Научная статья на тему 'Роль университетской среды в формировании предпринимательской культуры студентов'

Роль университетской среды в формировании предпринимательской культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

В статье рассматривается ключевая роль университетов в развитии молодёжного предпринимательства. Именно вузы призваны дать необходимые знания и компетенции, «вооружить» практическими навыками. Университеты являются центральным звеном в генерации предпринимательских идей, где сосредоточены наука и молодёжь. Самой креативной частью населения принято считать молодежь, которая способна полностью отдаваться идее. Однако, по мнению автора, в России степень внедрения предпринимательской составляющей в программу обучения очень низка. Кроме того, роль среды обучения и соответствующих курсов в развитии предпринимательства среди студентов была оценена последними на достаточно невысоком уровне. Университетская среда должна оказывать большую поддержку, создавать необходимые институциональные условия (конкурсы бизнес-планов, организация бизнес-инкубаторов на платформе вузов, проведение встреч с бизнесменами, предоставление стартового финансирования, организация деловых игр и обучающих курсов). Университетское обучение предпринимательству должно быть направлено на развитие необходимых для основания нового предприятия, знаний и навыков, а также способствовать увеличению вероятности рассмотрения предпринимательской деятельности в инновационном или стандартном бизнесе в качестве возможной сферы построения карьеры. Университету следует развивать предпринимательские способности у студентов. Главной задачей ставится дополнить программы дополнительными дисциплинами в области предпринимательской деятельности (стратегический менеджмент, управление проектами, бизнес планирование и т.д.). Это позволит создавать проекты наравне с другими участниками в формировании совместных проектов для экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль университетской среды в формировании предпринимательской культуры студентов»

Роль университетской среды в формировании предпринимательской культуры студентов

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, gulnazmur@yandex.ru

В статье рассматривается ключевая роль университетов в развитии молодёжного предпринимательства. Именно вузы призваны дать необходимые знания и компетенции, «вооружить» практическими навыками. Университеты являются центральным звеном в генерации предпринимательских идей, где сосредоточены наука и молодёжь. Самой креативной частью населения принято считать молодежь, которая способна полностью отдаваться идее. Однако, по мнению автора, в России степень внедрения предпринимательской составляющей в программу обучения очень низка. Кроме того, роль среды обучения и соответствующих курсов в развитии предпринимательства среди студентов была оценена последними на достаточно невысоком уровне. Университетская среда должна оказывать большую поддержку, создавать необходимые институциональные условия (конкурсы бизнес-планов, организация бизнес-инкубаторов на платформе вузов, проведение встреч с бизнесменами, предоставление стартового финансирования, организация деловых игр и обучающих курсов). Университетское обучение предпринимательству должно быть направлено на развитие необходимых для основания нового предприятия, знаний и навыков, а также способствовать увеличению вероятности рассмотрения предпринимательской деятельности в инновационном или стандартном бизнесе в качестве возможной сферы построения карьеры. Университету следует развивать предпринимательские способности у студентов. Главной задачей ставится дополнить программы дополнительными дисциплинами в области предпринимательской деятельности (стратегический менеджмент, управление проектами, бизнес планирование и т.д.). Это позволит создавать проекты наравне с другими участниками в формировании совместных проектов для экономического развития региона.

Ключевые слова: предпринимательство, менеджмент, молодежь, предпринимательская культура, организационная культура, университеты.

В условиях рыночной экономики основным драйвером развития страны должно являться предпринимательство. Для развития предпринимательской среды в регионах требуется постоянная «подпитка» новыми бизнес-кадрами, что ставит вопрос о вовлечении молодёжи в данную сферу. В целом, молодежное предпринимательство - явление, весьма мало изученное наукой и не имеющее чёткого определения (ни законодательного, ни конкретно-статистического), что обуславливает высокую актуальность исследований по этой тематике.

По мнению ряда исследователей, ключевую роль в развитии молодёжного предпринимательства должны сыграть университеты как учреждения высшего образования. Именно они призваны дать необходимые знания и компетенции, «вооружить» практическими навыками.

Однако далеко не каждый вуз способен решить эти задачи. Так, Кузнецов Е.Б. и Энговатова А.А. выделяют 4 типа университетов в зависимости от значимости и роли в экономике [1]:

а) Университет 1.0: основная роль - транслятор знаний;

б) Университет 2.0: сочетание образовательной и исследовательской функций (классический вариант университета);

в) Университет 3.0: добавляет к «классическому» набору функций трансфер технологий с их коммерциализацией;

г) Университет 4.0: поставщик знаний о будущем; генератор «экономики знаний»; лидер в высоких технологиях.

По мере увеличения количества «Университетов 4.0» в стране должно возрастать качество образования, соответствие уровня выпускников требованиям рынка, конкурентоспособность образовательных услуг на международном рынке.

В этой связи интересен опыт передовых российских вузов, которые претендуют на неофициальное звание «Университет 3.0 или 4.0» (другими словами - предпринимательский университет).

Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) проводит интеграцию науки и бизнеса по двум стратегическим направлениям:

1) многоуровневые инженерно-экономические образовательные программы по современным методам и инструментам управления производственными системами (частично финансируются предприятиями-партнёрами);

2) научно-производственный образовательный кластер авиастроения Новосибирской области (совместно с филиалом ОАО «Компания «Сухой») [2; 3].

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) реализует идеологию, состоящую из двух частей:

1) модель «Тройной спирали» с учётом ключевой роли предпринимательского университета в триаде «университет-бизнес-власть»;

2) концепция «Тропического леса инноваций», которая ориентирована на построение инновационной экосистемы, нацеленная на интеграцию университета в мировое учебно-научно-исследовательское пространство [4].

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова разработал образовательную программу «Организация и эффективное ведение собственного дела» в рамках региональной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», оператором которой выступил департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Вуз считает «важным условием для осуществления учащимися учебно-профессиональной деятельности ... участие команд университета в университетских, региональных и Всероссийских конкурсах студенческих предпринимательских проектов» [5].

В МГТУ им. Н.Э. Баумана учебный план инженеров был скорректирован в пользу опережающего изучения студентами математических, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин по сравнению с финансово-экономическими и управленческими. По мнению автора исследования - Селюко-ва В.К. - «такая последовательность изучения позволяет системно, опираясь на солидный образовательный фундамент, осваивать дисциплины из области экономики, финансов и менеджмента. Кроме того, опыт показал, что перестройка на изучение точных (инженерных) наук после освоения дисциплин гуманитарного характера вызывает у студентов значительные трудности» [6].

Интересен опыт и Московского университета имени С.Ю. Витте (бывший МИЭМП), который проводил панельные исследования студентов с точки зрения оценки уровня развития бизнес-инициатив [7].

Заметим, что это не первое подобное исследование в России. Ещё в 2013/2014 гг. Высшая школа менеджмента СПбГУ провела Глобальное исследование предпринимательского духа студентов (СиЕЗБв) [8]. Объём выборки составил 4578 студентов из 32 вузов.

Россия находится на 22 месте (из 50 стран-участниц опроса) по Индексу предпринимательских намерений студентов. Данный индекс, значения которого варьируют в интервале от 1 (худшее значение) до 7, в России составляет 4,45, что выше среднего показателя по всей выборке стран (4,33). Наибольший Индекс предпринимательских намерений характерен для студентов, изучающих экономику и менеджмент — он составляет 4,61, а наименьший (4,18) — для изучающих общественные науки. Несмотря на сравнительно высокий уровень предпринимательских намерений, в бизнес-реальность оказались готовы погрузиться лишь 8% российских студентов, что оказалось меньше, чем по данным международной выборки (8,8% студентов других стран уже ведут свой собственный бизнес) [8].

В этой связи важно понять роль университетской среды в формировании карьерных намерений студентов. Нет сомнений, что университет является одним из ключевых элементов формирования предпринимательской экосистемы. Однако, «как в России, так и в среднем по международной выборке, степень внедрения предпринимательской составляющей в программу обучения очень низка: у порядка 55% студентов вовсе не было курсов по предпринимательству. Кроме того, роль среды обучения и соответствующих курсов в развитии предпринимательства среди студентов была оценена последними на достаточно невысоком уровне».

Кратко резюмируя итоги исследования ЗУЕввв, мы делаем следующий вывод:

1. Российские студенты потенциально настроены по отношению к предпринимательской деятельности более позитивно, чем иностранные, однако до реального участия в бизнесе дело доходит у них реже.

2. Главная мотивация для выбора предпринимательской карьеры - моральная («большее чувство удовлетворения»), а главный барьер -«недостаток ресурсов».

Для того чтобы планы превратились в реальность, университетская среда должна оказывать большую поддержку, создавать необходимые институциональные условия (конкурсы бизнес-планов, организация бизнес-инкубаторов на платформе вузов, проведение встреч с бизнесменами, предоставление стартового финансирования, организация деловых игр и обучающих курсов).

В целом, исследование ЗУЕввв не подтвердило «связь между развитой предпринимательской средой вуза и переходом студентов от намерений к действиям по открытию фирмы». Авторы также выявили «положительную связь между уровнем развития предпринимательской среды в регионе и переходом студентов от намерений к действиям по открытию бизнеса. Подобный ре-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

зультат согласуется с исходными предположениями о влиянии локального институционального контекста на деловую активность индивидов» [9]. Кроме того, можно отметить влияние на деловую активность такого фактора, как положительное восприятие условий хозяйственной деятельности в регионе.

Мы предлагаем принять в качестве целевого ориентира модель предпринимательского университета, которая станет опорой для создания инновационных центров, организации диалога с бизнес-средой, формирования предпринимательской культуры и деловой среды. Развитие концепции предпринимательского университета в Российской Федерации открывает путь к инновационному развитию нашей экономики.

Для трансформации ВУЗа в предпринимательский университет для начала необходимо изменить отношение к таким элементам системы образования как восприятие и принятие преподаваемой теории и увеличить степень интеграции и адаптивности теоретического материала к решению практических задач, нацеленных на развитие предпринимательского мышления у студентов.

Осуществление подобной эволюции традиционного университета в университет нового типа (предпринимательского) для эволюционного перехода, невозможно без добавления дополнительной «Третьей миссии», которая должна давать синергетический эффект от двух других (образовательная и исследовательская) - коммерциализацию знаний, которая будет выражаться в форме самореализации учёных и студентов в реализации собственных проектов (рис. 1).

Рис. 1. Трансформация университета из традиционного в предпринимательский

В ходе осуществления подобных преобразований и трансформации миссии университета неизбежно будут и изменения во взаимодействиях.

В рамках образования в традиционном университете отсутствует информирование студентов о таком понятии как «упущенная выгода».

Осмысление этого понятия является первым этапом развития предпринимательского мышления и формированием потребности в коммерциализации своих проектов и знаний.

Университетское обучение предпринимательству должно быть направлено на развитие необходимых для основания нового предприятия, знаний и навыков, а также способствовать увеличению вероятности рассмотрения предпринимательской деятельности в инновационном или стандартном бизнесе в качестве возможной сферы построения карьеры.

Университету следует развивать предпринимательские способности у студентов. Главной задачей ставится дополнить программы дополнительными дисциплинами в области предпринимательской деятельности (стратегический менеджмент, управление проектами, бизнес планирование и т.д.). Это позволит создавать проекты наравне с другими участниками в формировании совместных проектов для экономического развития региона.

В основе новой миссии, способной осуществить переход к предпринимательскому университету, должна лежать основная характеристика предпринимательской деятельности - осуществление деятельности на свой страх и риск.

Таким образом, для предпринимательских университетов является важным достижение синергии трех миссий, описанных выше: организации процесса разработки новых исследовательских методов, изучения новых областей знания -генерации знаний; развития новых методов обучения и их реализации в процессе взаимодействия со студентами - преподавания; и внедрение новых разработок в производство находящихся на территории региона предприятий, т.е. коммерциализация результатов исследовательской деятельности.

Литература

1. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации — 2016 .— № 5 .— С. 3-9.

2. Хайруллина М.В., Горевая Е.С. Интеграция вуза и бизнеса: возможности и преимущества // От науки к бизнесу; Университеты, Бизнес и Власть: итоги взаимодействия за 10 лет: Материалы X Международного Форума «От науки к бизнесу». - Санкт-Петербург, 2016. - С. 130-133.

3. Горевая Е.С. Опыт формирования инновационных и управленческих компетенций инженерных кадров в вузе // Инновации. - 2015. - № 3. - С. 61-67.

4. Опыт ТУСУР как предпринимательского университета: достижения и перспективы / Н. В. Кетова [и др.] // Инновации. - 2014. - № 8. - С. 14-22.

5. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов

технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19415.

6. Селюков В.К. Новые ветры придумала жизнь: о подготовке инженеров-менеджеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Российское предпринимательство. - 2003. - № 4(40). - url: https://bgscience.ru/lib/927/

7. Овчинников С.Ю. Организационно-экономические и инфраструктурные аспекты развития молодежного предпринимательства // Развитие промышленного потенциала в условиях импортозамещения: технологии менеджмента и маркетинга. материалы международной научно-практической конференции. 2017. - Москва, 18 мая 2017.- С. 287-296.

8. Широкова Г.В. и др. Национальный отчет «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов (GUESSS)». - СПБ: ВШМ СПбГУ, 2016. - 49 с.

9. Bogatyreva K., Shirokova G. (2017) From Entrepreneurial Aspirations to Founding a Business: The Case of Russian Students. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 3, pp. 25-36.

10. Селянская Г.Н. SMART-университет ответ на вызовы новой промышленной революции // Креативная экономика. - 2015. - № 9. - c. 1151-1164.

The role of the university environment in the formation of

entrepreneurial culture of students Mursagalina G.M.

Sterlitamak branch of Bashkir state University The article discusses the key role of universities in the development of youth entrepreneurship. Universities are designed to give the necessary knowledge and competence, "arm" with practical skills. Universities are Central to the generation of entrepreneurial ideas, where science and youth are concentrated. The most creative part of the population is considered to be young people who are able to fully surrender to the idea. However, according to the author, in Russia the degree of implementation of the entrepreneurial component in the training program is very low. In addition, the role of the learning environment and relevant courses in the development of entrepreneurship among students was assessed by the latter at a fairly low level. The University environment should provide more support, create the necessary institutional conditions (competitions of business plans, organization of business incubators on the platform of universities, meetings with businessmen, provision of seed funding, organization of business games and training courses). University entrepreneurship education should be aimed at developing the knowledge and skills necessary to establish a new enterprise, as well as to increase the likelihood of considering entrepreneurship in innovative or standard business as a possible sphere of career building. The University should develop students ' entrepreneurial skills. The main task is to Supplement the program with additional disciplines in the field of entrepreneurship (strategic management, project management, business planning, etc.). This will allow to create projects on a par with other participants in the formation of joint projects for the economic development of the region.

Keywords: entrepreneurship, management, youth,

entrepreneurial culture, organizational culture, universities. References

1. Kuznetsov E.B., Engovatova A.A. "Universities 4.0": points of

growth of the knowledge economy in Russia // Innovations -

2016.— No. 5 .— S. 3-9.

2. Khayrullina M.V., Gorevaya E.S. University and business integration: opportunities and advantages // From science to business; Universities, Business and Power: results of interaction over 10 years: Materials of the X International Forum "From Science to Business". - St. Petersburg, 2016 .-S. 130-133.

3. Gorevaya E.S. Experience in the formation of innovative and

managerial competencies of engineering personnel at a university // Innovations. - 2015. - No. 3. - S. 61-67.

4. The experience of TUSUR as an entrepreneurial university:

achievements and prospects / N.V. Ketova [et al.] // Innovations. - 2014. - No. 8. - S. 14-22.

5. Revin I.A., Tsybulevskaya D.L. The development of entrepreneurial competencies among students of a technical university // Modern problems of science and education. -2015. - No. 2-1; URL: http://science-education.ru/en/article/view?id=19415.

6. Selyukov V.K. Life came up with new winds: on the training of

engineer managers at MSTU. N.E. Bauman // Russian Entrepreneurship. - 2003. - No. 4 (40). - url: https://bgscience.ru/lib/927/

7. Ovchinnikov S.Yu. Organizational, economic and infrastructural

aspects of the development of youth entrepreneurship // Development of industrial potential in the context of import substitution: management and marketing technologies. materials of the international scientific-practical conference.

2017. - Moscow, May 18, 2017 .-- S. 287-296.

8. Shirokova G.V. et al. National Report "Global Student Entrepreneurial Spiritual Research (GUESSS)". - SPB: GSOM SPbSU, 2016 .-- 49 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bogatyreva K., Shirokova G. (2017) From Entrepreneurial Aspirations to Founding a Business: The Case of Russian Students. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 3, pp. 25-36.

10. Selyanskaya G.N. SMART University is the answer to the challenges of the new industrial revolution // Creative Economy. - 2015. - No. 9. - c. 1151-1164.

X X О го А С.

X

го m

о

ю

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.