в работниках по сравнению с предыдущим периодом, %
По каждому статическому и динамическому фактору в разрезе регионов России выписываются соответственно абсолютные и относительные значения, после чего расставляются рейтинги. Автор предлагает использовать рейтинговые оценки по каждому показателю с учетом направления влияния каждого показателя на характеристику (при прямой зависимости показателя и характеристики рейтинг расставляется в прямом порядке: рейтинговое значение «1» соответствует максимальному значению показателя; при обратной - минимальному). Рейтинговый метод позволяет проводить сопоставление несопоставимых по размерности показателей, что дает возможность определить сводные рейтинговые значения по четырем характеристикам предпринимательской активности в регионах.
Составив рейтинги российских регионов по четырем характеристикам, отражающим уровень развития предпринимательства и предпринимательскую активность в статике, автор предлагает сгруппировать полученные значения, выделив четыре интервала (интервалы «А», «В», «С» и «В»). По статическим показателям примем следующие допущения: если регион по четырем характеристикам занимает место до 20, ему присваивается группа «А»; от 20 до 40 - «В»; от 40 до 60 -«С»; более 60 - «В». В этом случае регионы группы «А» можно определить как регионы-лидеры, характеризующиеся наличием разветвленной предпринимательской сети, высоким уровнем жизни населения, увеличением числа новых рабочих мест и снижением безработицы, появлением возможностей для интенсивного экономического роста и повышением предпринимательской активности. Группы «В» и «С» объединяют регионы, которые в настоящее время не готовы занимать лидирующие позиции по уровню развития предпринимательства. В группу «В», согласно авторской методике, попадают регионы-аутсайдеры, где предпринимательская деятельность затруднена в силу причин политического характера, суровых и неблагоприятных климатических условий, недостаточной государственной поддержки предпринимательства и пр. Эти регионы пока не имеют устоявшихся экономических основ для успешного развития, не обеспечены минеральными ресурсами, а в связи с этим не обладают достаточным уровнем собственных доходов. Уровень зависимости бюджетов этих регионов от федерального центра остается довольно высоким, а поэтому устойчивость развития подвергнута более высоким рискам, чем большинства других регионов РФ.
Составив рейтинги российских регионов по четырем характеристикам, отражающим уровень развития предпринимательства и предпринимательскую активность в динамике, автор предлагает сгруппировать полученные значения, выделив четыре интервала, характеризующие темпы роста основных показателей (интервалы «+ +», «+», «-», и «—»). По динамическим показателям примем следующие допущения: если регион занимает место до 20, ему присваивается группа «+ +»; от 20 до 40 - «+»; от 40 до 60 - «-»; более 60 - «—». Значение «+ +» соответствует максимальному росту по данной характеристике среди всех регионов, «+» - умеренному приросту, «-» - умеренному снижению, «—» - сильному снижению. В итоговый рейтинг российских регионов по динамическим показателям целесообразно включить группу «+ -», отражающую перекрытие высоких рейтингов регионов по одним показателям низкими рейтингами по другим и характеризующую общее отсутствие изменений по сравнению с предшествующим периодом [8].
Таким образом, можно определить итоговую социально-экономическую оценку предпринимательской активности в российских регионах, которую удобно представить в виде матрицы. В данном случае по горизонтали необходимо обозначить группы регионов в статике, по вертикали - в динамике. Горизонтальная ось соответствует статическому значению предпринимательской активности в регионах России, обозначенному буквенной составляющей: А, АВ, В, ВС, С, CD, D. Вертикальная ось соответствует темпам изменения уровня развития предпринимательства. Значение определяется темпами роста от максимального (+ +) до минимального (—) с учетом возможности общего отсутствия изменений (+ -). Далее устанавливается пересечение вертикальной и горизонтальной оси и используется цветовой индикатор заливки ячейки. Автор предлагает выделить четыре сектора, объединяющие регионы по предпринимательской активности, используя четыре цвета, где наиболее насыщенный соответствует регионам -лидерам, наименее - регионам-аутсайдерам (табл. 2).
Таблица 2. Матрица итоговой социально-экономической оценки предпринимательской активности в регионах России
А АВ В ВС С СБ Б
+ + Крайне высокая активность - сильное увеличение Высокая активность -сильное увеличение Активность выше среднего - сильное увеличение Умеренная активность -сильное увеличение Незначительная активность -сильное увеличение Пониженная активность -сильное увеличение Крайне низкая активность - сильное увеличение
+ Крайне высокая активность - небольшое увеличение Высокая активность -небольшое увеличение Активность выше среднего - небольшое увеличение Умеренная активность -небольшое увеличение Незначительная активность -небольшое увеличение Пониженная активность -небольшое увеличение Крайне низкая активность -небольшое увеличение
+ - Крайне высокая активность - отсутствие изменений Высокая активность -отсутствие изменений Активность выше среднего - отсутствие изменений Умеренная активность -отсутствие изменений Незначительная активность -отсутствие изменений Пониженная активность -отсутствие изменений Крайне низкая активность -отсутствие изменений
- Крайне высокая активность - небольшое снижение Высокая активность -небольшое снижение Активность выше среднего - небольшое снижение Умеренная активность -небольшое снижение Незначительная активность -небольшое снижение Пониженная активность -небольшое снижение Крайне низкая активность -небольшое снижение
— Крайне высокая активность - сильное снижение Высокая активность -сильное снижение Активность выше среднего - сильное снижение Умеренная активность -сильное снижение Незначительная активность -сильное снижение Пониженная активность -сильное снижение Крайне низкая активность -сильное снижение
По аналогии с матрицей БКГ автор предлагает выделить четыре сектора:
1. «Гепарды» (высокая активность - быстрый рост) - регионы, характеризующиеся высокой предпринимательской активностью и высокими темпа роста основных показателей уровня развития предпринимательской деятельности. Автор предлагает отнести сюда регионы группы А + +, Ав + +, В ++, ВС + +, А +, АВ +, В +, А + -, АВ + -. В настоящее время перечисленные регионы являются лидерами по сравнению с другими регионами России по уровню развития предпринимательства. Рассчитанный динамический рейтинг также свидетельствует о быстром увеличении количества и оборота предпринимательских организаций, доли занятых в экономике, общем улучшении предпринимательского климата и социально-экономической ситуации.
2. «Львы» (высокая активность - замедленный рост/снижение) - регионы, характеризующиеся высокой предпринимательской активностью и снижением основных показателей уровня развития предпринимательства. К данному сектору автор относит следующие группы регионов: В + -, ВС + -, А -, АВ -, В -, ВС -, А —, АВ —, В —. В настоящее время регионы занимают лидирующие позиции, однако снижение темпов роста предпринимательской активности свидетельствует о нестабильной позиции регионов и возможности потери конкурентных преимуществ в ближайшем будущем.
3. «Котята» (низкая активность - высокий рост) - регионы, характеризующиеся низкой предпринимательской активностью и высоким ростом основных показателей уровня развития предпринимательства. К данному сектору относятся регионы группы С + +, СВ + +, В + +, ВС +, С +, СВ +, В +. Несмотря на то что в настоящее время предпринимательская деятельность в этих регионах затруднена и недостаточно развита, в ближайшем будущем ситуация может измениться (может произойти превращение в «гепардов»). Регионы обладают большим потенциалом вследствие высоких темпов увеличения предпринимательской активности и при грамотной государственной поддержке могут занять лидирующие позиции.
4. «Черепахи» (низкая активность - низкий рост) - регионы-аутсайдеры, характеризующиеся низкой предпринимательской активностью и снижением основных показателей уровня развития предпринимательства. К данному сектору относятся регионы группы С + -, СВ + -, В + -, С -, СВ -, В -, ВС —, С —, СВ —, В —. Эти регионы пока не имеют устоявшихся экономических основ для успешного социально-экономического развития, не обеспече-
ны природно-сырьевыми ресурсами, а в связи с этим не обладают достаточным уровнем собственных доходов, необходимых для развития предпринимательской деятельности. Для повышения предпринимательской активности в регионах необходимо вмешательство извне: проведение масштабной государственной политики поддержки предпринимательства и осуществление больших инвестиционных вливаний в экономику регионов, - вследствие того, что уровень зависимости бюджетов этих регионов от федерального центра остается довольно высоким.
Вторым этапом алгоритма становится сопоставление типа региона по уровню социально-экономического развития, природно-климатическим условиям, отраслевой специализации и сектору, в который он попадает. По уровню социально-экономического развития [9]:
- к сектору «гепардов» относятся регионы - локомотивы роста, осуществляющие большой вклад в ВВП страны и обладающие высоким потенциалом развития предпринимательской сферы (регионы с наиболее благоприятной социально-экономической обстановкой и высокой предпринимательской активностью);
- к секторам «львов» и «котят» относятся главным образом опорные регионы, предпринимательская деятельность в которых в настоящее время затруднена вследствие большой зависимости от традиционных производств, необходимости обновления воспроизводственной базы, перехода от традиционного типа производства к инновационному и дефицита капитала («львы»), недостаточной информированности основной массы населения о способах и возможностях ведения предпринимательской деятельности в регионе («котята»);
- к сектору «черепах» относятся депрессивные и особые регионы, низкая предпринимательская активность в которых объясняется суровыми климатическими условиями, низким уровнем жизни и нестабильностью политической системы.
По форме и степени финансового обеспечения жизнедеятельности [10]:
- к сектору «гепардов» относятся регионы-доноры, т. е. те регионы, в которых налоговые сборы превышают объем необходимых бюджетных выплат;
- к секторам «львов», «котят» и «черепах» относятся дотационные регионы, которым необходимы федеральные трансферты.
По специализации:
- к сектору «гепардов» относятся главным образом регионы-лидеры с наиболее высоким уровнем развития предпринимательской деятельности во многих отраслях народного хозяйства: промышленности, строительстве, торговле;
- к сектору «львов» относятся регионы, занимающие лидирующие позиции в одной из отраслей и обеспечивающие не только внутренние, но и внешние потребности: топливно-сырьевые, промышленные, сельскохозяйственные;
- к сектору «котят» относятся регионы с умеренным, но возрастающим уровнем развития одной или нескольких отраслей;
- к сектору «черепах» относятся преимущественно слаборазвитые регионы, не доминирующие ни в одной из отраслей.
Третьим этапом алгоритма становится определение необходимости государственного стимулирования и вмешательства в процессы, протекающие в среде предпринимательской деятельности. При отсутствии необходимости стимулирования предпринимательской активности в регионе автор предлагает ориентироваться на постоянный мониторинг предпринимательской активности в регионе, не переходя к следующим этапам.
Четвертый этап алгоритма представляет собой определение направлений и методов государственного стимулирования предпринимательской активности в регионе в зависимости от типа региона и сектора, в который попадает регион.
Государственное стимулирование предпринимательской активности в регионе связано с проведением политики поддержки предпринимательства, выражающейся в предоставлении различных субсидий и льгот, а также возможностей использования специальных органов поддержки предпринимательства: технопарков, бизнес-инкубаторов и др.
В зависимости от типа региона и сектора, в который регион попадает по уровню развития предпринимательства, автор предлагает выделить четыре группы рекомендаций по государственному стимулированию предпринимательской активности.
Для регионов сектора «гепарды» целесообразно использовать метод государственного стимулирования, заключающийся в снижении административных барьеров вследствие достигнутых на современном этапе высокого уровня развития предпринимательской деятельности, развитой предпринимательской сети, большой вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность. В связи в тем, что в регионах данного сектора органами власти уже созданы благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, необходимо лишь дальнейшее их поддержание, выражающееся в снижении уровня бюрократизма, необходимости постоянных взаимодействий с контролирующими и регулирующими органами.
Для регионов сектора «львы» органам государственной власти необходимо привлекать дополнительное финансирование для проведения реструктуризации экономики региона, ориентации на инновационный тип производства, обновления воспроизводственной базы и тем самым повышения предпринимательской активности. Для регионов, относящихся к данному сектору (сырьевых и старопромышленных), характерна узкоспециализированная инновационная активность, ориентированная в первую очередь на усовершенствование существующих технологий, а уже затем на создание качественно нового продукта. Вследствие этого основные усилия органов власти направляются на развитие традиционных отраслей промышленности в ущерб развитию сферы услуг и современных производств. Предпринимательская активность в таких регионах сконцентрирована, таким образом, в крупном, традиционном, промышленном предпринимательстве, в то время как малые и средние предпринимательские организации остаются недостаточно развитыми. В связи с этим возникает проблема недостаточного финансирования не только крупных предприятий, нуждающихся в обновлении оборудования и технологий, но и поддержка малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего удовлетворение основных бытовых потребностей населения.
Финансовая поддержка предпринимательства в регионе заключается в формировании государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование предпринимательских организаций, предоставлении субсидий, налоговых и амортизационных льгот. Оказание финансовой поддержки органами власти целесообразно структурировать по субъективно-объективному критерию возмещения затрат:
- возмещение части затрат отдельным категориям предпринимателей (субъектам женского, семейного и молодежного предпринимательства);
- возмещение части затрат на погашение обязательств перед кредитными и другими сторонними организациями (оплата лизинговых платежей по договорам лизинга и процентов по кредитам, аренда помещений и оборудования);
- возмещение части затрат по реализации предпринимательских проектов по отдельным видам деятельности (в сфере внутреннего, въездного туризма, народных художественных промыслов и ремесленной деятельности);
- возмещение части затрат для организаций, занимающихся НИОКР или осуществляющих инновационную деятельность (на получение и поддержание в силе патентов, на приобретение и изготовление технологического оборудования, изготовление опытных образцов и компенсация части затрат на разработку бизнес-планов инновационных проектов).
Для регионов сектора «котята» органам власти необходимо осуществлять имущественную, юридическую и финансовую помощь для развития инфраструктуры предпринимательства. Основная проблема развития предпринимательства в таких регионах заключается в недостаточной информированности населения о способах и возможностях ведения предпринимательской деятельности, отсутствии необходимого объема финансовых средств для развития предпринимательства в регионе. В таких регионах органам власти необходимо уделить особое внимание не только финансовым вопросам, но и вопросам обучения, предоставления консультаций и юридической помощи предпринимателям. В этом случае рычаги воздействия на предпринимательскую сферу могут заключаться в следующем:
1. Со стороны органов местного самоуправления:
- в установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов (согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 [11]). К местным налогам относятся земельный налог и налог на имуще-
ство физических лиц (согласно НК РФ [12]). По решению органов местного самоуправления налоговая ставка по ним может быть снижена, либо предприниматели могут быть полностью освобождены от их уплаты с целью снижения налоговой нагрузки и стимулирования предпринимательской активности;
- в оказании адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства с помощью использования льготного права приватизации.
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на выкуп арендованного ими имущества, находящегося в муниципальной (региональной или федеральной) собственности, по рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. Для этого предпринимателям необходимо арендовать имущество в течение не менее 2 лет и не иметь задолженности по арендной плате перед органами местного самоуправления (согласно ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества» от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ [13]). Кроме того, существенным моментом является право предпринимателей оплачивать выкупаемое имущество в рассрочку сроком до 5 лет;
- в предоставлении субсидий от центра занятости населения.
Согласно российскому законодательству, безработные граждане имеют право подать заявление на получение субсидии для открытия собственного дела. Для этого необходимо:
• встать на учет в качестве безработного в Центре занятости;
• оформить для предоставления в Центр занятости свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ООО);
• составить и представить комиссии Центра занятости бизнес -план, который должен отражать цель получения субсидии, объем произведенных собственных затрат, стоимость всего проекта, необходимый объем субсидии (оплата аренды, закупка оборудования и материалов, пополнение оборотных средств и т. д.).
Программа субсидирования ИП и ООО была принята правительством РФ в конце 2008 г. в связи с резким повышением уровня безработицы. Сумма, выделенная государством, составила 43,7 млрд руб. Размеры первых субсидий варьировались в пределах 10,258,8 тыс. руб. Уже к концу 2009 г. деньги на открытие собственного дела получили более 55 тыс. человек. В 2010 г. повысился размер предоставляемой субсидии при условии создания в рамках открывающегося предприятия по крайней мере одного дополнительного рабочего места. В 2011 г. сумму в размере 58,8 тыс. руб. удвоили и выплачивали по 117,6 тыс. руб. безработным, открывшим собственное дело и трудоустроивших других безработных. В 2012 г. субсидия в размере 58 тыс. руб. была приостановлена в большинстве регионов, однако начинающие предприниматели по-прежнему могли рассчитывать на компенсацию затрат на регистрацию организации.
Кроме этого, Центры занятости населения оказывают и информационные услуги начинающим предпринимателям, заключающиеся в ознакомлении с нормативными документами по вопросам ведения предпринимательской деятельности; с перечнем товаров и услуг, востребованных в регионе; а также консультируют в вопросах участия в программах поддержки предпринимателей и возможности прохождения обучения основам предпринимательства.
2. Со стороны региональных органов власти:
- в создании разветвленной сети институтов, существующих в различных регионах России и образующих единую систему поддержки предпринимателей и инвесторов, что позволяет значительно сократить время и усилия, затрачиваемые предпринимателями на получение лицензий, разрешительных документов и согласований, обеспечить юридическую защиту предпринимателям и повышение общей предпринимательской активности:
- в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и микропредприятиям;
- в оказании юридической помощи субъектам предпринимательства и налаживании взаимоотношений между органами власти и предпринимателями.
В регионах создано большое количество общественных объединений предпринимателей, которые призваны наладить взаимодействие между субъектами малого и среднего предпринимательства и органами исполнительной власти. К ним можно отнести региональные тор-
гово-промышленные палаты, союзы промышленников и предпринимателей, региональные отделения ООО МСП «Опора России» и ООО «Деловая Россия» и пр. Такие институты выполняют связующую роль, оказывая правовую, экономическую и информационную поддержку субъектам предпринимательства и содействуя деятельности предпринимателей, с одной стороны, и участвуя в разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и поддерживая государственные инициативы в вопросах легализации бизнеса и борьбе с теневыми оборотами — с другой.
Основной целью таких организаций является налаживание взаимодействия предпринимательства с властью и интеграция интеллектуального, финансового и производственного потенциалов региона для определения направлений повышения предпринимательской активности;
- в оказании имущественной поддержки.
Существующие в различных регионах организации, способствующие сбалансированному развитию предпринимательства и повышению предпринимательской активности, для оказания имущественной поддержки субъектам предпринимательства публикуют на специальных сайтах списки земельных участков, находящихся в региональной (или муниципальной) собственности и подготовленные для продажи или аренды на льготных условиях. В характеристике участка указываются его месторасположение и площадь, наличие коммуникаций и другие существенные черты. Также на таких сайтах размещаются перечни производственных площадок с готовой инфраструктурой для ведения предпринимательства: земельных участков для строительства, нежилых помещений под промышленное производство, производственных помещений предприятий, подготовленных для продажи или сдачи в аренду. В свободном доступе для предпринимателей находится также перечень свободных электрических мощностей на территории региона, способствующий оценке возможности использования имеющихся электрических ресурсов для открытия нового предприятия.
3. Со стороны федеральных органов власти:
- в создании небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий» (АКГ).
21 марта 2014 г. Государственной Думой РФ был одобрен законопроект о создании Агентства кредитных гарантий. Документ вносит соответствующие поправки в ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [14]. Через агентство предполагается стимулировать долгосрочное кредитование малого и среднего бизнеса и координировать работу региональных гарантийных фондов. АКГ будет предоставлять контргарантии региональным гарантийным организациям по кредитам малым и средним предприятиям, а в случаях, когда размер кредита превышает возможности региональных фондов, АКГ будет предоставлять бизнесу прямые гарантии. Госдума приняла закон о создании агентства 21 марта 2014 года. С его помощью регулятор намерен стимулировать долгосрочное кредитование малого и среднего бизнеса с целью повышения предпринимательской активности;
- в возмещении субъектам федерации затрат на инфраструктурные проекты.
По итогам 2013 года 20 регионов РФ, имеющих наиболее высокий рейтинг инвестиционной привлекательности, были поощрены грантами в размере от 243 до 325 млн руб. В настоящее время в правительстве готовятся предложения по реализации инициативы о возмещении субъектам РФ затрат на инфраструктурные проекты. Речь идет о расходах на создание индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, в том числе компенсацию через дополнительные межбюджетные трансферты;
- в снижении расходов на ведение бухгалтерского учета [15].
Согласно законодательству, всем субъектам малого предпринимательства независимо от режима налогообложения разрешили применять упрощенную систему ведения бухучета, что позволяет сократить расходы на ведение бухгалтерии.
Для регионов сектора «черепахи» первостепенное внимание необходимо уделить стабилизации политической ситуации, выравниванию уровня жизни населения, снижению уровня безработицы. В таких регионах предпринимательская деятельность затруднена не столько в силу отсутствия инфраструктуры финансовой и юридической поддержки предпринимательско-
го сектора, сколько общим спадом в экономике, социальной напряженностью, политической нестабильностью.
Пятый этап механизма заключается в проведении анализа полученных результатов стимулирования предпринимательской активности в регионе и внесении необходимых корректив в объекты и методы стимулирования. Впоследствии алгоритм замыкается: снова проводится социально-экономическая оценка предпринимательской активности в регионе с учетом проведенной государственной политики стимулирования, и повторяются все остальные этапы.
Таким образом, в статье раскрывается авторская методика проведения социально-экономической оценки предпринимательской активности в регионе и механизм ее практического применения, заключающийся в разработке алгоритма государственного стимулирования предпринимательской активности в зависимости от типа региона и соответствующего ему уровня развития предпринимательства и предпринимательской активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Global Entrepreneurship Monitor. URL: http://www.gemconsortium.org (дата обращения: 10.03.2015).
2. Минева О.К. Анализ предпринимательской активности региона. URL: http://beta.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/KR4(25)/12.pdf (дата обращения: 10.03.2015).
3. Оценка деловой активности региона. URL: http://www.manyfestt.ru/club/40/43/51.php (дата обращения: 10.03.2015).
4. Беликова С.В. Предпринимательская активность в Ростовской области: оценка и факторы активизации // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/61ergsu313.pdf (дата обращения: 10.03.2015).
5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru (дата обращения: 10.03.2015).
6. Шиндина Т.А., Войнова С.И. Методы оценки предпринимательской активности региона // Вестник Университета. - М.: Изд-во ГУУ. - 2011. - С. 35-38.
7. Статистический сборник «Регионы России: социально-экономические показатели». URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.03.2015)
8. Войнова С.И., Шиндина Т.А. Методика социально-экономической оценки предпринимательской активности в регионе // Вестник КрасГАУ. - 2014. - № 12. - С. 30-34.
9. Министерство регионального развития. URL: www.minregion.ru (дата обращения: 10.03.2015).
10. Кто в России кого кормит. Полный список регионов-доноров и получателей помощи. - Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru (дата обращения: 10.03.2015).
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2015).
12. Налоговый Кодекс Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.03.2015).
13. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2015).
14. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон № 34-ФЗ от 01.12.2014 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.03.2015).
15. О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон №292-ФЗ от 01.11.2013 г. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 10.03.2015).
REFERENCES
1. Global Entrepreneurship Monitor. Available at http://www.gemconsortium.org (accessed 10 March 2015).
2. Mineva O.K. Analiz predprinimatelskoy aktivnosti regiona [An analysis of entrepreneurial activity in the region]. Available at http://beta.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/KR4(25)/12.pdf (in Russian) (accessed 10 March 2015).
3. Otsenka delovoy aktivnosti regiona [Assessment of business activity in the region]. Available at http://www.manyfestt.ru/club/40/43/51.php (in Russian) (accessed 10 March 2015).
4. Belikova S.V. Entrepreneurial activity in the Rostov region: assessment and factors enhancing [Entrepreneurial activity in the Rostov region: assessment of factors and activation]. Available at http://naukovedenie.ru/PDF/61ergsu313.pdf (in Russian) (accessed 10 March 2015).
5. Reytingovoe agentstvo «Ekspert RA» [The rating agency "Expert RA"]. Available at http://raexpert.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
6. Shindina T.A., Voynova, S.I. Metody otsenki predprinimatelskoy aktivnosti regiona [Methods of assessment of entrepreneurial activity in the region] // Bulletin of the University, Moscow, 2011, pp. 35-38 (in Russian) (accessed 10 March 2015).
7. Statisticheskiy sbornik «Regiony Rossii: sotsialno-ekonomicheskie pokazateli» [Statistical collection "Regions of Russia: socio-economic indicators"]. Available at http://www.gks.ru (in Russian) (accessed 10 March 2015).
8. Voynova S.I., Shindina T.A. Metodika sotsialno-ekonomicheskoy otsenki predprinimatelskoy aktivnosti v regione [Methods of socio-economic assessment of entrepreneurial activity in the region] // Bulletin of KrasGAU, Krasnoyarsk, no. 12, 2014, pp. 30-34 (in Russian) (accessed 10 March 2015).
9. Ministry of Regional Development. Available at www.minregion.ru (in Russian) (accessed 10 March 2015).
10. Kto v Rossii kogo kormit. Polnyy spisok regionov-donorov i poluchateley pomoschi [Who in Russia who feeds. Full list of regions-donors and recipients] // Argumenty i fakty. Available at http://www.aif.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
11. About general principles of organization of local government in the Russian Federation: Federal Law №131 by 06.10.2003. Available at http://www.consultant.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
12. Tax code of the Russian Federation. Available at http://base.garant.ru (in Russian) (accessed 10 March 2015).
13. About the singularities of the alienation of immovable property located in the state-owned entities of the Russian Federation or municipally owned and leased by small and medium-sized enterprises, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law № 159 by 22.07.2008. Available at http://www.consultant.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
14. About the Federal Budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017: Federal Law № 34 by 01.12.2014. Available at http://www.consultant.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
15. Amendments to the Federal Law "On Accounting": Federal Law №292 by 01.11.2013. Available at http://www.garant.ru/ (in Russian) (accessed 10 March 2015).
Поступила 13.03.2015 г.