Территория науки. 2015. № 1
5. Ларина Л.Р. Совершенствование управления источниками финансирования некоммерческих организаций // Фундаментальные исследования: научный журнал. - Пенза, Академия Естествознания, 2013, с.10-12.
6. Федерова М.В. Развитие вузовского менеджмента / Экономика и управление Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования: Санкт-Петербургский университет управления и экономики. - Спб, №4, 2012. с.112-115.
7. Финансы / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова, М.Л. Ва-сюнина. - М., Финансы и статистика, 2013. 496 с.
Гыязов А.Т., Ураимов М.У.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кызылкийский институт экономики, технологии и права,
КГТК им. Т. Кулатова, г. Кызыл-Кия, Кыргызстан
Ключевые слова: горнодобывающей промышленности,
предпринимательский потенциал, предприятия, индикаторы.
Key words: mining, entrepreneurial potential, Enterprise, indicators.
Аннотация: В данном исследование показаны основные факторы влияющие на развития предпринимательского потенциала МСП КР. Выявлены факторы, определяющие развитие предпринимательского потенциала на разных уровнях, и оценить их приоритетность. А так же предложены системные подходы для управление развития предпринимательского потенциала в нашей республике.
Abstract: This study shows the main factors affecting the development of the entrepreneurial potential of SMEs KR. The factors determining the development of entrepreneurial capacity at different levels, and to evaluate their priority. And also proposed systematic approach for managing the development of entrepreneurial potential in our country.
Риск малого предпринимательства, высокий уровень зависимости от изменчивости предпринимательской среды, ужесточающаяся конкуренция, нестабильность правовой и нормативной базы, несовершенство институциональной среды приводит к необходимости решения проблемы обеспечения устойчивости его развития, причем не только в определенный временной интервал, но и в стратегической перспективе. Малому предпринимательству динамизм и изменчивость
65
Территория науки. 2015. № 1
присущи в значительной мере и даже являются одними из основных признаков. В связи с чем, целесообразно исследовать данную экономическую категорию по отношению к предпринимательским структурам - малым предприятиям. Малое предпринимательство является составным элементом (подсистемой) региональной и национальной экономики, но, в свою очередь, это достаточно сложная, активная, открытая экономическая система со своей структурой, иерархией. Современное малое предприятие, в свою очередь, является сложной системой. Системный подход представляет собой изучение, наблюдение и проектирование некоторого объекта с учетом внутренних взаимосвязей между элементами этого объекта и возмущающих воздействий на него со стороны факторов окружающей среды [2].
На наш взгляд, в использовании системного подхода к управлению развитием предпринимательского потенциала является:
- построение системы факторов, определяющих развитие предпринимательского потенциала на различных уровнях управления;
- применение методов экспертных оценок и расстановки приоритетов в целях систематизации факторов и установления их значимости;
- формирование концепции формирования и управления предпринимательским потенциалом малых предприятий, для обеспечения развития их деятельности.
Необходимо рассмотреть эти положения подробно. Рассматривая предпринимательство, необходимо отметить, что его функционирование происходит в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду. Обычно, рассматривая внешнюю среду, аналитики выделяют микросреду -внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и макросреду компании - внутреннюю, которая формируется непосредственно предпринимателями.
Макросреда, или дальнее окружение (macro-environment, far environment), - это совокупность факторов общего характера, которые не оказывают непосредственного влияния на текущую деятельность компании, но могут влиять на ее долгосрочное развитие. Среди таких факторов обычно выделяют политико-правовые, экономические, социокультурные и технологические факторы. Анализ внешней среды, или внешний анализ (environmental analysis), служит для выявления возможностей и угроз, с которыми компания может столкнуться в будущем в процессе своего развития. Возможности и угрозы носят
66
Территория науки. 2015. № 1
объективный характер, являются внешними по отношению к компании и проистекают из характера и тенденций внешней среды (рис. 1).
Анализ макросреды служит инструментом, при помощи которого контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей.
Этот анализ опирается на такие экономические факторы, как: темпы инфляции, налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отраслях.
Макроанализ, в известной мере, учитывает и влияние политических ситуаций, при этом нeoбxoдимo cлeдить зa coглaшeниями по тapифaм и тopгoвлe мeждy cтpaнaми; пpoтeкциoниcтической пoлитикoй в некоторых структурах, например, таможенной системы, нaпpaвлeннoй пpoтив тpeтьиx crpan; нopмaтивными aктaми мecтныx opгaнoв влacти и цeнтpaльнoгo пpaвитeльcтвa; ypoвнeм paзвития пpaвoвoгo peгyлиpoвaния экoнoмики; oтнoшeниeм гocyдapcтвa и вeдyщиx пoлитикoв к aнтимoнoпoльнoмy зaкoнoдaтeльcтвy; кpeдитнoй пoлитикoй мecтныx влacтeй; oгpaничeниями га пoлyчeниe ccyд и нaeм paбoчeй cилы [5].
Рынoчныe механизмы макросреды включaют мнoгoчиcлeнныe xapaктepиcтики, кoтopыe oкaзывaют нeпocpeдcтвeннoe влияниe нa эффeктивнocть paбoты opгaнизaций, наиболее важными из которых, по мнению исследователей данной проблематики, являются [6]: измeнeниe дeмoгpaфичecкиx ycлoвий; ypoвeнь дoxoдoв нaceлeния и их pacпpeдeлeниe; жизненные циклы различных товаров и услуг; уровень конкуренции в отрасли; доля рынка, занимаемая организацией; емкость рынка; защищенность рынка правительством.
Социальные явление макросреды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации.
Анализ факторов, влияющих на внешнеэкономической связи, важен для организаций, которые действуют или собираются действовать на международном рынке. В этой связи руководству организаций необходимо следить за ситуацией, которая складывается на обширном международном рынке.
В повседневной деятельности малое предприятие взаимодействует с государством в лице законодательных и контролирующих органов. Результатом этого взаимодействия являются формируемые на уровне предприятия налоговая и финансовая политика. Деятельность
67
Территория науки. 2015. № 1
предприятия на этом уровне не ограничивается только таким взаимодействием: привлекая рабочую силу в лице квалифицированных производственных кадров, малое предприятие выстраивает взаимоотношения с центрами занятости, профсоюзами, союзами предпринимателей. Это взаимодействие носит сложный характер ввиду динамизма присущего малому бизнесу.
Отличительной особенностью внешнего окружения малого предприятия на макро-уровне является наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создаваемой государством. В этом плане малое предприятие взаимодействуют с центрами поддержки предпринимательства, которые способствуют формированию информационной составляющей малого бизнеса. Малое предприятие, участвуя в проектах поддержки малого предпринимательства в форме бизнес-инкубаторов, техно-парков, и бизнес-гостиниц, на начальных этапах своего существования могут выделить собственные конкурентные преимущества, реализуя новаторские идеи и ноу-хау.
На макро-уровне малое предприятие взаимодействуют с предпринимательской средой, представленной поставщиками сырья и материалов, покупателями и заказчиками, конкурирующими организациями, финансовыми и страховыми институтами и прочими контрагентами. Этот уровень взаимодействия отличает наличие конкурентной борьбы, как между представителями малого предпринимательства, так и со стороны крупного и среднего бизнеса.
Таким образом, в условиях рыночной экономики внешняя среда, воздействуя на малое предприятие, определяет его внутреннее содержание. По аналогии с крупными и средними предприятиями, она формируется в силу взаимодействия средств труда и предметов труда и направленной трудовой деятельности, овеществленных в производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсах. При этом небольшие размеры малого предприятия выступают ограничителем в объемах привлекаемых ресурсов, тем самым, способствуя формированию сложных и взаимозаменяемых структур в производстве и управлении.
Малые предприятия характеризуются внутренней средой и ближайшим окружением, и которые представляет собой структуру, -это компании, непосредственно влияющие на деятельность предприятия: клиенты, поставщики, кредиторы, конкуренты,
кредитные организации и др.
В этой связи анализ микро - внутренней среды, или внутренний анализ (internal analysis), представляет собой процесс идентификации
68
Территория науки. 2015. № 1
сильных и слабых сторон малого предприятия, оценку их важности с точки зрения выполнения миссии и достижения стратегических целей. Он позволяет установить, какие из сильных сторон могут стать источниками конкурентных преимуществ, и какие из слабых сторон могут стать серьезными препятствиями на пути развития малого предприятия.
Следует отметить, что малые предприятия взаимодействованы на двух уровнях: макроуровень - формирующий предпринимательскую среду, и микроуровень, определяющий организационно-правовые формы, отраслевую принадлежность предпринимательских структур. Все это позволило сделать предположение о влиянии на развитие двух групп факторов - экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних). Факторы, определяющие развитие предпринимательского потенциала, — моменты, существенные обстоятельства, а их выделение вызвано необходимостью определения устойчивости роста малого предпринимательства, т.е. приобретения нового качества, определяющего усиление жизнедеятельности малых форм хозяйствования [4, 9].
Важными моментами являются характеристика кадрового потенциала предпринимательской деятельности, формирование которого, в большей мере, является прерогативой местных органов, реализующих определенную политику поддержки
предпринимательства и бизнеса в сфере производства. В этой связи вопросы развития кадрового потенциала малого бизнеса должны решаться в соответствии с региональной политикой развития предпринимательства, малого бизнеса. Слабая профессиональная подготовленность руководителей, специалистов и работников сферы промышленного производства, в большей мере, определяется отсутствием региональных программ подготовки предпринимателей, недоступностью платного образования - для большинства участников малого бизнеса в сфере услуг, отсутствием системного подхода к подготовке к предпринимательской деятельности ни всех уровнях.
Особенно необходима подготовка в области управления рынком, маркетинга, коммерции, формирования и реализации стратегии и тактики бизнеса, продвижения производимых услуг на рынок, приобретения практических навыков по обеспечению инновационной и инвестиционной деятельности.
На современном этапе в предпринимательстве, в сфере промышленного производства актуальна инновационная
направленность. В этой связи необходимо учитывать влияние технологических факторов, включающих уровень развития науки,
69
Территория науки. 2015. № 1
техники и технологий, которые в совокупности с социокультурными факторами определяют возможности реализации
предпринимательской инициативы на мировом уровне.
Центры поддержки предпринимательства
Бизнес-
инкубаторы
Техно-парки
Бизнес-
гостиницы
Налоговая
служба
Таможенные
органы
Законодательн ые органы
Потребители
продукции
Поставщики Конкуренты
Z ▲
Центры занятости Профсоюзы Союзы предпринимателей
Рисунок - Внешняя среда малого предприятия [1]
Обязательным условием становления и развития малого бизнеса в сфере производства является конкуренция, которая на внутреннем рынке достаточно велика, но не может сравниваться с иностранными фирмами и крупными бизнес-структурами в сфере промышленного производства, т.к. представители малого бизнеса не вполне овладели методами конкурентной борьбы, всеми ее тонкостями с учетом особенностей и специфики местного, и отраслевого характера. Институциональные факторы характеризуют степень развитости инфраструктуры рынка: банковской системы, системы страхования, распределительной системы, системы рыночных посредников, обеспечивающих юридическое и консультативное обеспечение и т.д., которые снижают барьеры вхождения в бизнес и уровень риска
70
Территория науки. 2015. № 1
предпринимательства [3, 8]. Несмотря на наличие ряда правовых актов и законов, призванных способствовать эффективному использованию всех преимуществ малого бизнеса, до сих пор действующая правовая база не свободна от недостатков. Известно, что нормативно-правовая документация закладывает основы для успешного развития малых форм предпринимательства, решения организационных, финансовых, научно-технических проблем, однако, многие законы не выполняются, финансирование развития малого бизнеса, особенно в сфере услуг инновационного характера, остается трудно разрешимым и отличается кратковременной продолжительность действия.
Таблица - Факторы, определяющие развитие предпринимательского потенциала на разных уровнях
Уровень Важнейшие факторы предпринимательского потенциала
Развитие предпринимательства в стране 1. Состояние занятости трудоспособного населения, определяемое уровнем безработицы 2. Наличие поддержки малого предпринимательства 3. Степень развития инновационной деятельности и механизмов поддержки инновационных предприятий, развитие венчурного бизнеса 4. Доступность кредитных ресурсов, определяемых количеством выданных кредитов малому бизнесу и уровнем процентной ставки по кредитам 5. Несовершенство налогового законодательства и высокий уровень налогообложения в отношении предпринимательских структур 6. Рост цен на основные товары и услуги, уровень инфляции
Развитие предпринимательства на уровне отрасли 1. Капиталоемкость отрасли, доступность ресурсной базы 2. Прибыльность отраслевой продукции, количество убыточных предприятий 3. Уровень конкуренции, в том числе с учетом иностранных компаний 4. Уровень технических новшеств в отрасли 5. Уровень налогообложения предприятий отрасли
Развитие предпринимательского потенциала предприятия 1. Производственный потенциал 2. Финансовое состояние предприятия (финансовая устойчивость) 3. Маркетинговый потенциал (деловая активность) 4. Инновационная активность 5. Уровень риска по основной деятельности
Согласно приведенной таблицы, можно выбрать не только факторы влияющие на степень предпринимательство, но и определить отрасль,
71
Территория науки. 2015. № 1
область и уровни предпринимательской деятельности в пространстве и во времени.
Проведенные нами исследования позволили выявить факторы, определяющие развитие предпринимательского потенциала на разных уровнях, и оценить их приоритетность. Система факторов дает возможность упорядочить факторы, определяющие
предпринимательскую активность, построить приоритетный ряд факторов на разных уровнях и оценить степень их взаимного влияния; определить доминирующие факторы и установить их зависимость от других факторов с оценкой уровня влияния на каждый основной фактор; квалифицированно установить направления развития экономики в стране, отрасли.
Список литературы
1. Морозов В.П. Гипертексты в экономике. [Текст] / Морозов В.П., Тихомиров В.П., Хрусталев Е.Ю. Информационная технология моделирования: Учеб. пос. М., 1997.
2. Патюрелъ Р. Создание сетевых организационных структур [Текст] / Патюрелъ Р. Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.
3. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации [Текст] / Ходов Л. Вопросы экономики. 2002. № 7.С. 147152.
4. Гаранкина Л.А. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель [Текст] / Л.А. Гаранкина. Российский экономический журнал. 1996. № 8.
5. Блинов, А. Немалые трудности малого бизнеса [Текст] / А.-Блинов, А. Никитов. РЭЖ. 1999. №2.
6. Биктяков Ю.Р. Малое предпринимательство в регионе и меры его государственной поддержки [Текст] / Ю.Р.Биктяков. 2002. № 2. С. 60-69.
7. Гыязов А.Т. Развитие предпринимательского потенциала малых предприятий как внутреннего источника роста экономики страны / Т.Л. Безрукова, А.Т. Гыязов, - М.: ИТД «КноРус», 2012.
8. Адамчук И.А., Стефанова В.Д. Роль маркетинга в малом бизнесе // Территория науки. 2014. Т. 5. № 5. С. 78-84.
9. Давыдова Е.Ю. Место и роль малого предпринимательства в развитии региона (на примере Воронежской области) // Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 465-468.
72