Научная статья на тему 'Почему воспитание в вузе остается малоэффективным?'

Почему воспитание в вузе остается малоэффективным? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агронина Н. И.

В статье содержатся сведения о цели и задачах куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза; выделены основные направления его работы; перечислены принципы, которыми руководствуется куратор в ходе своей деятельности; сформулированы педагогические условия, при которых воспитательная работа в вузе будет эффективна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агронина Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The acticle contains the information about the University, its structure and the aim of educating of the future specialists in the social sphere. The great part of the article is devoted to the tutor of the students group, communication of the tutor and the students group; changing of aims according to course of students' studies, the level of development and unity in the group.

Текст научной работы на тему «Почему воспитание в вузе остается малоэффективным?»

Н. И. Агронина

ПОЧЕМУ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ ОСТАЕТСЯ МАЛОЭФФЕКТИВНЫМ?

Работа представлена кафедрой социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. В. Репринцев

В статье содержатся сведения о цели и задачах куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза; выделены основные направления его работы; перечислены принципы, которыми руководствуется куратор в ходе своей деятельности; сформулированы педагогические условия, при которых воспитательная работа в вузе будет эффективна.

The acticle contains the information about the University, its structure and the aim of educating of the future specialists in the social sphere. The great part of the article is devoted to the tutor of the students group, communication of the tutor and the students group; changing of aims according to course of students’ studies, the level of development and unity in the group.

Становление личности молодого специалиста представляет собой многогранный процесс, результатом которого оказывается не только совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, но и духовное развитие будущего социального работника, формирование его ценностного отношения к окружающей действительности, понимание глубинных, экзистенциальных вопросов человеческого бытия, взаимоотношений человека с миром природы, с социальной средой (т. е. равноправие процессов обучения и воспитания). В качестве главной интегральной цели воспитания в условиях динамичных изменений общества объективно выступает формирование социально активной, жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности, личности, способной адекватно относиться к культурным ценностям общества и творчески действовать в социальной и профессиональной среде (Е. П. Белозерцев,

B. В. Кутузов, М. А. Ларина, О. А. Леонова, В. Н. Мезинов, А. В. Репринцев,

C. М. Салов, Н. Н. Сучкина и др.). Цель воспитания будущих специалистов социальной сферы - формирование идеалов, ценностных ориентаций на основе развития представлений об основных идейных установках, регулирующих воспроизводство, самореализацию наиболее значимых социальных групп, в которых предстоит жить и работать сегодняшнему студенту, а завтра - специалисту социальной сферы. Основную роль в деле реализации целей воспитания играют структурные подразделения университета, которые наряду со своими функциями по обучению студентов должны выполнять функции воспитания, обеспечивая тем самым качество подготовки специалиста.

Воспитательная система университета функционирует на трех уровнях, одним из наиболее важных является уровень первичного коллектива - студен-

ческой группы, в рамках которой происходит со-циальное и профессиональное становление личности будущего специалиста. Понятно, что ведущим и организующим фактором продуктивного влияния студенческого коллектива на будущего специалиста является куратор группы, - от него, по-существу, зависит эффективность деятельности всей воспитательной системы вуза.1

Какова же роль куратора студенческой группы в организации воспитательной деятельности первичного коллектива? Следует отметить, что роль куратора изменяется в зависимости от курса, на котором обучаются студенты группы. Условно цель его работы можно классифицировать на ближнюю и дальнюю. Дальняя цель - это профессионально воспитанная личность социального работника, а ближняя цель зависит от курса, на котором обучаются студенты. Так, на первом-втором курсах главная цель куратора - адаптация первокурсников к новым условиям жизни и деятельности в вузе. В социальном понимании адаптация есть приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной специальной среде. Иными словами, адаптация есть не что иное, как усвоение личностного социального опыта той среды, к которой она принадлежит (в нашем случае, к условиям вуза). Для того чтобы процесс адаптации был успешным, куратору необходимо начать свою работу с изучения студентов, обучающихся в курируемой группе. Это изучение личности каждого студента (общие данные, социально-бытовые условия, биографические сведения, психологическая характеристика), выявление мотивов выбора профессии, уровня воспитанности, диагностирование состояния учебной деятельности в группе, а также определение уровня межличностных отношений в коллективе.

Что же на этом этапе должен делать куратор, чтобы помочь студентам адап-

тироваться к условиям вуза? Прежде всего куратор должен тщательно изучить каждого из своих подопечных, составить максимально полный и выразительный индивидуальный портрет студента, объективно отражающий его реальный опыт воспитанности, кругозора, сформи-рованности профессиональных умений и навыков. На этой основе уже возможна реальная помощь первокурсникам в адаптации к новым условиям жизни и деятельности в вузе. Уже на этой основе куратор составляет план работы с группой, в который традиционно включаются Посвящение в студенты, совместное празднование дней рождения; Дня защитника Отечества, 8 Марта, Нового года. С помощью психологической службы куратор планирует проведение тренингов, ориентированных на знакомство ребят друг с другом, их взаимное психологическое сближение; планируются экскурсии, совместные поездки, трудовые дела; кураторские часы, посвященные изучению традиций университета, факультета, правил поведения в вузе, прав студента и преподавателя, особенностей будущей профессии, встречи с библиотекарями вуза, со студентами-от-личниками, с лучшими социальными работниками города. Все эти мероприятия направлены на формирование и сплочение коллектива, утверждение в нем ценностей и норм гуманистической среды.

Какие же? Опираясь на известные работы А. Н. Лутошкина, можно представить основные стадии, этапы, которые проходит студенческая группа в своем развитии за пять лет обучения в вузе: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»2. Главное в становлении и развитии коллектива - это умелое руководство им, грамотное выстраивание связей, отношений внутри студенческого сообщества, эффективные способы включения будущих специалистов в социально и профессионально ориентиро-

ванную деятельность. Формирование коллектива - процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед группой на конкретный период, куратору следует более точно определить ее «местонахождение» на пути к коллективу.

На 2-3-м году обучения деятельность куратора направлена на формирование устойчивых и глубоких профессиональных убеждений и принципов, идеалов, составляющих основу профессионального мировоззрения будущего социального работника. Особенности этого этапа состоят в том, что студенты получают основные знания по педагогике и психологии, теории и методике социальной работы. Особое внимание на этом этапе следует уделить формированию профессионального кругозора социального работника, основу которого составляют профессиональные взгляды, принципы, убеждения, готовность действовать в соответствии с ними в практических ситуациях. Акцент воспитательной работы куратора падает на духовно-нравственную составляющую профессиональной деятельности и развитие направленности внимания на целостное восприятие профессиональных ситуаций, их нравственных сторон и разрешение их в соответствии с требованиями профессиональной этики. Основное внимание следует уделять формированию мотивационно-волевого компонента, обеспечению каждому студенту возможности участия в деятельности, моделирующей различные профессиональные ситуации, развитию положительного отношения к работе с пожилыми людьми, инвалидами и др. категориями граждан.

Суть завершающего, третьего этапа профессионального становления студента в вузе и позиция куратора во взаимодействии со студенческой группой на 4 -5 курсе обусловлена тем, что в этот период идет активная подготовка к само -

стоятельной профессиональной деятельности, самосовершенствовании профессиональных и духовно-нравственных качеств, необходимых для самостоятельной деятельности; проверка своих профессиональных возможностей и способностей студентов, закрепление творческого подхода к решению поставленных задач, овладение будущими специалистами методикой научной работы в процессе написания выпускных квалификационных работ, прогнозирование и проектирование их дальнейшего профессионального роста. На этом этапе основное внимание уделяется формированию готовности к практической деятельности и развитию навыков профессиональной деятельности, обеспечивающих духовнонравственную устойчивость, результативность и высокую работоспособность будущего социального работника, организации систематической работы над собой, своей общей и профессиональной культурой. Сложность этого этапа формирования профессиональной воспитанности будущего социального работника заключается в том, что успех не гарантируется простым переносом общей культуры, духовно-нравственных качеств и свойств личности в сферу профессиональной деятельности. Наряду с актуализацией качеств, имеющегося опыта большое значение имеет сочетание коэрцитивности и адаптации к но -вой ситуации, освоение принятых в социуме профессионально-нравственных норм и ценностей и сохранение усвоенных ранее3. Поэтому на четвертом-пятом курсе важно довести самостоятельность студентов в решении профессиональных и духовно-нравственных задач до высокого уровня. К окончанию вуза студент должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, устойчивыми духовно-нравственными качествами с тем, чтобы прийти на работу подготовленным к профессиональной деятельности.

Итак, деятельность куратора является важным элементом в воспитательной системе вуза, именно куратор формирует личность будущего социального работника, моделируя, различные профессиональные ситуации, развивая положи-

тельное отношение к будущей профессиональной деятельности, обеспечивая условия для продуктивного профессионального и личностного развития каждого студента.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: концептуальные и технологические основы / Авт.-сост. А. И. Лазарев, А. И. Конопля, Н. С. Степашов. Курск: КГМУ, 2005. С. 34.

2 ЛутошкинА. Н. Как вести за собой. М.: 1979. С. 56.

3 Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты / А. С. Чернышев, Н. С. Степашов, Е. И. Дымов и др. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.