Научная статья на тему 'Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области'

Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИБЫЛЬ / ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОН / INVESTMENT / BUSINESS / PROFIT / ORGANIZATION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репичев Александр Иванович, Тугачева Лариса Викторовна, Ланская Анна Владимировна

В статье представлено комплексное исследование методов и перспектив развития предпринимательской деятельности в Орловской области. В процессе исследования проблемы перспектив развития предпринимательской деятельности в Орловской области использовались методы логического, статистического, сравнительного и комплексного анализа. Авторами структурированы сложившиеся отрицательные тенденции по развитию предпринимательской деятельности в Орловской области. Отмечается, что ключевой проблемой развития предпринимательства является низкий уровень инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Репичев Александр Иванович, Тугачева Лариса Викторовна, Ланская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the development of entrepreneurial activity in different regions is very acute and plays one of the main roles in the Russian economy. Entrepreneurship is one of the most important categories of economic science. It is the entrepreneur who is the main actor in the market economy. There are many problems associated with the development of entrepreneurship, but one of the key is the problem of investment. This article examines the prospects for the development of entrepreneurial activities in the Orel region from the perspective of the investment problem. A comprehensive study of methods and prospects for the development of entrepreneurial activities in the Orel region is done. In the process of researching the problem of prospects for the development of entrepreneurial activity in the Orel region, methods of logical, statistical, comparative and complex analysis were used.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития предпринимательской деятельности в Орловской области»

УДК:334.021(470.319) DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-6-246-256

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Репичев А.И., Тугачева Л.В., Ланская A.B.1

В статье представлено комплексное исследование методов и перспектив развития предпринимательской деятельности в Орловской области. В процессе исследования проблемы перспектив развития предпринимательской деятельности в Орловской области использовались методы логического, статистического, сравнительного и комплексного анализа. Авторами структурированы сложившиеся отрицательные тенденции по развитию предпринимательской деятельности в Орловской области. Отмечается, что ключевой проблемой развития предпринимательства является низкий уровень инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции, предпринимательство, прибыль, организации, регион.

PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISE ACTIVITY IN THE OREL REGION

REPICHEV A.I. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

TUGACHEVA L.V. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected]

LANSKAYA A.V. — Student at the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

The problem of the development of entrepreneurial activity in different regions is very acute and plays one of the main roles in the Russian economy. Entrepreneurship is one of the most important categories of economic science. It is the entrepreneur who is the main actor in the market economy. There are many problems associated with the development of entrepreneurship, but one of the key is the problem of investment. This article examines the prospects for the development of entrepreneurial activities in the Orel region from the perspective of the investment problem. A comprehensive study of methods and prospects for the development of entrepreneurial activities in the Orel region is done. In the process of researching the problem of prospects for the development of entrepreneurial activity in the Orel region, methods of logical, statistical, comparative and complex analysis were used.

Keywords: investment, business, profit, organization, region.

Репичев Александр Иванович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной слуЖбы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, е-mail: [email protected] Тугачева Лариса Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, е-mail: [email protected]

Ланская Анна Владимировна - студентка, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, е-ттаН: [email protected]

Основу современного мира составляет предпринимательство - деятельность, которая осуществляется с целью получения прибыли. Источники прибыли могут быть различными. Ими могут выступать как интеллектуальные продукты, труд, так и имущество. Причем эти источники могут как принадлежать самому предпринимателю, так и быть привлеченными со стороны на определенных условиях. Никто не может гарантировать, что предпринимательская деятельность обязательно будет приносить прибыль, поэтому этот вид деятельности считается достаточно рискованным, и, как правило, далеко не каждый человек обладает способностью к успешному ведению бизнеса1.

Для того, чтобы более четко представлять, что такое предпринимательская деятельность, необходимо рассмотреть её признаки, которыми обладает предпринимательская деятельность во всем мире2. Эти признаки позволяют отличить предпринимательскую деятельность от всех остальных видов экономической деятельности:

- предпринимателю присуща имущественная и организационная самостоятельность;

- предпринимательская деятельность - это деятельность, которая направлена на постоянное извлечение прибыли из принадлежащего предпринимателю имущества, интеллектуальной собственности и вкладываемого труда;

- предпринимательская деятельностьсопровождается риском потерпеть убыток, недополучить прибыль;

- ответственность за результат и тяжесть последствий лежит на самом предпринимателе;

- предприниматель действует в правовом поле государства, имея регистрацию в соответствующем государственном органе и неукоснительно следуя требованиям законодательства.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (Орелстат), количество субъектов малого и среднего предпринимательства Орловской области, внесенных в единый реестр, по состоянию на 1 января 2016 года составило 9155 единицы. В 2016 году количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) составило 1101, а число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - 2880 единиц. При этом общее количество индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре на 1 декабря 2016 года, составило 19 335 единиц.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 53,5% от числа всех хозяйствующих субъектов в Орловской области3.

Высоких результатов в сфере развития малого и среднего предпринимательства удается добиваться благодаря политике целенаправленного стимулирования деловой активности, проводимой Правительством Орловской области. С 2014 года государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области реализуется на основании постановления Правительства Орловской области «Об утверждении государственной программы Орловской области» «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», в составе которой действует подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы».

1 Шульгина А.В. Проблемы финансирования инвестиций в малом и среднем бизнесе // Социально-экономические проблемы развития малого и среднего бизнеса. - 2015. - С. 74-75.

2 Тугачева Л.В., Репичев А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Орловской области // Перспективы развития науки и образования. - 2014. - С. 127-130.

3 Полянин А.В.Эволюция теорий экономического роста регионов на основе размещения производственных сил и экономического равновесия // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. - 2016. - С. 32-35.

В целом на реализацию подпрограммы до 2020 года предусмотрено 1 057 335,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 594 325,8 тыс. рублей;

- областного бюджета - 83 243,8 тыс. рублей;

- внебюджетных средств в виде собственных средств получателей поддержки -379765,5 тыс. рублей.

На рисунке 1 представлена структура денежных средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы.

Источник: авторская разработка

Рисунок 1-Финансирование на реализацию подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014- 2020 годы»

Figure 1 - Financing for the implementation of the subprogram "Development and support of small and medium businesses in the Orel region for 2014- 2020"

На рисунке 1 видно, что больше половины средств предусмотрено из федерального бюджета и меньше 10% - из бюджета Орловской области, что говорит о большом дефиците денежных средств в бюджете области. Однако реализация указанной подпрограммы поддержки (независимо от источников финансирования) позволяет решать возникающие проблемы, максимально снижать негативное влияние на малый бизнес и создавать благоприятные условия для его развития.

В 2016 году в государственную программу вносились изменения, корректирующие состав мероприятий, объемы финансирования, плановые значения целевых индикаторов. Так, на реализацию государственной программы в целом направлено 181 975,0 тыс. рублей, из них:

137 295,4 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета;

44 679,6 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета.

Также 34 613,0 тыс. рублей было направлено на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств внебюджетных источников - собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) получателей поддержки, направленные на реализацию проектов в качестве софинансирования, а также собственных и кредитных средств организаций инфраструктуры поддержки МСП.

В 2016 году по итогам конкурсного отбора Минэкономразвития России, который ежегодно проводится в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы

8%

■ Федеральный бюджет

■ Областной бюджет

■ Внебюджетные средства в виде собственных средств получателей поддержки

Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» между Правительством Орловской области и Минэкономразвития России заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (от 14 июля 2016 года № 087-16-МБ).

В рамках указанного соглашения из федерального бюджета бюджету Орловской области предусмотрена субсидия в размере 53 685,3 тыс. рублей, при условии софинансирования из бюджета Орловской области в размере 2 825,5 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» за счет средств субсидий областного и федерального бюджета в 2016 году составил 56 510,8 млн рублей, что на 36,6 % ниже уровня 2015 года.

В связи с ликвидацией областного автономного учреждения «Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства» (далее - ОАУ «ОРФРММП») (распоряжение Правительства Орловской области от 28 октября 2015 года № 382-р) средства капитализации ОАУ «ОРФРММП» за счет субсидий, выделенных из областного и федерального бюджетов учреждению за период 2009-2011 годов для предоставления поручительств по кредитным обязательствам субъектов МСП в размере 104 512,5 тыс. рублей и 23 275,7 тыс. рублей собственные средства ОАУ «ОРФРММП» были возвращены в областной бюджет и направлены в некоммерческую организацию микрокредитную компанию «Фонд микрофинансирования Орловской области» (далее -НОМКК «ФМОО») в размере 124 962,68 тыс. рублей на развитие инфраструктуры поддержки МСП в Орловской области в рамках подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области».

Таким образом, в 2016 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» направлено 181 473,6 тыс. рублей (в том числе 137 295,4 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и 44 178,2 тыс. рублей за счет средств областного бюджета).

За счет внебюджетных средств на реализацию подпрограммы направлено 34 613,0 тыс. рублей. Освоение бюджетных средств по подпрограмме «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» составило 99,7%. Непосредственными результаты реализации основных мероприятий в разрезе подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы» являются:

В рамках совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, разработаны и утверждены следующие нормативные правовые акты:

1. Закон Орловской области от 29 ноября 2016 года № 2040-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введение в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения»;

2. Постановление Правительства Орловской области от 9 августа 2016 года № 311 «Об утверждении Порядка осуществления пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности в Орловской области за счет средств областного бюджета»;

3. Постановление Правительства Орловской области от 23 мая 2016 года № 179 «О Порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества Орловской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для использования в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы)

субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Орловской области, а также предназначенного для отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в Орловской области в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4. Постановление Правительства Орловской области от 27 декабря 2016 года №520 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат, связанных с продвижением товаров собственного производства на внутренние и внешние рынки».

Принято участие в проведении следующих совещаний, круглых столов, встреч и т.п. с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления их деятельности, в том числе с участием контрольно-надзорных органов:

1. Проведены выездные встречи в четырех районах Орловской области с субъектами МСП при участии органов руководителей МСУ, представителей ОГИВ, организаций инфраструктуры поддержки МСП и др;

2. В рамках инвестиционного послания Губернатора Орловской области проведено заседание Координационной совета по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции Орловской области.

3. Принято участие в обучающем мероприятии для представителей малого бизнеса на тему: «Как сформировать финансовый портфель. Инвестиционные и накопительные программы»;

В рамках мероприятия «Развитие системы микрофинансирования» осуществлена капитализация активов НОМКК «ФМОО», предназначенных для микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Государственную поддержку получили 376 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 20 за счет средств субсидии, которыми создано рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) - 198 ед.

В рамках мероприятия «Развитие системы гарантий и поручительств» осуществлена капитализация активов НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» (НО «ФППОО»), предназначенных для предоставления поручительств по кредитным обязательствам субъектов МСП. Государственную поддержку получили 40 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 5 за счет средств субсидии, которыми создано рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) - 71 ед.

На базе НО «ФППОО» в качестве структурных подразделений созданы:

1. Центр поддержки предпринимательства (далее - ЦПП), который оказывает широкий спектр услуг для малого и среднего бизнеса. Среди услуг:

- проведение различных обучающих мероприятий совместно с ВУЗами,

- консультирование по налоговому законодательству, предоставление услуг по регистрации бизнеса, услуги удаленной бухгалтерии, юридическое сопровождение. По итогам работы в 2016 году ЦПП оказана поддержка 1 676 субъектам МСП, проведено 3 425 консультаций и мероприятий для субъектов МСП.

2. Центр кластерного развития (далее - ЦКР). Деятельность центра направлена на создание условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров, обеспечение реализации совместных кластерных проектов. По

итогам работы в 2016 году ЦКР оказана поддержка 25 субъектам МСП.

В 2016 году на базе НОМКК «ФМОО» в качестве структурного подразделения создан Орловский региональный Центр поддержки экспорта (далее - Центр поддержки экспорта).

Деятельность Центра поддержки экспорта направлена на стимулирование и вовлечение малых и средних предприятий Орловской области во внешнеэкономическую деятельность, оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства региона, а также содействие их выходу на международные рынки товаров, услуг и технологий, повышению конкурентоспособности и их эффективной деятельности. По итогам работы в 2016 году Центром поддержки экспорта оказана поддержка 103 субъектам МСП, проведено 274 консультации и мероприятия для субъектов МСП.

Мероприятие «Субсидирование начинающих предпринимателей» предполагает проведение конкурсного отбора субъектов МСП на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с открытием собственного бизнеса, в размере до 300 тыс. рублей, а также конкурсного отбора муниципальных образований Орловской области, бюджетам которых на условии софинансирования предоставляются субсидии на реализацию данного мероприятия в рамках муниципальных программ поддержки МСП.

В 2016 году в рамках мероприятия на конкурсной основе предоставлено 11 субсидий на открытие собственного бизнеса начинающим предпринимателям, в том числе 2 районам области, которые в свою очередь также на конкурсной основе предоставили 3 субсидии начинающим предпринимателям.

По итогам реализации мероприятия «Субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования» на конкурсной основе предоставлено 7 субсидий в размере до 4 млн. рублей.

Всего за 2016 год по данным направлениям государственную поддержку получили 2 238 субъектов МСП.

Обеспечено участие Орловской области в мероприятиях следующих форумов:

1) участие в форуме предпринимателей Орловской области 3.0;

2) участие в Курском среднеэкономическом форуме «Малый и средний бизнес в экономике будущего»;

3) участие в XV Международном Инвестиционном форуме в Сочи.

В рамках мероприятий «Информационное сопровождение АИС «Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства», «Ведение реестра субъектов МСП -получателей государственной поддержки» ежемесячно проводится обновление данных и всех разделов. Кроме того, в Орловской области проводятся мероприятия, направленные на снижение налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса. С этой целью в Орловской области начиная с 2009 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения по схеме «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих экономические и социально значимые виды деятельности, устанавливается пониженная налоговая ставка в размере 5%. Аналогичная мера поддержки установлена на 2015 - 2018 годы.

Огромное значение для развития предпринимательской деятельности имеет инвестиционный потенциал того или иного субъекта Российской Федерации1. Инвестиционный потенциал - это показатель инвестиционной привлекательности объекта (предприятия,

1 Рудакова О.В., Полянин А.В., Кузнецова Л.М. Основные проблемы инвестиционной привлекательности России// Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 2. - С. - 152-162.

региона, территории или государства в целом), представляющий собой совокупность объективных условий и предпосылок для инвестирования1. По данным Национального Рейтингового Агентства, из 80 субъектов Российской Федерации, включенных в рейтинг инвестиционной привлекательности, по итогам 2016 года Орловская область имеет категорию Ю6 «регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности». К наиболее активным странам-партнерам региона относятся: Италия, Германия, Франция, Турция, Ирландия, Китай, Латвия, Великобритания, Греция, Польша, Испания, Словакия, Румыния, Литва, Эстония, Венесуэла, Аргентина, Чешская Республика, Венгрия, Гонконг, Монголия, Бельгия, Финляндия, Швейцария, Болгария. Такое количество партнеров региона говорит о высоком уровне международной деловой активности.

Основными задачами внешнеэкономической деятельности Орловской области являются:

1) повышение эффективности внешних связей;

2) содействие росту экспортного потенциала;

3) координация импортной политики;

4) обеспечение инвестиционной привлекательности региона.

Выполнение перечисленных задач способствует устойчивому развитию экономики области, формированию современных рыночных отношений, а также повышению конкурентоспособности местных производителей.

Представим структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Орловской области в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что максимальная сумма бюджетных денежных средств, инвестируемых в развитие предпринимательской деятельности приходилась на 2013 год. В последующие годы наметилась тенденция уменьшения государственных финансовых вложений.

Аналогичные тенденции прослеживаются и по привлеченным финансовым вложениям. Максимальная сумма собственных средств инвестируемых в развитие организаций Орловской области, приходилась на 2015 год. Более четко эта ситуация прослеживается на рис. 2.

С учетом выявленных тенденций определим инвестиционные преимущества Орловской области, способные повлиять в будущем на развитие предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, Орловская область имеет определенные инвестиционные преимущества перед другими регионами:

1. Территориальные: определяются исходя из степени вовлечения муниципальных образований в инвестиционный процесс, необходимости активного привлечения инвестиционных ресурсов и поддержки развития депрессивных территорий.

Выгодное географическое расположение региона и его областного центра, в том числе на пересечении значимых международных транспортных коридоров («Север-Юг», «Запад-Восток»), близость к Москве и обширные рынки сбыта предопределяют ускоренное развитие логистики, услуг по сопровождению и оформлению товаро- и продуктооборота, транспортного машиностроения, всех услуг, связанных с коммуникацией. Формирование современного транспортно-логистического кластера региональной экономики является одним из наиболее перспективных направлений ее развития.

1 Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. Промышленность Орловской области в системе ее инвестиционного потенциала // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 3 (20). - С. 49-60.

Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Орловской области (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

Table 1 - Structure of investment in fixed assets by sources of financing in the Orel region (excluding small businesses and the volume of investments not observed by direct statistical methods)

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Миллионов рублей (в фактически действовавших ценах)

Инвестиции в 12618, 21742,0 23317,0 23727,9 23006,9 26849,1 22566,

основной капитал - 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всего в том числе:

собственные 5324,3 10934,3 11209,7 10037,2 9358,0 14278,6 12904,

средства 0

из них:

прибыль1 3007,5 4258,0 5832,1

амортизация2 1866,7 6074,9 4940,9

привлеченные 7294,2 10807,7 12107,3 13690,7 13648,9 12570,5 9662,5

средства

из них:

кредиты банков 2049,5 3555,3 3349,3 3372,6 4689,3 2939,9 2543,0

заемные средства 504,2 371,3 447,2 624,2 810,8 807,6 1090,6

других организаций

инвестиции из-за рубежа3 1,4 - 2,4 -

бюджетные средства 2314,1 3220,6 5279,7 6204,0 3943,5 4644,8 3383,6

в том числе:

федерального бюджета 1460,3 1928,7 3533,7 3859,6 2698,2 3054,3 1905,3

бюджета субъекта РФ 701,6 1028,9 1434,5 1910,2 986,9 1367,9 881,1

местных бюджетов 152,2 263,0 311,5 434,2 258,4 222,6 597,2

средства государст- 37,4 47,6 67,7 89,8 147,6 58,3 93,0

венных внебюджетных

фондов

средства организаций и 2575,3 2916,7 3389,4 3402,9 2068,9

населения, привлечен-

ные средства для

долевого строительства

прочие средства4 2389,0 3612,9 388,1 482,0 668,3 714,6 483,4

2. Отраслевые: экономика области представлена всеми видами экономической деятельности, ведущими из которых являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля. Регион располагает достаточным производственно-экономическим потенциалом аграрно-промышленной направленности для решения внутриобластных задач, а также для взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со сложившимся разделением труда.

1 Данный показатель с 2013 г. органами статистики не разрабатывается.

2 Данный показатель с 2013 г. органами статистики не разрабатывается.

3 Показатель введен с 2013 г.

4 До 2011 г. - включая средства организаций и населения на долевое строительство; с 2012 г. - без учета средств дольщиков.

I I

1ПШН1ПП

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

■ Собственные средства I Привлеченные средства I Бюджетные средства

Источник: авторская разработка

Рисунок 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Орловской области

Figure 2 -The structure of investment in fixed assets by sources of financing in the Orel region

3. Перспективные виды продукции, работ и услуг: в сфере качественных изменений на период до 2020 года приоритетными в развитии промышленности Орловской области являются перспективные направления деятельности1:

1) стимулирование энергосбережения и деятельности промышленных предприятий по созданию энергоэффективных технологий, оборудования и приборов, а также удовлетворению потребительского рынка и потребностей населения области;

2) повышение эффективности использования производственных мощностей и ресурсов промышленных организаций;

3) повышение качества и конкурентоспособности продукции;

4) снижение себестоимости продукции;

5) повышение уровня менеджмента организации;

6) развитие региональной производственной кооперации и формирование устойчивых производственных и финансовых связей между организациями области;

7) развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности.

4. Технологии опережающего развития: Орловская область, обладая существенным потенциалом добычи сырья, имеет все возможности для создания собственных технологий опережающего развития. Располагая запасами железной руды, цеолитов, известняков и высококачественных глин, может быть сформирован новый производственный кластер, использующий в качестве сырья местные запасы полезных ископаемых. Яркими примерами таких производств могут служить производство стальной фибры, полный цикл производства инсулинов, производство строительной керамики, которые дают значительные преимущества Орловской области перед другими регионами.

Значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвесторов, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов. В этой связи можно выделить мероприятия, направленные на решение задачи модернизации финансовых механизмов содействия инвестиционной деятельности:

1) предоставление государственных гарантий для стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения обязательств по кредитам и займам, привлекаемым инвесторами

1 Алехина Т.А., Строева О.А., Тишаев В.В. Особенности реализации и перспективные направления развития промышленной политики региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 318-324.

0

для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с высокой социально-экономической значимостью1;

2) предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них;

3) использование инвестиционного фонда Орловской области, что позволяет привлекать федеральные ресурсы в инфраструктурные проекты.

В итоге следует отметить, что, несмотря на сложившиеся отрицательные тенденции по развитию предпринимательской деятельности, Орловской область имеет значительный потенциал. Реализация данного потенциала - сложный процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. В то же время реализация данного потенциала в области предпринимательства является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Библиография/References:

1. Алехина Т.А., Строева О.А., Тишаев В.В. Особенности реализации и перспективные направления развития промышленной политики региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 318-324.

2. Головина Т.А., Поповичева Н.Е., Авдеева И.Л. Управление инвестициями в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 370-377.

3. Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. Промышленность Орловской области в системе ее инвестиционного потенциала // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 3 (20). - С. 49-60.

4. Полянин А.В. Эволюция теорий экономического роста регионов на основе размещения производственных сил и экономического равновесия // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. - 2016. - С. 32-35.

5. Рудакова О.В., Полянин А.В., Кузнецова Л.М. Основные проблемы инвестиционной привлекательности России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016.- Т. 11. -№ 2. - С. 152-162.

6. Тугачева Л.В., Репичев А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Орловской области // Перспективы развития науки и образования. - 2014.- С. 127-130.

7. Шульгина А.В. Проблемы финансирования инвестиций в малом и среднем бизнесе // Социально-экономические проблемы развития малого и среднего бизнеса. - 2015. - С. 74-75.

1. Alekhina, T.A., Stroeva, O.A., Tishaev, V.V. (2017) Osobennosti realizatsii i perspektivnye napravleniia razvitiia promyshlennoi politiki regiona [Peculiarities of implementation and perspective directions of industrial policy development in the region] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship]. - № 2-2 (79-2). - P.318-324. (In Russ.)

2. Golovina, T.A., Popovicheva, N.E., Avdeeva, I.L. (2016) Upravlenie investitsiiami v novye

1 Головина Т.А., Поповичева Н.Е., Авдеева И.Л. Управление инвестициями в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития в моногородах // Среднерусский вестник общественных наук. -2016. - Т. 11. - № 6. - С. 370-377.

promyshlennye tochki rosta: budushchee territorii operezhaiushchego razvitiia v monogorodakh [Management of investments into new industrial points of growth: future of territories of the advancing development in monotowns] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 6. - P. 370-377. (In Russ.)

3. Lygina, N.I., Rudakova, O.V., Polianin, A.V. (2016) Promyshlennost' Orlovskoi oblasti v sisteme ee investitsionnogo potentsiala [Industry of the Oryol region in the system of its investment potential] // Izvestiia lugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment [Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management]. - № 3 (20). - P. 49-60. (In Russ.)

4. Polianin, A.V. (2016) Evoliutsiia teorii ekonomicheskogo rosta regionov na osnove razmeshcheniia proizvodstvennykh sil i ekonomicheskogo ravnovesiia [Evolution of the theories of regional economic growth based on the location of productive forces and economic equilibrium] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniia v oblasti ekonomiki i finansov [Fundamental and applied research in the field of economics and finance]: sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Pod obshchei redaktsiei O.A. Stroevoi. - Orel. - P. 32-35. (In Russ.)

5. Rudakova, O.V., Polianin, A.V., Kuznetsova, L.M. (2016) Osnovnye problemy investitsionnoi privlekatel'nosti Rossii [Main problems of investment attraction of Russia] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 2. - P. 152-162. (In Russ.)

6. Tugacheva, L.V., Repichev, A.I. (2014) Gosudarstvennaia podderzhka malogo i srednego biznesa v Orlovskoi oblasti [State support of small and medium-sized businesses in the Orel region] // Perspektivy razvitiia nauki i obrazovaniia [Prospects for the development of science and education]: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Chast' 12. - Tambov: OOO «Konsaltingovaia kompaniia lukom». - P. 127-130. (In Russ.)

7. Shul'gina, A.V. (2015) Problemy finansirovaniia investitsii v malom i srednem biznese [Problems of financing investments in small and medium-sized businesses] // Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiia malogo i srednego biznesa [Socio-economic problems of small and medium business development]: sbornik nauchnykh trudov. - Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. - P. 74-75. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.